Олимпийские игры и терроризм

В Мюнхене, где проходили Игры XX Олимпи­ады, ранним утром 5 сентября 1972 г. группа бое­виков из экстремистской палестинской организа­ции “Черный сентябрь”, вооруженных автоматами и гранатами, перебралась через ограждение Олим­пийской деревни и ворвалась в корпус, в котором жила делегация Израиля. Во время налета погиб один израильтянин, а десятерых экстремисты зах­ватили как заложников. Так олимпийское движе­ние впервые столкнулось с атакой террористов на Олимпийские игры.

Среди захваченных палестинцами израильтян были спортсмены (борцы и тяжелоатлеты), трене­ры (по легкой атлетике, борьбе, фехтованию, стрельбе) и судьи. Одному из израильских спор­тсменов, попавших в руки налетчиков, удалось бе­жать, остальные оказались в плену у боевиков, ко­торые в качестве условия освобождения заложни­ков потребовали незамедлительно выпустить из тюрем 250 террористов, отбывавших заключение в Израиле и в странах Западной Европы.

Когда президент Немецкого олимпийского ко­митета ФРГ, член МОК Вилли Дауме, министр внутренних дел федеральной земли Бавария Бруно Мерк и мэр Олимпийской деревни Вальтер Трёгер предложили напавшим палестинцам себя в залож­ники взамен захваченных членов израильской олимпийской делегации, экстремисты из “Черного сентября” ответили отказом и продолжали настаи­вать на прежних условиях. Дабы продемонстриро­вать свое намерение любой ценой добиться объяв­ленной цели, террористы в середине дня убили од­ного из захваченных израильтян и выбросили его труп из здания на улицу [151].

В результате переговоров с экстремистами, длив­шихся 16 часов, в которых участвовал ряд видных политических и государственных деятелей ФРГ, в том числе министр иностранных дел этой страны Ганс-Дитрих Геншер, власти согласились с требова­нием о немедленном предоставлении террористам вертолетов. Затем палестинские налетчики вместе с заложниками на вертолетах отправились на военный аэродром Фюрстенфельдбрюке, откуда экстремистов по их настоянию должны были доставить самолетом на Ближний Восток.

В ходе мероприятий правоохранительные орга­ны и спецслужбы ФРГ планировали провести на аэродроме операцию по освобождению заложников, и как только из вертолетов вышли вооруженные ав­томатами террористы, снайперы открыли по ним огонь. Однако, судя по всему, немецкие спецслуж­бы спланировали и реализовали эту операцию дале­ко не лучшим образом. От пуль снайперов погибли на месте только двое из восьми палестинских эк­стремистов, тогда как шестеро остались живыми и начали стрельбу из автоматов по заложникам, а так­же бросили гранату в вертолет, в котором находи­лись пленники. В итоге все израильские заложники погибли. В перестрелке были убиты несколько тер­рористов, а также один из немецких полицейских и пилот вертолета. Трое оставшихся в живых палес­тинских экстремистов были арестованы (позднее их обменяли на пассажиров немецкого авиалайнера, захваченного другой экстремистской группой).

Резонанс трагедии прозвучал на весь мир, при­чем для властей Федеративной Республики Герма­ния этот инцидент был неприятен не только сам по себе (недостаточное обеспечение безопасности учас­тников Игр, из-за чего боевики из “Черного сентяб­ря” смогли проникнуть на территорию Олимпийской деревни, и крайне неудачная операция по освобождению заложников, повлекшая человеческие жертвы), но еще и потому, что объектом крова­вой атаки террористов оказались граждане Израиля – евреи, а чрезвычайное происшествие (пусть и ор­ганизованное палестинскими экстремистами) слу­чилось в Германии — стране, о прошлом которой времен правления нацистского режима (1933–1945 гг.), исповедовавшего и реализовывавшего на практике свою антисемитскую идеологию, в мире не забыли. И хотя все понимали, что Федеративная Республика Германия — демократическое государ­ство, дистанцировавшееся от канувшего в небытие гитлеровского Рейха, однако, тем не менее, имиджу ФРГ в глазах мирового сообщества был нанесен серьезный урон. Вилли Брандт (канцлер ФРГ с 1969 по 1974 гг.) в мемуарах (1998 г.) отметил то огромное разочарование, которое испытала страна в связи с террористическим актом в Мюнхене во время Игр-1972, поскольку эта акция террористов ста­ла событием, обесценившим годы напряженной подготовки к Олимпийским играм и не только не позволившим достичь результатов, на которые рас­считывала ФРГ, но и серьезно подорвавшим ее ре­путацию на международной арене.

