Подходы к происхождению гос-ва
Критерии научности
- практика (научно это то - что проверяется практикой) [Для уг-правовой теории практикой явл ур-нь преступности]
Практика (для юрид науки) - правопорядок. Проблема: работает на небольшом промежутке врем и небольшой терит
- логка (научно то, что соотв правилам формальной логики){логика стала критерием, тк факты зависят от принятой теории от методов, кот используются}[принцип фальсификации - из неверных посылок могут быть выведены правильные теории]
- инситуциональный критерий (научно это то, что признано научным сообществом в кач-ве научного) [классификатор наук, классификатор вак, гост] {основываются на логике, на опыте др стран}
Тема 2 Исторические предпосылки гос и права
Литература: Кашанина "происхождение тгп"
Ко 2 семинару : выбрать теорию происхождения гос-ва и доказать ее плюсы
Подходы к происхождению гос-ва
-марксисткий (марксистско-советский) [Гос-во и право возникают в рез-те разслоения об-ва на антогонистические классы] формации: !!!(о снове формаций лежит экономика) гос-во и право выступает орудием господствующего класса.Классы - группы людей, которые отличаются местом в процессе пр-ва, а место в процессе пр-ва отпределяется владением собствеенностью {собсобственники и несобственники}. Работает для средиземноморского региона, но не для востока
- европо-центристкий (социологический) [по веберу культура приводит к изменению строя] Гос-во и право появляются когда традиционное общ-во замен индустриальным. Традиционное общ-во основывается на нерациональных способах управления : привычка повиноваться, вера в незаурядные св-ва харизматического лидера, кровно-родственные отношения. Индустриальное общ-во основывается на рациональных способах управ: наука, римское право, способ пр-ва основанный на наемном труде. Внешние факты должны быть интериоризированы во внутренний мотив, чтобы развился капитализм. В зап европе интериоризацию обеспечила протестантская этика. Но капитализм требует аскетизма, поэтому возникла теория малых дел и теория искупления в протестантизме, чтобы совместить религию и капитализм, идея о том, что нужно работать, чтобы попасть в рай. Индустриальное общ-во порождает более сложную форму управления - гос-во и более сложную систему нормативного регулирования - право. Эта теория говорит о становлении современного развитого гос-ва и права, а не появления их как таковых
- антропологический - гос во и право возникают вместе с появлением человека. Предпосылки и зачатки гос-ва и права появляются с становлением человека разумного(эпоха мезолита). Общество эволюцирнирует и вместе с ним развиваются формы управления и нормативного регулирования.
Антропроогический подход.
Показателем разумности является появление соц норм.
Теория инцеста. Первая соц норма - табу на инцест. Сомнительно, тк древние не могли узнать вред кровосмешения
Гипотеза Эдипового комплекса (Фрейд). Первая норма - запрет на убийство из-за раскаяния. Сомнительно тк вначале должна была быть нарма раскаяния
Сл-но на данный момент нет верной теории. Но из этиз первичных норм возникло право.
В локальных общинах образовываются первые орг управ, кот являются зачатками для соврем гос орг.
