Средневековая культура Западной Европы.

Средние века в истории Западной Европы охватывают более тысячелетия - с V по XVI в. В этом периоде обычно выделяют этапы раннего (V-IX вв.),зрелого, или классического (X-XIII вв.) и позднего (XIV-XVI вв.) Средневековья. Сточки зрения социально-экономических отношений этот период соответствует феодализму.

Наиболее трудным и бурным оказался этап раннего Средневековья, когда рождался новый, западный мир. Его возникновение было обусловлено распадом Западной Римской империи (V в.), что в свою очередь было вызвано ее глубоким внутренним кризисом, а также Великим переселением народов, или нашествием варварских племен - готов, франков, алеманнов и т.д. С IV по IX в. произошел переход от «римского мира» к «христианскому миру», вместе с которым возникла Западная Европа.

Западный, «христианский мир» появился на свет не в результате разрушения «римского мира», а в процессе слияния римского и варварского миров. Серьезно пострадал ранее достигнутый уровень государственности, поскольку возникшие в VI в. варварские государства - королевства вестготов (Испания), остготов (северная Италия), франков (Франция), англосаксонское королевство (Англия) - были непрочными и потому недолговечными.

Наиболее сильным из них оказалось Франкское государство, основанное в конце V в. королем Хлодвигом и превратившееся при Карле Великом (800 г.) в огромную империю, которая, правда, к середине IX в. также распалась. Однако на стадии зрелого Средневековья, складываются все основные европейские государства - Англия, Германия, Франция, Испания, Италия - в их современном виде.

Серьезно пострадали также многие античные города: одни из них были разрушены, а другие угасли из-за упадка торговли или же в связи с изменениями направлений торговых путей. На ранней стадии Средневековья заметно упал уровень развития многих ремесел, произошла аграризация всей экономики, в которой преобладал натуральный тип хозяйства. Определенный застой наблюдался в развитии науки и философии. В то же время в некоторых областях жизни уже на раннем этапе Средневековья имели место прогрессивные изменения. В социальном развитии главным положительным изменением стало упразднение рабства.

Если в Античности успешно развивались теоретические знания, то Средневековье открыло больше простора для применения машин и технических изобретении. Это стало прямым следствием отмены рабства. В Античности главным источником энергии была мускульная сила рабов. Когда данный источник исчез, встал вопрос о поиске других источников. Поэтому уже в VI в. начинает использоваться энергия воды благодаря применению водяного колеса, а в XII в. появляется ветряная мельница, использующая энергию ветра.

Водяная и ветряная мельницы позволили выполнять самые разные виды работ: молоть зерно, просеивать муку, поднимать воду для орошения, валять и отбивать сукно в воде, распиливать бревна, применять механический молот в кузнице, волочить проволоку и т.д. Изобретение рулевого колеса ускорило прогресс водного транспорта, что в свою очередь привело к революции в торговле. Развитию торговли также способствовали строительство каналов и использование шлюзов с воротами.

Положительные сдвиги происходили и в других областях культуры. Большинство из них, так или иначе, было связано с христианством, которое составляло фундамент всего уклада средневековой жизни, пронизывало все ее стороны. Оно провозгласило равенство всех людей перед Богом, что во многом способствовало устранению рабства.

Античность стремилась к идеалу человека, в котором душа и тело находились бы в гармонии. Учитывая уроки римского общества, в котором сложился своеобразный культ физических удовольствий и наслаждений, христианство отдало явное предпочтение душе, духовному началу в человеке. Оно призывает человека к самоограничению во всем, к добровольному аскетизму, к подавлению чувственных, физических влечений тела.

Провозглашая безусловный примат духовного над телесным, делая акцент на внутреннем мире человека, христианство многое сделало для формирования глубокой духовности человека, его нравственного возвышения.

Наряду с религией в Средние века существовали и развивались другие области духовной культуры, включая философию и науку. Высшей средневековой наукой была теология, или богословие. Именно богословие обладало истиной, которая покоилась на Божественном Откровении. Философия объявлялась служанкой богословия. Но даже в этих условиях философская мысль продвигалась вперед. В ее развитии можно выделить две тенденции.

