Общественные движения и организации

Общественное движение – это относительно массовое объединение граждан, стремящихся к реализации общей цели.

Для общественного движения характерны следующие черты:

- отсутствие жёстко централизованной организации и фиксированного членства;

- неоднородный состав участников, объединённых на добровольной основе;

- деятельность направлена на достижение определённых социально значимых целей.

Общественная организация - это относительно автономная группа людей, ориентированная на достижение некоторой заранее фиксированной цели, реализация которой требует совместных и конструктивных действий на основе определенных процедур и правил.

общественные организации имеют свои принципиальные отличия:

- располагают разветвленным аппаратом с централизованным руководством;

- имеют четкую структуру, устав, постоянное фиксированное членство;

- устойчивы (могут функционировать продолжительное время);

- располагают широкими возможностями для решения общественных проблем.

Традиционными общественными организациями являются: профсоюзные, женские, молодежные и т.д., многие из них сформировались на основе соответствующих общественных движений.

Общественные движения и организации выполняют в политической жизни сходные функции:

- представление и защита интересов различных социальных групп;

- объединение граждан на единой идейной и целевой основе;

- установление связи между органами государственной власти и гражданами, осуществление социального контроля;

- решение отдельных социальных проблем путём привлечения к ним внимания общественности и государственных властных структур;

- формирование общественного мнения.

В политологии под лоббизмом понимается политика, направленная на отстаивание отдельными политическими и социальными силами своих интересов в органах государственной власти. В более узком смысле суть лоббизма состоит в осуществлении закулисной парламентской деятельности, в ходе которой влиятельные лица и политики - лоббисты - стремятся оказать нажим на законодателей с целью отстоять выгодный определенным группам законопроект. При этом они зачастую не гнушаются для достижения цели никакими средствами: подкупом, взятками, оказанием услуг, угрозами, шантажом и др.

14 Выборы и избирательное право: понятие, принципы, типология, абсентеизм.

Избирательный процесс –совокупность предусмотренных законодательством мероприятий по организации и проведению выборов.

Выборы –процедура формирования представительного органа власти или наделение полномочиями

должностного лица, осуществляемая посредством голосования.

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

1.Совокупность юридических норм,регулирующих организацию и проведение выборов в

стране (объективное право).

2.Возможность гражданина избирать и быть избранным в стране в представительный орган

государственной власти (субъективное право).

15. Избирательные системы: понятие, типология, достоинства и недостатки.

Избирательная система— совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государ-ства и местного самоуправления, определения результатов голосования.

Выделяют три основных вида избирательных систем:

• мажоритарная;

• пропорциональная;

• смешанная.

В Республике Беларусь применяется мажоритарная избирательная система, в соответствии с которой депутаты всех уровней и Президент Республики Беларусь избираются непосредственно избирателями Республики Беларусь.

К основным достоинствам мажоритарной системы относят следующие:

1. Это универсальная система, так как используя ее, можно избирать как отдельных представителей (президент, губернатор, мэр), так и коллективные органы государ-ственной власти или местного самоуправления (парламент страны, муниципалитет города).

2. выдвигаются и конкурируют между собой конкретные лица-кандидаты.

3. В выборах, могут реально участвовать и побеждать наряду с представителями крупных политических партий представители небольших партий и даже беспартийные независимые кандидаты.

4. Избранные по одномандатным мажоритарным округам представители получают большую степень независимости от политических партий и партийных лидеров, так как они получают мандат непосредственно от избирателей..

К числу объективных недостатков мажоритарной системы, которые как бы изначально ей присущи, обычно выделяют следующие.

Во-первых, при мажоритарной избирательной системе “пропадают” и не преобразуются во властные полномочия голоса тех избирателей, которые были отданы за не победивших кандидатов.

Во-вторых, мажоритарную систему справедливо считают более дорогой, финансово затратной из-за возможного второго тура голосования, и из-за того, что вместо избирательных кампаний нескольких партий, проводится несколько тысяч избирательных кампаний отдельных кандидатов.