- собрание соплеменников
- старейшины
- вождь
В становлении общества важную роль сыграла неолитическая рев(появление интенсивного способа вед хоз-ва, разделения труда), кот дала толчок для развития новых форм гос-ва и права. Следвие неолитической рев: преодоление кризиса, ув численночть населения, локальная обшина трансформируется в племя (усиливается статус вождя, кот в последствии трансформ в монарха) Формами древ права были ритуалы, мифы, обычаи, легенды
Этап вождества (вождество - объединение племен)
- система управления: вождь захватившего племени становится главным вождем/ поочередное управ одинаковоглавных вождей. Глав вождь осущ правосудие
- нормы: прообразы судебных прецедентов (древнее примирительное уголовное и уголовно-процессуальное прово), надплеменные нормы складываются в процессе разрешения конфликтов, практика доказывания
Ранние гос-ва, ранние правовые системы
Признак гос ва - появление городов. Плюс развитие орудий и оружия, развитие письменности, религия
Пути
- насильственный (захват племен и городов, становление монарха)
- ненасильственный (механизм дара-обмена )
Пути иеституционализации гос-в
-античный полис (разделение на рабов и рабовладельцев)
- восточная деспотия
- феодальные отношения в зап европе
Гос-ва:
- античный полис (расслоение общ на антогонистические классы)
- восточная деспотия (внеэкономическое принуждение крестьян-общинников)
- Западно европейское/феодальное (необходимость защиты, которую предоставляли феодалы) 9-12вв
- современное государство (публичная суверенная гос власть, приобретение форм законодательства) [<=появление в зап европейском индивидуалий культуры, развитие рыночных отношений]
Признаки права(то что отличает право от др соц норм)
- нормативность (правило поведения, которое распространено, многократно исполняется и положительно оценивается)
- общеобязательность (исходят от гос. власти)
· позитивисты: выражение в официальных текстах, обеспечение принудительности. [нормы права управомочивающие, обязывающие, принудительные] только запретительные нормы обеспечивают принудительность, сл-но принудительность не является общим признаком права
· естественно правовая (Р. Алекси) общеобязательностью права является его моральность. В современном общ-ве объективные критерий моральности – основные положения, которые оцениваются всем обществом вопиюще-несправедливыми, негативными
· социология права: общеобязательно то, что обладает наиболее функциональной значимостью (приняты обществом в целом и им исполняются); не являются функциональнозначимыми нормы, которые не распространены, не исполняются, отрицательно оцениваются
- формальная определенность (внешнее выражение)
· НПА
· нормативный договор
· судебный прецедент
· правовой обычай
· религиозные нормы
· правосознание (доктрина)
- принудительность при наличии оснований для юрисдикционного правоприменения (основание для юридического правоприменения – правонарушение)
Источники права≠ формы внешнего выражения права
Источники права(общ) – состояние общества порождающее потребность в нормативном регулировании. Взаимодействия людей порождают потребность в нормативно правовом регулировании, изменения в общ-ве порождают изменения в праве
Источники права(частн, 1 стадия) – селективная функция правовой культуры. Селекцию производит правящая этила в отношении зак-ва, в отношении правовых обычаев – референтная группа (соц значимые личности, которые выступают как носители образцов поведения)
Источники права (частн, 2 стадия) – механизм воспроизводства права. Источник будет работать, когда правило поведения войдет в правовую культуру, в правопорядок. Правило поведения легитимируется/не легитимируется широкими народными массами. Субъектом выступают народные массы.
· Первичное действие
· Обычай
· Законодательство
Формы внешнего выражения права
Внутренний круг права – правила поведения, которые явл функциональнозначимыми
· Нпа
· Судебный прецедент
· Нормативные договоры
· Правовой обычай
· Религиозные нормы
· Правосознание
НПА (основная форма права д романо-германской правовой семьи)
Нормативно правовой акт – решение орг гос власти и местного самоуправления, изданное в соответствии с его компетенцией, процедурой, выраженное в форме документа (оф опубликованного), содержащее норму права: распространяющуюся на неопределённый круг лиц, имеющую неоднократное применение и действующую на всю территорию, на которую распространяется компетенция органа его принявшего(соглсогласно постановлению ГД и пленума ВС)
ИПА – индивидуальные правовой акт
