Методические указаниями по изучению дисциплины для курсантов и слушателей. Рассмотрение первого вопроса целесообразно начать с краткого экскурса в историю политической мысли.
Вопрос 1.
Рассмотрение первого вопроса целесообразно начать с краткого экскурса в историю политической мысли.
Проблема лидерства всегда привлекала к себе внимание многих философов и историков, которые пытались ответить на вопрос: где предел человеческой воли, в какой мере лидеры — монархи, государственные деятели, полководцы — вынуждены считаться с законами общества.
Платой считал правление «высшим, царским искусством», основанным на нравственном и интеллектуальном превосходстве одних и подчинении других. В диалоге «Политик» он описывает идеальный тип правителя и проводит аналогию с искусным ткачом, который соединяет между собой то, что в обычной жизни кажется несовместимым.
Макиавелли создал образ лидера-государя, который достигает политических целей любыми средствами. Государь должен стремиться к тому, чтобы его считали добродетельным, милостивым, честным, «о он не должен опасаться быть коварным и лицемерным, если честность и прочие добродетели оборачиваются против него, мешают сохранить единство страны и верность подданных.
Для Ницше стремление к лидерству — проявление «творческого инстинкта» человека, лидер вправе третировать мораль — оружие слабых.
Марксизм предлагает следующую методологическую основу для изучения вопроса о роли личности: выдающаяся личность способна существенно влиять на ход истории, однако лишь в рамках действия объективных законов общественного развития. Последние не только ограничивают могущество единоличной воли, но и предопределяют результаты ее приложения. Политический лидер ускоряет общественный прогресс, лишь если он действует в соответствии с этими законами. Г. В. Плеханов подчеркивал: «Характер личности является «фактором» общественного развития лишь там лишь тогда и лишь постольку, где, когда и поскольку ей позволяют это общественные отношения». К сожалению, эта концепция трактовалась односторонне, с уклоном в сторону жесткого детерминизма. Исследования ограничивались философским аспектом темы, не покушаясь на анализ института политического лидерства.
Под политическим лидерством понимается один из механизмов регулирования отношений людей, социальных групп, институтов, общества в целом. Сущность его составляют отношения доминирования и подчинения, влияния и следования.
Среди современных концепций природы лидерства можно выделить несколько наиболее значительных. Их выводы, основанные на исследованиях лидерства в малых группах, нередко экстраполируются на все общество и зачастую не учитывают сложности социально-экономических факторов.
Сторонники теории «черт лидера» стремятся объяснить природу лидерства как чисто социально-психологический феномен. Лидером они объявляют человека, обладающего особой совокупностью психологических черт. Один из представителей этой теории американский социолог Э. Богардус перечисляет, например, следующие качества, которыми должен обладать лидер: способность концептуально мыслить, принимать и исполнять решения, предвидеть их последствия, привлекать к себе внимание, иметь чувство юмора, такта и т. д.
Главный недостаток «теории черт» в том, что она рассматривает лидерство как изолированный феномен, который можно объяснить из него самого. Однако различные социальные эпохи, разные классы и социальные группы требуют лидеров, обладающих различными качествами. Важно и то обстоятельство, что само выполнение функций лидера способствует развитию необходимых для этого качеств. То, что было его социальной ролью, становится частью его «я».
Сторонники теории лидерства как «функции ситуации» не отрицают «теорию черт», а пытаются интегрировать ее. Они исходят из того, что те или иные черты лидера варьируются в зависимости от ситуации. Американский социолог и философ Э. Фромм сделал вывод, что в современном мире в качестве лидера чаще всего выступает беспринципный человек, являющийся всего-навсего функцией ситуации», своего рода флюгером, действующим по обстоятельствам. Упускается из виду тот факт, что лидер может овладевать ситуацией и влиять на нее.
Ситуационизм игнорирует относительную самостоятельность личности, растворяя ее в обстоятельствах, обрезая на пассивность.
