Методические указаниями по изучению дисциплины для курсантов и слушателей. Рассмотрение первого вопроса целесообразно начать с краткого экскурса в историю политической мысли.

Вопрос 1.

Рассмотрение первого вопроса целесообразно начать с краткого экскурса в историю политической мысли.

Проблема лидерства всегда привлекала к себе внима­ние многих философов и историков, которые пытались ответить на вопрос: где предел человеческой воли, в ка­кой мере лидеры — монархи, государственные деятели, полководцы — вынуждены считаться с законами обще­ства.

Платой считал правление «высшим, царским искус­ством», основанным на нравственном и интеллектуальном превосходстве одних и подчинении других. В ди­алоге «Политик» он описывает идеальный тип правите­ля и проводит аналогию с искусным ткачом, который соединяет между собой то, что в обычной жизни кажет­ся несовместимым.

Макиавелли создал образ лидера-государя, который достигает политических целей любыми средствами. Го­сударь должен стремиться к тому, чтобы его считали добродетельным, милостивым, честным, «о он не дол­жен опасаться быть коварным и лицемерным, если че­стность и прочие добродетели оборачиваются против него, мешают сохранить единство страны и верность подданных.

Для Ницше стремление к лидерству — проявление «творческого инстинкта» человека, лидер вправе трети­ровать мораль — оружие слабых.

Марксизм предлагает следующую методологическую основу для изучения вопроса о роли личности: выдаю­щаяся личность способна существенно влиять на ход истории, однако лишь в рамках действия объективных законов общественного развития. Последние не только ограничивают могущество единоличной воли, но и предопределяют результаты ее приложения. Политический лидер ускоряет общественный прогресс, лишь если он действует в соответствии с этими законами. Г. В. Плеханов подчеркивал: «Характер личности является «фак­тором» общественного развития лишь там лишь тогда и лишь постольку, где, когда и поскольку ей позволя­ют это общественные отношения». К сожалению, эта концепция трактовалась односторонне, с уклоном в сторону жесткого детерминизма. Исследования ограни­чивались философским аспектом темы, не покушаясь на анализ института политического лидерства.

Под политическим лидерством понимается один из механизмов регулирования отношений людей, социаль­ных групп, институтов, общества в целом. Сущность его составляют отношения доминирования и подчинения, влияния и следования.

Среди современных концепций природы лидерства можно выделить несколько наиболее значительных. Их выводы, основанные на исследованиях лидерства в ма­лых группах, нередко экстраполируются на все обще­ство и зачастую не учитывают сложности социально-экономических факторов.

Сторонники теории «черт лидера» стремятся объяснить природу лидерства как чисто социально-психологический феномен. Лидером они объявляют человека, обла­дающего особой совокупностью психологических черт. Один из представителей этой теории американский со­циолог Э. Богардус перечисляет, например, следующие качества, которыми должен обладать лидер: способ­ность концептуально мыслить, принимать и исполнять решения, предвидеть их последствия, привлекать к се­бе внимание, иметь чувство юмора, такта и т. д.

Главный недостаток «теории черт» в том, что она рас­сматривает лидерство как изолированный феномен, ко­торый можно объяснить из него самого. Однако разли­чные социальные эпохи, разные классы и социальные группы требуют лидеров, обладающих различными ка­чествами. Важно и то обстоятельство, что само выпол­нение функций лидера способствует развитию необхо­димых для этого качеств. То, что было его социальной ролью, становится частью его «я».

Сторонники теории лидерства как «функции ситуа­ции» не отрицают «теорию черт», а пытаются интегрировать ее. Они исходят из того, что те или иные черты лидера варьируются в зависимости от ситуации. Американский социолог и философ Э. Фромм сделал вывод, что в современном мире в качестве лидера чаще всего выступает беспринципный человек, являющийся всего-навсего функцией ситуации», своего рода флюгером, действующим по обстоятельствам. Упускает­ся из виду тот факт, что лидер может овладевать си­туацией и влиять на нее.

Ситуационизм игнорирует относительную самостоятельность личности, растворяя ее в обстоятельствах, обрезая на пассивность.

