Исторические типы социальной стратификации (0,5)
В качестве оснований социальной стратификации всегда выступают самые различные факторы, однако в определенные исторические эпохи одни из них выходят на первый план и во многом определяют весь социально-экономический и культурно политический уклад целых обществ на многие столетия. Поэтому традиционно выделяетсячетыре главных исторических типа стратификационных систем — рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип — открытые. Поясним эти понятия
Закрытым является такое обществе, где социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены.
Соответственно, открытым называется общество, где перемещения из одной страты в другую никак официально не ограничены.
Перейдем к рассмотрению первого из указанных типов систем – рабству, его можно определить как экономическую, социальную и юридическую форму закрепощения людей, граничащую с полным бесправием и крайней степенью неравенства.
Рабство исторически эволюционировало. Различают две его формы.
Так, припатриархальном рабстве, это примитивная его форма, раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными, наследовал имущество хозяина. Его запрещалось убивать.
Приклассическом рабстве, это уже зрелая форма, раба окончательно закабалили: он жил в отдельном помещении, ни в чем не участвовал, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел. Его разрешалось убивать. Он не владел собственностью, но сам считался собственностью хозяина («говорящим орудием»).
Античное рабство в Древней Греции и плантационное рабство в США до 1865 г. ближе к зрелой форме, а холопство на Руси X—XII веков — к примитивной форме, к патриархальному рабству.
Различаются и источники рабства: античное пополнялось преимущественно за счет завоеваний, а холопство было долговым или кабальным рабством. В качестве третьего источника можно выделить преступников. Например, средневековом Китае и в советском ГУЛАГе (внеюридическое рабство) на положении рабов оказывались преступники.
Следующий выделенный исторический тип стратификации - каста
Каста – это социальная группа (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением.
Человек в рамках кастового строя не может перейти из своей касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Кастовое положение закреплено индусской религией. Согласно ее канонам, люди проживают больше, чем одну жизнь. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот.
В Индии 4 основных касты: брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшьи (купцы), шудры (рабочие и крестьяне) и около 5 тысяч неосновных каст и подкаст. Особо стоят неприкасаемые — они не входят ни в какую касту и занимают самую низшую позицию. В ходе индустриализации касты заменяются классами. В наше время индийский город все больше становится классовым, а деревня, в которой проживают 7/10 населения, остается кастовой.
Перейдем к следующему типу социальной стратификации - сословию
Сословие — социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.
Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации являлась Европа, где на рубеже XIV—XV веков общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В X—XIII веках главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство. В России со второй половины XVIII века утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои). Сословия основывались на земельной собственности.
Важно отметить, что права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследством. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между, сколько внутри сословий. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. Так, например, государственной службой могли заниматься лишь дворяне.
Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус. В противоположность кастам, межсословные браки вполне допускались. Иногда допускалась индивидуальная мобильность. Простой человек мог стать рыцарем, купив у правителя специальное разрешение. В качестве пережитка подобная практика сохранилась в современной Англии.
Наконец рассмотрим единственную открытую из выделенных нами, систему социальной стратификации, классовую систему. Дадим определение классу:
Класс – это большая социальная группа людей, не владеющих средствами производства, занимающая определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получения дохода.
Системы стратификации, основанные на рабстве, кастах и кланах, являются закрытыми. Границы, разделяющие людей, настолько четки и тверды, что не оставляют людям возможности для перемещения из одной группы в другую, за исключением браков между членами различных кланов. Классовая система гораздо более открыта, поскольку базируется в первую очередь на деньгах или материальной собственности. Принадлежность к классу также определяется при рождении - индивид получает статус своих родителей, однако социальный класс индивида в течение его жизни может измениться в зависимости от того, чего он сумел (или не сумел) достичь в жизни. Кроме того, не существует никаких формальных норм, законов, определяющих занятие или профессию индивида в зависимости от рождения или запрещающих вступление в брак с представителями других социальных классов.
Следовательно, основной характеристикой этой системы социальной стратификации является относительная гибкость ее границ. Классовая система оставляет возможности для социальной мобильности, т.е. для движения вверх или вниз по социальной лестнице. Наличие потенциала для повышения своего социального положения, или класса, - одна из основных движущих сил, побуждающих людей хорошо учиться и упорно трудиться. Хотя конечно нужно учитывать, что семейное положение, наследуемое человеком с рождения, способно определять и исключительно невыгодные условия, которые не оставят ему шансов подняться в жизни слишком высоко.