Классификация прав и свобод человека
Можно выделить 3 группы прав: личные, политические, социально-экономические и культурные. Также институт прав и свобод включает принцип равенства граждан – равенство всех граждан перед законом и судом, недопустима дискриминация.
1) Личные права и свободы – естественные, неотъемлемые права, считаются как бы производными от права на жизнь. Защита человека от произвола гос-ва состоит в признании таких прав и свобод, как достоинство личности (право на уважение), право на жизнь (никто не может быть произвольно лишён жизни), неприкосновенность личности (свобода), неприкосновенность частной жизни (конституционная гарантия защиты тех сторон частной жизни, кот он не хочет делать достоянием других), свобода совести и вероисповедания, свобода мысли и слова. Естественное право – права и свободы, которыми каждый человек наделён от рождения и которые тем самым первичны по отношению к позитивному праву и должны гарантироваться им.
2) политические права и свободы. Возможность участвовать в общественной и политической жизни, право участия в управлении гос-м, избирательные права, доступ к гос службе, право объединения, включая полит партии, свобода союзов и ассоциаций (на проведение митингов не требуется предварительного разрешения властей), свобода собраний и манифестаций, свобода печати, радио и телевидения, право на участие в отправлении правосудия.
3) экономические, социальные и культурные права. Экономические права призваны гарантировать человеку возможность удовлетворить свои жизненные потребности, получить от гос-ва защиту своей экономической свободы и социальных льгот. Право частной собственности – гарантия защиты собственности и свободы пользования ею (Ст 42 К Италии). Конституционной гарантией права частной собственности является право наследования. Свобода предпринимательской деятельности позволяет человека заниматься любым трудом, чо исключает гос-во монополии на организацию эк жизни. Социальные права. 1) права на коллективную деятельность в защиту своих интересов (профсоюзы, забастовки). Право трудящихся участвовать в управлении предприятиями (ФРГ, Франция). Это ограничивает предпринимательский произвол. 2) Индивидуальные трудовые права – право на труд, отдых, равную оплату за равный труд…(К Франции, Италии). 3) Права в социальной области – на социальное обеспечение, образование, охрану здоровья, нормальны жилищные условия, право на благоприятную окружающую среду, культурные права – свободный доступ к культурным ценностям, свобода творчества и научных исследований.
Обязанности граждан: уважать К, участвовать в голосовании на выборах, соблюдать законы, платить налоги, являться в суд по вызову, отбывать воинскую повинность. В Италии – воспитывать детей. В Уругвае – заботиться о своём здоровье.
12. Парламент: основные функции.
Парламент – высший общенациональный представительный орган гос-ва.
Функции: оуществление зак власти, финансовая компетенция, ратификация и денонсация международных договоров, участие в формировании государственных органов, контрольные функции. 1. Главная задача– принятие законов, К , поправки к ним, органические законы + о бюджете. Все принимаются по особой процедуре, неодинаковой для различных видов законов. 2. утверждает предложенные другим органов избирает, назначает, образует высшие органы гос-ва: в некоторых странах парламент (Италия) или 1 из палат (бундестаг) являются составной частью коллегии, избирающей президента. 3. ратифицирует МН договоры, решает вопрос об использовании ВС за рубежом. 4. обладает квазисудебными полномочиями: вопросы об импичменте, выносит решения о предании суду высших должн лиц (Франция, Польша); наделён правом решения вопросов по правовому положению лиц - может объявлять амнистию. 5. определённые фин полномочия: право устанавливать налоги, принимать гос бюджет; вопросы гос казны. 6. Контроль за деятельностью исп власти => * вопросы к правительству: раз в неделю устанавливается «час вопросов» к прав и министрам; вопросы заранее в устной или письменной форме; в през респ, дуал монархии эта форма не используется!; * дебаты по вопросами общей политике правит; * интерпелляция (нет в през респ и дуал мон): постановка важного, общественно-значимого вопроса на пленарном заседании, после объяснение министра, обсуждение и принятие решения путём голосования; * вопрос о вотуме недоверия или внесение резолюции порицания (голосованием); * доклады и отчёты прав и министров о деят-ти на пленарных заседаниях палат; * парламентские слушания (крайне редко использ в парл респ) – особенно эффективны в США: организуются постоянной комиссией парламента и целью привлечь внимание общ-ти, гос органов к вопросам большой значимости; обязывающих решений не принимается; * парл расследования: создаются спец комиссии, доступ ко всем документам (США 1974 => отставка Никсона); * счётные палаты – проверка исполнения бюджета, комиссары по контролю за зак-тью в ВС, по экологии, равенству языков => не имеют распорядительных полномочий, ежегодные доклады; * созыв спец заседаний для контроля за деят-тью органов исп власти (при введении ЧП); * импичмент, когда парламент предъявляет обвинение, в порядке квазисудебного процесса верхняя решает вопрос; * контроль за актами исп власти, изданными по поручению парламента и имеющими силу закона. в сфере обороны и ВП: объявление войны, ЧП- оборонное зак-во (принципы нац обороны определяются законом);- ратификация и денонсация договоров. В некоторых странах (ФРГ) МН договоры автоматически становятся частью нац зак-ва. Фр предусматривает приоритет МН договоров, если они соблюдаются и др стороной. в США, Ит это право президента, но нужна поддержка парламента (2/3 Сената).