· Создан уполномоченным субъектом, в компетенцию которого входит эта функция (местное самоуправление публичная власть ≠ гос власть)
· Установлена процедура
· Официальный текст (в ИПА есть исключения)
· Презумпция знания права – публичное оглашение/выставление
· Содержит норму права (ИПА – содержит индивидуальное властное решение)
· Адресат не персонифицирован, безличный (ИПА - персонифицированный, адресатом является конкретный субъект или группа)
· Бессрочен с момента вступления в юридическую силу до отмены (ИПА применяется 1 раз)
-ФЗ начинает действовать по прошествии 10 дней после опубликования в Российской газете и Собрании Законодательства, если иное не оговорено в самом тексте закона (существуют законы вступающие всиу сразу: на слеющий день в 00:00 после опубликования
- отмена производится органами уполномоченными принять новый на его место или выполнить решение об отмене (КС не имеет права отменять НПА, он выносит постановление, которое обязывает законодательный орган отменить НПА)
- существуют срочные НПА, например ФЗ о бюджете (на 3 года)
· Действует на всей территории, на которую распространяется компетенция (ИПА действует в отношении определенного субъекта, не обладает территориальной действенностью)
Виды НПА:
- законы
- надзаконные акты
Законы – НПА, высшей юридической силы, принимаемые по наиболее важным вопросам жизни общества законодательным органом власти (парламентом) в соответствии с особой процедурой (зафиксированной в Конституции, регламенте ГД, Сов фед, Адм президента)
Стадии принятия законов
1 Законодательная инициатива (разработка законопроекта и вынесение в ГД)
1 Депутаты
1 Члены Сов Фед
1 Президент
1 Правительство
1 Зак Собрания субъектов
1 Председатели ВС, КС, АС
1 Исключение закон о бюджете разрабатываемый Министерством финансов
2 Рассмотрение в соответствующем комитете ГД (например, ФЗ связанный с обороной рассм комитет по обороне)
3 Принятие закона на пленарном заседании
1 1 чтение – принятие закона за основу
1 2 чт – принятие поправок
1 3 чт – принятие закона в целом с внесенными изменениями
4 Одобрение Сов Фед (утверждает/не утверждает) Если не утверждает
1 ГД вносит изменения и повторяется 3 стадия
1 Согласительная комиссия для выработки компромиссного решения
1 Автомат утверждение, после повторного голосования в ГД квалифицированным большинством (2/3)
1 Закон больше не рассматривается
5 Промульгация (рассмотрение главой Гос-ва) Если не подписывает
1 Возвращение в ГД или варианты из 4 стадии
1 Преодоление вето квалифицированным большинством ГД и Сов Фед
Группы законов
- ФКЗ – законы, которые прямо предусмотрены статьями Конституции (приним квалифицированным б-вом ГД и Сов Фед)
- ФЗ (+ особый ФЗ о внесении изменений в конституцию)
- Законы субъектов (приним согласно конституции субъекта)
Подзаконные НПА (в отличие от закона приним органами исп власти)
- указы Президента
- постановления Правительства
- ведомственные НПА (приказы, инструкции, решения коллегий, циркулярные письма)
- НПА органов исполнительной власти субъекта
Компетенции законодательной и исполнительной власти в области законотворчества
(наиболее важные – законы, менее важные – подзаконные)
Пути разграничения компетенций
1 Романо-германский (примен во Французской Конституции):
1 Компетенции зак власти закреплены в Конституции => законы, все остальные вопросы – компетенция исп власти => подзаконные НПА
1 «Др вопросы» контролирует трибунал по конфликтам (определяет компетенцию по спорным вопросам)
2 Англо-саксонская правовая система
1 Принцип верховенства парламента
1 Делегированное законодательство (парламент передает часть своих полномочий другим органам в соответствии с делегирующим статутом)
1 При возникновении спорных вопросов – обращение к суду и возникновение судебного прецедента
3 В РФ планируют принять закон о НПА, который будет разграничивать полномочия зак и исп органов власти (законопроект внесен в ГД с 1995г). Пдзаконые акты принимаются
- на основании закона
- во исполнение закона
- в целях предусмтреных законом
- по усмотрению (на практике)
Ведомственные акты мин-в (приказы)
- адресат не определён
- бессрочны
- официально не публикуются
=> не относятся к НПА или ИПА
Нормативными являются акты, которые
- подписаны министром
- направлены в Мин Юст
- зарегистрированы в Мин Юст
- опубликованы в Бюллетене Фед органа исп власти
Надведомственные акты – затрагивают права и интересы граждан и др ведомств
Внутриведомственные акты – идут од грифом ДСП или «особо секретно», опубликованы и хранятся в специальной библиотеке, предназначены для ознакомления только сотрудниками высших чинов.
