Методические указаниями по изучению дисциплины для курсантов и слушателей. При изучении первого вопроса важно уяснить, что национальный вопрос, межнациональные отношения представляют собой такую сферу общественной жизни

Вопрос 1.

При изучении первого вопроса важно уяснить, что национальный вопрос, межнациональные отношения представляют собой такую сферу общественной жизни, в которой переплетаются история политика, идеология, культура, психика, а нерешенные вопросы взаимоотно­шений между этносами приводят к межнациональным конфликтам, которые влекут за собой гибель и страда­ния людей, экономическую разруху, нарушения естест­венного развития общества. В своих последствиях кон­фликты на этнической почве очень часто бывают не­предсказуемым.

Подтвердить правоту этих утверждений можно мно­гочисленными примерами как из истории разных стран, так и современным их .развитием (США, Германия, Ан­глия, Югославия, Румыния. Болгария, не говоря уже об Африканском континенте или Арабском Востоке). Со всей убедительностью об этом говорит так же опыт последних лет существования СССР, а теперь Содру­жества Независимых Государств, где национальные ко­нфликты приобрели особенно разрушительный характер

Важно подчеркнуть, что вопреки устоявшему марк­систскому утверждению о том, что национальное по от„, ношению к классовому имеет подчиненное значение, со­временная жизнь подтвердила обратное: национальная солидарность оказалась выше классовой. Не учитывать это — значит быть плохим политиком, обрекать народна постоянные конфликты. Ведь в современном мире практически нет однонациональных государств: челове­чество говорит на 5651 языке и диалекте, а свыше 90 процентов всех наций, народностей, племен входит в состав многонациональных государств.

Определив место этноса в системе политических от­ношений, следует обратить внимание на то. что наци­ональный вопрос никогда не существует в «чистом ви­де», что национальные отношения представляют пере­плетение разнообразных социально . классовых отноше­ний людей, принадлежащих к различным нациям или национальным группам, при влиянии на них экономи­ческих, географических, культурно-бытовых факторов, исторически складывающихся традиций, национальных чувств и настроений.

Затем следовало бы рассмотреть такие вопросы: что лежит в основе этноса? Какие используются признаки для определения этнических границ? Что такое нацио­нальная структура? В чем отличие нации, народности, национальных, этнических и этнографических групп?

Ответив на теоретические вопросы, можно переходить к раскрытию практических проблем межнациональных отношений. В частности, следует проанализировать про­цесс решения национального вопроса в СССР, отметить его положительные и отрицательные стороны, разъяс­нить ленинское требование «О праве нации на самооп­ределение». Осуществление этого права в СССР сегод­ня в различной литературе подвергается критике. Укажите, на ваш взгляд, положительные и отрицательные стороны этого процесса. Вопрос этот имеет принципи­альное значение.

Вопрос 2

Второй вопрос занятия посвящается раскрытию при­чин возникновения межнациональных конфликтов. Их важно квалифицировать как объективные и субъекти­вные, связанные с прошлым и настоящим, с внешним вмешательством.

В недалеком прошлом нашего государства, в период культа личности — в 30-е и 40-е годы — репрессиям подверглись многие народы, были ликвидированы их национальные государственные образования, а сами они переселены в другие регионы СССР. Часть репресси­рованных народов была реабилитирована и политиче­ски, и юридически. Однако другая часть — немцы, турки-месхетинцы, корейцы до сих пор не возвращены на прежние места проживания Массовые репрессии целых народов нанесли стране сильнейший экономиче­ский и моральный ущерб, привели к гибели сотен ты­сяч людей. Их последствия запечатлены в националь­ной памяти народов, проявляются в различных видах недовольства, выступлениях, протестах, требованиях компенсировать потери.

Другой причиной возникновения межнациональных конфликтов, связанной с прошлым нашего общества, является чрезмерная централизация власти в руках со­юзных государственных органов, ограничение компетен­ции национальных республик. Это противоречило усло­виям, при которых проходило образование СССР. Вне­запное ослабление, а затем и устранение сдерживаю­щих факторов внешней среды создало условия, в ко­торых накопились застарелые обиды, могли попытать­ся за них рассчитаться, а те, у кого их нет, могут счесть, что им все дозволено. Так и случилось в быв­шем СССР и продолжается сегодня на его территории.

Рассказывая об этих причинах необходимо их под­креплять конкретными фактами из вчерашней и сегод­няшней действительности. Это сделает сообщение ос­новательным и убедительным.

Второй блок причин, способствовавших возникновению межнациональных противоречий и конфликтов, связан с накопившимися проблемами в социально-экономичес­кой сфере, которые детонируют резкий всплеск этни­ческого сознания на фоне отсталых общественных от­ношений. В таких условиях националистические прояв­ления нередко принимают чрезвычайно жесткие фор­мы. Примером могут служить трагедии в Нагорном Ка­рабахе и Новом Узене, Ферганской долине Узбекиста­на и Омской области Кыргызстана, Таджикистане и Тувинской АССР.

К этому блоку причин межнациональных конфликтов следует отнести территориальное историческое расселе­ние народов, а также несовпадение этнических границ с границами бывших союзных и автономных республик и областей, неравный политический статус народов или их частей из-за положенных в основу устройства СССР, Российской Федерации принципов жесткой привязан­ности нации к территории и иерархии национально-го­сударственных (административных) образований (союз­ные, автономные республики, автономные области).