В теории определяющей роли последователей на первый план выдвигается анализ не самих лидеров, а последователей, их социальных, психологических интересов -И запросов. Природа лидерства в данном случае исследуется через призму анализа взаимоотношений лидера и ведомых. Согласно определяющей роли ведомых, группа сама выбирает себе лидера который удовлетворяет ее требованиям Лидер, в сущности, -не более чем инструмент группы. Поэтому «тайна лидера» не в нем самом, а в психологии .и запросах его последователей.
Данный подход весьма близок ситуационизму. В нем настроения, интересы, потребности группы рассматриваются как важнейшие элементы ситуации, ориентируюсь .на которую лидер строит свое поведение.
В психоанализе выделяется «компенсаторная теория 'политики». Не последователи исследуют психологию бессознательного, пытаясь установить, что повлияло на формирование политических интересов личности. Идея власти рассматривается как средство компенсации неполноценности К этой схеме подбираются иллюстрации, -показывающие /поразительное сходство детского и юношеского развития многих политических деятелей: Лютера, Ганди, Рузвельта и др. Действительно, история дает немало примеров, когда физический или психологический недостаток личности не только не препятствовал политической карьере, но напротив, мобилизовывал личность. Данный подход внеисторичен. Ведь куда чаше встречаются страдающее комплексом неполноценности .люди, избирающие политическую пассивность или ищущие -компенсацию в других сферах человеческой деятельность (наука, искусство).
Для политологии принципиально важен вопрос о роли и месте лидера в системе политических отношении общества. Политическое лидерство во все времена было ключевым элементом любой государственной системы, хотя и не единственным, но одним из самых важных субъективных факторов общественного развития Но никогда еще оно „не было связало с такой ответственностью, как сейчас, когда правитель обладает возможностью нажатием кнопки обречь на гибель человечество.
Политический лидер одновременно является субъектом и -объектом политического процесса. Субъектом его делает то, что он .по своим незаурядным качествам и в результате добровольного выбора людей становится во главе тех или иных социально - политических движений с .целью реализации интересов общностей, его выдвигавших. Тогда этого лидер наделялся властными полномочиями.
Вместе с тем политический лидер не представляет собой некую изолированную, автономную фигуру. Политический лидер есть одновременно и объект политики.
Он имеет свои социальные и временные масштабы, в основе которых один постоянно действующий критерий — результативность, эффективность его деятельности для удовлетворения запросов и интересов той общности, которая прибегла к его услугам. Без широкой поддержки и постоянного контакта с людьми политический лидер ничего не значит. Более того, в решении тех или иных проблем, он всегда испытывает влияние и давление различных заинтересованных сторон и должен быть готов к восприятию их предложений и требований, к компромиссам.
Социальная роль лидера проявляется через его функции. Р. Такер разделяет деятельность лидера на три фазы-функции:
1) диагностическая: лидер анализирует, определяет ситуацию, ставит ей «диагноз»;
2) предписывающая: лидер разрабатывает направление действия для разрешения проблемы;
3) мобилизующая: лидер добивается поддержки плана действий, организует его выполнение
Помимо этого лидер выступает как представитель группы, ее своеобразный символ; он регулирует отношения среди своих последователей, выступая арбитром и т. д.
Подлинный политический лидер обладает способностью аккумулировать, выражать интересы масс интуитивно или целенаправленно (с помощью изучения общественного мнения, социаолстических исследований). Он проявляет новаторство в осмыслении реальности, конструктивность в практической деятельности отличается аналитическими и прогностическими способностями. Настоящий лидер независим от официального статуса: Ганди и Маркс не обладали рычагом государственной власти, однако их влияние на ход исторического процесса вполне сопоставимо с деятельностью крупных политических вождей, Наконец, лидеру жизненно необходимо умение увлечь людей, завоевать их расположение, доверие
Важнейшей проблемой политического лидерства является приобретение и сохранение собственного имиджа. Большую роль в его формировании играют состояние массового сознания населения, действия средств массовой информации, личные впечатления людей и информация очевидцев, оценки авторитетных людей.