В теории определяющей роли последователей на первый план выдвигается анализ не самих лидеров, а по­следователей, их социальных, психологических интересов -И запросов. Природа лидерства в данном случае исследуется через призму анализа взаимоотношений лидера и ведомых. Согласно определяющей роли ведомых, группа сама выбирает себе лидера который удовлетворяет ее требованиям Лидер, в сущности, -не более чем ин­струмент группы. Поэтому «тайна лидера» не в нем самом, а в психологии .и запросах его последователей.

Данный подход весьма близок ситуационизму. В нем настроения, интересы, потребности группы рассматри­ваются как важнейшие элементы ситуации, ориентиру­юсь .на которую лидер строит свое поведение.

В психоанализе выделяется «компенсаторная теория 'политики». Не последователи исследуют психологию бес­сознательного, пытаясь установить, что повлияло на формирование политических интересов личности. Идея власти рассматривается как средство компенсации неполноценности К этой схеме подбираются иллюстрации, -показывающие /поразительное сходство детского и юношеского развития многих политических деятелей: Лютера, Ганди, Рузвельта и др. Действительно, история дает немало примеров, когда физический или психологи­ческий недостаток личности не только не препятствовал политической карьере, но напротив, мобилизовывал личность. Данный подход внеисторичен. Ведь куда чаше встречаются страдающее комплексом неполноценности .люди, избирающие политическую пассивность или ищущие -компенсацию в других сферах человеческой деятельность (наука, искусство).

Для политологии принципиально важен вопрос о ро­ли и месте лидера в системе политических отношении общества. Политическое лидерство во все времена было ключевым элементом любой государственной системы, хотя и не единственным, но одним из самых важных субъективных факторов общественного развития Но ни­когда еще оно „не было связало с такой ответственно­стью, как сейчас, когда правитель обладает возможно­стью нажатием кнопки обречь на гибель человечество.

Политический лидер одновременно является субъек­том и -объектом политического процесса. Субъектом его делает то, что он .по своим незаурядным качествам и в результате добровольного выбора людей становится во главе тех или иных социально - политических движений с .целью реализации интересов общностей, его выдвигав­ших. Тогда этого лидер наделялся властными полномо­чиями.

Вместе с тем политический лидер не представляет со­бой некую изолированную, автономную фигуру. Поли­тический лидер есть одновременно и объект политики.

Он имеет свои социальные и временные масштабы, в основе которых один постоянно действующий критерий — результативность, эффективность его деятельности для удовлетворения запросов и интересов той общности, которая прибегла к его услугам. Без широкой поддержки и постоянного контакта с людьми политический ли­дер ничего не значит. Более того, в решении тех или иных проблем, он всегда испытывает влияние и давле­ние различных заинтересованных сторон и должен быть готов к восприятию их предложений и требований, к компромиссам.

Социальная роль лидера проявляется через его фун­кции. Р. Такер разделяет деятельность лидера на три фазы-функции:

1) диагностическая: лидер анализирует, определяет ситуацию, ставит ей «диагноз»;

2) предписывающая: лидер разрабатывает направление действия для разрешения проблемы;

3) мобилизующая: лидер добивается поддержки плана действий, организует его выполнение

Помимо этого лидер выступает как представитель группы, ее своеобразный символ; он регулирует отно­шения среди своих последователей, выступая арбитром и т. д.

Подлинный политический лидер обладает способностью аккумулировать, выражать интересы масс интуитивно или целенаправленно (с помощью изучения обществен­ного мнения, социаолстических исследований). Он про­являет новаторство в осмыслении реальности, конструк­тивность в практической деятельности отличается ана­литическими и прогностическими способностями. Насто­ящий лидер независим от официального статуса: Ганди и Маркс не обладали рычагом государственной власти, однако их влияние на ход исторического процесса вполне сопоставимо с деятельностью крупных политических во­ждей, Наконец, лидеру жизненно необходимо умение увлечь людей, завоевать их расположение, доверие

Важнейшей проблемой политического лидерства яв­ляется приобретение и сохранение собственного имиджа. Большую роль в его формировании играют состояние массового сознания населения, действия средств массо­вой информации, личные впечатления людей и инфор­мация очевидцев, оценки авторитетных людей.

