Особенности работы в группе
На работу любой группы влияют след факторы:
§ Размер группы
§ Характер задачи
§ Ресурсы и поддержка
§ Внешние признание
§ Состав
Для лучшей работы группы каждый ее член должен что то привносить:
ü Ориентированность на задачу-выдвижение идей,предложений,поискв вариантов,подведение итогов
ü Ориентация на поддержку взаимоотношений-поощрение дружеской атмосферы,разрешение конфликтов,обратная связь,работа с чувствами.
ü На достижение собственных интересов
Проблемы работы в группе:
1) «Скрытые повестки дня» когда личные цели не совпадают или противореч групповым
2) «Белые пятна» мнения членов группы о кот не догадываются участники
3) «Групповое беспокойство» неуверенность в своей ценности для группы
4) «Групповое мышление» одинаковый замыленный взгляд на вещи
Техники работы в группе:
*Мозговой штурм
*Круговой сбор идей
*Дискуссия
Отличительные черты команды.
Команда – это небольшая группа людей, обладающих взаимодополняющими навыками, которые совместно активно работают над достижением цели, за которую они несут коллективную ответственность.
1)Важным отличительным признаком команды является её определённая автономияпри подготовке и принятии решений, то есть, команды отличаются большими возможностями для самоуправления, чем группы. В командах происходят одновременно процессы управления и обучения управлению. Члены команды, как правило, владеют несколькими профессиями, имеют высокую квалификацию. Это позволяет обеспечивать постоянный рост эффективности труда, снижать потребность в узких специалистах и повышать удовлетворённость трудом.
Команде присуща внутренняя организация, которая может быть в значительной мере неформальной. Эта организация характеризуется своими целями, базовыми ценностями, ролями, формальной и неформальной структурой, нормами, правилами, координацией деятельности, чёткой системой контроля, собственной системой коммуникаций, своей ярко выраженной организационной культурой, системой мотивации и т.п. Следует отметить, что в командах чувство общей цели превращается в специфические задачи по выполнению работы. Такая неформальная организация позволяет осуществлять управление деятельностью своих членов с очень высокой эффективностью.
2)Другой отличительной особенностью команды является чувство общности коллектива, которое объединяет членов команды и является основой корпоративной солидарности. В командах, как правило, хорошо подобран и сбалансирован состав работников в зависимости от необходимых ролей, поэтому члены команд хорошо сотрудничают друг с другом и имеют высокую степень удовлетворённости от совместной деятельности,
Исследователи отмечают, что команда во главе со своим лидером одновременно является «мозговым центром» организации и эффективным инструментом реализации её главных, стратегических целей.
Члены высокоэффективных команд хорошо мотивированы так как командная работа даёт её участникам значительные психологические, социальные и материальные преимущества.
3)Важной отличительной особенностью команды является её довольно продолжительный жизненный цикл, который отличается от продолжительности жизни различного рода временных коллективов (комитетов, проектных, групп и других).
Командные роли по Белбину
Согласно теории Белбина [Belbin, 1995], важную роль в структуре команды играют уровень профессиональной компетенции и индивидуальные способности участников. Под профессиональной компетенцией понимаются знания и навыки людей, подтверждаемые дипломами, свидетельствами о повышении квалификации и трудовым стажем. Напротив, сфера индивидуальных способностей включает в себя свойства, которые сложно оценить количественно, например, воля, поведение, характер и талант. В своей теории командных ролей Белбин выделяет девять ролей, которые могут играть участники команды. Эти девять ролей описаны в таблице 8.2. Командные роли объединяют личностные характеристики, которые каждый из участников команды привносит в нее. Важно, чтобы эти роли распределялись равномерно между всеми членами команды, и при этом между ролью каждого из них и его должностными функциями соблюдалось соответствие. Члены команды также должны знать, какие роли они играют сами, а какие принадлежат другим участникам команды, и принимать эти роли. Используя опросник [см. Belbin, 1995], члены группы могут проверить, к выполнению каких ролей они в большей или меньшей степени предрасположены. Основываясь на этих знаниях, они смогут впоследствии контролировать качество работы команды. Джон Ван Дам, работник службы безопасности компании Business Jet, ответил на вопросы указанного теста. Обработка его ответов позволила сделать вывод, что Джон, в первую очередь, склонен играть роль формулирующего решения и в меньшей степени — роль контролера. Это соответствует наиболее характерному для него стилю обучения — активист (см. п. 7.3). Работая над улучшением работы команды, также важно не забывать про рекомендации, представленные ниже.