Особенности работы в группе. Нейропсихологическая коррекция обычно проводится в индивидуальной форме при наличии у ребенка существенных отклонений в развитии

Нейропсихологическая коррекция обычно проводится в индивидуальной форме при наличии у ребенка существенных отклонений в развитии, искажении эмоционально-аффективной сферы и, в некоторых случаях, на начальных этапах работы.
В настоящее время растет количество детей с минимальными мозговыми дисфункциями, а также тех, чье состояние можно оценить как пограничное. С такими детьми целесообразно проведение коррекции в групповой форме. Помимо задач, решаемых в ходе нейропсихологической коррекции, данный вид работы помогает ребенку решить проблемы, связанные с нарушением социальной адаптации, трудностями в общении.
Групповая работа создает оптимальную обстановку для детей, нуждающихся в освоении навыков социальных контактов. Кроме того, некоторые приемы нейропсихологической коррекции оказываются особенно эффективными в условиях группы, где ребенок может сравнить свое выполнение задания с другими участниками, где можно показать удачные и неудачные способы решения различных задач, ввести игровые и соревновательные элементы. В группах детей любого возраста действуют механизмы подражания, и то, что выполняется каждым ребенком, имеет существенное значение для всех участников. В коллективе ребенок может осознать, как он взаимодействует с другими детьми, получить от них «обратную связь», опробовать новые формы поведения и усвоения знаний. Кроме того, каждый ребенок нуждается в связи с другими детьми, чтобы убедиться, что и другие испытывают сходные чувства и сталкиваются со сходными проблемами.
Возвращение к индивидуальным занятиям возможно в том случае, если ребенок не справляется с темпом работы группы при решении коррекционных задач.
По своему типу группы нейропсихологической коррекции относятся к обучающим и психотерапевтическим, так как целью групповой работы является решение как психологических, так и социальных проблем ребенка.
Как правило, в группы входит 6–8 детей (девочки и мальчики) с разницей в возрасте не более 2 лет (5–6 лет, 7–8 лет и т. д.), имеющих схожий нейропсихологический статус, независимо от нозологии. Таким образом, в одну группу с детьми, имеющими психосоматические расстройства, могут войти дети с неврозами, патологическими привычками, гиперактивностью и расстройством внимания и легкой задержкой психического развития, имеющие трудности обучения (дисграфию, дислексию, нарушение счета и пр.), а также имеющие сочетанную патологию. Очень важно, чтобы гиперактивных детей в группе было не больше двух, и только один – с гиперфункцией правого полушария. Сюда не должны попадать дети с психическими расстройствами и пережившие сексуальное насилие. В одну группу не принимаются дети-родственники, кроме близнецов. Группы являются закрытыми, так как используются обучающие техники, занятия продолжаются от 6 месяцев до 2 лет, в зависимости от возраста и состояния детей.
Независимо от состава групп, можно выделить некоторые общие закономерности групповой динамики, фазы, свойственные любым группам.
На первой фазе происходят: а) знакомство детей друг с другом и специалистом; б) ориентация в окружающей обстановке; в) усвоение правил детьми и их родителями. Это период зависимости от ведущего групп.
В самом начале важно оговорить условия выхода из группы, если в этом будет необходимость. Задача ведущего на этом этапе – создать атмосферу максимального доверия (нельзя насильно включать ребенка в работу), отработать механизм обратной связи, добиться усвоения правил поведения в группе детей и родителей. На первом занятии проходит знакомство членов группы, выяснение их желаемого результата, предоставление детям и их родителям полной информации о предстоящей работе, возможных трудностях и ухудшениях. Отношение детской группы к занятиям неоднозначно, каждый ребенок имеет свою мотивацию прихода к психологу, некоторых детей без объяснений приводят родители. Как фактор управления группой вводится метод поощрений и наказаний: правильное выполнение инструкций детьми регулируется с помощью поощрений (призы в виде конфет, игрушек) и наказаний (лишение призов, штрафные очки), что является в условиях группы очень значимым. При нарушении правил поведения дети могут удаляться с занятия. На начальном этапе родители активно привлекаются к работе. В это время ребенок учится осваивает базовые навыки. Как правило, они вызывают большие трудности, и родители помогают своим детям. В конце первой фазы (через 8-10 занятий) отмечается закономерное ухудшение состояния и поведения ребенка. Очень важно, чтобы в этот момент он чувствовал поддержку родителей (прежде всего – матери). В свою очередь, каждая мать должна чувствовать поддержку и защиту со стороны психолога, ведущего группу; специалист создает связь между ребенком и родителем, поддерживает их.
