Общественные организации и движения: функции и разновидности

Общественные организации – это относительно автономные группа людей, ориентированные на достижение заранее установленной цели, реализация которой требует совместных действий. Располагают собственным аппаратом, имеют четкую структуру, устав, постоянное членство, централизованное руководство.

Общественные движения могут быть структурно не оформлены, не всегда объединяют единомышленников, могут включать разные группы и течения, объединившиеся из тактических соображений и расходящиеся в программных установках. Нет единого аппарата, структуры, устава, членства.

Общественные организации появились из общественных движений путём усиления организационных принципов. Традиционными общественными организациями являются: профсоюзные, женские, молодежные и т.д.

Функции:

– участвуют в образовании государственных структур;

– принимают участие в обсуждении и принятии политических решений;

– представляют и защищают интересы граждан;

– осуществляют социальный контроль;

– формируют общественное мнение и т.д.

Разновидности:

1. Неполитического характера – не ставят целью изменить или укрепить существующую систему политических отношений. Движения пенсионеров, домохозяек, феминистическое движение и пр.

2. Политического характера – пытаются изменить существующие условия или закрепить их путем влияния на правительство. По отношению к существующему строю – консервативные, реформаторские и революционные движения.

3. По способам и методам действий – насильственные (с применением террора, партизанских действий) и ненасильственные (протест выражают пассивным невыполнением официальных предписаний, привлечением общественного внимания к разным проблемам).

4. По половозрастным признакам – в защиту прав женщин, движения молодежи, пенсионеров.

5. По профессиональному признаку.

6. По основным целям и сферам деятельности– экологическое, антивоенное и правозащитное.

7. Группы давления (лобби): влиятельные лица и политики-лоббисты ведут закулисную парламентскую деятельность, стремясь оказать нажим на законодателей с целью отстоять выгодный им законопроект. Пользуются подкупом, взятками, оказанием услуг, угрозами, шантажом и др.

32. Сущность и функции политических идеологий. Либерализм и неолиберализм.

Политическая идеология – система взглядов, идей, выражающих интересы и цели определённых социальных групп, направленная на изменение или сохранение строя. Ядро политического сознания.

Взгляд на общество с позиции определённой социальной группы, преследующей свои интересы и стремящейся переустроить, преобразить мир в соответствии с определённым идеалом.

Функции:

- целеобразующая – формулирует цели общественного развития и смысл борьбе за власть

- программно-практическая – перевод теории в практику, разработка программ, средств и методов достижения и использования власти;

- интегративная – формирование, сплочение социальной группы;

- мотивтрующая – побуждает людей к политической активности;

- коммуникативная – формирование языка политического общения – знаков, символов, ритуалов, по которым приверженцы идеологии идентифицируют своих и отличают чужаков (революционеры – кожанка, красная косынка, маёвки).

- аксиологическая (ценностная) – формирует личностные ценности приверженцев;

- пропагандистская –восхваляет определённый строй иагитирует за его установление.

Либерализм – требование безусловной свободы индивида во всех сферах жизни (гражданской, политической, религиозной, нравственной, экономической и пр.). Человек – независимое, ответственное и разумное существо, которое вправе определять свою судьбу без внешнего контроля (государственного, церковного и пр.) – Локк, Гоббс, Руссо, Смит.

1) Не государство определяет жизнь общества, а общество, развиваясь, создаёт для своего обслуживания организацию-государство.

2) За правовое государство: соблюдение прав и свобод, верховенство закона, разделение властей.

3) За полную свободу рынка, конкуренцию и невмешательство государства в экономику.

4) За равенство в возможностях самореализации и равенство прав в достижении целей.

5) За частную собственность как гарант и меру свободы.

6) За плюрализм (равенство различных взглядов) во всех сферах жизни.

7) За конституцию, парламент и демократию.

Неолиберализм (социальный либерализм) признал положительную роль государства и расширил по сравнению с классическим либерализмом его регулирующие функции, особенно в экономике и том, что касается всякого вида поддержек малообеспеченных граждан. Но: с усилением роли государства в экономике та пошла на спад, и неолиберализм потерял популярность.