В последнее время политологи наряду с термином «лидер» стали использовать термин «вожак», которым обозначают лидера явно выраженного популистского толка. Характерные черты политического вожака — потакание сиюминутным простейшим требованиям масс, лесть, заискивание перед толпой, завышенные обещания, манипулирование сознанием людей, апелляции к наиболее неподготовленным и малообразованным, охлократическим элементам населения.
Для выдвижения подлинных лидеров необходимо совершенствование механизма формирования политического лидерства. Под ним понимается система правил, (заданных и сложившихся) в процессах выдвижения лидера в структуре власти и осуществления им своих властных функций Административно-командная система в СССР держалась на принципе номенклатурного подбора кадров. Была создана колоссальная армия правящей бюрократии с ее собственными социальными интересами.
Демократизация общества в годы перестройки привела к появлению новой плеяды лидеров, вышедших на арену .политической борьбы иными методами (альтернативные выборы, участие в .массовых демократических движениях). К сожалению, в последнее время отечественная политическая практика все чаще выдвигает об раз вожака, лидера-популиста. Но если «номенклатурщик» — послушный рупор «верхов», то «вожак» — не менее послушный рупор «низов». Оба видят в лидерстве лишь захват власти, превращая средство в самоцель
Вопрос 2
Переходя к рассмотрению типологии политического лидерства, необходимо подчеркнуть, что каждый политический лидер обладает индивидуальными особенностями характера, использует специфические методы руководства. Расширение исследований лидерства как политического феномена позволило выявить черты сходства, повторяемость действий и выделить различные типы.
Одна из первых попыток типологизации принадлежит Н. Макиавелли, описавшему в «Государе» правителей и правителей львов. Тип лисы соединяет в себе та-лис и правителей - львов. Тип лисы соединяет в себе те или иные цели и намерения, запутывать следы и обходить расставленные капканы и т.д. Политикам-львам свойственны прямолинейные действия, они приверженцы силовых методов. Их основной принцип — сокрушать противника в решающий момент в открытом бою. Идеальный тип — политик, обладающий силой и твердостью льва и ловкостью, хитростью лисы.
Пользующаяся широким признанием и многократно использовавшаяся в политических исследованиях типология была предложена Максом Вебером. Взяв за основной критерий источник легитимности власти лидера. Вебер выделил три основных типа: традиционное, легальное и харизматическое лидерство. Разумеется, это идеальные, абстрактные типы. В конкретных случаях они переплетаются при преобладании одного из них.
Традиционное лидерство основано на вере в святость норм, управляющих общественной жизнью с незапамятных времен. Такое лидерство рассматривается как проявление нерушимой традиции. Люди вновь и вновь воспроизводят отношение к лидеру на протяжении жизни .многих поколений. На вопрос о том, почему власть (принадлежит лидеру, следует ответ, что так было всегда. Формы выражения этого типа лидерства демонстрирует любая монархическая династия. Вебер полагал, что исторические рамки традиционного лидерства совпадают с периодом «до индустриального общества».
Легальное лидерство основывается на вере в законность в разумность существующего порядка. Власть лидера подобного типа легитимируется «царством закона». Именно закон устанавливает правила и нормы, которые должны соблюдаться как управляющими, так и управляемыми. Лидер главным образом выступает носителем определенной политической функции, рациональной с точки зрения целостности системы. Легальное лидерство присуще «индустриальному» обществу, и в «идеальной бюрократии» оно им персонально.
Харизматическое лидерство базируется на личности, которой приписываются исключительные черты. Понятие «харизма» заимствовано Вебером из раннехристианской литературы и означает «божественность». Не так уж важно, в чем состоит харизма лидера сама по себе. Решающее значение имеет то, что потенциальные последователи признают данное качество божественным.
Между лидером и последователями устанавливаются тесные эмоциональные связи. Каждое слово против лидера трактуется как покушение на святое. Со своей стороны лидер полагает, что он выполняет «историческую миссию», а потому требует безоговорочного послушания и поддержки.
