Методические рекомендации по СРС
Как показывает опыт работы, студенты для которых предназначены данные методические рекомендации, не умеют организовать свою самостоятельную работу. Формирование умений и навыков самостоятельной работы, как правило, проходит у них на интуитивной основе, когда преобладает подражение, смутное, нечеткое понимание задач ее, поэтому часто не выполняются учебные задачи. Самостоятельная работа должна строиться на сознательной основе, отсюда - необходимость знания студентами конкретных методических приемов, направленных на улучшение организации процесса усвоения знаний.
Системно-деятельностный подход как принцип организации и контроля самостоятельной работы студентов
В основе организации СРС по нашей дисциплине лежит системно-деятельностный подход. Его методология оперирует такими основными понятиями обучения: знания, умения, навыки, деятельность; определяет их взаимосвязь и соотношение.
Умения - развернутые действия, выполняемые студентом на уровне понимания, умения - результат сформированной деятельности.
Навыки - умения, в процессе постоянного повторения доведенные до автоматизма. Мы должны различать навыки творческие и стандартизированные, последние с трудом поддаются творческим преобразованиям и не включаются в мыслительную деятельность, но и они необходимы /например, оформление списка использованной литературы, сносок и т.д./.
Деятельность - способ развития заложенных в человеке способностей к мыследеятельности, к саморазвитию.
В нашем конкретном случае - это не только запоминание и воспроизведение учебного материала, но и его анализ, оценка, критика, то есть углубление в изучаемый материал через мыслительную деятельность с максимальным развитием мыслительных способностей.
Отсюда - особая роль организации познавательного процесса, начинающегося с восприятия знаний.
Приемы оптимизации процесса восприятия
Любой процесс усвоения знаний начинается с их восприятия, при этом студенту необходимо знать конкретные приемы оптимальной организации самого процесса восприятия.
Прежде всего - необходимо уточнить цель действия /читать и слушать «просто так», бесцельно- значит напрасно тратить время/. Затем интересующий нас объект, /понятие, факт, событие, закономерность и т.д./ выделяется из общего фона /текста/. Смешение объекта и фона - одна из самых распространенных ошибок восприятия.
Выделенный объект анализируется, в нем выделяются признаки и свойства. Эти признаки и свойства необходимо зафиксировать /схема, конспект/.
Следующий этап - объединение, синтез признаков и свойств в единое целое, от этого зависит полнота восприятия. Отрывочное, неполное восприятие материала приводит к ошибкам, искажениям.
Заключительный этап - это введение полученного знания в существующую систему знаний, отождествление и различие его по отношению к другим знаниям /критика вновь полученного знания или имеющихся - на основе вновь полученного/. И наконец, представление о возможности применения полученных знаний в практической деятельности.
На каждом из этапов нужны определенные приемы, обеспечивающие активное восприятие и в целом культуру мышления.
Прежде всего необходима психологическая подготовленность к мыслительной деятельности. Рекомендуется еще до начала чтения /источника, исследования/ попытаться определить возможное предметно-понятийное содержание текста, его структуру, степень значимости, новизны информации для вас. Только после этого переходить к чтению текста.
Методические приемы чтения и конспектирования текстов
В зависимости от характера материала /источник, основная, дополнительная литература/ используются различные приемы чтения: ознакомительное и изучающее, сплошное и выборочное, быстрое и медленное. Студенты должны владеть всеми этими приемами.
Ознакомительное чтение позволяет получить первое общее представление о книге. При этом рекомендуется вначале внимательно прочитать содержание титульного листа книги, где помещены важные сведения /точное название работы, ее автор, предназначение - учебник, монография, издательство, время и место издания/. Обязательно нужно прочесть аннотацию и предисловие к работе. В них даются полные сведения о работе и ее авторе, которые позволяют расширить представление о возможном содержании работы.
Затем просматривают оглавление, из которого получают точные сведения о структуре и содержании книги, выделяют для себя те вопросы, которые особенно важны.
Следующий этап ознакомительного чтения - знакомство с сутью: и характером изложения, когда отдельные места читаются внимательно, а все остальное просматривается, иногда делаются выписки.
В итоге ознакомительного чтения сравнительно быстро можно получить общее впечатление о книге.
Но, конечно, для серьезной работы над темой (будь то семинарское занятие или курсовая работа и т.д.) такого чтения совершенно недостаточно. Необходимо теперь перейти к изучающему чтению. Оно имеет своей целью детальное усвоение всего содержания работы или какой-то ее части.
При изучающем чтении совершенно необходимы записи, выписки. По своему характеру изучающее чтение может быть сплошным или выборочным. Это зависит и от задания, и от характера материала, и цели задания.