Раскрытие сущности и формы проявления шовиниз­ма — важнейшая сторона уяснения причин межнацио­нальных конфликтов. Следует .рассмотреть такие фор­мы национализма, как шовинизм, антисемитизм, ксено­фобия, русофон, сепаратизм Конечно, национализм не исчерпывается только этими формами, есть и дру­гие, но перечисленные наиболее часто встречаются в рамках бывшего СССР и нынешнего СНГ и поэтому представляют наибольший интерес. В заключение можно выделить типы конфликтов: 1) социально-экономические; 2) культурно-языковые;

3)территориально-языковые ; 4) сепаратистские.

Вопрос 3

В третьем вопросе важно проследить, какие пробле­мы национально-государственных отношений возникли на геополитическом пространстве бывшего Союза ССР. Нужно не только перечислить их, но и дать характе­ристику тому состоянию, в котором оказались народы после ликвидации огромной и сильной в экономическом» военном и политическом отношениях страны.

Национальная политика Российского государства ор­ганически продолжает тему последствия распада СССР. Россия также охвачена национальным брожением, в рамках ее государственности проявляются сильные тен­денции сепаратизма, уже есть республики, заявившие о выходе из состава России и узаконившие свою неза­висимость от центральных властей.

Здесь важно учитывать национальный состав наци­онально-государственных образований, который очень сильно влияет на эти процессы. В России из 31 наци­онально-территориального образования лишь в восьми коренное население составляет абсолютное большинст­во, в основном такие национальные автономии распо­ложены на периферии Российской Федерации. Отсюда важнейшим вопросом решения межнациональных про­блем становится соблюдение прав человека независимо от его национальной, расовой или религиозной при­надлежности. Это тем более необходимо, что в СНГ более 60 млн, человек проживает за пределами своих национально-государственных образований или не име­ют таковых. В связи с этим рекомендуется изучить Всеобщую Декларацию прав человека, провозглашен­ную Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года и Декларацию прав и свобод человека и гражда­нина, принятую Верховным Советом РСФСР 22 нояб­ря 1991 года.

Те же проблемы, что и в целом в России и СНГ, стоят и на Кубани. В крае проживают представители 118 наций и народностей, национальных и этнических групп.

В связи с проблемами межнациональных отношений на Кубани рекомендуется изучить Программу стаби­лизации межнациональных отношений в крае, разрабо­танную и принятую краевым Советом народных депутатов

В заключение можно сформулировать общие и самые важные направления национальной политики России. Они сводятся к следующему: 1) сохранение территори­альной целостности Российской Федерации на основе учета интересов всех народов и регионов, мира: демо­кратии и .реализма;

2) защита экономических, социальных и гуманитарных прав своих граждан, равно как и русской диаспоры, на всех территориях бывшего Совет­ского Союза по состоянию на начало перестройки;

3) защита прав национальных меньшинств.

Темы рефератов

· История образования и развития СССР как единого союзного государства.

· Национальная структура и национальный состав Российской Федерации

· Общая характеристика и динамика развития.

· Национализм, характер, особенности и основные формы проявления.

Вопросы для самопроверки (самоконтроля)

1. Ознакомившись е теорией социальной стратификации, составьте «стратификационную карту» нашего общества.

2. Подумайте, какие основные способы согласования социальных интересов существуют в обществе. Какие из них?

3. Как вы думаете, средний класс заинтересован в демократических формах власти?

4. Определите социальную базу сторонников политической либерализации.

5. Как Вы понимаете категорию «средний класс»? По какому основанию видели этот слой? Какова его характеристика?

6. Постройте понятие «национальные отношения»

7. Проанализируйте причины межнациональных конфликтов в кавказском районе.

8. Как Вы понимаете диалектику соотношений классовых и национальных отношений?.

9.Охарактеризуйте этнос. Что лежит в его основе. Признаки, определяющие этнические группы.

10. Ю.Охарактеразуйте исторические общности людей: нация, народность, национальная, этническая группы. И проследите за изменением и развитием национально государственной структуры Российской Федерации.

11. Расскажите о национальном составе Краснодарского края и динамике его изменений.

12. В чем кроется первенство людей? Каким образом знание теории стратификации способствует достижению социальной справедливости?

13. Какова особенность социальной стратификации в России в современный период?

14. Какова характеристика основных классов и социальных групп современной России?

15. Какова роль социальной политики в оптимизации жизни общества?

Рекомендованная литература

а) основная литература:

1. Бельский В.Ю, Бороздин А.Н. Сацута А.И., Шикунов Д.В. Политология в схемах и таблицах. – М.: Мосу МВД РФ, 2011.

2. Малько А.В., Соломатин А.Ю. Политология для юристов. – М.: ИД: Юрайт, 2010.

3. Политология: учебник для студентов вузов. Под ред. В.Н.Лавриненко. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити -Дана, 2010.

4. Политология: учебник для студентов вузов. Под ред. В.Ю. Бельского, А.И.Сацуты. – М.: Юнити -Дана, 2009.

б) дополнительная литература:

1. Мухаев, Р. Т. Политология [Текст]: учебник / Р. Т. Мухаев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 495 с. Гриф МО.

2. Политология: учебное пособие. В 2-х ч./ Под ред. А. И. Сацуты. – М.:МосУ МВД России, 2009.

Наши рекомендации