Первая стремилась максимально сблизить и даже растворить философию в теологии. Такая философия получила наименование схоластики, поскольку основной ее задачей были не поиск и приращение нового знания, но «школьное» освоение уже накопленного. Однако и такой подход приносил ощутимую пользу, благодаря ему сохранялось наследие античных мыслителей, он способствовал совершенствованию и углублению логического мышления. Сама теология при этом становится все более рациональной: она не довольствовалась простой верой в догматы религии, но стремилась их логически обосновать и доказать. Одним из главных представителей данной тенденции был доминиканец Фома Аквинский (XIII в.), который разработал христианскую концепцию философии Аристотеля, сформулировал пять доказательств бытия Бога.

Вторая тенденция, напротив, стремилась вывести философию за рамки богословия, утвердить самостоятельность и самоценность науки в целом и естествознания в частности. Ярким представителем данной тенденции был францисканец Роджер Бэкон (XIII в.). который внес значительный вклад в развитие философии, математики и естествознания.

Еще более значительных успехов в средние века достигла художественная культура, где ведущим и синтезирующим искусством выступала архитектура. Эволюция средневекового искусства отмечена глубокими изменениями. В эпоху раннего Средневековья ведущие позиции занимает искусство франков, так как Франкское государство занимает в этот период почти всю территорию Европы. Искусство V-VIII вв. нередко именуется искусством меровингов, поскольку у власти в это время находилась династия Меровингов (длинноволосых королей).

По своему характеру это искусство было еще варварским, дохристианским, ибо в нем явно преобладали элементы язычества и идолопоклонства. Наибольшее развитие в этот период получает натуральное искусство, связанное с изготовлением одежды, оружия, конной упряжи и других изделий, украшенных пряжками, подвесками, узорами и орнаментом. Стиль таких украшений называют звериным, поскольку его особенность в том, что в запутанные узоры вплетаются изображения диковинных зверей.

Широкое распространение получает также миниатюра - книжные иллюстрации. В монастырях имелись специальные мастерские - «скриптории», где писались и украшались книги - богослужебные и Евангелия. Книги светского содержания были редки.

Средневековая литература - самыми ранними сочинениями, оказавшими наибольшее влияние на последующую средневековую литературу, стали христианские Евангелия (I век), религиозные гимны Амвросия Медиоланского (340-397), работы Августина Блаженного («Исповедь», 400 год; «О граде Божием», 410—428 годы), перевод Библии на латинский язык, осуществлённый Иеронимом (до 410 года) и др.

Что касается архитектуры, то от франкских зодчих данного времени мало что сохранилось: несколько небольших церквей на территории современной Франции. В целом же среди самых ранних сохранившихся памятников варварской архитектуры выделяется гробница остготского короля Теодориха (520-530), построенная в Равенне.

Наивысшего расцвета искусство раннего Средневековья достигает при Каролингах (VIII-IX вв.), сменивших династию Меровингов, и особенно при Карле Великом - легендарном герое эпической поэмы «Песнь о Роланде».

В этот период средневековое искусство активно обращается к античному наследию, последовательно преодолевая варварский характер. Потому-то это время иногда называют «каролингским возрождением». Особую роль в этом процессе играл Карл Великий. Он создал при своем дворе настоящий культурно-образовательный центр, назвав его Академией, окружил себя выдающимися учеными, философами, поэтами и художниками, вместе с которыми осваивал и развивал науки и искусство.

От эпохи Каролингов сохранилось значительное число архитектурных памятников. Одним из них является замечательный собор Карла Великого в Аахене (800), представляющий собой восьмиугольное сооружение, перекрытое восьмигранным куполом.

В эту эпоху по-прежнему успешно развивается книжная миниатюра, которую отличают декоративная пышность и яркая красочность, щедрое использование золота и пурпура. Содержание миниатюр остается в основном религиозным, хотя в конце периода раннего Средневековья все чаще встречаются повествовательные сюжеты: охота, пахота и т.д. Развиваются скульптура, мозаика и фреска.

Начало зрелого периода Средневековья - X столетие - оказалось крайне сложным и трудным, что было вызвано вторжениями венгров, сарацинов и особенно норманнов. Поэтому складывающиеся новые государства переживали глубокий кризис и упадок. В такой же ситуации находилось и искусство. Однако к концу X в. положение постепенно нормализуется, феодальные отношения окончательно побеждают, и во всех сферах жизни, включая искусство, наблюдаются оживление и подъем.

