Правовая охрана конституции республики башкортостан
Ю.Х.Яхина,
преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин УЮИМВДРФ
Любое государство, считающеесебя цивилизованным, имеет свою Конституцию. И такое положение, безусловно, являетсязакономерным,
поскольку «Конституция выступает юридическим фундаментом государственной и общественной жизни, главным источником национальной системы права, гарантом законности, правопорядка и стабильности институтов власти».А самое главное - Конституция придает высшуююридическую силу фундаментальным правам и свободамчеловека и гражданина.
Конституция Республики Башкортостан 1993года - не перваяв истории республики.До ее принятия действовали три Конституции. Но нынешняя Конституция значима тем, что она является первымОсновным Законом суверенной республики.Как отмечается в преамбуле Конституции Республики Башкортостан, ее принятиесвязано с решимостью создать демократическоеправовое государство.Конституция впервые закрепилаважнейшие демократические идеалы и принципы государственно-правового строительства, создала легитимные предпосылки осуществления в Республике Башкортостан кардинальных преобразований вовсехсферах общественнойжизни.
В статье 15 Конституцииотмечается, что Конституция Республики Башкортостан имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории республики. Также предусмотрена недопустимость противоречия ей иных правовых актов, принимаемых в Республике Башкортостан. Конституция подлежит обязательному соблюдению органами государственной власти, органамиместного самоуправления, должностными лицами, а также гражданамии их объединениями.
Однако для достижения выполнения всех установленных Конституцией норм, соблюдения режима конституционной законности закрепления приведенных положений недостаточно.
Это объясняется тем, что, как показывает опыт многих стран, нередки случаи принятия актов, несоответствующих Конституции, спорных ситуаций применения конституционных норм.
В связи с этим возникает необходимость правовой охраны Конституции.
В юридической литературе нет единой позициипо определению правовой охраны Конституции.Так, Б.В.Щетинин определял ее как «конституционные гарантии законности».Ж.И.Овсепян, анализируя зарубежный опытправовой охраны Конституций,относит к ее механизму такие институты, как «конституционныйнадзор и судебный конституционный контроль, конституционный контроль, осуществляемый парламентом, конституционный референдум, вето главы государства». По мнению Н.А,Михалевой, «правовая охрана Конституции -это совокупность юридических средств, с помощьюкоторых достигается выполнение всех установленныхКонституцией норм, соблюдение режима конституционной законности».
По существу, правовая охрана Конституции - задача и обязанность всех государственных органов, должностных лиц, осуществляемая ими путем применения различных правовых средств в рамках предоставленной компетенции. При этом особая ответственность возлагается на высшие государственные органы. Рассмотрим некоторые из них.
Так, важная роль в соблюдении и охране Конституции Республики Башкортостан принадлежит Президенту республики, который согласно Конституции является гарантом ее соблюдения. При вступлении в должность он приносит народу присягу, в которой клянется «... строго следовать Конституции Республики Башкортостан».
Следует выделить и такие формы реакции Президента Республики Башкортостан по охране Конституции,как применение в законодательном процессе права отлагательноговето; право отмены решений руководителей исполнительной власти на территории республики при их противоречии Конституции и законам Республики Башкортостан; право отстранения от исполнения обязанностей руководителей исполнительной власти в случае нарушения ими законодательства республики; такжеправо на обращение в Конституционный суд с запросами о проверке конституционности нормативных правовых актов, о толковании Конституции Республики Башкортостан. гуШ
Все этиполномочия дают возможность Президенту играть важнуй| роль в системе сдержек и противовесов, применять меры в случае приня-|
тия законодателями, руководителями исполнительнойвласти поспешныхнеконституционных решений.
Немаловажна роль Государственного Собрания Республики Башкортостан в правовой охране Конституции. Его Палаты осуществляют предварительный конституционный контроль при подготовке и принятии ими законов, приняв новый закон, отменяют действующий, считая его противоречащим Конституции. Представляется, что эти полномочия относятся скорее к самоконтролю. Палаты Государственного Собрания полномочны принимать постановления по проблемам конституционной законности, которые носят лишь рекомендательный характер.
Опосредованную роль в правовой охране Конституции Государственное Собрание осуществляет путем направления в Конституционный суд Республики Башкортостан запросов о проверке конституционности нормативных правовых актов, о толковании Конституции республики. Так, на сегодняшний день из восьми рассмотренных Конституционном судом дел пять инициированы депутатами Государственного Собрания Республики Башкортостан.
