Административно-правовой статус государственных органов исполнительной власти

Характер административно-правового статуса определяется назначением и местом органа в системе органов государственной власти.

Элементы административно-правового статуса государственных органов исполнительной власти:

- официальное название;

- порядок и способ образования;

- территория действия;

- цели, задачи и функции;

- компетенция;

- формы и методы деятельности, ответственность;

- источник финансирования;

- наличие или отсутствие статуса юридического лица (гражданско-правовой статус).

Юридическое лицо создаётся путём государственной регистрации в ФНС РФ, властные полномочия им не предоставляются, ликвидируются в особом порядке.

Государственные органы создаются и ликвидируются на основании распоряжения вышестоящих органов власти (например, указов Президента РФ или Конституции РФ), не регистрируются в ФНС, имеют властные полномочия, внутреннюю структуру, право и обязанность пользоваться государственными символами (флагом и гербом).

Правовое положение федеральных органов исполнительной власти регулируется различными НПА, основной из которых – положение об органе, утверждаемое Президентом или Правительством РФ.

Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти

В соответствии с действующей Конституцией РФ Президент не относится ни к одной из ветвей власти, но обладает широкими полномочиями в сфере исполнительной власти.

Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти (ст. 83 Конституции РФ):

- назначает с согласия Государственной Думы РФ председателя Правительства РФ (п. «а»);

- имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ (п. «б»);

- принимает решение об отставке Правительства РФ (п. «в»);

- представляет Государственной Думе РФ кандидатуру для назначения на должность Председателя ЦБ РФ и ставит перед Государственной Думой РФ вопрос об освобождении от должности Председателя ЦБ РФ (п. «г»);

- по предложению председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности его заместителей и федеральных министров (п. «д»);

- представляет Совету Федерации РФ кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора РФ и его заместителей, вносит в Совет Федерации РФ предложения об освобождении от должности Генерального прокурора РФ и его заместителей, назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов РФ, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров (п. «е.1»);

- формирует администрацию Президента РФ (п. «и») и назначает на должность и освобождает от должности полномочных представителей Президента РФ (п. «к»);

- назначает и освобождает от должности высшее командование Вооружённых Сил РФ (п. «л»).

Правительство РФ

Административно-правовой статус Правительства РФ регулируется главой 6 Конституции РФ и ФКЗ «О Правительстве РФ» от 17.12.1997 N 2-ФКЗ.

Постановлением Правительства РФ от 01.06.04 N 260 утверждены 2 нормативных акта: регламент Правительства РФ и Положение об аппарате Правительства РФ.

Правительство РФ – высший исполнительный орган государственной власти, возглавляющей систему исполнительной власти в РФ.

Правительство РФ является коллегиальным органом власти и органом общей компетенции.

Состав Правительства РФ:

- Председатель Правительства РФ;

- заместители председателя Правительства РФ;

- федеральные министры.

Количество членов Правительства определяется Президентом РФ.

Полномочия Правительства РФ (ст. 114 Конституции РФ):

- разрабатывает и представляет Государственной Думе РФ федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет Государственной Думе РФ отчёт об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе РФ ежегодные отчеты о результатах своей деятельности (п. «а»);

- обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики (п. «б»);

- обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии (п. «в»);

- осуществляет управление федеральной собственностью (п. «г»);

- осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ (п. «д»);

- осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью (п. «е»);

- осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ (п. «ж»).

Полномочия Председателя Правительства РФ (ст. 24 ФКЗ «О Правительстве РФ» от 17.12.1997 N 2-ФКЗ):

- определяет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента РФ основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу;

- представляет Правительство РФ в РФ и за пределами территории РФ;

- ведет заседания Правительства РФ, обладая правом решающего голоса;

- подписывает акты Правительства РФ;

- представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении;

- распределяет обязанности между членами Правительства РФ.

- систематически информирует Президента РФ о работе Правительства РФ.

Полномочия федеральных министров РФ (ст. 26 ФКЗ «О Правительстве РФ» от 17.12.1997 N 2-ФКЗ):

- участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства РФ;

- принимают участие в подготовке постановлений и распоряжений Правительства РФ, обеспечивают их исполнение;

- принимают участие в выработке и реализации политики Правительства РФ;

- обладают установленными законодательством РФ полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти;

- координируют и контролируют деятельность федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств.

Организационно-правовые формы деятельности Правительства РФ:

1. Заседания Правительства РФ. Бывают очередные (не реже 1 раза в месяц) и внеочередные (по мере необходимости по решению Председателя (его заместителя)), открытые и закрытые. Для кворума должно присутствовать не менее половины членов Правительства РФ. Председательствующий – Председатель Правительства РФ (его заместитель, Президент РФ). Решения принимаются общим согласием, при необходимости – голосованием простым большинством членов (голос Председателя – решающий). На заседаниях могут быть рассмотрены любые вопросы, отнесённые к компетенции Правительства РФ, но исключительно в заседаниях Правительства РФ рассматриваются вопросы, указанные в ст. 28 ФКЗ «О Правительстве РФ» от 17.12.1997 N 2-ФКЗ, например, вопрос о представлении проекта федерального бюджета и других законопроектов.

2. Президиум Правительства РФ – орган, создаваемый для решения оперативных вопросов. Его состав определяется самим Правительством РФ. Правительство в праве отменить любые решения Президиума.

3. Акты Правительства РФ. В соответствии со ст. 23 ФКЗ «О Правительстве РФ» от 17.12.1997 N 2-ФКЗ нормативным актом Правительства являются Постановления. По оперативным и иным текущим вопросам издаются распоряжения.

4. Создание при Правительстве РФ межведомственных и координационных и совещательных органов (комиссии, комитеты, советы).

5. Аппарат Правительства РФ. Обеспечительная форма деятельности Правительства РФ.

Наши рекомендации