Вторая фаза – стадия конфликтов или конфронтации. Здесь происходит усвоение ребенком первоначальной программы и отработка вновь усвоенных навыков, что является нудным и монотонным. В связи с этим, а также в силу законов динамики коррекционных групп, среди детей возникает недовольство рабочей программой и ведущим. На этой стадии происходит процесс статусной дифференциации группы: группа делится на активных и пассивных, доминирующих и подчиняющихся. Здесь возможны агрессивные выпады против специалиста, ведущего группу, и отказ от занятий. Для уравновешивания группы детям предлагается поочередное ведение занятий, чтобы каждый ребенок почувствовал себя в роли ведущего. Это поднимает авторитет каждого ребенка, ведет к лучшему освоению программы занятий, стимулирует занятия дома. На данной фазе родители удаляются из группы и приглашаются на занятия только в связи со сменой программы.
Третья фаза – конструктивная, направленная на сглаживание конфликтов и сплочение группы. Дети научаются самостоятельно работать, помогать друг другу и получать помощь, открыто высказывать свои проблемы. Для этой фазы характерно повышение интереса к решению своих проблем (особенно для детей школьного возраста), вера в свои собственные силы. Как правило, на данном этапе отмечается уже стойкое улучшение в состоянии ребенка, повышение работоспособности, обучаемости и социального статуса. Необходимо отметить, что устранение симптома не есть достаточный повод для окончания коррекционной работы. Положительный результат, выражающийся в ликвидации проявлений дезадаптации и имевшихся ранее нарушений, не является единственным критерием эффективности. Многие родители считают конечной целью снятие нарушений, явившихся причиной обращения к специалисту. Однако родителям надо объяснить, что занятия с ребенком необходимо продолжать для разрушения патологического механизма, обеспечения устойчивости достигнутого эффекта, профилактики новых нарушений.
Необходимо учитывать, что у группового метода имеется целый комплекс косвенных результатов: например, повышение самооценки, уверенности в себе, преодоление трудностей в общении. Максимальный эффект достигается спустя 6–7 месяцев после окончания психо-коррекционного воздействия. Отсроченная диагностика показывает устойчивость достигнутых результатов на отдаленных этапах после завершения коррекции.

Литература

1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Цветковой. – М.: МПСИ, 2006.
2. Александрян Э. А. Сенсорное развитие на ранних стадиях онтогенеза и роль двигательного анализатора в этом процессе. – Ереван: Айастан, 1972.
3. Алферова В. В., Фарбер Д. А. Отражение возрастных особенностей функциональной организации мозга в электроэнцефалограмме покоя // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. – Л.: Наука, 1990. – С. 45–64.
4. Ананьев Б. Г. Собрание соч. – М.: Педагогика, 1980. – Т. 2.
5. Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. – М.: Медицина, 1968.
6. Анохин П. К. Системогенез как общая закономерность эволюционного процесса // Бюллетнь экспериментальной биологии и медицины, 1948. – Т. 26, 8. – С. 81–99.
7. Анохин П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы. – М.: Наука, 1980.
8. Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С. Лечение детей с психосоматическими расстройствами. – СПб.: Сфера, 2002.
9. Аршавский И. А. Основы возрастной периодизации // Возрастная физиология. – Л.: Наука, 1975. – С. 3–67.
10. Аскоченская Т. Ю., Фомичев С. И. Функциональная асимметрия мозга у детей с эпилепсией // Журнал невр. и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1990. – № 11.
11. Аскоченская Т. Ю. Нарушение психических процессов в начальной стадии эпилепсии у детей: Канд. дис. – М., 1990.
12. Афанасьев В. Г. Мир живого: системность, эволюция и управление. – М.: Политиздат, 1986.
13. Ахутина Т. В. Нарушения письма: диагностика и коррекция // Актуальные проблемы логопедической практики. – СПб.: Акционер и К, 2004.
14. Ахутина Т. В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе // I Международная конференция памяти А. Р. Лурия. – М.: Изд-во РПО, 1998. – С. 201–208.
15. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций. – М.: Академия, 2003.
16. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Методология нейропсихологического сопровождения детей с неравномерностью развития психических функций // А. Р. Лурия и психология XXI века. Доклады II Международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А. Р. Лурия / Под ред. Т. В. Ахутиной, Ж. М. Глозмана. – М.: Смысл, 2003. – С. 181–189.
17. Бадалян Л. О. Детская неврология. – М.: Медицина, 1984.