Харизматическое лидерство, по Веберу, возникает в критических ситуациях. Оно существовало в разные исторические эпохи, при различных политических режимах (Юлий Цезарь. Наполеон, Гитлер, Сталин, Мао Цзедун). Острая, неустойчивая политическая обстановка порождает в сознании людей надежды на некое чудо, способное разом решит, все «проклятые» вопросы бытия; знания и обоснованные ориентации начинают заменяться верой. Как заметил в свое время Н. Гоголь, «чем больше, тем больше означает деятельность градоправителя». Многие ученые видят причины харизматизации лидерства на Западе и в определенных социально-экономических процессах (разукрупнение производства, упадок форм работы, связанных с большими массами людей. В этих условиях человек, обоснованный, в своей повседневной жизни и деятельности. избегающий всего «общего», все чаще пытается найти поддержку у конкретной, более понятной и близкой ему индивидуальности, свободной (на его взгляд) от необходимости подчиняться любым дискредитировавшим себя формам и методам.
Порой харизматический лидер способен не только своими поступками, но и силой морального воздействия, самим фактом своего существования преодолеть разобщение общества. Но нельзя не видеть и негативных аспектов этого типа лидерства. Если традиция и закон придают лидерству определенную стабильности предсказуемость, то власть харизматического типа может превратиться во все подчиняющую силу. При определенных условиях такой лидер способен пренебречь традициями и действующими законами, чтобы установить. «новый порядок».
С особой остротой встает проблема наследования власти лидера. Как правило, между его ближайшими соратниками разворачивается борьба за власть, которая может иметь самые драматические последствия
Универсальной для всех видов лидерства, в том числе и политического, является типология, связанная со стилем деятельности лидера. Стиль — это совокупность форм и методов, которым отдает предпочтение лидер. Он проявляется чаще всего в особенностях общения с людьми. При всем многообразии индивидуальностей можно выделить два полярных типа: демократический и авторитарный.
Авторитарный лидер стремится к монопольной власти. Он единолично определяет и формулирует цели и способы их достижения. Связи между членами группы сведены к минимуму и проходят через лидера или под его контролем Авторитарный лидер пытается повысить активность подчиненных административными методами, его глазное оружие — «железная требовательность», угроза наказания, чувство страха.
Демократические лидеры тактичны уважительны, объективны в общении с членами группы. Они инициируют максимальное .участие каждого в деятельности группы, не концентрируют ответственность, а стараются делегировать полномочия, создают атмосферу сотрудничества.
Вопрос 3.
Учения В. Парето и Г. Моски.
В. Парето (1848—1923) в своих основных трудах «Социальные системы» (1902) и «Трактат общей социологии» (1916) сформулировал концепцию, согласно которой равновесие и динамика любой социальной системы детерминируются правящим меньшинством — элитой, проходящей определенные циклы
своего развития. Элиты — это то лучшее, что создается в недрах общества; они возникают из его низших слоев, в ходе борьбы поднимаются в высшие круги, расцветают там, а впоследствии вырождаются и исчезают. Им на смену приходят так называемые контрэлиты, которые проходят те же фазы развития и упадка, а затем тоже сменяются новыми элитарными образованьями. При этом смена элит, как правило, знаменует собой чередование у власти разных типов элит, в частности, «лис» (изворотливых, хитрых и беспринципных) и «львов» (обладающих чувством преданности государству, консервативно настроенных и не боящихся применять силу), использующих различные методы управления и властвования.
В целом элиты имеют тенденцию к упадку, а приходящие им на смену контрэлиты — к производству потенциально элитарных элементов. Этот кругооборот, циркуляцию элит Парето назвал «универсальным законом истории», который позволяет обществу накапливать и использовать все лучшее, что развилось в нем, ради собственного благополучия. Прекращение циркуляции неизбежно ведет к полному вырождению правящей элиты и накоплению в ней негативных для общества элементов, которые препятствуют переходу в элитарные слои лучших представителей общества, а также развитию последнего.
