Централизованного государства (XVI в.)

Расцвет русской публицистики XVI в., вызванный остротой политической борьбы внутри светской (борьба служилого дворянства с боярской знатью) и церковной власти.

Сочинения митрополита Даниила и Максима Грека. Идеологическая острота, ясность и целеустремленность авторской позиции. «Слова» митрополита Даниила, их публицистичность и дидактизм, литературные особенности (просторечная лексика, разговорная интонация, яркость деталей, элементы натурализма). Сочинения Максима Грека. Проблематика публицистики Максима Грека, ее жанровое многообразие. Полемический философский трактат «Беседа ума с душой», приемы аллегории. Защита интересов монастырских крестьян в «Слове о покаянии». Политическая тенденция в «Слове, пространно излагающем с жалостью настроения и безчиния царей и властей последнего жития». Стиль и язык литературно-публицистических произведений Максима Грека.

Публицистические произведения Ивана Пересветова, их политическая тенденциозность: «Сказание о царе Константине» и «Сказание о Магомет-салтане». Светский характер публицистики. Антибоярская направленность. Программа государственных преобразований, необходимая для упрочения единодержавной власти. Черты памфлетности, прием иносказания в стиле публицистики Пересветова.

Андрей Курбский и его публицистические письма к Ивану Грозному. Политическая позиция Курбского, защитника идеологии боярской знати. Композиция писем, риторичность стиля и книжность языка.

Иван Грозный как писатель-публицист. Личность Грозного в его письмах к Курбскому, в послании к старцам Кирилло-Белозерского монастыря. Обоснование Грозным законности единодержавной власти, памфлет против боярской знати. Автобиографические элементы в письмах к Курбскому. Ирония и сарказм как форма выражения. Новые черты в стиле и языке писем. Эмоциональность, экспрессия, соединение книжного языка с просторечным. Композиция писем. Литературное значение сочинений Ивана Грозного.

«История о Казанском царстве» – публицистическая повесть о покорении Казани в 1552 г. Апология могущества Московского государства и его царя Ивана IV. Художественное воплощение публицистической идеи. Занимательность сюжета, связь с фольклором.

Начало книгопечатания в Москве. Обобщающие светские и церковные литературные памятники второй половины XVI в. Общая характеристика Московского летописания. Никоновский летописный свод. Свод житийной литературы – великие «Четьи-Минеи» митрополита Макария. Создание «Степенной книги», ее политическое значение. «Домострой» – книга, утвердившая нормы семейной жизни. Литературные элементы «Домостроя» (картины быта, просторечный язык).

Раздел 6. Литература XVII в.

Характеристика эпохи «смутного времени». Отражение в посланиях, «подметных письмах» борьбы с польско-шведской интервенцией. Политическая тенденциозность произведений: «Повесть 1606 г.», «Новая повесть о преславном Российском царстве», повести о Скопине-Шуйском, «Плач о конечном пленении и разорении Московского государства». Публицистическое осмысление событий, стремление авторов вскрыть причины разорения и внушить читателю определенный взгляд на правителей и судьбу страны. Осознание в произведениях решающей роли народа. Литературные влияния и связь с устным народным творчеством.

«Новая повесть о преславном Российском царстве» – наиболее яркое по публицистическому пафосу и литературной выразительности произведение. Антибоярская тенденция, непосредственное обращение к народу. Ритмизация речи, сочетание риторического книжного стиля, библейской образности с просторечием, живым народным языком.

«Сказания» Авраамия Палицына и «Летописная книга», приписываемая кн. И. М. Катыреву-Ростовскому. Историзм произведений, новое в изображении исторических деятелей и роли народа. Новые формы повествования, введение элементов виршевой поэзии.

Значение событий «смутного» времени для последующего развития литературы: демократизация литературного процесса, светский характер произведений, новый герой, новые темы и жанры.

Эволюция жанра жития в XVII в. «Житие Юлиании Лазаревской». Сочетание житийных элементов с биографической повестью. Изображение Юлиании Лазаревской на фоне реальной жизни дворянской усадьбы конца XVI – начала XVII вв. Стиль «Жития».

Новое в жанре исторического повествования.

«Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков».

Демократизация жанра, новый герой – казаки. Поэтичность повести, влияние казачьего фольклора на стилистику. Патриотический пафос. Традиция и новаторство в жанре и стиле воинской повести.

Повести о начале Москвы. Вторая половина XVII в. связана с общественно-политическими событиями этого времени. Воссоединение Украины с Россией в 1654 г. способствовало сближению с Западной Европой в экономическом и культурном отношении. Усиливается роль Украины и Белоруссии в развитии литературного процесса.