В последнее время политологи наряду с термином «лидер» стали использовать термин «вожак», которым обозначают лидера явно выраженного популистского то­лка. Характерные черты политического вожака — потакание сиюминутным простейшим требованиям масс, лесть, заискивание перед толпой, завышенные обеща­ния, манипулирование сознанием людей, апелляции к наиболее неподготовленным и малообразованным, охло­кратическим элементам населения.

Для выдвижения подлинных лидеров необходимо со­вершенствование механизма формирования политическо­го лидерства. Под ним понимается система правил, (за­данных и сложившихся) в процессах выдвижения лиде­ра в структуре власти и осуществления им своих власт­ных функций Административно-командная система в СССР держалась на принципе номенклатурного подбо­ра кадров. Была создана колоссальная армия правящей бюрократии с ее собственными социальными интересами.

Демократизация общества в годы перестройки приве­ла к появлению новой плеяды лидеров, вышедших на арену .политической борьбы иными методами (альтерна­тивные выборы, участие в .массовых демократических движениях). К сожалению, в последнее время отечест­венная политическая практика все чаще выдвигает об раз вожака, лидера-популиста. Но если «номенклатур­щик» — послушный рупор «верхов», то «вожак» — не менее послушный рупор «низов». Оба видят в лидерст­ве лишь захват власти, превращая средство в самоцель

Вопрос 2

Переходя к рассмотрению типологии политического ли­дерства, необходимо подчеркнуть, что каждый полити­ческий лидер обладает индивидуальными особенностями характера, использует специфические методы руководст­ва. Расширение исследований лидерства как политиче­ского феномена позволило выявить черты сходства, по­вторяемость действий и выделить различные типы.

Одна из первых попыток типологизации принадлежит Н. Макиавелли, описавшему в «Государе» правителей и правителей львов. Тип лисы соединяет в себе та-лис и правителей - львов. Тип лисы соединяет в себе те или иные цели и намерения, запутывать следы и обходить расставленные капканы и т.д. Политикам-львам свой­ственны прямолинейные действия, они приверженцы си­ловых методов. Их основной принцип — сокрушать про­тивника в решающий момент в открытом бою. Идеаль­ный тип — политик, обладающий силой и твердостью льва и ловкостью, хитростью лисы.

Пользующаяся широким признанием и многократно ис­пользовавшаяся в политических исследованиях типоло­гия была предложена Максом Вебером. Взяв за основ­ной критерий источник легитимности власти лидера. Вебер выделил три основных типа: традиционное, лега­льное и харизматическое лидерство. Разумеется, это иде­альные, абстрактные типы. В конкретных случаях они переплетаются при преобладании одного из них.

Традиционное лидерство основано на вере в святость норм, управляющих общественной жизнью с незапамят­ных времен. Такое лидерство рассматривается как про­явление нерушимой традиции. Люди вновь и вновь вос­производят отношение к лидеру на протяжении жизни .многих поколений. На вопрос о том, почему власть (при­надлежит лидеру, следует ответ, что так было всегда. Формы выражения этого типа лидерства демонстрирует любая монархическая династия. Вебер полагал, что исторические рамки традиционного лидерства совпада­ют с периодом «до индустриального общества».

Легальное лидерство основывается на вере в закон­ность в разумность существующего порядка. Власть ли­дера подобного типа легитимируется «царством закона». Именно закон устанавливает правила и нормы, которые должны соблюдаться как управляющими, так и управ­ляемыми. Лидер главным образом выступает носителем определенной политической функции, рациональной с точки зрения целостности системы. Легальное лидерство присуще «индустриальному» обществу, и в «идеальной бюрократии» оно им персонально.

Харизматическое лидерство базируется на личности, которой приписываются исключительные черты. Поня­тие «харизма» заимствовано Вебером из раннехристиан­ской литературы и означает «божественность». Не так уж важно, в чем состоит харизма лидера сама по себе. Решающее значение имеет то, что потенциальные после­дователи признают данное качество божественным.

Между лидером и последователями устанавливаются тесные эмоциональные связи. Каждое слово против ли­дера трактуется как покушение на святое. Со своей стороны лидер полагает, что он выполняет «историчес­кую миссию», а потому требует безоговорочного послу­шания и поддержки.

