Quot;40 дней Муса-Дага".
Последним очагом героизма была самооборона населения армянского квар тала города Эдесия, продолжавшалея с
29 сентября по J 5 ноября 1915 года. Все
мужчины nогибли с оружием в руках, а Фраиц Верфель
оставшихся в живых 15 тысяч женщин и
детей младотурецкие власти сослали в пустыни Месо
потамии.
Иностранцы, ставшие очевидцами геноцида 1915-1916 гг., осудили это прес тупление и оставили описания осу ществленных по отношению к армянс кому населению зверств младотурецких властей. Они же опровергли ложные об винения турецких властей о якобы имевшем место восстании армян. Свой голос против первого в истории :ХХ веке геноцида и происходящих зверств подня
ли Иоганн Лепсиус, Анатоль Франс, Генри Моргентау, Максим Горький, Ва-
Генри Моргентау
Посол США в uu
лерий Брюсов и многие другие. В наши дни парламенты многих стран уже признали и осудили совершенный младотурками геноцид армянского народа.
§ 5. Последствия rеноцида
В ходе геноцида 1915 г. было варварски истреблено армянс кое население на своей исторической родине. Огветственность за Геноцид армянского населения лежит на руководител партии Младотурок. Премьер-министр Турции Талеат впос ледствии с цинизмом заявлял , что не существует более "Армянского вопроса" так как больше нет армян, и что за три месяца он сделал больше для решения "Армянского вопроса", чем султан Абдул-Гамид Il за 30 лет своего правления.
В истреблении арм ян активно участвовали и курдские племена, стремясь захватить армянские территории и раз грабить имущество армян. Германское правительство и командование также ответственны за геноцид армян. Многие немецкие офицеры командовали турецкими частями, прини мавшими участие в геноциде. Державы Антанты также повин ны в происшедшем. Они ничего не сделали, чтобы остановить массовое истребление армянского населения младотурецкими властями.
В ходе геноцида было уничтожено более 2000 армянских деревень, столько же церквей и монастырей, армянские квар талы более 60-и городов. Младотурецкое правительство прис воило награбленные у армян ценности и вклады.
После геноцида 1915 г. в Западной Армении nрактически не осталось армянского насления.
§ 6. Культура Армении в конце XIX в начале ХХ веков
До геноцида 1915 г. армянская культура переживала зна чительный . взлет. Это было связано с подъемом освободи тельного движения, пробуждением национального самосоз нания, развитием капиталистических отношений в самой Армении и в тех странах, где компактно проживало значи -
тельное число армянского населения. Разделенность Армении на две части -Западную и Восточную, нашло свое отражение в развитии двух независимых направлений в Армянской куль туре: западноармянской и восточноармянской. Крупными центрами культуры являлись Москва , Петербург, Тифлис, Баку, Константинополь, Измир, Венеция, Париж и другие города, где сконцентрировалась армянская интеллигенция.
Огромный вклад в развитие культуры внесли армннские учебные заведения. В Восточной Армении, в городских цент рах Закавказья и Северного Кавказа и в некоторых городах России (Ростов-на-Дону, Астрахань) в начале ХХ века дейст вовало около 300 армянских школ, мужских и женских гим назий. В некоторых сельских местностях дейс1вовали началь ные школы, где учили читать, писать и считать, а также русскому языку.
Около 400 армннских школ различных уровней действо вало в городах Западной Армении и крупных городах Османс кой империи. Армянские школы не получали какой-либо государственной дотации ни в Российской империи, ни, тем более, в османской Турции. Эти школы существовали благодаря материальной поддержке Армянской Апостольской церкви, различных общественных организаций и отдельных меценатов. Наиболее известными среди армянских учебных заведений нвлялись школа Нерсисян в Тифлисе, духовная семи нария Геворкян в Эчмиадзине, школа Мурад-Рафаэлян в Вене ции, и Лазаревский институт восточных языков в Москве.
Развитие образования во многом способствовало дальней шему распространению армянской периодики. В начале ХХ века издавалось около 300 армянских газет и журналов различ ных политических направлений. Армянские национальные партии издавали периодические издания "Дрошак", "Гнчак", "Пролетариат" и т. д. Кроме того выходили газеты и журналы общественно-политического и культурного направления.
Основными центрами армянской периодики в конце XIX вв. и начале ХХ века стали Константинополь и Тифлис. Наибольшей популярностью пользовались издаваемые в Тиф л исе газета "Мшак" (ред. Гр. Арцруни), журнал "Мурч" (ред.
Ав. Арасханянц), в Константинополе - газета "Мегу" (ред. Арутюн Свачян), газета "Масис" (ред. Карапет Утуджян). Степанос Назаряиц издавал в Москве журнал "Юсисапайл" (Северное сияние).
Ваан Теряп
Армянская литература в конце XIX и в начале ХХвв. переживала бурный расцвет. Появилась плеяда талантливых поэтов и романистов как в Восточной, так и в Западной Армении.