33. Консерватизм и неоконсерватизм.

Консерватизм – система взглядов, ориентированных на сохранение и поддержание существующих общественных порядков и отказ от радикальных проектов общественного переустройства. Традиционализм, склонность держаться за прошлое, надёжное, проверенное. = Попытка теряющих устойчивое положение социальных групп удержать свои позиции (аристократия, духовенство и пр.) – де Шатобриан, де Местр, Бёрк.

1) Люди принципиально не равны по талантам, способностям, усердию и везению. Потому равенство неприемлемо.

2) Необходимо сохранять традиционные институты, нормы, правила, ценности.

3) Мудрость предков разумнее и надёжнее придуманных нововведений.

4) Изменения в обществе должны подходить традициям и проходить подконтрольно, с учётом прошлых ошибок. Революции же и радикализм несут хаос и разрушение, т.к. управлять ими невозможно, как невозможно исправить и их последствия.

5) За прочную семью, высокую нравственность, культуру, духовность.

Неоконсерватизм взял многое от классического либерализма (свободный рынок, правовое государство, парламентаризм, плюрализм) и в союзе с либералами выступил против идеологии социализма.

34. Социал-демократизм в системе основных политических идеологий.

Сейчас в мире – 3 основные идеологии: консерватизм, либерализм, социализм.

Социалистические теории = учение Платона об идеальном государстве + христианский постулат о равенстве всех людей + утопии (фантазии о несуществующих «райских» местах с идеальными условиями жизни и общественного устройства) Томаса Мора, Сен-Симона, Фурье, Оуэна + стройная теория Маркса и Энгельса онеизбежности перехода цивилизации к социализму и затем – к коммунизму, защищающая интересы рабочего класса и пропагандирующая радикальные революционные меры переустройства общества.

Социал-демократическое движение – Карл Каутский и Эдуард Бернштейн – сторонники плавного, «эволюционного»пути вхождения во власть, поэтапного осуществления реформ для достижения целей социализма. Сохранили общие социалистические лозунги, но пересмотрели самые радикальные постулаты марксизма (типа диктатуры пролетариата).

1) Переход к социализму и потом – к коммунизму исторически неизбежен.

2) Путь к этому – социалистическая революция, диктатура пролетариата и установление общественной собственности на средства производства.

Марксизм проиграл из-за неудачного опыта СССР; социал-демократизм остался на плаву, выкинув основные постулаты марксизма (диктатуру пролетариата, уничтожение частной собственности и пр.).

Цель социал-демократов – демократический социализм путём длительных, не ограниченных во времени социальных преобразований. За социальное партнёрство, равенство, равновесие между трудом и капиталом, консенсус при решении споров.

Гоавное достижение – создание в Западной Европе системы социального государства (ФРГ, Скандинавские страны), где главный приоритет – социальная защищённость трудящихся.

35. Коммунистическая идеология: история и современное состояние.

Коммунистические и социалистические теории = учение Платона об идеальном государстве + христианский постулат о равенстве всех людей + утопии (фантазии о несуществующих «райских» местах с идеальными условиями жизни и общественного устройства) Томаса Мора, Сен-Симона, Фурье, Оуэна + стройная теория Маркса и Энгельса онеизбежности перехода цивилизации к социализму и затем – к коммунизму, защищающая интересы рабочего класса и пропагандирующая радикальные революционные меры переустройства общества.

1) Переход к социализму и потом – к коммунизму исторически неизбежен.

2) Путь к этому – социалистическая революция, диктатура пролетариата и установление общественной собственности на средства производства.

3) Социализм плавно перерастёт в коммунизм (от каждого по способностям, каждому – по потребностям), где всё общее, все трудятся в меру своих сил для общего блага. В духовной сфере – моральный кодекс строителя коммунизма (= библейские законы): честность, забота об общем более, чем о личном; жизнь на благо всех людей и пр. «Человек человеку – друг, товарищ и брат». Общественная собственность, коллективизм, гуманизм. Теория изжила себя с крахом СССР.