Наряду с этимиполномочиями Конституция возлагает на Государственное Собрание специальное полномочие по ееохране. В соответствии с пунктом 25 статьи88 Конституции к ведению Государственного Собрания относится отмена указов и распоряжений Президента з случае их несоответствия Конституции и законам Республики Башкортостан- По данному полномочию среди законодателей, ученых-государствоведов в последнее время шли дебаты, поскольку соответствующее полномочие конституционно предусмотрено и за Конституционным судом.Тем самым возникла неясность - какойорган обладает приоритетом в признании неконституционностинормативных актов Президента Республики Башкортостан (Государственное Собрание или Конституционный суд Республики Башкортостан), не нарушается ли приэтом принцип разделения властей, закрепленный в Конституции. Этуспорную ситуацию разрешил Конституционный суд путемтолкования пункта 25 статьи 88 Конституции Республики Башкортостан. В своем постановлении он разъяснил,что Государственное Собрание вправе отменять только те неконституционные нормативные акты Президента,которые изданы повопросам, требующим законодательного регулирования.
Приведенный пример позволяет выделить и такой орган, как Конституционный суд Республики Башкортостан, главный элемент механизма правовой охраны Конституции республики. Значимость Конституци-
онного суда обусловлена тем, что он функционирует исключительно для осуществленияправовой оценки конституционности нормативных правовых актов высших органов государственнойвласти и в его деятельности данная функция является главнейшей. Такая правовая оценка осуществляется и при рассмотрении споров о компетенции,жалоб граждан на нарушенияих прав и свобод и т.п.Объектом проверки в этих процедурах являются законы и иные нормативные правовые акты.Все это подчеркивает самостоятельность и обособленность Конституционного суда, показывает своеобразиеспециализированного органа правовой охраны Конституции Республики Башкортостан.
Наиболее действенными полномочиями Конституционного суда за двухлетний периодего деятельности явились такие полномочия, как разрешение дел о соответствии Конституции республики законов и иных нормативных правовыхактов (6 дел), толкование Конституции Республики Башкортостан.
Его создание - своевременный шаг в процессе формирования демократического правового государства. Конституционный суд выступает одним из институтов государства, претендующего на то, чтобы именоваться правовым, стремящегося к созданию прочного конституционного строя, системы законности и защиты интересов граждан.
Конституционный суд входит в единую судебную систему Республики Башкортостан. Его правовое положение закреплено в главе XII Конституции республики и Законе о Конституционном суде Республики Башкортостан.
Важное место Конституционного суда в системе судебных органов республики в иерархии судебной власти, в системе разделения властей обусловлена тем, что Конституционный суд решает дела, непосредственно связанные с высшей правовой материей - Конституцией Республики Башкортостан.
Среди элементов механизма правовой охраны Конституции республики следует выделить также институт конституционной ответственности.
Действие этого института является весьма актуальным, поскольку особенно опасна безответственность высшихорганов государственной власти,их должностных лиц за нарушение норм Конституции.
Конституционная ответственность определяетсякак «самостоятельный видюридической ответственности, когда наступление неблагоприятных последствий для субъектов конституционной ответственности, закре-
пленных в Конституции и иных источниках конституционного права, направлено прежде всего на защиту Конституции».
Согласно конституционному законодательству республики этот институт, при сравнении с федеральным законодательством, имеет дополнительные элементы своего механизма реализации. Так, в соответствии с Конституцией Конституционный суд Республики Башкортостан по запросу Государственного Собрания дает заключения о соответствии Конституции действий и решений Президента Республики Башкортостан, а также иных высших должностных лиц республики.
При признании Конституционным судом действий и решений Президента Республики Башкортостан, несоответствующими Конституции, Государственное Собрание вправе выразить недоверие Президенту Республики Башкортостан, принять постановление о его отрешении от должности и назначить выборы нового Президента республики.
Что касается признанных Конституционным судом несоответствующими Конституции действий и решений иных высших должностных лиц, предусмотрены полномочия Президента и Государственного Собрания об отзыве, освобождении от должности, отстранении от исполнения обязанностей или приведения в действие иного специального механизма ответственности этих лиц.
Таким образом,выше сказанное позволяет констатировать следующее: КонституцияРеспублики Башкортостан имеет особый механизм правовой охраны, способный обеспечить ее соблюдение, предотвратить нарушения Конституциикак физическими и юридическимилицами, так исамой государственной властью, различными ее органами.