Основными мотива ми их творчества были патриотизм и
мечта увидеть ридину
объединенной и сво бодной. Не случайно многие из армянских писателей в своем
творчесте обращались к героическим
страницам армяне- Аветик Исаакяи
кой истории для
вдохновения в борьбе за объединение и
независимость страны. Благодаря их творчеству сформировались два незави симых литературных языка: воеточно армянский и западноармянский. На воеточноармянском языке писали: поэты Рафаэл Патканяи, Оваиес Ованисяи, Ва
-+ - - - - - - гаи Терян, поэты-прозаики Аветик Иса-- акян, Газарос Аrаян,
Перч Прошян, драматург ГабриэльСун
Дукян, новелисты Нар-дос, Мурацаии другие. На заладноармянском языке со чиняли свои произведения поэты Петрос Дурян, Мисак Мецаренц, Сиаманто(Атом Ярджанян), Даниэл Варужан,поэт, про заик и драматург Левон Шант,новелист Гриrор Зохрап,великий сатирик Акоп
Пароняии другие.
-+----- - -
Неизгладимый след в Армянской лите ратуре этого периода оставили nоэт-про заик Ованес Туманян и романист Раффи.
В своем творчестве О. Туманян nере работал множество народных легенд и преданий, воспел национальные тради ции, быт и обычаи народа. Наиболее из вестными из его произведений являются поэмы "Ануш", "Маро", легенды "Ахта-
мар", "Падение Тмкаберда" и другие. Раффи
Раффи известен как автор историчес-
ких романов "Сам вел", "Джалал-эд-дин", "Хэнт" и др. Большим успехом пользовался среди современников его ро ман "Кайцер" (Искры), где слышался призыв к армянскому народу самому встать на борьбу за освобождение своей ро дины, не особо надеясь на nомощь держав.
Значительных усnехов достигли общественные науки. Профессор Лазаревского института Мкртич Эмин издал древнеармянские источники в русском nереводе. Эти же nроизведения во французском переводе были изданы в Париже на средства известного армянского мецената, премьер-министра Египта Нубар-паши. Член конгрегации Мхитаристов Гевоид Алишан издал каnитальные труды по истории Армении, дав подробный перечень и описание сохранившихся исторических nамятников, многие из который впоследствии были уничтожены. Гриrор Халатяп впервые издал полную историю Армении на
русском языке. Гареrин Срваидзтян, путешествуя по регионам Западной и Восточной Армении, собрал огромные ценности по армянскому фольклору, ему принадлежит честь обна-ружения, записи и первого издания текста армянского средневекового эпоса "Сасунци Давид". Исследованиями в области народного фольклора и древнеармянскойлитературы
занимался ученый Маиук Абегян. Грочья Ачарян
Известный филолог, языковед Грачъя
Ачарянисследовал словарный фонд армянского языка и провел сравнения и сопоставления армянского языка с другими индоевропейскими языками.
Известный историк Николай Адонцопубликовал на русском языке книгу "Армения в эпоху Юстиниана" исследование по истории средневековой Армении, армяно-византийских отноше ний. Этот капитальный труд, изданный в
1909 г., не потерял своего значения до
сих пор. Известный историк и филолог Лео(Аракел Бабаханян) написал труды по многим проблемам армянской истории и литературы, а также собрал и издал
документы, относящиеся к "Армянскому вопросу".
Развивалось армянское музыкальное искусство. Творчество гусанов(на родный поэт, компзитор, певец) на новую высоту подняли гусан Дживани,гусан Шерами др. На сцене появились армянские композиторы, получившие классическое образование. Тигран Чу хаджян(1837-1898) написал первую армянскую оперу "Аршак Второй",
KoAtumac множество оперетт, симфонических и
камерных лроизвед ний. ·композитор Армен Тигранян(1879-1950) стал автором оперы "Ануш" на тему одноименной поэмы Ованеса Туманяна. Известный композитор, музыковед Комитае(1869-
1935) положил начало научного ис следования народного музыкального фольклора, записал музыку и слова 3000 народных песен. Комитае выступил с концертами и лекциями во многих Европейских странах, ознакомив евро пейцев с самобытным армянским народ ным музыкальным искусством.
Ованес Айвазовский
Конец XIX и начало ХХ веков озна-
менавались также дальнейшим развитием армянской жи вописи. Знаменитым живописцем был известный маринист Ованес Айвазовский(1817-1900). Он жил и творил в Феодосии (в Крыму), большинство его произведений посвящены морской тематике. Наиболее известны его картины "Девятый вал", "Ной спускается с горы Арарат", "Озеро Севан'', "Резнь я армян в Трапизоне в 1895 г." и др.
Выдающимнея живописцами были Геворr Башинджаrян, Панос Терлемезян, Вардrес Суренянц.
Вардгес Суреншщ, кроме станковой живописи занимался рос писью церквей, украсив фресками множество армянских церк вей в разных городах России. Наиболее известиы его картины "Шамирам и Ара Прекрасный", "Саломе ". Копия его картины "Армянская Мадоюю " сегодня укршиает 1ювый кафедральный собор в Ереване.
Вардгес Суреняиц "Армянская Мадонна"