Средневековая культура Западной Европы классического периода

До Возрождения (нач. XIV в.) средневековая культура определялась церковно-религиозной идеологией. Церковь и церковная идеология служили высшей санкцией всех сторон жизни обитателей средневековой Западной Европы. Основой религиозного мировоззрения средневековья являлась схоластика.

XI-XIV вв. – средневековая культура обретает классические формы.

Теология – высшая форма идеологии. Тяготение к универсализму. Аскет и богослов Петр Дамиани заявил, что разум ничтожен перед верою, а философия только «служанка богословия». Его оппонент – Беренгарий Турский в своем рационализме доходил до насмешек над Церковью.

X в. – зарождение схоластики. Сущность её состоит в осмыслении догматических посылок христианства с рационалистических позиций. Крупным представителем схоластики являлся Пьер Абеляр (1079-1142). Учение Абеляра пронизано рационализмом. Условием веры он рассматривал разум. По Абеляру церковное предание, догматика должны пройти испытание разумом. Он считал, что только Священное Писание и церковные таинства не нуждаются в проверке разумом. В сочинении «Да и нет» Абеляр сопоставлял цитаты из сочинений отцов Церкви, выявляя их противоречивость. Вся система учения Абеляра не была принята официальными теологами.

В ХI-ХIII вв. в схоластике начинается сложный процесс: разработка важнейших методов и механизмов познания мира, которая свелась к спору о природе универсалий. Этот спор разделил схоластов на две группы: номиналистов и реалистов. Номиналисты считали, что общие понятия – универсалии – не существуют реально в природе, а являются лишь именем (потеп) механизмов познания мира. Реалисты же настаивали на том, что универсалии имеют реальное, самостоятельное существование. Спор номиналистов и реалистов явился продолжением античной линии борьбы материалистов и идеалистов (линии Гераклит – Демокрит, Аристотель – Платон и др.).

XII в. – век «средневекового гуманизма», «средневековый ренессанс».

Рост интереса к античному наследию, упрочение рационализма, возникновение светской литературы, зарождение культуры городов.

Мистицизм – мощное течение в схоластике. Бернард Клервоский (1090-1153) – наиболее яркий представитель этого направления, крупнейший церковный деятель, апологет, стяжавший себе славу святого ещё при жизни. Оппонент П. Абеляра.

На латинский язык переведены труды Евклида и Аристотеля, который был усвоен через комментарий прежде всего Аверроэса (Ибн-Рушда), давшего философии Аристотеля своеобразную материалистическую интерпретацию. Учение Аристотеля завоевало огромный авторитет. Синтез аристотелизма и католической теологии попытался осуществить ученик Альберта Великого Фома Аквинский(1225-1274). Он известен как богословский систематизатор ортодоксальной схоластики и как основатель религиозного учения – томизма. Фома Аквинский был доктором теологии, преподавал в университетах Парижа, Рима, Неаполя. Также как и его учитель, боролся против Сигера Брабантского и сторонников аверроизма (учение арабского теолога из Кордовы, толкователя Аристотеля Аверроэса (ибн Рушд), выступившего за свободу философии от теологии). Конец XIII в. – томизм становится официальной доктриной католической церкви.

Аввероисты: Сигер Брабантский и Боэций Дакийский

Мистики: Бонавентура, Мейстер Экхарт

Крупнейший мыслитель, повлиявший на становление натурфилософии Возрождения – Николай Кузанский (1401-1464 гг.)

Раннесредневековая западноевропейская культура трудно складывалась как сложный синтез античной культуры и христианства.

В ее формировании большую роль сыграл философ, поэт, политический деятель Остготского королевства Боэций (408-525). Над синтезом двух культур – античной и церковной, работал в V в. Марциан Капелла. В трактате «О браке Филологии и Меркурия» он разработал систему семи основных предметов, которые изучались в античных школах – «семь свободных искусств». В VI в. Боэций и Кассиодор разделили «семь свободных искусств» на две ступени, низшую – тривиум: грамматика, риторика, диалектика, и высшую – квадривиум: геометрия, арифметика, астрономия, музыка. В школах, затем в университетах логика преподавалась по Аристотелю, риторика по Цицерону. Основой изучения арифметики и геометрии были сочинения Пифагора и Эвклида, астрономии – Птоломея.

«Семь свободных искусств» в раннее средневековье были предназначены в первую очередь сформировать грамотное духовенство и грамотное чиновничество. Выше всех наук оставались Священное Писание и сочинения отцов Церкви.

Грамматика – «матерь всех наук». XI в. – подъем средневековых школ, совершенствование системы образования. Школы были монастырские, кафедральные, приходские. Ваганты – бродячие школяры (нецерковные: любовная лирика, застольные песни, сатира на короля и церковь). Обучение велось на латинском языке, а только с XIV в. – на национальных языках. Центры обучения ремеслу – цехи.

XII-XIII вв. – экономический и культурный подъем Западной Европы.

