Особенности организации власти и социального регулирования в первобытном обществе
Структура первобытного общества. Основной единицей общества была родовая община (объединение на основе родственных связей людей, ведущих совместную хозяйственную деятельность). На более поздних стадиях развития возникали племена, объединенные близкие роды, а затем и союзы племен. Укрепление общественных структур было выгодно обществу: оно позволяло более эффективно противостоять силам природы, быстро осваивать новые орудия и приемы труда, отражать агрессию соседей и самим нападать на них и т. д., однако возможности объединения племен зависели от уровня развития экономики. Экономикабыла основана на общественной собственности. При этом неукоснительно реализовывались два принципа (обычая): рецепроктность (все, что производилось, сдавалось в «общий котел») и редистрибуция (все сданное перераспределялось между всеми). В течение многих веков производительность труда была низкой, все, что производилось, потреблялось. Это было общество экономически равных, но равных в бедности людей. Развитие экономики шло по двум направлениям: 1)вершенствование орудий труда (грубые каменные орудия, орудия из меди, бронзы и т. д.); 2)вершенствование способов, приемов организации труда (собирательство, рыбная ловля, охота и т. д.), отсюда — повышение производительности труда. Управление, власть. В осуществлении общественной власти участвовали все взрослые члены рода, как мужчины, так и женщины. Все важные общие дела, касающиеся всего рода, решались общим собранием. Собрание избирало старейшину, военных вождей, предводителей охоты, которые управляли повседневной жизнью родовой общины. Для решения особо важных дел собирался совет старейшин, вождей. Власть старейшин и вождей базировалась исключительно на авторитете, на глубоком уважении членов рода к старшим, их опыту, мудрости, храбрости охотников, воинов. Споры между членами общины разрешались теми, кого они касались. Принуждение было сравнительно редким явлением. Оно состояло, как правило, в наложении обязанностей за провинность, крайней формой было изгнание из общины. В подавляющем большинстве случаев достаточно было простого осуждения сородичей, порицания старших, в особенности вождей, старейшин. Род давал защиту всем своим членам от внешних врагов как своей военной силой, так и глубоко укоренившимся обычаем кровной мести за смерть сородича. Все это позволяет характеризовать общественную власть при родовом строе как первобытную общинную демократию, не знавшую ни какихлибо имущественных, сословных, кастовых или классовых различий, ни государственнополитических форм. По современной этнографической терминологии это было потестарное правление (от лат. роtestas — власть), но еще не политическая власть. Развитие. Первобытное общество развивалось постепенно. Важнейшей ступенью человеческого прогресса явилась неолитическая революция (10—15 тысяч лет назад). В этот период появились совершенные шлифованные орудия, возникло скотоводство, земледелие, повысилась производительность труда (человек производил больше, чем потреблял), появляется избыточный продукт, создание запаса. Человек стал меньше зависеть от капризов природы, отсюда рост населения, возможность эксплуатации человека человеком. Именно в этот период началось разложение первобытнообщинного строя и переход к государственноорганизованному обществу. Постепенно возникает стадия развития общества и форма его организации, которая получила название «протогосударство» («чифдом»). Для нее характерны: общественная форма собственности, существенный рост производительности труда, оседание накопленных богатств в руках родоплеменной знати на основе «власти собственности», быстрый рост населения, его концентрация, появление городов. В этот период произошло разделение путей развития человечества на «восточный» (сохранились общины и соответственно общественная собственность на землю) и «западный» (общины распались, земля оказалась в частной собственности). Нормативное регулирование. Огромную роль в родовой общине играли обычаи, с помощью которых регулировалась жизнедеятельность рода и его членов. В формировании и поддержании обычаев большое значение имели религиозные, мистические представления первобытных людей. В обычаях содержались непререкаемые запреты (табу) или ритуальные действия, а также мифы, создавшие образцы для подражания героям, защиты рода и т. д. на основе генетических связей и языческих культов. Соблюдение обычаев становилось стойкой привычкой. Непререкаемость обычая опиралась на кровную связь и общность интересов членов родовой общины, равенство их положения, отсутствие непримиримых противоречий между ними. В современной истории и этнографии нормы первобытного общества получили название мононорм (норм, регулирующих общественные отношения). Семья. Первобытное общество состояло из больших патриархальных семей (многочисленная; много поколений), родов, фратрий (братства; объединения нескольких родов), племен (общий язык и религия). Типы семей по Энгельсу: кровнородственные; пуналуальные (взаимная общность мужей и жен внутри определенного круга, из которых были исключены братья жен, сначала единоутробные, а позднее и более дальних степеней родства, а со стороны мужа сестры мужей; из этой семьи возникал в большинстве случаев институт рода); парная (мужчина живет с одной женой, но многоженство и нарушение верности остаются правом мужчины; дети принадлежат матери); моногамная (господство мужа в целях рождения детей; прочные узы; единобрачие).