Разделение властей как принцип организации и деятельности правового государства
В Конституции, Основном Законе государства, закрепляется базовый принцип организации власти. В Российской Федерации им является принцип разделения властей.
Суть его содержится в том, что:
1) демократический политический режим может установиться в определенном государстве лишь при условии соблюдения разделения функций власти между независимыми государственными органами;
2) выделяют три основные функции государственной власти: законодательную, исполнительную, судебную;
3) каждая из данных функций должна осуществляться самостоятельно соответствующими органами государственной власти, так как соединение законодательных, исполнительных и судебных функций в работе одного государственного органа непременно приводит к ее чрезмерному сосредоточению, что создает возможность установления в стране диктаторского политического режима;
4) каждый государственный орган в процессе реализации одной из трех функций государственной власти взаимодействует с государственными органами других ветвей власти. Это взаимодействие проявляется в ограничении ими друг друга. Данная схема взаимоотношений получила название системы сдержек и противовесов. Она является единственно возможной для организации государственной власти в современном демократическом государстве.
В частности, на федеральном уровне организации государственной власти в Российской Федерации система сдержек и противовесов в соответствии с Конституцией имеет следующую структуру.
1. Законодательный орган – Федеральное Собрание – принимает законы, а также определяет нормативную основу для деятельности всех органов государственной власти, оказывает влияние парламентскими способами на работу органов исполнительной власти. Важным инструментом влияния на них является возможность постановки вопроса о доверии Правительству. Федеральное Собрание в той или иной степени участвует в формировании Правительства и судебных органов Российской Федерации.
2. Исполнительный орган – Правительство Российской Федерации – реализует исполнительную власть в государстве. Правительство отвечает за приведение к исполнению законов, а также, взаимодействуя с законодательными органами различными способами, влияет на законодательный процесс в государстве. Например, оно обладает правом законодательной инициативы. Если законопроекты требуют для исполнения привлечения дополнительных федеральных средств, то они должны получить обязательное заключение Правительства. Президент РФ имеет возможность распустить законодательный орган государства, что является противовесом, при наличии права постановки вопроса о недоверии Правительству со стороны Федерального Собрания.
3. Судебные органы – Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды Российской Федерации – обладают правом законодательной инициативы в сфере их ведения. Эти суды разбирают конкретные дела в границах своей компетенции, сторонами которых становятся федеральные органы других ветвей государственной власти. В системе разделения властей на федеральном уровне главную роль играет Конституционный Суд Российской Федерации.
32. Основные права личности: понятие, принципы и классификация.
Основные права личности представляют собой, обусловленные интересами личности, возможности поведения, закреплённые в правовом порядке.
Принципы основных прав личности:
1. Основные права являются неотчуждаемыми и прирождёнными (естественные права ни кем не даются)
2. Равноправие.
Означает, что каждому члену общества государство гарантирует равные (с другими членами) права и свободы.
Данной принцип включает в себя следующие положения:
- Как член гражданского общества каждый человек равноправен со всеми другими, но как член политического организованного общества он равноправен только с теми, кто как и он принадлежит данному государству.
- Равенство прав и свобод человека и гражданина не зависимо от их фактических различий (пола, расы и т.д.)
3. Реализация основных прав одной личности не должна ущемлять права другой личности
4. Самозащита прав личности от посягательств и защита их государством
Принципы прав и свобод человека и гражданина:
1. Принцип равноправия занимает центральное место среди принципов. Означает, что каждому члену общества государство гарантирует равные (с другими членами) права и свободы.
Данной принцип включает в себя следующие положения:
- Как член гражданского общества каждый человек равноправен со всеми другими, но как член политического организованного общества он равноправен только с теми, кто как и он принадлежит данному государству.
- Равенство прав и свобод человека и гражданина не зависимо от их фактических различий (пола, расы и т.д.)
-
2. Непосредственное действие прав и свобод – означает возможность человека осуществлять конституционные права, защищать их, в случае нарушения, всеми законными способами , руководствуясь непосредственно конституционными нормами
3. Не отчуждаемость основных прав и свобод. К. признаёт естественную природу основных прав и свобод. Обязанностью государства является только их признание и создание условий для их беспрепятственной реализации.
4. Недопустимость произвольного ограничения прав и свобод – они м.б. ограничены в строго определённых случаях ФЗ, в целях:
- защиты основ КС
- нравственности
- здоровья
- прав и свобод законных интересов других лиц
- обеспечения обороны страны и безопасности государства
5. Осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц – Ни одно общество не может предоставлять своим членом абсолютной свободы, поскольку это сделает невозможным их совместное общежитие, поэтому система прав и свобод объективно формируется таким образом, чтобы обеспечить законные интересы всех людей и предотвратить возможное нарушение их прав и свобод в результате злоупотреблений ими со стороны других лиц.
6. Гарантированность прав и свобод. Означает обязанность государства обеспечить человеку и гражданину путём создания соответствующих экономических, политических, правовых условий реальной возможности пользоваться правами.