В-третьих, при мажоритарной системе из-за возможной победы независимых кандидатов, а также кандидатов небольших партий создается гораздо большая вероятность формирования слишком дисперсных, мало структурированных и поэтому плохо управляемых органов власти, эффективность деятельности которых из-за этого существенно снижается.

16 Политические конфликты: понятие, причины, типология, функции, этапы и способы разрешения.

Политический конфликт – разновидность социального конфликта.Социальный конфликт (от лат. Conflictus – столкновение) – взаимодействие социальных групп, у которых различия в интересах, потребностях, социальных ориентациях достигают предела.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ: Экономические Национальные Религиозные Политические

Политический конфликт – борьба участников политического процесса за доступ к принятию политических решений, распоряжению ресурсами государственной власти и политическое господство.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ

1) По масштабам проявления

А)Внешнеполитические (между различными странами)

Б) Внутриполитические

=Вертикальные (между политической элитой и массами, между оппозиционными партиями и партиями, стоящими у власти и др.)

=Горизонтальные (между различными группами политической элиты, между социальными группами общества, политическими партиями и др.)

2)По степени публичности (насколько о них известно массам)

Открытые (формы взаимодействия конфликтующих сторон доступны наблюдению)

Закрытые (формы взаимодействия конфликтующих сторон не доступны наблюдению)

3)По степени и характеру нормативной регуляции

Институционализированные (порядок их разрешения определен в законах страны)

Неинституционализированные (конфликты, не регулируемые законодательством страны)

4) По продолжительности действия

Кратковременные Долговременные

ПУТИ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ

=Применение репрессивных мер по отношению к одной или ко всем конфликтующим сторонам

=Осуществление реформ, призванных устранить предпосылки и причины конфликта

=Достижение компромисса между конфликтующими сторонами

17 Политические кризисы: понятие, типология, формы, пути преодоления.

Политический кризис – крайняя степень обострения политического конфликта.

ВИДЫ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ

1)Правительственный кризис -Потеря правительством авторитета у народа, невыполнение распоряжений правительства органами исполнительной власти(способы разрешения: Отставка правительства, формирование нового правительства)

2)Кризис президентской власти - Утрата президентом невыполнение его распоряжений подконтрольными органами (способы разрешения: Импичмент (досрочная отставка) президента, выборы нового президента)

3) Парламентский кризис- Неспособность парламента принимать решения из-за конкретного соотношения в нем противоборствующих партийных фракций(способы разрешения : Досрочный роспуск парламента и выборы нового

Парламента)

4)Кризис судебной власти - Неспособность судебных органов принимать решения в соответствии с законом, утрата судом его независимости(способы разрешения Проведение комплексной реформы, предполагающей повышение степени защищенности судей, изменения всей правоохранительной системы)

5) Конституционный кризис - Фактическое прекращение действия основного закона страны из-за несоответствия конституционных норм изменившимся социально-экономическим условиям(способы разрешения:Принятие новой конституции)

6) Общенациональный кризис - Одновременный кризис всех органов государственной власти, не способных управлять страной(способы разрешения : Революция, радикальные реформы)

18Международные отношения: сущность, уровни, виды, формы.

Международные отношения– совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между государствами и системами государств, между основными социальными, экономическими, политическими силами, организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене, т. е. между народами в самом широком смысле этого слова.

между народами в самом широком смысле этого слова.

ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

=Политические отношения

=Идеологические отношения

=Экономические и научно-технические отношения (

=Международно-правовые отношения

=Военно-стратегические отношения

=Культурные отношения

Международные отношения развертываются и существуют на различных масштабных уровнях и проявляются в различных групповых уровнях

Масштабные уровни

Глобальные международные отношения – это отношения между системами государств

Региональные (субрегиональные) отношения – это отношения между государствами определенного политического региона во всех областях жизнедеятельности общества

Групповые уровни

Групповые отношения реализуются через взаимоотношения групп государств, международных органи-

заций и т. д.

Двусторонние отношения – это отношения между государствами и организациями.

Наши рекомендации