18. Бадалян Л. О. Невропатология. – М.: Просвещение, 1987.
19. Бадарни А. Нейропсихологическая диагностика формирования памяти у младших школьников (кросс-культурное исследование): Дис. канд. псих. н. – М.: МГУ, 2003.
20. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. – М.: Прогресс, 1985.
21. Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология. – М.: Академия, 2002.
22. Берк Л. Е. Развитие ребенка. – СПб.: Питер, 2006.
23. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М.: Медицина, 1966.
24. Бетелева Т. Г. Онтогенез анализаторных систем. В кн.: Возрастная физиология. – Л.: Наука, 1975. – С. 523–549.
25. Бетелева Т. Г. Онтогенез структурно-функциональной организации воспринимающей системы мозга // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. – Л.: Наука, 1990. – С. 65–86.
26. Бехтерева Н. П. Здоровый и больной мозг человека. – Л.: Наука, 1980.
27. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. – М.: Мир, 1988.
28. Васильева В. А. Периоды выраженных структурных преобразований задней ассоциативной области коры большого мозга человека от рождения до 20 лет // Альманах «Новые исследования». – М.: Вердана, 2004. – № 1–2. – С. 105–106.
29. Вассерман Л. И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. А. Методы нейропсихологической диагностики. – СПб.: Стройлеспечать, 1997.
30. Венгер Л. А., Ибатуллина А. А. Соотношение обучения, психического развития и функциональных особенностей созревающего мозга // Вопросы психологии, 1989. – № 2. – С. 20–27.
31. Визель Т. Г. Аномалии речевого развития ребенка. – М., 1995.
32. Волков А. М., Микадзе Ю. В., Солнцева Г. Н. Деятельность: структура и регуляция. – М.: МГУ, 1987.
33. Волохов А. А. Развитие нервной системы в раннем возрасте // Возрастная физиология. – Л.: Наука, 1975. – С. 443–490.
34. Выготский Л. С. Собрание соч. в 6 т. – М.: Педагогика, 1983. – Т. 3.
35. Выготский Л. С. Собрание соч. в 6 т. – М.: Педагогика, 1984. – Т. 4.
36. Выготский Л. С. Собрание соч. в 6 т. – М.: Педагогика, 1984. – Т. 5.
37. Выготский Л. С. Собрание соч. в 6 т. – М.: Педагогика, 1986. – Т. 6.
38. Галлезе В., Риццолатти Д., Фогасси Л. Зеркальная часть мозга // В мире науки, 2007. – № 3.
39. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. – М.: Наука, 1966.
40. Гальперин П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. Психологическая наука в СССР. – М.: АПН РСФСР, 1959. – Т. 1. – С. 441–469.
41. Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. – М.: МГУ, 1978.
42. Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. – СПб.: Питер, 2006.
43. Голдберг Э. Управляющий мозг. – М.: Смысл, 2003.
44. Голод В. И. Функциональная асимметрия у детей с нарушениями речевого развития: Канд. дис. – М.: МГУ, 1986.
45. Гордеева Н. Д., Зинченко В. П. Функциональная структура действия. – М.: МГУ, 1982.
46. Горев А. С. Возрастные особенности произвольной регуляции функционального состояния нервной системы. В кн.: Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. – Л.: Наука, 1990. – С. 111–133.
47. Горячева Т. Г., Султанова А. С. Психокоррекция / Под ред. Б. А. Маршинина. Клиническая психология в социальной работе. – М., 2002. – С. 33–36.
48. Горячева Т. Г., Султанова А. С. Сенсомоторная коррекция при психосоматических расстройствах в детском возрасте / Под ред.
Ю. С. Шевченко. Бихевиорально-когнитивная психотерапия детей и подростков. – СПб.: Речь, 2003.
49. Горячева Т. Г., Султанова А. С. Нейропсихологические особенности психического развития детей с синдромом гиперактивности // Материалы Российской научно-практической конференции «В. М. Бехтерев и современная психология». – Казань, 2005. – Вып. 3, т. 2. – С. 91–100.
50. Доброхотова Т. А., Брагина Н. Н. Левши. – М.: Книга, 1994.
51. Дубровинская Н. В. Нейрофизиологические механизмы внимания. – Л., 1985.
52. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки – два разных мира. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.
53. Жаворонкова Л. А. Правши-левши: межполушарная асимметрия электрической активности мозга человека. – М.: Наука, 2006.
54. Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. – М.: Академия, 2005.
55. Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М.: Школа-Пресс, 2000. – С. 7–10.
56. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В 2 т. – М.: Педагогика, 1986.
57. Здоровье населения России и деятельность учреждений здравоохранения в 1999 году (статистические материалы). – М.: МЗ РФ, 2000.
58. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна – СПб.: Питер, 2002.
59. Клосовский Б. Н. Основные данные о развитии мозга ребенка. – М.: Медгиз, 1949.
60. Князева М. Г. Системная организация интегративных процессов при умственной деятельности ребенка // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. – Л.: Наука, 1990. – С. 134–167.
61. Кольцова М. М., Усов А. Г. Возрастные особенности ВНД человека. – М.: Наука, 1975. – С. 550–573.
62. Коновалов В. Ф. Половые различия латерализации некоторых функций мозга у детей и подростков // Леворукость у детей и подростков / Под ред. Г. Н. Сердюковской, А. П. Чуприкова. – М., 1987. – С. 29–32.
63. Корнев А. Н. Дислексия и дисграфия у детей. – СПб.: Гиппократ, 1995.
64. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: Речь, 2003.
65. Корнев А. Н. Основы логопатологии детского возраста. Клинические и психологические аспекты. – СПб.: Речь, 2005.
66. Корнев А. Н. Применение нейропсихологических методов исследования у детей / Вассерман Л. И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. А. Методы нейропсихологической диагностики. – СПб.: Стройлеспе-чать, 1997.
67. Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении. – М.: Ропедагенство, 1997, 2001.
68. Котик Б. С. Нейропсихологический подход: от упражнений к системно-динамическому анализу обучения иностранному языку // Вопросы психологии, 1990. – № 3. – С. 126–133.
69. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000.
70. Красовская О. А. О нарушениях зрительно-перцептивных функций при очаговых поражениях мозга в детском возрасте // Проблемы медицинской психологии / Под ред. А. Н. Леонтьева, Е. Д. Хомской, Е. Ю. Артемьевой. – М.: МГУ, 1980.
71. Кэхилл Л. Его мозг, ее мозг // В мире науки, 2005. – № 8.
72. Лалаева Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПб.: Союз, 1998.
73. Лалаева Р. И., Бенедиктова Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Союз, 2001.
74. Лебединский В. В. Нарушение психического развития у детей. – М.: МГУ, 1985; М.: Академия, 2003.
75. Леви Г. Б. Квадратные колышки к круглым отверстиям. Дети с нарушениями обучаемости в школе и дома. – СПб.: Смарт, 1995.
76. Леворукость у детей и подростков/ Под ред. Г. Н. Сердюковской, А. П. Чуприкова. – М., 1987.
77. Лейтес Н. С. К проблеме сенситивных периодов психического развития человека. В кн.: Принцип развития в психологии. – М.: Наука, 1978.
78. Леонтьев А. Н. Избран. психол. произв. в 2 т. – М.: Педагогика, 1983. – Т. 1.
79. Леушина Л. И., Невская А. А., Павловская М. Б. Асимметрия полушарий головного мозга с точки зрения опознания зрительных образов // Сенсорные системы. Зрение. – Л., 1982. – С. 76–92.
80. Лукьянчикова Ж. А. Межполушарная асимметрия и эмоциональные особенности математически одаренных подростков: Автореф. канд. дис. – М.: МГУ, 2006.
81. Лурия А. Р. Восстановление функций мозга после военной травмы. – М.: Изд-во АМН СССР, 1948.
82. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. – М.: МГУ, 1962, 1969; М.: Академический проект, 2000. Академия, 2005. – С. 91–188.
96. Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга – элементарный модуль и распределенная система // Разумный мозг. – М.: Мир, 1981. – С. 15–67.
97. Мещеряков Б. Г. Логико-семантический анализ концепции Л. С. Выготского: систематика форм поведения и законы развития высших психических функций // Вопросы психологии, 1999. – № 4. – С. 3–15.
98. Микадзе Ю. В. Дифференциальная нейропсихология детского возраста // Вопросы психологии, 2002. – № 4. – C. 111–119.
99. Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста // Психология развития / Под ред. Т. Д. Марцинковской. – М.: Академия, 2005. – С. 212–258.
100. Микадзе Ю. В. Нейропсихологическая диагностика способности к обучению // Вестник МГУ. Серия 14. Психология, 1996. – № 2. – С. 46–50.
101. Микадзе Ю. В. Нейропсихологический анализ формирования психических функций у детей // I Международная конференция памяти А. Р. Лурия. Сборник докладов / Под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной. – М.: Факультет психологии, РПО, 1998. – С. 225–231.