Судебный прецедент
Судебный прецедент - решение суда высшей инстанции по конкретному делу, которое является обязательным образцом для решения последующих анологичных дел. Т.е индивидуальное решение приобретающее хар-р нормативности, тк будет применяться неограниченное кол-во раз в будущем. Само по себе решение не нормативно, но нормативно последующее его использование
Структура судебного прецедента (на основеи судебного решения)
1) Вводная часть - наименование документа, место и время составления, первая фраза обозначающая составителей документа (суд в составе...рассмотрев материалы...постановил)
2) Описательная часть: что совершил, чем доказывается, и дополнительная информация. В РФ по уголовным дела также дается квалификация деяния - racio decidenti (исход из вышеизложенного очеидно, что действия...квалифицируются по части...ст..укрф).
В решениях конституционного суда, арбитражного квалификация отнесена в отдельную часть - мотивировочная (чем суд руководствовался при вынесении именно такого решения) -racio decidenti
3) Резолютивная часть - само выносимое решение
Судебное решение, которое транслируется в последующие судебные решения в этом же и нижестощих судах, к которому обращаются в юридческой практике.
Соотношение законов и судебных прецедентов .
В Канаде если прецедент противоречит закону, то действует закон). Если прецедент выносит постановление об отмене закона, то действует прецедент . Судебные прецедентны применяют законы.
Закон и судебный прецедент дополняют друг друга.
Судебные прецеденты в романо-германоской правовой системе
В фрг и франции некоторые высшие суды, втч административные, обладают правом создавать прецеденты [административные суды - аппеляционные суды по обжалованию действий административной власти]
В России существуют явления: постановление пленума верховного суда рф(ППВС) постановление пленума высшего арбитражного суда рф(ППВАС), постановление контитуционного суда рф(ПКС) - близкие к судебным прецедентам, но таковыми не явлются
ППВС - обобщает судебную практику и выносит авторитетное решение, содержательное разъяснение. Суды и др субъекты на практике используют ппвс. Часто ппвс изменют законодательство, тк создают другую норму.
- прецедент - решение по конкретному делу, ппвс - обобщает судебную практику, не выносит решения по конкретному делу, выносит решение по категории дел
- ппвс официально не являются обязательными, но на практике суды и др субъекты почти на 100% используют
- ссылки на ппвс при решении дела недостаточно
ППВАС - обобщение арбитражной практики, выносятся авторитетные решения, которые на практике используют судья арбитражных судов. Обязательность не зафиксирована. Ссылки на ппвас не достатоно для вынесени решения арбтражным судом
ПКС-
- обзательны, обжалованию не полежат (согласно ФКЗ о КС)
- решения по конкретным делам, за исключением случаев толкования конституции
- имеет место изменение законодательства
- кс не принимает к производству дела по которым есть всупившие в силу решения кс (судебное решение не переносится)
Нормативный договор ≠ индивидуальный договор (двухстороння сделка, единичный акт)
-НД - действует до тех пор, пока не будет отменен (принятие нового нд, выход субъектов нд из его действия)
- многосторонние и открыты для подписания другими субъектами
- в связи с увеличением объема международного права их действия расширяются (международные договоры являются приоитетными по отношению к зак-ву госудаства)
- внутренние нд (наример, федеративный договор и коллективный трудовой договор но с оговоками) [коллективный трудовой договор локален, временный
Правовой обычай (наиболее древняя форма права, возникшая в общинном обществе)
- не имеет писанной формы, передается в устной (когда обычай записывается, он преращается в нпа)
Не все обычаи являютс правовми. Признаки павовых обчаев
- наибольшая социальная функциональная значимость (обычаи морского права по проводке судна)
- пизнание (санкционирование) гос властью (обычай делового оборота 5ст ГК[признание устного догвора правовы п наличи системности исполнни пунктов договра])
Обычаи распространены в морском праве, в гражданском праве, в конституционном праве (монарх в англии). Во франции конституионный обычай обязует назначать премьер-министром лидера победившей на парламентских выборах партиипартии, в рф такого обычая нет
Обычаи конкретизируют и дополняют нормы, закрепелнные в зак-ве, при их применении на практике. Нормы ук не действуют сами по себе без упк, нормы упк не смогут действовать на практике без разъяснений криминалистов и скалыающихся на основе этих рекомендций обычаев, обычаи действуют на практике через человека и его действия
Религиозные нормы (для некоторых правовых систем, в первую очередь мусульманское право)
- для мусульманского права характерна неразделенность правовх норм, синтетизм права, морали и религии. [сусуществование и санкионирование специальных религиозных судов - судов шариата]
Правосознание
Правосознание - воспритие психикой правовой реальности. Включает рез-т восприятия (теории, эмоции, здавосмысловые предсталвения) и оценку правовой реальности субъектом. Играет особую роль среди форм права, тк сопровождает все иные формы права. Любое соц действие включает внешнюю сторону и внтреннюю псхческую сторону - отражение сознания субъектов, вступивших в отношения. Закон становится законом если пройдёт правосознание субъектов его принимающих. Декрет РСФСР предлагал руководствоваться правосознаем, римское право - правосозание римских юристов, на некоторые юридические произведения можно ссылаться, те ссылаться на правосознание
Норма права
Понятие и признаки
Норма права - первичный элемент правовой системы.