Результат событий «смуты» – активизация демократических слоев населения, укрепление позиций дворянства. Интерес к жизни рядового человека и окружающей его бытовой обстановке. Новые жанры: бытовая повесть, сатира, виршевая поэзия, драматургия.

Бытовая повесть. «Повесть о Горе и Злочастии». Основа сюжета, обобщенно-собирательный образ Молодца. Жизненность ситуации: в вымышленном герое воплощены характерные черты молодого поколения середины XVII в. Связь повести с устным народным творчеством. Стих и язык повести.

«Повесть о Савве Грудцыне». Тема взаимоотношений двух поколений роднит с «Повестью о Горе и Злочастии». Сюжетность повествования, роль интриги. Раскрытие характера Саввы Грудцына. Широта охвата исторических событий. Традиционность демонологических мотивов. Идейно-художественная функция образа беса. Традиционные и новые черты в содержании, стиле и жанре повести. Композиция повести. «Повесть о Фроле Скобееве». Светский характер повести. Новые черты в образе героя. Отход от традиционных, домостроевских норм морали. Занимательность сюжета. Юмор в повести. Отношение автора к небогатому дворянину Фролу Скобееву. Особенности языка повести.

«Повесть о Карпе Сутулове». Сатира в изображении духовенства. Занимательность повествования, связь с народной сказкой. Образ купеческой жены Татьяны. Особенности жанра и языка повести.

Демократическая сатира второй половины XVII в. Тематика сатиры и предопределенность ее появления.

«Повесть о Шемякином суде» и «Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове». Злободневность сатиры. Обличение судебных порядков, взяточничества подьячих, социальной несправедливости. Связь приемов сатирических обобщений с народной сказкой. Образность народного языка сатирических произведений. «Азбука о голом и небогатом человеке». Протест против социального неравенства, против власти богатых. Использование формы дидактических азбуковников. Ирония и афористичность стиля.

Сатирические произведения, обличающие духовенство: «Калязинская челобитная», «Праздник кабацких ярыжек», «Повесть о куре и лисице», «Повесть о бражнике», «Сказание о попе Савве». Приемы и средства сатирического обличения. Использование пародийных форм, деловых и разговорных оборотов речи. Близость произведений к сатирической народной сказке. Язык и стиль сатиры XVII в. Значение демократической сатиры в развитии реалистических тенденций в литературе.

Раскол в русской церкви. Причины и сущность раскола. Кружок «древнего благочестия». Идеолог старообрядчества, писатель-публицист протопоп Аввакум (1621 – 1682 гг.). Антифеодальный характер раскола, отразившийся в сочинениях Аввакума.

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Автобиографизм «Жития». Личность Аввакума, «огнепального» протопопа. Обличение представителей церковной и светской власти. Демократизм и публицистичность «Жития». Традиция и новаторство в жанре «Жития». Новое в литературных приемах (обытовление библейских персонажей и агиографических сюжетов), в стиле и языке произведения. Эстетическое кредо Аввакума в спорах об иконном писании. И. С. Тургенев, М. Горький о языке, стиле и личности Аввакума.

Стихотворство второй половины XVII в. Истоки русского стихотворства. Досиллабические вирши. Силлабическая поэзия в творчестве Симеона Полоцкого. Просветительская деятельность поэта, драматурга, издателя. Русское барокко в виршах Полоцкого. Стихотворные сборники «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный». Панегирические вирши и вирши сатирического характера.

«Комедия притчи о блудном сыне» Симеона Полоцкого и ее связь со «школьными драмами». Интермедия. Истоки классицизма в творчестве Полоцкого.

Творчество Сильвестра Медведева и Кариона Истомина.

Возникновение придворного театра и его репертуар.

Переводная литература второй половины XVII в. Жанры переводной литературы. Сборники дидактических повестей «Великое зерцало» и «Римские деяния». Характеристика шуточных и анекдотических новелл в сборниках «Фацеции», «Апофегматы». Переводной рыцарский роман на Руси: повести о Бове Королевиче, о Василии Златовласом, о Петре Златых ключей. Обработка восточного сюжета в «Повести о Еруслане Лазаревиче».

Идейно-художественные традиции древнерусской литературы в творчестве писателей XVIII – XIX вв. (гражданственность, патриотизм, публицистичность литературы, а в области поэтики: использование сюжетов, поэтических образов, жанров).