36. Сущность, функции политической культуры. Механизм формирования политической культуры.

Политическая культура:

1) Культура политического сознания (знания, убеждения, установки, идеологии, ценности, представления и пр.);

2) Культура политического поведения (обычаи, традиции, нормы, стандарты и пр.);

3) Культура функционирования политических институтов (эффективность, стабильность политических систем, способов разрешения конфликтов, принятия решений)

Функции:

- интеграция – сплачивает общество;

- социализация – процесс усвоения норм и ценностей политический культуры;

- идентификация – обретение ощущения принадлежности к определённой политической общности;

- коммуникация – движение информации по каналам политической культуры с использованием особой лексики, символики, ритуалов и других средств общения;

- политическая ориентация – снабжение человека политической «картой», объясняющей смысл существования политических институтов, действий лидеров, возможных последствий участия/неучастия самого индивида.

Факторы формирования политической культуры: географическое положение, размеры территории, этнический состав населения, количество религиозных конфессий, закрытость/открытость общества (в СССР – «железный занавес»), образ жизни (индивидуалистический или коллективный), тип модернизации общества (опережающий или догоняющий).

37. Типология политической культуры. Политическая культура России и Беларуси.

Политическая культура = результат жизнедеятельности определённой социальной группы, потому делится на субкультуры – особенности политических убеждений, ориентаций и моделей поведения, обусловленных положением данной группы в обществе.

1. Социально-классовые (буржуазная, пролетарская, крестьянская);

2. Этнические (в многонациональных государствах);

3. Региональные (городские, сельские, промышленных регионов и пр.);

4. Религиозные (христианские, мусульманские и пр.);

5. Поколенческие (молодёжные, лиц среднего и старшего поколений);

6. Элитарные (аристократической, интеллектуальной и финансовой элиты).

Типология политической культуры: в чистом виде встречается редко, в основном – смешанные типы (одна страта активистская, другая – подданническая).

1) Традиционная (в политически неразвитой среде): патриархальная, представления о политической жизни смутны, от политики ничего не ожидают, интерес к ней отсутствует.

2) Подданническая (при феодализме и авторитарных режимах), культура подчинения: в политической структуре – выраженная иерархичность политической структуры, пассивное отношение к политике со стороны граждан, 3) Активистская = партисипативная(в модернизировавшемся обществе с развитой политической системой), культура участия: высокая заинтересованность граждан в политике, стремление к активному участию в ней, реальное влияние граждан на решения властей.

4) Фрагментированная:много разногласий граждан относительно ценностей, институтов, курса политики и пр.

5) Интегрированная: высокая степень единомыслия, согласия граждан в вопросах проводимой политики.

6) Рыночная: политическая деятельность – элемент бизнеса; политические умения и навыки – товар, купля/продажа которого обеспечивает продвижение интересов каждой из сторон: властных притязаний политика и удовлетворения политических потребностей купившей его умения группы.

7) Этатистская (государственническая): государство – главная ценность; все ориентированы на поддержку государства и на обращение к нему при разрешении своих проблем.

Особенности политической культуры России: неразвитость гражданского общества; этатизм, признание безусловного приоритета государства в регуляции всех общественных отношений; преобладание групповой справедливости над принципами индивидуальной свободы; персонализация власти и постоянный поиск харизматичеких лидеров; недооценка и недоверие к правовым способам регуляции взаимоотношений; отсутствие практики функционирования демократических институтов. В РБ – то же, только ещё более подданнический тип политической культуры (инертность национального менталитета?).

38. Понятие, сущность и уровни политического сознания.

Политическое сознание – форма общественного сознания, воспроизводящая политическую реальность (отношения, институты, деятельность), истолковывающая и оценивающая её по отношению к идеалу.

Уровни:

1. Теоретический – политическая теория, философия политики, знание о политике.

2. Обыденный – стихийно формирующиеся у разных социальных групп представления о политике, её институтах и представителях.