Признаки права являются признаками нормы права.
Норма права живёт в правосознании. Это правило, поэтому ее бытие информационно. Норма права создаётся в процесе дизнедеятельности, норме права предшествуют взаимодествия людей - фактические правоотношения (по Муомцеву). Когда норма институционализироваласью она реализуетс в последующих отрошениях. Поэтому норма права не только информация, но и фактически складывающиесяю многократно повторяющиеся, положительно оцениваемые взаимодействия людей. Норма права закрепляется в статьях НПА, но не любая статья являеис нормой правав социологическом смысле. Если статья нпа фактически не реализуется, то она не является нормой права (мертворожденная норма)
Структура нпа
- гипотеза
- диспозиция
- санкция
Гипотеза - модель жизненной ситуации (действия или события) при наступлении которой можно, должно или запрещено поведение субъектов. Условие предпосылки правила поведения. Взависимости от волевого ( возможность и желание совершить действие) и интеллектального(осознание) моментов гипотезу можно подразделить на
- гипотеза-действия (или бездействия)/ деяния или другие приравненные к дейсвию явления (слово - гипотеза в приказе) - связано с волей, желанием, поведением человека
- гипотеза-события - модель жизненной ситуации, которая не связана с волей, желанием, поведением человека (страховка, крайняя необходимость, наступление возраста, рождение
Сложная гипотеза допускает несколько действий или событий ("Для поступления на службу в по требуется: высшее образование, гражданство итд")
Диспозиция - само правило поведения, мера возможного, должного или запрещенного поведения одного субъекта по отношению к другому. Диспозиция включает статус субъектов(адресат и адресант). Правило проведения может быть совершенно только субъектом как носителем статуса. В норме права субъект обезличен. Правовые статусы субъектов появляются в правомиочиях и обязанностях. Правомочия и обязанности делятся на 3 вида (дионтические модальности- модель поведения):
- управомочивающие - мера возможного поведения (договорное гражданское право, права чел-а во 2 главе конституции)
- обязывающие - мера должного поведения (административное право)
- запретительные - мера запрещенного поведения (уголовное право) снабжены санкциями
Права и обязанности взаимокореспондируют друг друга: у обоих субъектов есть и права и обязанности, которые различаются, но дополняют друг друга.
По форме внешнего выражения:
- описательные - правила поведения более или менее подробно описываются или оно очевидно
- ссылочные (подвид бланкетные) - правило поведени не описывается но дается ссылка к другой статье этого же(ссылочная) или другого (бланкетная) нпа, где оно расписывается
Санкция - модель наказания предусматриваемя за несоблюдение запретительной диспозиции.