Общекультурное и воспитательное значение древнерусской литературы.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

Рефераты и письменные работы не предусмотрены учебным планом МГУ.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ

К ЗАЧЕТУ (ЭКЗАМЕНУ) ПО ВСЕМУ КУРСУ

1. Возникновение древнерусской литературы и особенности ее изучения.

2. Первые книги на Руси (книги Библии, сборники житий и т. д.).

3. Апокрифическая литература («Хождение Богородицы по мукам»).

4. Особенности жанра жития в литературе XI – XII вв. («Житие Алексея, человека Божия».)

5. Анонимное сказание о Борисе и Глебе. Особенности жанра и стиля.

6. Проповедническая литература XI – XII вв. «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона.

7. Русская летопись. Идеи и образы «Повести временных лет».

8. Источники редакции «Повести временных лет».

9. Истоки жанров и особенности стиля (там же).

10. Фольклорность (там же).

11. «Поучение чадам» Владимира Мономаха. Личность, стиль, особенности жанра.

12. «Киево-Печерский патерик».

13. «Слово о полку Игореве». Историческая основа, время издания.

14. Идейный пафос и художественное своеобразие «Слова о полку Игореве».

15. Система образов в «Слове о полку Игореве».

16. Фольклорность «Слова о полку Игореве».

17. Поэтический стиль «Слова о полку Игореве».

18. Композиция «Слова о полку Игореве».

19. Особенности жанра и стиля «Слова о полку Игореве».

20. Полемика вокруг «Слова о полку Игореве».

21. Основные тенденции литературного развития XIII – начала XIV вв.

22. Повести о нашествии татар на Русь.

23. «Повесть о разорении Батыем Рязани». Особенности жанра воинской повести.

24. «Житие Александра Невского». Новое в жанре жития.

25. «Слово о погибели Русской земли».

26. «Моление Даниила Заточника». Личность и стиль.

27. Памфлетность «Моления Даниила Заточника».

28. Повести о Куликовской битве.

29. «Задонщина» Сафония Рязанца.

30. Московская литература. Эволюция жанра жития в XV в.

31. Епифаний Премудрый «Житие Стефана Пермского». Стиль «плетения словес».

32. Теория «Москва – третий Рим». Ее отражение в литературных памятниках.

33. «Повесть о взятии Царьграда турками».

34. «Сказание о князьях Владимирских».

35. Новгородская областная литература. «Повесть о путешествии архиепископа Иоанна на бесе в Иерусалим».

36. «Повесть о новгородском белом клобуке».

37. «Повесть о Петре и Февронии». Сюжетность и фольклорность повести.

38. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Особенности жанра путешествий.

39. Личность Афанасия Никитина в «Хождении за три моря».

40. Заволжские старцы и иосифляне. Ереси.

41. Расцвет русской публицистики XVI в. Проблематика и жанры.

42. Церковная публицистика XVI в. Максим Грек и митрополит Даниил.

43. Иван Пересветов – первый светский публицист.

44. «Сказание о Магмете-салтане» Ивана Пересветова. Публицистичность, прием иносказания, язык произведения.

45. Переписка Андрея Курбского и Ивана Грозного.

46. Личность Грозного в его письмах и особенности стиля.

47. Письма Курбского. Классовость позиции, особенности стиля.

48. «История о Казанском царстве». Проблематика и художественные особенности.

49. Обобщающие произведения XVI в. и их значение.

50. Основные тенденции развития литературы в XVII в. (новый герой, жанры, тематика, язык).

51. Повести Смутного времени. «Новая повесть о преславном Российском царстве».

52. Эволюция жанра жития в XVII в. («Житие Юлиании Лазоревской»).

53. Традиции и новаторство в жанре воинской повести. («Поэтическая повесть об осадном сидении донских казаков»).

54. Особенности жанра бытовой повести. «Повесть о Горе и Злочастии».

55. «Повесть о Фроле Скобееве».

56. «Повесть о Савве Грудцыне». Новый герой, язык повести.

57. Сатирические повести, направленные против судопроизводства. «Повесть о Шемякином суде».

58. «Повесть о Ерше Ершовиче». Формы и приемы сатиры.

59. Антицерковная сатира. «Калязинская челобитная» и «Притча о бражнике».

60. «Повесть о Карпе Сутулове».

61. «Житие протопопа Аввакума». Жанр, язык и стиль.

62. Переводные повести XVII в. «Повесть о Бове-королевиче».

63. Симеон Полоцкий – поэт, драматург.

64. «Комедия притчи о блудном сыне» Симеона Полоцкого.

65. Начало русского театра. Репертуар (1672 – 1676 гг.).

Наши рекомендации