Утром 6 сентября 1972 г., на следующий день после трагедии, на Олимпийском стадионе в Мюн­хене состоялась панихида в память о погибших из­раильтянах. Тогда же появились предложения в свя­зи со случившимся временно прервать Олимпий­ские игры. Однако сессия МОК на чрезвычайном за­седании приняла решение продолжить Игры-1972.


Горький урок трагедии в олимпийском Мюнхе­не-1972 побудил организаторов последующих Игр Олимпиад и зимних Олимпийских игр уделить са­мое пристальное внимание формированию надеж­ных систем безопасности и обеспечению безупреч­ного их функционирования. К примеру, на Играх XXI Олимпиады в Монреале (1976 г.) для решения


Эпизод принятия мер безопасности и строгого контроля на XIX зимних Олимпийских играх в Солт- Лейк-Сити в 2002 г.


этих задач были задействованы 16 тыс. военнослу­жащих, полицейских и сотрудников спецслужб. Большие силы, включавшие не только правоохранительные органы и специальные службы, но и во­еннослужащих армейских подразделений, обеспе­чивали поддержание порядка во время Игр XXII Олимпиады (Москва), Игр XXIV Олимпиады (Сеул), Игр XXV Олимпиады (Барселона), Игр XXVIII Олимпиады (Афины-2004), Игр XXIX Олимпиады (Пекин), а также в других городах раз­ных стран, принимавших Олимпийские игры. При­чем нередко полиция и спецслужбы той страны, в которой проводились Игры, не ограничиваясь соб­ственными возможностями, в период подготовки заимствовали опыт коллег из других стран и обме­нивались с ними информацией о различных воз­можных источниках возникновения террористичес­ких и других криминальных опасностей.

Особо следует остановиться на ситуации, связан­ной с XIX зимними Олимпийскими играми, кото­рые состоялись 8–24 февраля 2002 г. в Солт-Лейк-Сити. Всего за несколько месяцев до этого, И сен­тября 2001 г., Америку и весь мир потрясли произо­шедшие в США трагические события с многочис­ленными человеческими жертвами, вызванные дей­ствиями террористов, захвативших несколько пасса­жирских самолетов, два из которых были направле­ны на высотные башни-«близнецы» Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и разрушили их, а третий из захваченных авиалайнеров врезался в од­ну из секций здания Пентагона в Вашингтоне.

Незамедлительно стали раздаваться призывы к МОК с требованиями отменить Игры-2002 либо перенести их с территории США в другую страну. Такие предложения мотивировались соображения­ми безопасности: ведь во время Олимпийских игр экстремистские организации могли попытаться осуществить террористические акты, чреватые большим количеством жертв.

Однако власти США заверили руководство МОК в том, что надлежащая безопасность во время проведения XIX зимних Олимпийских игр будет обеспечена. В связи с этим МОК отверг предложе­ния об отмене Игр или о переносе их в другую стра­ну и на другие сроки. Для поддержания правопорядка и обеспечения безопасности в самом Солт-Лейк-Сити и его окрестностях были задействованы более 5 тыс. военнослужащих, сотрудников различных правоохранительных структур и спецслужб, а также свыше 2 тыс. спасателей и пожарных. На склонах гор и холмов вокруг города и в местах проведения олимпийских соревнований дежурили снайперы, а в небе патрулировали истребители-перехватчики. К тому же в зоне радиусом 160 км от Солт-Лейк-Сити И его окресностях были задействованы более 5 тыс. военнослужащих, сотрудников различных правовохранительных структур и спецслужб, а также правоохранительных структур и спецслужб, а также свыше 2 тыс. спасателей и пожарных. На склонах гор и холмов вокруг города и местах проведения олимпийских соревнований дежурили снайперы, а в небе патрулировали истребители-перехватчики. К тому же в зоне радиусом 160 км от Солт-Лейк-Сити были запрещены любые полеты, кроме заранее объявленных коммерческих рейсов и лайнером, доставлявших глав государств и правительств, пожелавших посетить Игры. Все это дало свои результаты: никаких террактов на Играх не было.