3. Политическая идеология – система взглядов, идей, выражающих интересы и цели определённых социальных групп, направленная на изменение или сохранение строя. Ядро политического сознания.

4. Политическая психология –политические чувства, мнения, настроения, возникающие у разных социальных групп на основе общности политических интересов. Мотивы, предпочтения, установки.

5. Политические мифы– иррациональные теории (о расовом превосходстве, о непогрешимости вождей, о безусловном превосходстве социализма) иутопии – произвольно сконструированные образы-идеалы желаемого общественного устройства (Полития Аристотеля, остров Утопия Томаса Мора).

39. Понятие, типы и стадии политического процесса.

Политический процесс – развитие политических явлений и действия политических субъектов, обеспечивающих формирование и функционирование политической системы.

Типы политических процессов:

1. Революционные(меняют саму основу политической системы: способ осуществления власти, тип политического господства, политическую элиту).

2. Реформационные (затрагивают лишь отдельные стороны политической жизни).

3. Прогрессивные(меньше насильственных мер, адаптация системы к обновляющимся социальным требованиям, повышается компетенция элиты, увеличивается гражданское воздействие на политику и пр.)

4. Регрессивные(всё наоборот, или система стоит на месте)

5. Внутрисистемные(в рамках одного общества, одной формации)

6. Переходные(транзитные) – при эпохальной смене системы: от феодализма к капитализму, от индустриального к постиндустриальному обществу.

Стадии политического процесса:

1 - Артикуляция интересов – их определение, формулирование и выражение в понятной большинству форме, часто – через профсоюзы, объединения, ассоциации.

2 - Агрегация интересов– их укрупнение, сведение частных и мелких интересов в обобщённый политический интерес, выразителем которого выступают партии, объединения, движения.

3 – Согласие заинтересованных силивыработка определённой политики представительными (законодательными) органами власти.

4 – Коллективные политические решения – принятие конкретных решений и их осуществление на практике (мобилизация ресурсов, исполнение бюджета и пр.). Производится исполнительной властью под контролем законодательной.

40. Политическая деятельность. Формы и способы политического действия.

Политическая деятельность – действия людей, связанные с осуществлением политической власти или влиянием на неё.

Три основных вида:

1. Государственное управление (когда принимаемые решения определяют пути развития страны): выбор программы развития, соответствующей интересам большинства народа, при его поддержке и согласии.

2. Политическое лидерство и руководствоСпособность влияния на других; управленческий статус, положение, связанное с принятием решений; выражение и реализация интересов своих сторонников; их профессиональная политическая компетентность; концентрация на экономических и социальных интересах.

3. Политическое участие рядовых граждан(их влияние на выработку стратегический политических решений путём голосования на выборах и референдумах, участия в митингах и демонстрациях, членства в партиях и движениях, добровольческой и финансовой помощи избирательным кампаниям).

41. Политическое участие: формы, мотивы, проблемы.

Политическое участие – влияние на выработку стратегических политических решений рядовых граждан.

Формы:

- конвенциональные (легальные): голосование на выборах и референдумах, участие в митингах и демонстрациях, членство в партиях и движениях, помощь избирательным кампаниям.

- неконвенциональные (нелегальные): участие в незаконных демонстрациях, отказ повиноваться распоряжениям властей, несанкционированные забастовки, протестные голодовки, террористические акты.

Мотивация:

1. Автономноеучастие (сознательное включение в политику): этатистская мотивация (для блага государства) или личные мотивы (решение личных проблем путём участия в политической деятельности).

2. Мобилизованное участие (вынужденное участие под давлением государства, из страха и пр.).

Проблемы: терроризм и другие формы давления; политическая пассивность и абсентеизм (уклонение от голосования), решение личных проблем путём участия в политической деятельности и пр. = неконвенциальные и аморальные формы политического участия.

42. Основные права и свободы человека. Практика и реализация в России и Беларуси.

Права:

1) Политические, гражданские, личные – после буржуазных революций.

2) Социально-экономические: на труд, на отдых, на медицинскую помощь, на образование и пр. – после утверждения социалистических идей и социальной справедливости, в период СССР.