Харизматическое лидерство, по Веберу, возникает в критических ситуациях. Оно существовало в разные ис­торические эпохи, при различных политических режимах (Юлий Цезарь. Наполеон, Гитлер, Сталин, Мао Цзедун). Острая, неустойчивая политическая обстановка порождает в сознании людей надежды на некое чудо, способное разом решит, все «проклятые» вопросы бы­тия; знания и обоснованные ориентации начинают заменяться верой. Как заметил в свое время Н. Гоголь, «чем больше, тем больше означает деятельность градоправителя». Многие ученые видят причины харизматизации лидерства на Западе и в определенных со­циально-экономических процессах (разукрупнение про­изводства, упадок форм работы, связанных с большими массами людей. В этих условиях человек, обоснованный, в своей повседневной жизни и деятельности. избегающий всего «общего», все чаще пытается найти поддержку у конкретной, более понятной и близкой ему индивидуаль­ности, свободной (на его взгляд) от необходимости подчиняться любым дискредитировавшим себя формам и методам.

Порой харизматический лидер способен не только сво­ими поступками, но и силой морального воздействия, са­мим фактом своего существования преодолеть разоб­щение общества. Но нельзя не видеть и негативных ас­пектов этого типа лидерства. Если традиция и закон придают лидерству определенную стабильности пред­сказуемость, то власть харизматического типа может превратиться во все подчиняющую силу. При определен­ных условиях такой лидер способен пренебречь тради­циями и действующими законами, чтобы установить. «новый порядок».

С особой остротой встает проблема наследования вла­сти лидера. Как правило, между его ближайшими со­ратниками разворачивается борьба за власть, которая может иметь самые драматические последствия

Универсальной для всех видов лидерства, в том чис­ле и политического, является типология, связанная со стилем деятельности лидера. Стиль — это совокупность форм и методов, которым отдает предпочтение лидер. Он проявляется чаще всего в особенностях общения с лю­дьми. При всем многообразии индивидуальностей мож­но выделить два полярных типа: демократический и ав­торитарный.

Авторитарный лидер стремится к монопольной власти. Он единолично определяет и формулирует цели и спо­собы их достижения. Связи между членами группы све­дены к минимуму и проходят через лидера или под его контролем Авторитарный лидер пытается повысить ак­тивность подчиненных административными методами, его глазное оружие — «железная требовательность», уг­роза наказания, чувство страха.

Демократические лидеры тактичны уважительны, объективны в общении с членами группы. Они иници­ируют максимальное .участие каждого в деятельности группы, не концентрируют ответственность, а стараются делегировать полномочия, создают атмосферу сотрудни­чества.

Вопрос 3.

Учения В. Парето и Г. Моски.

В. Парето (1848—1923) в своих основ­ных трудах «Социальные системы» (1902) и «Трактат общей социоло­гии» (1916) сформулировал концепцию, согласно которой равнове­сие и динамика любой социальной системы детерминируются правя­щим меньшинством — элитой, проходящей определенные циклы

своего развития. Элиты — это то лучшее, что создается в недрах общества; они возникают из его низших слоев, в ходе борьбы поднима­ются в высшие круги, расцветают там, а впоследствии вырождаются и исчезают. Им на смену приходят так называемые контрэлиты, ко­торые проходят те же фазы развития и упадка, а затем тоже сменя­ются новыми элитарными образованьями. При этом смена элит, как правило, знаменует собой чередование у власти разных типов элит, в частности, «лис» (изворотливых, хитрых и беспринципных) и «львов» (обладающих чувством преданности государству, консервативно на­строенных и не боящихся применять силу), использующих различ­ные методы управления и властвования.

В целом элиты имеют тенденцию к упадку, а приходящие им на смену контрэлиты — к производству потенциально элитарных эле­ментов. Этот кругооборот, циркуляцию элит Парето назвал «уни­версальным законом истории», который позволяет обществу накап­ливать и использовать все лучшее, что развилось в нем, ради соб­ственного благополучия. Прекращение циркуляции неизбежно ведет к полному вырождению правящей элиты и накоплению в ней нега­тивных для общества элементов, которые препятствуют переходу в элитарные слои лучших представителей общества, а также развитию последнего.