Особую остроту проблема безопасности приоб­рела в преддверии проведения Игр XXVII Олимпи­ады 2004 г. в Афинах. Во-первых, в Греции уже на протяжении многих лет существовали террористи­ческие группы, активизировавшие свою деятель­ность после подавления войсками студенческих протестов в 1973 г. С тех пор многолетняя борьба с внутренним терроризмом продолжалась в Греции с переменным успехом. Во-вторых, Греция находится в регионе, в котором существовал ряд зон крайней напряженности, из которых исходила реальная уг­роза терроризма. И, наконец, в-третьих, серьезной проблемой для Греции было обеспечение безопас­ности спортсменов и туристов из США, в адрес ко­торых постоянно поступали угрозы от экстремис­тских организаций, возмущенных политикой США на Ближнем Востоке и в бывшей Югославии, бом­бежкой Белграда и войной в Ираке.

К чести греческих властей, правоохранительных органов и спецслужб Греции, они сумели создать эффективную и беспрецедентную по масштабам систему безопасности, мобилизовав все внутренние возможности и умело сотрудничая с международ­ными организациями, в том числе и со службами безопасности США и ряда других государств.

Широкомасштабные меры по обеспечению бе­зопасности были предприняты и властями Китая в период подготовки и проведения Игр XXIX Олимпиады-2008. Строгие меры по поддержанию право­порядка и недопущению каких-либо инцидентов руководители китайской полиции и спецслужб (в помощь которым были подключены и армейские подразделения) объясняли не только возможными опасностями со стороны международного террориз­ма, но и угрозами экстремистских акций тех сепаратистских сил, которые выступают за независи­мость и отделение от КНР Тибетского автономно­го района, в котором среди населения преобладают те, кто исповедует буддизм, и Синьцзян-Уйгурского автономного района, где большая часть населе­ния — мусульмане. Помимо всех мер безопасности, власти Китая также установили денежные вознаграждения за информацию о готовящихся терактах и о людях, планирующих совершить их.

Обоснованно считая, что терроризм является наиболее серьезной угрозой успешному проведе­нию Игр XXIX 0лимпиады-2008, особенно после провала кампании по бойкоту этих Игр, власти КНР предприняли беспрецедентные шаги по обес­печению безопасности. Достаточно отметить, что, по утверждению заместителя министра обществен­ной безопасности Лю Цзина,в стране было разра­ботано и введено в действие 52 плана и свыше 500 детальных сценариев по обеспечению безопасности. При подготовке к Играм были обезврежены воору­женные террористические группы, подозреваемые в подготовке различных террористических акций, включая захват заложников.

Обеспечению безопасности способствовало и тес­ное сотрудничество спецслужб Китая с Интерполом, предоставившим доступ к своей системе контроля паспортов и виз, а также оказавшим содействие в ус­тановлении связей между органами правопорядка КНР и полицейскими службами стран, направляв­ших свои делегации на Игры XXIX Олимпиады.

Для обеспечения безопасности на Играх, по со­общению министра общественной безопасности КНР Чжоу Юнкана, были задействованы не менее 80 тыс, специально обученных сотрудников спец­служб и полицейских, а на дежурство во время Игр привлечено большое количество добровольцев из домовых партийных организаций. И действительно, на улицах Пекина на расстоянии 50—100 м друг от друга находились волонтеры с нарукавными повяз­ками с олимпийской символикой.

Китайские власти не только обеспечили безо­пасность на Играх XXIX Олимпиады, но и сумели сделать это ненавязчиво, не создавая сложностей участникам и гостям Игр, а также многочисленным зрителям и туристам.

Наши рекомендации