102. Микадзе Ю. В. Нейропсихология индивидуальных различий в детском возрасте: Автореф.

докт. дис. – М.: МГУ, 1999.
103. Микадзе Ю. В. Психологический анализ нарушений поведения: методологические принципы // Вестник МГУ. Психология, 1991. – № 2. – С. 12–17.
104. Микадзе Ю. В., Корсакова Н. К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников. – М.: ИнтелТех, 1994.
105. Мосидзе В. М., Эзрохи В. Л. Взаимоотношения полушарий мозга. – Тбилиси: Мецниереба, 1986.
106. Москвин В. А. Межполушарные отношения и проблема индивидуальных различий. – М.: МГУ; Оренбург: ИПК ОГУ, 2002.
107. Муравов И. В. Возрастные изменения двигательной деятельности // Возрастная физиология. – Л.: Наука, 1975. – С. 408–442.
108. Мухин К. Ю. Эпилепсия // Петрухин А. С. Неврология детского возраста. – М.: Медицина, 2004. – С. 646–672.
109. Нейропсихология сегодня / Под ред. Е. Д. Хомской. – М.: МГУ, 1995.
110. Новикова Л. А. Нейрофизиологические механизмы зрительной и слуховой депривации // Физиология человека, 1986. – Т. 12, 5. – С. 844–856.
111. Новикова Л. А., Фарбер Д. А. Функциональное созревание коры и подкорковых структур мозга в различные возрастные периоды по данным электрофизиологических исследований // Возрастная физиология. – Л.: Наука, 1975. – С. 491–522.
112. Ньокиктьен Ч. Детская дисфазия: клинические теории и нейробиологические механизмы // Альманах «Исцеление». – М.: Тривола, 1993. – С. 138–153.
113. О положении детей в РФ. Государственный доклад. – М.: Синергия, 1995.
114. Осипенко Т. Н. Психофизиология речевого онтофилогенеза и пути коррекции дисфазий в детском возрасте // Альманах «Исцеление» / Под ред. И. А. Скворцова. – М.: Тривола, 1993.
115. Петрухин А. С. Неврология детского возраста. – М.: Медицина, 2004.
116. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – Международная педагогическая академия, 1994.
117. Психиатрия, психосоматика, психотерапия / Под ред. К. П. Кискера, Г. Фрайбергера, Г. К. Розе, Э. Вульфа. – М.: Алетейа, 1999.
118. Психология развития / Под ред. Т. Д. Марцинковской. – М.: Академия, 2005.
119. Пылаева Н. М., Ахутина Т. В. Коррекция зрительно-вербальных функций у детей 5–6 лет // Школа здоровья, 1999. -№ 2. – С. 65–71.
120. Пылаева Н. М., Ахутина Т. В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5–7 лет. Методическое пособие. – М.: ИНТОР, 1997.
121. Развитие мозга ребенка / Под ред. С. А. Саркисова. – Л.: Медицина, 1965.
122. Рамачандран В., Оберман Л. Разбитые зеркала: теория аутизма // В мире науки, 2007. – № 3.
123. Раттер М. Помощь трудным детям. – М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 1999.
124. Сафонова Т. Я., Фролова А. Д. Охрана здоровья детей // О положении детей в РФ. Государственный доклад. – М.: Синергия, 1995.
125. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2000.
126. Семенова Л. К., Васильева В. А., Цехмистренко Т. А. Структурные преобразования коры большого мозга человека в постнатальном онтогенезе // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. – Л.: Наука, 1990.
127. Семенович А. В. Межполушарная организация психических процессов у левшей. – М.: МГУ, 1991.
128. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Академия, 2002.
129. Семенович А. В., Гатина С. В., Серова Л. И., Сафронова Е. В., Пивоварова Е. В. Схема нейропсихологического обследования детей. – М.: МГПУ, 1998.
130. Семенович А. В., Умрихин С. О. Пространственные представления при отклоняющемся развитии (методические рекомендации к нейропсихологической диагностике). – М., 1998.
131. Семенович А. В., Цыганок А. А. Нейропсихологический подход к типологии онтогенеза. В кн.: Нейропсихология сегодня / Под ред. Е. Д. Хомской. – М.: МГУ, 1995. – С. 170–183.
132. Симерницкая Э. Г. Доминантность полушарий. – М.: МГУ, 1978.
133. Симерницкая Э. Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. – М.: МГУ, 1985.
134. Симерницкая Э. Г. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости // Нейропсихология сегодня/ Под ред. Е. Д. Хомской. – М.: МГУ, 1995. – С. 154–160.