Как показывает опыт работы со студентами I-II курса, они очень слабо владеют методикой конспектирования, поэтому необходимы некоторые методические рекомендации по составлению конспектов: что, где и как записывать. Умение конспектировать - один из важнейших признаков культуры умственного труда. Нецелесообразно переписывать весь текст. Достаточно выборочных записей. Выписывают лишь наиболее существенное для темы, но в итоге записи должны достаточно полно воспроизвести содержание и структуру работы в целом, а также отдельные детали и части текста (цифровые данные, основные факты, наименования, яркие характеристики и т.д.).
Цели и задачи самостоятельной работы над текстом требуют одоназначно: записи, ведутся в отдельных тетрадях /семинарские занятия, коллоквиумы/.
Конспектировать следует после ознакомительного чтения, записи должны быть удобными для использования и грамотными, при цитировании, указывается страница. Нельзя конспектировать материал «сплошным потоком» - необходимо оставлять поля, выделять главное (материал к тому или иному вопросу), обозначать разный по характеру материал разного цвета чернилами, подчеркивая наиболее важное и т.д. Не рекомендуется пользоваться сокращениями слов.
Прочитать текст и законспектировать его - не значит усвоить материал, его нужно еще запомнить.
Общие приемы рациональной организации работы памяти
Итак, нельзя усвоить материал, не запомнив его с достаточной быстротой и прочностью. Поэтому на память ложится особая нагрузка, ибо усвоение знания, приобретение новых в процессе мыследеятельности - предполагает не только их восприятие, но и обязательное закрепление в нашей памяти.
Работа человеческой памяти изучена психологами тщательно, так что большинство приемов рациональной организации запоминания, мыследеятельности описано и проверено на практике. Но так как студенты I курса еще не изучали психологию, необходимы некоторые методические рекомендации.
Студент должен понять, что память - сложный познавательный процесс, состоящий из четырех компонентов:
1/ собственно запоминание;
2/ сохранение;
3/ узнавание;
4/воспроизведение.
Все они развиты у каждого человека по-разному. Наиболее развитая память характеризуется:
а/ быстротой запоминания;
б/ прочностью сохранения;
в/ точностью узнавания;
г/ быстротой и точностью воспроизведения.
Сбои в работе памяти связаны со слабым развитием какого-то одного из этих компонентов.
Эксперименты показали, что память - наиболее тренируемый познавательный процесс. Главное условие развития памяти - активная познавательно-практическая деятельность человека.
Каждый из нас обладает не одним, а несколькими видами памяти: зрительная, речедвигательная, слуховая, эмоциональная, словесно-логическая, смешанная. В зависимости от характера запоминаемого материала в работу включается тот или иной вид памяти или сразу несколько.
Обычно какой-то отдельный вид памяти развит у человека хорошо. Такой наиболее развитый вид памяти называется индивидуальным видом памяти. Знание своего типа памяти помогает рационально организовать познавательную деятельность. Существуют и общие приемы рациональной организации работы самой памяти:
1. настроить себя на запоминание материала, для чего:
а) проявить интерес;
б) «включить» чувство ответственности;
в) дать себе установку на запоминание;
2. дать установку на срок и точность запоминания, тогда включаются скрытые механизмы распределения материала по разным «этажам» оперативной и долговременной памяти. Эти механизмы работают как бы автоматически.
Попытаться запомнить материал только буквально или только по смыслу ни в коем случае нельзя. Нужно установить, что именно нужно запомнить буквально, а что - обобщенно. Буквально запоминают определение понятий, формулировку законов, отдельные наименования /династии, государства, годы существования, фамилии, цифровые показатели и т.д./. Остальной материал запоминается обобщенно;
3. использовать активный мыслительный анализ: выделить основную мысль текста, а она красной нитью проходит через систему обоснований, аргументов, приводимых для ее доказательства. Это могут быть описания событий, явлений, фактов;
4. сознательное использование ассоциаций или других смысловых связей (мнемотехника) используется для запоминания цифр, дат, имен и т.д. С точки зрения культуры умственного труда мнемотехника - один из самых удобных приемов запоминания;
5. использовать не только свой индивидуальный тип памяти, но и другие;
6. процесс запоминания сближать с процессами узнавания и воспроизведения;
7. правильно организовать деятельность своей памяти в целом: прежде всего следует помнить о повторении материала. Психологи еще в прошлом веке вывели так называемую кривую забывания, согласно ей, наибольшее количество материала забывается в первые часы и дни после заучивания, а потом этот процесс замедляется /повторение - мать учения/.
Не следует забывать о небольших перерывах между занятиями, не заниматься подряд сходными видами деятельности.
Использование этих приемов может облегчить организацию работы памяти.
Знание студентами методических рекомендаций, раскрывающих приемы активизации познавательной деятельности, поможет организовать самостоятельную работу.
В самостоятельной работе по темам лекций, семинарских занятии, СРСП необходимо обращаться к рекомендованной литературе по каждой отдельной теме.