Кафедральные школы превращаются во всеобщие, а затем в университеты (от слова universitas – совокупность, общность). Первые университеты появились в XII в. и в дальнейшем сыграли огромную роль в жизни Западной Европы. XIII в. – высшие школы в Болонье, Монпелье, Париже, Оксфорде, Палермо и др. XV в. – около 60 университетов. Крупнейший – Парижский. Получают развитие коллегии – колледжи. 1257 г. – основание коллегии Робером де Сорбон (позже по его имени стал называться весь Парижский университет)

Процесс складывания светской интеллигенции. Книга становится более дешевой, с XIV в. – применение бумаги. 1445 г. – изобретение печатного станка Иоганном Гутенбергом. XII-XV вв. – появление многочисленных библиотек.

XIII в. – зарождение интереса к опытному знанию. Средневековый энциклопедист – Винсент из Бовэ. Оксфордский профессор Роджер Бэкон достиг значительных результатов в оптике, физике, химии. Уильям Оккам, Николай Отрекур, Буридан и др. – последователи Р. Бэкона. Медицинская школа в Салерно и знаменитый кодекс Арнольда да Вилланова. Изучены свойства различных веществ.

Географические открытия: братья Вивальди из Генуи, венецианец – Марко Поло. Появляются географические атласы, описания различных земель.

Литература: излюбленные жанры – «истории», хроники, летописи, биографии знаменитых личностей. Классические сочинения исторического жанра: хроники Оттона Фрейзингенского, Гвиберта Ножанского, «Круг земной» Снори Стурлсона, хроника Салимбене.

Западноевропейский эпос (исторический и сказочный). Исландские саги («Старшая Эдда», «Младшая Эдда»). «Песнь о Роланде» (бой в Ронсевальском ущелье в 778г.) (Франция). «Песнь о моем Сиде» (эпизод Реконкисты) (Испания). «Песнь о Нибелунгах» – эпос мифологизирован. (Германия)

Рыцарская культура: Возникновение куртуазной (придворной) культуры и важнейший её элемент – культ Прекрасной Дамы. Рыцарские турниры кон. XI в. – появление трубадуров – провансальские поэты-рыцари (герцог Гильем IX Аквитанский), «Магистр поэтов» – Гираут де Борнейль. Женщины – поэты: Беатрис де Диа, Мария Шампанская. «Миннезингеры» – немецкие поэты-рыцари (Вольфрам фон Эшенбах, Гартман фон Ауэ, Вальтер фон дер Фогельвейде). Кельтский эпос о короле Артуре и рыцарях Круглого стола (повесть о Тристане и Изольде). Один из мотивов рыцарского романа – поиски святого Грааля. Французские поэты-рыцари – труверы.

XIV в. – нарастает разрыв между мечтой и действительностью. Упадок куртуазнго романа.

Городская культура:

XI в. – города становятся центрами культурной жизни.

Литература: стихотворные новеллы, басни, шутки (фаблио – Франция; шванки – Германия), «Поп – Амис».

Складывается сатирический эпос на основе сказок – «Роман о Лисе» (Франция), «Роман о Розе» – воспеваются идеи свободомыслия. Оппозиционные настроения вагантов. XIV-XV – мейстерзанг (поэзия ремесленников) постепенно вытесняет рыцарский миннезанг. Замечательный средневековый поэт Франсуа Вийон. Широкое распространение мистерий. Развивается городское строительство, ювелирное искусство, производство предметов роскоши.

«Божественная комедия» Данте Алигьери (1265-1321 гг.) (Италия) – итог лучших духовных устремлений зрелого средневековья. «Граф Луканор» – сборник поучительных рассказов инфанта Хуана Мануэля (Испания).

Средневековое сознание стремится более к синтезу, чем к анализу. Его идеал – целостность. Большое значение придавалось форме (детализированный этикет).

XIV-XV вв. – рост и укрепление национального самосознания. Развивается культура Возрождения. Тяготение к энциклопедизму.

В архитектуре этого времени складываются два стиля – романский и более поздний готический. X в. – складывание романского стиля в архитектуре (Франция, Италия, Германия). Романский стиль, оформившийся в эпоху Карла Великого, во многом следовал античным образцам, но достаточно грубо. Известным сохранившимся до наших дней романским храмом является храм в Аахене времен Карла Великого. Середина XII в. – возникновение готики (более ажурный легкий стиль). Первые церковные здания, построенные в готическом стиле, появляются на севере Франции. Шедевры готической архитектуры сосредоточены в Италии (Миланский собор), во Франции (собор Парижской Богоматери, Руанский, Реймский, Шартрский соборы), в Германии (Кельнский собор), в Чехии.

Преобладание скульптуры над живописью. «Пламенеющая готика». Крупнейший европейский художественный центр – Бургундия. Выдающийся скульптор при дворе герцога Филиппа Смелого – Клаус Слютер. «Колодец пророков» в Дижоне.

Готическая живопись – роспись алтарей, миниатюры в средневековых рукописях. Появление станкового портрета и светской живописи.

В основании средневековой культуры, которая знала взлеты и падения и была исполнена внутренних противоречий, лежала единая историческая реальность народов Западной Европы.

Наши рекомендации