135. Симерницкая Э. Г. Нейропсихологическая методика экспресс-диагностики «Лурия-90». – М.: Знание, 1991.
136. Скворцов И. А., Апексимова О. А., Петракова В. С., Егорова Л. Е., Самодуровская Ю. В. Исследование «профиля развития» психоневрологических функций у детей до 7 лет и психологическая коррекция нарушений. – М.: Тривола, 2002.
137. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. – М.: Мир, 1983.
138. Строганова Т. А., Орехова Е. В. Психофизиология индивидуальных различий в младенчестве: современное состояние проблемы // Вопросы психологии, 1998. – № 1. – С. 128–145.
139. Судаков К. В. Функциональные системы организма // Системные исследования. Методологические проблемы. – М.: Наука, 1987. – С. 300–319.
140. Судаков К. В. Цель поведения как объект системного анализа // Психологический журнал, 1980. – Т. 1. – № 2. – С. 77–98.
141. Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста. Избранные главы. – М.: Никулин А. Л., 1998.
142. Схема нейропсихологического обследования детей. Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития (конспект) / Под ред. А. В. Семенович. – М., 1999.
143. Трауготт Н. Н., Кайданова С. И. Нарушение слуха при сенсорной алалии и афазии. – Л.: Наука, 1975.
144. Троицкая Л. А. Нарушение речи у больных эпилепсией. Обзор литературы // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 2006. – Т. 106, 7. – С. 83–95.
145. Троицкая Л. А. Эпилепсия и нарушения развития речи // Вопросы психического здоровья детей и подростков, 2007. – № 1. – С. 25–30.
146. Троицкая Л. С. Нарушения познавательной деятельности у детей с эпилепсией и их коррекция: Автореф. докт. дис. – М., 2007.
147. Фарбер Д. А. Принципы системной структурно-функциональной организации мозга и этапы ее формирования // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. – Л.: Наука, 1990. – С. 168–177.
148. Фарбер Д. А., Алферова В. В., Бетелева Т. Г. и др. Онтогенез функциональной асимметрии // Принципы и механизмы деятельности мозга. – Л.: Наука, 1985. – С. 80–82.
149. Фарбер Д. А., Бетелева Т. Г., Дубровинская Н. В., Мачинская Р. И. Нейрофизиологические основы динамической локализации функций в онтогенезе // I Международная конференция памяти А. Р. Лурия. Сборник докладов / Под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной. – М.: Российское педагогическое общество, 1998. – С. 208–215.
150. Фарбер Д. А., Дубровинская Н. В. Мозговая организация когнитивных процессов в дошкольном возрасте // Физиология человека, 1997. – Т. 23. – № 2. – С. 25–32.
151. Фарбер Д. А., Дубровинская Н. В. Формирование психофизиологических функций в онтогенезе // Механизмы деятельности мозга человека. Часть 1. Нейрофизиология человека / Под ред. Н. П. Бехтеревой. – Л.: Наука, 1988. – С. 426–454.
152. Филимонов И. Н. Избранные труды. – М.: Медицина, 1974.
153. Фотекова Т. А., Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. – М.: АРКТИ, 2002.
154. Халецкая О. В., Трошин В. М. Минимальная дисфункция мозга в детском возрасте // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1998. – № 9. – С. 4–8.
155. Хомская Е. Д. Нейропсихология. – М.: УМК «Психология», 2002.
156. Храковская М. Г. Об афазии у детей // Проблемы патологии развития и распада речевой функции (Методические материалы научно-практической конференции «Центральные механизмы речи», посвященной памяти профессора Н. Н. Трауготт). – СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2001. – С. 74–82.
157. Цветкова Л. С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997; М.: МГУ, 2001.
158. Цветкова Л. С. Нейропсихологическая реабилитация больных. – М.: МГУ, 1985.
159. Челышева М. В. Особенности нейропсихологических синдромов у детей с локальными поражениями мозга в разные возрастные периоды. Канд. дис. – М.: МГУ, 2005.
160. Ченцов Н. Ю. Нарушения пространственных представлений при локальных поражениях мозга в детском возрасте: Канд. дис. – М.: МГУ, 1983.
161. Черниговская Т. В. Дети со специфическими языковыми расстройствами в свете современных дискуссий в лингвистике и психологии // Сборник трудов II Международной конференции, посвященной 100-летию А. Р. Лурия / Под ред. Т. В. Ахутиной, Ж. М. Глозмана. – М., 2003. – С. 189–194.