Формулируя свою концепцию, Парето исходил из того, что самым важным основанием выделения элитарных групп являются принадлежащие ее представителям определенные психологические тенденции, личностные чувства и компоненты («резидуи»), которые, собственно, и отличают их от остальной массы населения. Таким образом, Парето концептуально оформил многочисленные идеи Платона, Ф. Ницше, Т. Карлейля и других мыслителей, которые указывали на наличие определенных человеческихкачеств, выражающих (естественное) неравенство людей и разделяющих высшие и низшие слои общества. В этом смысле элита понималась как своеобразная меритократия, т.е. группа лучших людей, обладавших особыми социальными качествами, независимо от того, унаследовали они или приобрели их в процессе своего развития.
Темы рефератов
· Фактор лидерства в современном общественном развитии.
· Культ личности: причины возникновения, пути и трудности преодоления.
· Типология лидерства М.Вебера
· Из истории борьбы за политическое лидерство в СССР в 20-30-е годы.
· Проблемы политического лидерства в истории общественной мысли.
Вопросы для самопроверки (самоконтроля)
1. Как соотносятся теория политических элит и массовый подход к обществу?
2. Неизбежна ли элитарность общества и насколько она совместима с демократическими идеалами?
3. Сформировалась ли элита в России?
4. Какую роль играет бывшая советская политическая элита в углублении и преодолении кризиса?
5. Дайте определение «политической элиты».
6. Раскройте условия и факторы, порождающие элитарность общества.
7. Перечислите основные функции политической элиты, её характерные черты и основные признаки.
8. Назовите черты сходства и различия между такими понятиями, как «политическая элита» и раскройте сущность двух тенденций в развитии элит.
9. Объясните специфику основных типов формирования элиты
10. Такова природа лидерства?
11. Дайте развёрнутое определение понятий «лидер» и «лидерство».
Раскройте сущность понятий «политический лидер» и «политическое лидерство»
Назовите основные качества политических лидеров.
12. Раскройте основные функции политических лидеров.
13. Дайте классификацию политических лидеров по религиозным критериям.
14. Объясните сущность типологии политических лидеров по М. Веберу.
15. Какова роль политических лидеров в развитии экономики?
16. В чём сущность «теории черт» политических лидеров?
17. Каковы основные тенденции в развитии политического лидерства?
18. Раскройте содержание «ситуационной теории» лидеров.
19. Что отличает лидера «знаменосца»?
20. Какие черты присущи лидеру «служителю»?
21. Какие черты характеризуют лидера «торговца»?
22. В чём специфика лидера «пожарника»?
23. Приведите аргументацию к своему пониманию наиболее оптимального, по вашему мнению, типа политического лидера
24. Изложите Ваше понимание относительно того, какой из факторов оказывает решающее воздействие на формирование определённого типа политического лидера?
25. Какие существуют пути и методы оптимизации политической
26. деятельности политических лидеров?
27. В чем состоит политическое содержание личности?
28. Каковы понимаете, тезис "личность является субъектом политики"?
29. Каковы мотивы участия человека в политической деятельности?
30. Что такое политическое лидерство?
31. Назовите и раскройте основные, общие, личностные качества политического лидера.
32. Какие требования к лидеру '"предъявляет" революционная ситуация, период экономического кризиса?
33. Какие, на ваш взгляд, объективные и субъективные условия выдвигают ту или иную личность в политические лидеры?
Рекомендованная литература
а) основная литература:
1. Бельский В.Ю, Бороздин А.Н. Сацута А.И., Шикунов Д.В. Политология в схемах и таблицах. – М.: Мосу МВД РФ, 2011.
2. Малько А.В., Соломатин А.Ю. Политология для юристов. – М.: ИД: Юрайт, 2010.
3. Политология: учебник для студентов вузов. Под ред. В.Н.Лавриненко. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити -Дана, 2010.
4. Политология: учебник для студентов вузов. Под ред. В.Ю. Бельского, А.И.Сацуты. – М.: Юнити -Дана, 2009.
б) дополнительная литература:
1. Мухаев, Р. Т. Политология [Текст]: учебник / Р. Т. Мухаев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 495 с. Гриф МО.
2. Политология: учебное пособие. В 2-х ч./ Под ред. А. И. Сацуты. – М.:МосУ МВД России, 2009.