Их необходимо отличать от других видов мер принуждения:
- санкции (предусмотрены материальным зак-вом); цель - наказание, реакция на правонарушение
- меры пресечения - меры предусмотренные процессуальным зак-вом, направленные на прекращение длящегося совершаемого правонарушения; цель - пресечение; предшествуют санкции
- меры обеспечения правосудия - меры направленные на сбор доказательств; цель - сбор док-в; предшествуют санкции; предусмотрены процессуальным нормами
- предупредительные меры/ меры прфилактики - меры направленные на недопущение совершения правонарушения, общесвенноопасного деяния (деяния совершенные лицом не достигшего возраста правонарушения или невменяемым лицом), общественноопасного явления (катастрофы и др объективные явления жизни) (пример досмотры при посадке в самолет, объявление карантина); цель - недопущение правонарушения
- меры защиты - направленные в отношении лиц, нуждающихся в медицинском лечении (втч психиатрическом), включаются в состав предупредительных мер.
Виды санкций по хар-ру наказаний
- личные - направлены на личность
- имущественные
- организационные - направлены на устройство и деятельность субъекта (в основном коллективного или длжностного)
В зависимости от вида и меры наказания:
- абсолютно определённые - предусматривается 1 вид и строго определенный размер (безбилетный проезд)
- относительно определённые - предусматривается 1 вид, установлены границы от и до
- альтернативные - предусматривается 2 и более вида, размер варьируется, на выбор правоприменителя
- кумулятивная - влючает основное и дополнительное наказания (дополнительные наказания сами по себе назначены быть не могут) [конфискация, лишение специального права и др]
Содержит ли норма права всегда все 3 элемента
Ни одна статья нпа не содержит всех 3х элементов. Это зависит от специализации норм права. В конституционном праве можно выделить следующие санкции: роспуск правительства, лишение главы субъекта полномочий, решения КС о неконституционности. Но вопрос, есть ли конституционные правонарушения, за которые должны наступать санкции. Некоторые учёные полагают, что правонарушения и санкции можно найти в других нпа (в ук нормы, оханяющие окнституционный строй и порядок) но такой подход уничтожает нормы права этой отрасли, определяя их как элементы других норм. Т.о в статьях нпа всех 3х элементов не обнаружить (конституционное: гипотеза и диспозиция; уголовное: дисплзиция и санкция (предположительно гипотеза и диспозиция слиты вместе)).
Необходимо проводить различия между абстрактной(все 3 элемента) и реально сущетвующей (2 элемента: гипотеза и диспозиция в регулятивной норме, диспозиция и санкция в охранительной норме) нормами права.
3х звенную структуру придумали в советском союзе на совещании с Вышинским в рамках этетистского правопонимания; зарубежные юристы и дореволюционые (Коркунов) выделяли 2 части: гипотезу и диспозицию, диспозицию подразделяли на позитивную и негативную Г - Д(Д^~Д) тогда Санкция - обязанность правонарушителя подвергнуться наказанию. Регулятивные нормы - гипотеза и положительная диспозиция, охранительые нормы - гипотеза и отрицательная диспозиция.
Еще один подход предлагают Вс Прохоров и Бойцов определяют кража-тайное хищение личного имущества (гипотеза), закрепелена в УК- принцип противоправности(диспозиция), наказывается(санкция). Но его считать обоснованым нельзя, тк принцип противоправности не является диспозицией.
Виды норм права
Нп можно классифиировать по разнм основаниям
По отраслям
- гражданско-правовые
- административно-правовые
-углловно-павовые итд
По способу правового регулирования
- материальные (что)
- процессуальные (как) вторичные по отношению к материальным, тк на практике материальные нормы реализуются через процессуальные (нормы ук реализуется через упк). Исключение некоторые нормы гк, которые могут автоматически реализовываться (купля-продажа), но при нарушении вступает в силу гпк, и конституционные и административные нормы
По дионтическим модальнтстям (модель поведения)
- управомочивающие
- обязывающие
- запретительные
Соотношение между дионтическими модальностями - дионтическая логика
1) Если разрешено поведение А, то оно не запрещено или запрещено неА
2) Запрещено, если не разрешено или разрешено иное
3) Обязательно поведение А, если не запрещено или запрещено неА
- действуют для частного права
Для публичного - разрешено то, что прямо предписано
В публичном праве и в служебных отношениях исползование 3го лица (Президент вносит, полицейский проверяет) - обязанность, которая отсекает возможность всех других совершить это действие (совершенное вопреки считаютя юридически недействительными)
Исходные(принципы, дефиниции - определения, организационные положения-устройство) и вторичные нормы не являются нормами права, а лишь элементы диспозиций (понятие "преступление" - элемент дисплзиций всех правовых норм, понятие "юридическое лицо" - элемент диспозщиций норм гк, которые используют это понятие)
Норма права и статья нпа
Нормой является только такая статья нпа, которая реализуетс на практике (согласно социолгическому подходу)
Нпа подразделяется на статьи, и часто норма права совпадает со статьей нпа. Статьи могут делится на части, которые являюся отдельными нормами права (сколько частей, столько и самостоятельных норм права). В кодифицированных актах вделяется общая часть и особенная. Одна уголовно-правовая норма фиксируется в части...статьи... особенной части, и в нескольких статьях общей части. Подробное можно наблюдать в конституции, в которой 1 и 2 части содержат декларативные положения (принципы), которые конкретизируются в определенных статьях.