162. Чуприкова Н. И. Принцип дифференциации. – М.: Столетие, 1997.
163. Чурсина Н. П. Особенности формирования памяти у детей шести лет с общим недоразвитием речи (нейропсихологический подход): Автореф. дисс канд. – М., 2005.
164. Чурсина Н. П., Бадарни А. Формирование зрительного восприятия в онтогенезе: кросс-культурное исследование // А. Р. Лурия и психология XXI века. Сборник тезисов. – М.: Фак-т психологии МГУ, 2002. – С. 155.
165. Шабельников В. К. Психика как функциональная система. – Алма-Ата: Мектеп, 1986.
166. Шаде Дж., Форд Д. Основы неврологии. – М.: Мир, 1976.
167. Швачкин Н. Х. Экспериментальное изучение ранних обобщений у ребенка // Известия АПН РСФСР, 1954. – № 54. – С. 111–135.
168. Швачкин Н. X. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте // Известия АПН РСФСР, 1948. – № 13. – С. 88.
169. Шеперд К. Нейробиология. В 2 т. – М.: Мир, 1987.
170. Шеповальников А. Н., Цицерошин М. Н., Погосян А. А. О роли различных зон коры и их связей в формировании пространственной упорядоченности поля биопотенциалов мозга в постнатальном онтогенезе // Физиология человека, 1997. – Т. 23. – № 2. – С. 12–24.
171. Шкловский В. М., Лукашева И. П., Дмитрова Е. Д. Обучающе-диагностическая система для исследования высших психических функций детей. – М.: Центр патологии речи и нейрореабилитации, 2006.
172. Шумейко Н. С. Развитие сенсомоторной коры большого мозга человека и становление двигательных функций в онтогенезе // Альманах «Новые исследования». – М.: Вердана, 2004. – № 1–2. – С. 432–433.
173. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989.
174. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии, 1971. – № 4. – С. 6–20.
175. Camara W.J., Nathan J. S., Puente A. E. Psychological test usage: Implications in professional psychology. Professional Psychology: Research and Practice, 2000. – 31. – P. 141–154.
176. Cristensen A. L. Luria's neuropsychological investigation. – N.Y.: Spectrum, 1975.
177. Dennis M., Whitaker H. Language Acquisition following hemidecortication: linguistic superiority of the left over the right hemisphere. Brain and Language, 1976. – № 3. – P. 404–433.
178. Gazzaniga M. S. Bissected brain. – N.Y.: Appleton-Century-Crofts, 1970.
179. Golden C.J. The Luria-Nebraska Children's Battery: Theory and formulation. In G. W. Hynd, J. E. Obzgut (Eds.), Neuropsychological assessment and the school-age child: Issues and perspectives. – N.Y.: Grune amp; Stratton, 1981. – P. 207–302.
180. Golden C. J., Tomas R. B. Cross-cultural application of the Luria-Nebraska Neuropsychological Test Battery and Lurian principles of syndrome analysis. In E. Flrtcher Jansen, T. L. Stricland, C. R. Reynolds (Eds.) Handbook of cross-cultural neuropsychology. – N.Y.: Kluwer Plenum, 2000. – P. 305–315.
181. Goldman-Rakis P. S. Development cortical circuitry and cognitive function. Dev., 1987. – V. 758. – P. 601–622.
182. Hammil D. D., Leigh J. E., McNutt G., Larsen S. C. A new definition of learning disability. Learning disabilityquarterly, 1981. – № 4. – P. 336–342.
183. Hecaen H. Acquired aphasia in children and the ontogenesis of hemispheric functional specialization. Brain Lang., 1976. – № 3.
184. Hier D. B., LeMay M., Rossenberger P. B., Perlo V. P. Developmental dyslexia: Evidence for subgroup with a reversal of cerebral asymmetry. Archives of Neurology, 1978. – № 35. – P. 90–92.
185. Horton A. M-N. Human Neuropsychology: Current Status. In: The Neuropsychology Handbook. Eds. A. M-N. Horton, D. Wedding, J. Webster. Springer Publishing Company, 1997. – V. 1. – P. 3–29.
186. Human Developmental Neuropsychology. Eds. O. Spreen, D. Tupper, A. Risser, H. Tuokko, D. Edgell. – N.Y.: Oxford University Press, 1984. – Р. 339–357.
187. HyndG. W., Obrzut J.E., Hayes F., Becker M. G. Neuropsychology of Childhood Learning Disabilities. In: The Neuropsychology Handbook. Eds. D. Wedding, A. M-N. Horton, J. Webster. – N.Y.: Springer Publishing Company, 1986. – P. 456–485.
