Важнейшие проявления политической жизни в обществе
Политическая жизнь возникла в результате распада общества на социальные группы с несовпадающими интересами. Общество резко усложнилось, и поэтому появилась политика как деятельность по согласованию социальных интересов. Все население разделилось на управляющих (элита) и управляемых (масса). Основной функцией политики стало управление обществом с помощью государства в интересах прежде всего наиболее влиятельных классов и слоев общества.
Сфера политики явилась следствием и отражением тех процессов, которые зародились и существуют в социальной жизни общества. Речь идет прежде всего о социально-экономических интересах людей. Следует иметь в виду, что за всякого рода лозунгами и программами политических партий, заявлениями и действиями политиков как правило стоят интересы тех социальных групп, которых они представляют. Сфера политичес кой жизни включает в себя все многообразие явлений и процессов, так или иначе связанных с борьбой за обладание государственной властью. Назовем и кратко охарактеризуем важнейшие проявления политической жизни общества.
Политические потребности и интересыявляются побудительными мотивами («пружинами») деятельности людей в сфере политики. В качестве мотивов выступают имущественные интересы людей, их идеалы и честолюбие, нравственные соображения и другое. Данные интересы выражают потребности людей, т.е. то, чего им недостает в реальной жизни. Неудивительно, что политика вовлекает в свой бурный поток не только людей с безупречной совестью, но и негодяев и проходимцев. Политическая жизнь — это всегда отстаивание своих интересов, в какие бы одежды эти интересы ни рядились.
Политическое сознаниелюдей является духовной стороной политической жизни общества. Оно включает в себя как чисто житейские представления о политике и государстве, так и различные учения и теории. Если нет политического сознания, то нет и полноценной политической жизни в целом. Имея знания и представления о политике (пусть даже и самые простейшие), люди получают возможность участвовать в ней сознательно(со знанием дела), давать оценки конкретным фактам и явлениям политики, делать выбор в пользу собственных интересов.
Субъекты политической жизниесть ее участники, «актеры». Речь идет о конкретных индивидах и группах, которые являются носителями интересов, сознания и практических действий. Изучая политическую жизнь общества, философия обращает внимание на политическую культурусубъектов политики, на взаимоотношения между лидерами и. массой, духовные качества участников политики. Философия отмечает также высокую степень субъективного (личностного) начала в политической жизни. Ее интересует и то, насколько общество демократично, т.е. создает примерно равные возможности для участия в политической деятельности всем ее участникам.
Институты (органы) политической жизнипредставляют собой специальные «инструменты», создаваемые и используемые субъектами политики для борьбы за власть и ее применение. К числу таковых относятся политические партии, различного рода движения, ассоциации и организации. Основным инструментом политики является конечно же само государство как официальное выражение власти в обществе. Наличие названных нами институтов свидетельствует о том, что человечество сумело «изобрести» специальные средствадля цивилизованного и эффективного протекания политической жизни в обществе.
Собственно политикаесть, по определению В.И.Ленина, «участиев делах государства». В данном случае политика рассматривается как вид деятельности человеканаряду с наукой, воспитанием, земледелием и другими. Она выполняет не только лишь функцию завоевания власти и ее упрочения, но может быть направлена также и на достижение гражданского согласия (консенсуса) в обществе. В этом случае используются такие цивилизованные методы деятельности, как конструктивный диалог, компромисс (соглашение на основе взаимных уступок), партнерство и т.п. Но в политике используются, увы, и не только эти методы. Нередко можно услышать, что политика — это «грязное дело», что это якобы «зверь, не знающий Бога» (Н.А.Бердяев) и т.п. Действительно, в политике имеет место хитрость и даже обман, заигрывание с массами и нечестная игра, лицемерие, цинизм, коварство и жестокость. Так было всегда, так оно есть и сейчас, и в этом тоже проявляется ее противоречивая природа. Но все это еще не дает оснований полагать, что в этой деятельности нет места для совести, честности, порядочности и других позитивных социальных ценностей.
Политические отношения— это те связи и зависимости, которое складываются между индивидами и группами людей в ходе их борьбы за власть. Это проявляется, например, в формах солидарности, сотрудничества, компромисса. Но эти отношения нередко существуют и в формах соперничества, конфронтации и даже грубого конфликта сторон.
Политическая культурапредставляет собой типичные для данного общества образцы (формы) мышления и практической деятельности людей, проявляемые ими в сфере политики. Это понятие употребляется также и для характеристики человека как участника политической деятельности, раскрытия его политических качеств. Политическая культура представляет собой единство политического сознания и практических действий, их синтез. Это прежде всего способы и формы участия индивида в политике (мирные или же насильственные действия, активное участие или же неучастие в политике и т.д.). политическая культура является инструментомдля сознательного участия человека в политике и выполняет разнообразные функции. Кроме названной выше функции участияв политике, она способствует стабильности в обществе или же, при низкой культуре, разрушает ее. С помощью политической культуры передаются опыт, традиции и способы деятельности в политике от поколения к поколению. Она может как способствовать объединению (консолидации) людей на почве общих интересов, так и напротив — разъединять их, вносить вражду и неприязнь друг к другу. Политическая культура помогает интеллектуальному развитию личности путем освоения индивидом существующих в обществе способов политического мышления и знаний о политике.
Политические принципы инормы включают в себя систему правил, запретов и ограничений для политической деятельности. В политике тоже должна быть своя мера, т.е. разумный предел допустимого. Эта мера определяется интересами безопасности и стабильного развития общества. Очень важно, например, принимать в правительстве такие решения, которые бы своевременно разрешали назревающие социальные конфликты. От высших государственных деятелей требуются такие поступки, которые бы не ущемляли честь и национальное достоинство своего народа и т.д. и т.п. Данные принципы и нормы представляют собой как бы «правила игры» в политике.
В качестве небольшого вывода по второму вопросу мы считаем важным заметить следующее. Политическая жизнь общества глубоко социальна, т.е. она отражает интересылюдей, формирующиеся в социальной сфере. На основе этих интересов возникают специальные институты (органы) — партии, государство и др., в задачу которых входят формулировка и реализация этих интересов. Одной из важнейших функций политической сферы является закрепление и сохранение существующего в обществе социально-экономического порядка вещей (например, отношений собственности), либо же его изменение в интересах тех или иных социальных групп и слоев. Основная функцияполитической жизни есть, следовательно, отражение и реализация социально-экономических и иных интересов людей.