ст 5¹, ст 5² - статьи в единичной системе с внесенными изменениями (двоичная - 20.2; 1.1)
Конкретизация статьи (а,б,в.../1,2,3...) - пункты, которые являются составной частью нормы права, если дополняют ее. Если фиксируется самостоятельное правило поведения - отдельная самостоятельная норма.
Система права
Понятие системы права(по классической теории права). Критерии выделения отраслей права.
Система права - нормы, которые в рез-те исторической эволюции, объединяются в институты → отрасли→общности
Формирование системы права
1) мононормы в первбытном общетсве (табу, обычаи, мифы, ритуалы) выполняли функции права сегодняшнего - древнее право. Нормы были единым, недиферецированными
2) выделение 3х самостоятлеьных сфер общ-ва [обусловлено соц статусами] в 11-12 вв (начало в Европе): экономическая сфера(когда складываются зачатки частной собственности и рыночной экономики как специалзация), сфера управления(появление публичной власти, профессионализация и специализация людей занимающихся властью), сфера привлечения к ответственности за правонарушения: совершение правонарушения и установление запретов, привлечение к ответственности (профессионализация правосудия, появление пеницинцианной системы(учреждения исполнения наказаний))
=> появление 3х видов норм права: управомочивающие(эконом), обязвающие(управ), запретительные(ответств)
3) появление первичных отраслей права 12-15вв
- гражданское - реглулирует экономические и имущественные отношения
- уголовное - рег запреты и привлечение к ответственности
- полицейское право (позже трансфомиовалось в административное) - внутреннее гос управление; полиция безопасноти и полиция благосостояния
Эти отрасли отличаются
- предметом правового регулирования,
- методом правового регулирования (как,каким способом), какая группа норм преобладает в соответствующей отрасли права: диспозитивный/равноправия сторон (преоблад управомочиващие нормы), императивный/относительного равноправия (преоблад обязыващие нормы) [В.Д Сорокин выделил третий метод - охранительный/запретительный - привлечение к ответственности (преоблад запретительные нормы)] {Преобладание - не только колличественное превосходство, а исходность, те в гп исходными являются управомочивающие, тк в основе - договор, охранительные вторичны, тк охраняют договор}
Критерии выделения отраслей права
Классические: предмет и метод правового регулирования (3 основные сферы общества)
Выделение новых подотраслей :
1 сфера гражданское право: 17 век с развитием трудовых правоотношений,19 век - прекращение церковного регулировани семейных отношений, необходимость их правового регулирвания;
2 сфера полицейское право: административное и конституционное, в 19 веке финансовое право, гражданский процесс
3 сфкра уголовное право: уголовно-процесуальное, уголовно-исполнительное
Выделение данных вторичных отраслей невозможно по предмету и методу, тк они совпадают с первичными (границы можно найти, но они оспоримы)
-разграничение трудового и гражданское
- разграничение админ и фин отраслей : административное право регулирует управление, финансовое - уст. налоги, рег упавлеие цнтробанком др банками, бюджет - регулирует управление в сфере финансов
- земельное право(располагается между 1 и 2 сферами) рег отношения владения, пльзования и распоряжения землей, управление в сефре землепользования