Итоговый и промежуточный контроль
Экзамен – это «проверочное испытание по какому-нибудь учебному предмету», своеобразный итоговый рубеж изучения чего либо, позволяющий лучше определить уровень знаний, полученный обучающимися.
Экзамен по конституционному праву, как и по любому другому предмету, призван выполнять три основные функции – обучающую, воспитательную и оценивающую. Обучающая функция реализуется в том, что испытуемый дополнительно повторяет материал, пройденный за время изучения определенной дисциплины, знакомится с вопросами, не изложенными на лекциях и семинарских занятиях, исследует новую учебную и научную литературу, более детально прорабатывает широкий круг нормативных актов. Воспитательная функция экзамена позволяет стимулировать развитие у студентов таких качеств, как трудолюбие, добросовестное отношение к делу, самостоятельность, целеустремленность, тяга к знаниям и справедливости. Оценивающая функция экзамена состоит в том, что он призван выявить уровень полученных в результате изучения предмета знаний учащихся.
Для успешной сдачи экзамена по конституционному праву студенты должны помнить следующее:
- ко всем основным понятиям и категориям конституционного права, указанным в планах практических занятий, нужно знать определения, которые необходимо понимать и уметь пояснять;
- при подготовке к экзамену рекомендуется помимо лекционного материала, прочитать еще несколько учебников по дисциплине, дополнительные источники и нормативные акты, предложенные для изучения по конституционному праву в разделе «Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины»;
- практические занятия способствуют получению более высокого уровня знаний и, как следствие, более высокой оценки на экзамене;
При оценивании знаний студентов по конституционному праву преподаватель руководствуется, прежде всего, следующими критериями:
- правильность ответов на вопросы;
- полнота и лаконичность ответа;
- умение толковать и применять нормативные акты;
- способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;
- наличие навыков дачи качественных юридических заключений и консультаций;
- возможность вскрытия и установления нарушений конституционного законодательства;
- ориентирование в конституционно-правовой литературе;
- способность принимать решения по конституционно-правовым вопросам в точном соответствии с законодательством;
- знание основных проблем конституционного права;
- понимание значимости конституционного права;
- логика и аргументированность изложения;
- культура ответа.
Таким образом, при проведении экзамена преподаватель уделяет внимание не только содержанию ответа, но и форме его изложения.
Экзамен служит для оценки работы студента в течение всего срока обучения и призван выявить уровень, прочность и систематичность полученных им теоретических и практических знаний, приобретения навыков самостоятельной работы, развития творческого мышления, умение синтезировать полученные знания и применять их в решении практических задач. По итогам экзамена выставляется оценка по шкале: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Экзаменационные билеты включают в себя два вопроса и одну практическую задачу. Перечень вопросов к экзамену изложен выше.
Критерии оценки знаний
Оценка определяется следующими составляющими:
- результатами ответа на 1-й вопрос;
- результатами ответа на 2-й вопрос;
- результатами ответов на дополнительные вопросы;
- результатами ответа по задаче.
Результаты экзамена оцениваются:
Оценка «отлично» – владение понятиями и категориями конституционного права; понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых правовых процессов и явлений, твердое знание основных положений смежных дисциплин: логически последовательные, содержательные, полные правильные и конкретные ответы на все вопросы экзаменационного билета и дополнительные вопросы; использование в необходимой мере в ответах на вопросы норм конституционного законодательства, материалов рекомендованной учебной и научной литературы. Логически и правильно сформулированы ответы, на все поставленные в задаче вопросы, указаны конституционные правовые нормы, на основе которых строится решение задачи.
Оценка «хорошо» – владение понятиями и категориями конституционного права; понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых правовых процессов и явлений; последовательные, правильные, конкретные ответы на поставленные вопросы при свободном устранении замечаний по отдельным вопросам. Логически и правильно сформулированы ответы, на все поставленные в задаче вопросы, без указания конституционных правовых норм, на основе которых строится решение задачи.
Оценка «удовлетворительно» – правильные и конкретные, без грубых ошибок ответы на поставленные вопросы при устранении неточностей и несущественных ошибок в освещении отдельных положений при наводящих вопросах экзаменатора. При ответах на теоретические вопросы нормы конституционного права, учебная и научная литература использованы недостаточно. Даны правильные ответы не на все поставленные в задаче вопросы, не указаны конституционно правовые нормы, на основе которых строится решение задачи.
Оценка «неудовлетворительно» – неправильный ответ хотя бы на один из основных вопросов, грубые ошибки в ответе, непонимание сущности излагаемых вопросов; неуверенные и неточные ответы на дополнительные вопросы. Даны неправильные ответы, на все поставленные в задаче вопросы, не указаны нормы конституционного права, на основе которых строится решение задачи.