Формулируя свою концепцию, Парето исходил из того, что са­мым важным основанием выделения элитарных групп являются при­надлежащие ее представителям определенные психологические тен­денции, личностные чувства и компоненты («резидуи»), которые, собственно, и отличают их от остальной массы населения. Таким об­разом, Парето концептуально оформил многочисленные идеи Пла­тона, Ф. Ницше, Т. Карлейля и других мыслителей, которые указыва­ли на наличие определенных человеческихкачеств, выражающих (ес­тественное) неравенство людей и разделяющих высшие и низшие слои общества. В этом смысле элита понималась как своеобразная меритократия, т.е. группа лучших людей, обладавших особыми социальными качествами, независимо от того, унаследовали они или приобрели их в процессе своего развития.

Темы рефератов

· Фактор лидерства в современном общественном развитии.

· Культ личности: причины возникновения, пути и трудности преодоления.

· Типология лидерства М.Вебера

· Из истории борьбы за политическое лидерство в СССР в 20-30-е годы.

· Проблемы политического лидерства в истории общественной мысли.

Вопросы для самопроверки (самоконтроля)

1. Как соотносятся теория политических элит и массовый подход к обществу?

2. Неизбежна ли элитарность общества и насколько она совместима с демократическими идеалами?

3. Сформировалась ли элита в России?

4. Какую роль играет бывшая советская политическая элита в углублении и преодолении кризиса?

5. Дайте определение «политической элиты».

6. Раскройте условия и факторы, порождающие элитарность общества.

7. Перечислите основные функции политической элиты, её характерные черты и основные признаки.

8. Назовите черты сходства и различия между такими понятиями, как «политическая элита» и раскройте сущность двух тенденций в развитии элит.

9. Объясните специфику основных типов формирования элиты

10. Такова природа лидерства?

11. Дайте развёрнутое определение понятий «лидер» и «лидерство».
Раскройте сущность понятий «политический лидер» и «политическое лидерство»
Назовите основные качества политических лидеров.

12. Раскройте основные функции политических лидеров.

13. Дайте классификацию политических лидеров по религиозным критериям.

14. Объясните сущность типологии политических лидеров по М. Веберу.

15. Какова роль политических лидеров в развитии экономики?

16. В чём сущность «теории черт» политических лидеров?

17. Каковы основные тенденции в развитии политического лидерства?

18. Раскройте содержание «ситуационной теории» лидеров.

19. Что отличает лидера «знаменосца»?

20. Какие черты присущи лидеру «служителю»?

21. Какие черты характеризуют лидера «торговца»?

22. В чём специфика лидера «пожарника»?

23. Приведите аргументацию к своему пониманию наиболее оптимального, по вашему мнению, типа политического лидера

24. Изложите Ваше понимание относительно того, какой из факторов оказывает решающее воздействие на формирование определённого типа политического лидера?

25. Какие существуют пути и методы оптимизации политической

26. деятельности политических лидеров?

27. В чем состоит политическое содержание личности?

28. Каковы понимаете, тезис "личность является субъектом политики"?

29. Каковы мотивы участия человека в политической деятельности?

30. Что такое политическое лидерство?

31. Назовите и раскройте основные, общие, личностные качества политического лидера.

32. Какие требования к лидеру '"предъявляет" революционная ситуация, период экономического кризиса?

33. Какие, на ваш взгляд, объективные и субъективные условия выдвигают ту или иную личность в политические лидеры?

Рекомендованная литература

а) основная литература:

1. Бельский В.Ю, Бороздин А.Н. Сацута А.И., Шикунов Д.В. Политология в схемах и таблицах. – М.: Мосу МВД РФ, 2011.

2. Малько А.В., Соломатин А.Ю. Политология для юристов. – М.: ИД: Юрайт, 2010.

3. Политология: учебник для студентов вузов. Под ред. В.Н.Лавриненко. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити -Дана, 2010.

4. Политология: учебник для студентов вузов. Под ред. В.Ю. Бельского, А.И.Сацуты. – М.: Юнити -Дана, 2009.

б) дополнительная литература:

1. Мухаев, Р. Т. Политология [Текст]: учебник / Р. Т. Мухаев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 495 с. Гриф МО.

2. Политология: учебное пособие. В 2-х ч./ Под ред. А. И. Сацуты. – М.:МосУ МВД России, 2009.

Наши рекомендации