188. Kinsbourne M. The ontogeny of cerebral dominance. – N.Y.: Acad. Scie., 1975. – V. 263.
189. Kolb B., Fantie B. Development of the Child's Brain and Behavior. In: Handbook of Clinical Child Neuropsychology. Eds. C. R. Reynolds, E. Fletcher-Janzen. – N.Y.: Plenum Press, 1997. – P. 17–42.
190. Krashen S. Lateralization, language and the critical period: some new evidence. Language learning, 1973. – № 23. – P. 63–74.
191. Kurthen M.,Helmstaedter C.,LinkeD,e.a. Interhemispheric dissociation of expressive and receptive language functions in patients with complex-partial seizures: an amobarbital study. – Brain Lang, 1992.
192. Lenneberg E. H. Biological foundations of language. – N.Y.: Wiley, 1967.
193. Levy J. Psychoobilogical implication of bilateral asymmetry. In: (Eds. S. J. Dimond, J. Beaumont). Hemisphere function in the human brain. – London, 1974.
194. McFie J. Intellectual impairment in children with localized post infantile cerebral lesions. J. Neurol. Neurosurg. Psihiat., 1961. – № 24.
195. Mesulam M. М. Patterns in behavioral neuroanatomy: Association areas, the limbic system, and hemispheric specialization, in Principles of Behavioral Neurology, M. М. Mesulam (ed.). – Philadelphia: Davis, 1985. – P. 1–70.
196. Milberg W. P., Hebben N., Kaplan E. The Boston process approach to neuropsychological assessment. In I. Grant, K. M. Adams (Eds.) Neuropsychological assessment of neuropsychiatric disorders. – N.Y.: Oxford University Press, 1986. – P. 65–86.
197. Milner B. Material-specific and generalized memory loss. – Neuropsychologia, 1968. – № 6.
198. Molfese D. L., Freeman R. B., Palermo D. S. The ontogeny of brain lateralization for speech and nonspeach stimuli. Brain and Language, 1975. – № 2. – P. 356–368.
199. Morgan S. B. Child Neuropsychology and Cognitive Developmental Theory. In: Cognitive Approaches to Neuropsychology. Eds. J. M. Williams, Ch. J. Long. – N.Y.: Plenium Press, 1988. – P. 211–228.
200. Orton S. T. Reading, writing, and speech problems in children. – London: Chapman amp; Hall, 1937.
201. Rourke B. P., Strang J. D. Subtypes of reading and arithmetic disabilities: A neuropsychological analysis. In M. Rutter (Ed.). Behavioral syndromes of brain disfunction in children. – N.Y.: Guilford Press, 1981.
202. Rourke B. P. Central processing deficiencies in children: Toward a developmental neuropsychological model. Journal of Clinical Neuropsychology, 1982. – № 4. – P. 1–18.
203. The Blackwell Dictionary of neuropsychology. Ed. J. G. Beaumont, P. M. Kenealy, M. J. C. Rogers. – London: Blackwell Publishers LTD, 1996.
204. The Neuropsychology Handbook. Behavioral and clinical perspectives. Eds. D. Wedding, A. M-N. Horton, J. Webster. – N.Y.: Springer Publ. Comp., 1986. – P. 456–485.
205. Tramontana M. G., Hooper S. R. Child neuropsychological assessment: Overview of current status. In M. G. Tramontana, S. R. Hooper (Eds.), Assessment issues in child psychology. – N.Y.: Plenum Press, 1988.
206. Tupper D. E. Introduction: Alexander Luria's continuing influence on worldwide neuropsychology. Neuropsychology Review, 1999. – № 1. – P. 1–7.
207. Wada J. A., Davis A. Fundamental Nature of human infants brain asymmetry. Canadien J. of neurological sciences, 1977. – № 4.
208. Williams M. A., Boll T. J. Recent advances in neuropsychological assessment of children. In G. Goldstein, T. M. Incagnoli (Eds.). Contemporary approaches to neuropsychological assessment. – N.Y.: Plenum Press, 1997.
209. Zaidel E. Auditory language comprehension in the right hemisphere following cerebral commissurotomy and hemispherectomy: a comparison with child language and aphasia. In: Language acquisition and language breakdown. Ed. A. Caramazza and E. Zurif. – Baltimore Johns Hopkins University Press, 1978.

Приложение. Программа дисциплины «Нейропсихология детского возраста»

Наши рекомендации