3) Транснациональные: на мир и безопасность, на независимость и суверенитет, на территориальную целостность, на достойную жизнь и пр. – после национально-освободительных движений.

Россия – «Декларация прав и свобод человека и гражданина» (1991).

1. Гражданские (личные): Равенство граждан в достоинстве и правах, несмотря на расу, цвет кожи, религию, пол, язык, политические убеждения, происхождение, имущественное положение и пр. Право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность.Рабство и работорговля запрещены во всех видах.Презумпция невиновности (обвиняемый считается невиновным, пока вина не будет установлена и доказана + обеспечиваются все возможности для защиты).Свобода передвижения и выбора места жительства в пределах любого государства; право покидать любую страну (свою тоже) и возвращаться в свою страну.

2. Политические: свобода мысли, совести и религии.Все культурные традиции, установки, поведение, если они не мешают другим, имеют равное право на существование. Запрещены пропаганда, возбуждающая социальную, расовую, национальную и религиозную ненависть и вражду; пропаганда войны и насилия. Свобода политической деятельности, мирных собраний и ассоциаций. Запрещено принудительное членство в партиях, союзах и объединениях. Право избирать и быть избранным, равный доступ к государственной службе.

3. Экономические: право на труд, свободный выбор работы, защиту от безработицы, равную оплату за равный труд без какой-либо дискриминации, на справедливое вознаграждение, обеспечивающее достойное существование человека и его семьи, на создание профсоюзов и участие в них для защиты своих интересов.

4. Социальные: право на отдых и досуг, оплачиваемый отпуск, уровень жизни, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его и его семьи (пища, одежда, жильё, медицинское и социальное обслуживание), на соц.обеспечение по безработице, старости, болезни и пр., на помощь матерям и младенцам, на защиту детей.

5. Культурные: право на образование, на участие в культурной жизни и научном прогрессе, на защиту моральных и материальных интересов при авторстве в научных, литературных и художественных трудах.

РБ: практически т.с., что и в РФ.

Политические:свобода объединений; свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования; право на управление делами государства; право на получение, хранение и распространение информации; право избирать и быть избранным; право равного доступа к любым должностям в государственных органах и пр.

43. Политические конфликты: понятие, типология, способы разрешения.

Политический конфликт – столкновение противоположных интересов личностей, групп, партий, государств, организаций и политических систем в борьбе за ценности, статус, власть и интересы.

Три основных типа любых политических конфликтов:

1. По сфере распространения: Внешнеполитические (межсистемные – конфликт цивилизаций и межгосударственные) и внутриполитические (государственные, внутрипартийные, межпартийные, режимные (цель – захват власти и смена политической системы без разрушения территориальной целостности государства), легитимные (часть государства стремится отделится), социально-классовые, этнополитические (межнациональные), религиозные, межпартийные и межличностные.

2. По типу политической системы – конфликты тоталитарных и демократических систем.

3. По предмету конфликта: конфликты интересов, ценностей, идентификации (граждане отождествляют себя не с государством, а с группой (расовой, национальной, религиозной или языковой), статусно-ролевые (степень приближения к верхушке власти).

3. Вооруженные – невооруженные(дипломатические, таможенные, финансовые «войны»).

5. Политические кризисы – конфликты, затрагивающие государство как основу политической системы: неспособность государства выполнять свои функции, власть теряет доверие и авторитет, идёт падение уровня жизни, национальные и религиозные проблемы, несовпадение ценностей, оппозиция пытается ликвидировать существующий режим. Способы разрешения: 1) революция, 2) реформа.

Три выхода из конфликта: тупик (каждый участник конфликта блокирует действия другого), принуждение (если в конфликте участвует авторитарное государство, боящееся неповиновения), мирное урегулирование (при наличии политических институтов, обеспечивающих переговоры).

Способы урегулирования конфликтов: 1) избегание, 2) откладываниеразрешения, 3) сближение сторончерез посредника, 4) арбитраж(третейское разбирательство), 5) переговорысторонна основе баланса интересов.

Наши рекомендации