В XI-XII вв. значительно возрастает роль монастырей, которые становятся главными центрами культуры. Именно при них создаются школы, библиотеки и книжные мастерские. Монастыри выступают основными заказчиками произведений искусства. В целом же этап нового подъема искусства получил условное название «романского периода».

Возрождение XII века - следующий после Каролингского возрождения значительный взлёт культурного и творческого самосознания Западной цивилизации.

Философы и мыслители Пьер Абеляр, Иоанн Солсберийский и ряд других лекторов-мыслителей развивают собственное понимание теологии, философии, государства, права, справедливости, вырабатывают новый, в целом критический взгляд на монастырские реалии. Так, Абеляр первым со времен великих ересиархов заявляет, что Церковь может ошибаться, а наряду со Священным Писанием истина заключена и в диалектике (за что был признан еретиком). Натурфилософы Шартрской школы Гильом из Конша,Тьерри Шартрский, Бернард Сильвестр и близкий к ним Аделард из Бата, впервые в средневековой Европе развивали натуралистические концепции, в которых развитие мира не предполагает прямого божественного вмешательства.

«Возрождение XII века» совпадает с появлением новых поэтических форм, которым суждено вскоре потеснить все остальные: куртуазной лирики, рыцарский роман, новеллы. В этот период было создано или обработано и популяризировано несколько великих литературных сюжетов, дошедших до наших дней: Кретьен де Труа, зачинатель цикла о Святом Граале и целого направления, описывавшего куртуазную любовь. Цикл о короле Артуре. Легенда о Тристане и Изольде - Готфрида Страссбургского. Переписка Абеляра и Элоизы и сам сюжет их преодолевающей любви.

В то же время литература и поэзия на латинском языке начинают клониться к закату - поздняя латынь уже не столько является языком поэтов, сколько языком юристов, духовенства, образования. Начался массовый перевод на латынь ряда научных и философских сочинений античных и арабоязычных авторов. Так, итальянец Герардо Кремонский перевел с арабского на латынь более 70 книг по математике, астрономии, оптике, философии, медицине. В их числе были сочинения Аристотеля, Птолемея, Архимеда, Гиппократа, Галена, Авиценны. Аделард из Бата перевёл на латынь «Начала» Евклида и астрономические таблицы Аль-Хорезми.

В этот период появляется уникальное явления - Трубадуры - средневековые поэты-певцы, авторы песен, называемые часто менестрелями. Творчество трубадуров охватывает период XI-XIII веков, его расцвет пришёлся на XII - начало XIII века. Трубадуры слагали свои стихи на провансальском, разговорном языке юга Франции. Большую роль в развитии этого явления сыграла королева Алиенора Аквитанская, внучка первого известного трубадура Гильома Аквитанского, как покровительницы поэтов и писателей. Известны имена 600 трубадуров, до сегодняшнего дня дошли 2500 произведений 400 поэтов. Спутниками трубадуров были - жонглёры. Трубадуры создали своеобразную культуру любви - куртуазную любовь, составляющую главное содержание их лирики. Это целомудренная любовь к Прекрасной Даме.

В этот период архитектура окончательно становится ведущим видом искусства - с явным преобладанием культовых, церковно-храмовых построек. Она развивается на основе достижений Каролингов, испытывая влияние античного и византийского зодчества. Суть романского стиля - геометризм, господство вертикальных и горизонтальных линий, простейших фигур геометрии при наличии больших плоскостей. В сооружениях широко используются арки, а окна и двери делаются узкими. Внешний вид здания отличают четкость и простота, величавость и строгость, которые дополняет суровость, а иногда и мрачность. Наибольшее распространение романский стиль нашел во Франции. Здесь к числу самых выдающихся памятников романской архитектуры относится Церковь в Клюни (XI в.), а также церковь Нотр-Дам дю Пор в Клермон-Ферране (XII в.). Оба здания удачно сочетают в себе простоту и изящество, строгость и великолепие.

Светская архитектура романского стиля явно уступает церковной. У нее слишком простые формы, почти нет декоративных украшений. Здесь главным типом постройки является замок-крепость, который служит одновременно и жилищем, и оборонительным убежищем для феодала-рыцаря. Чаще всего это двор с башней в центре. Наружный вид такого сооружения выглядит воинственным и настороженным, мрачным и угрожающим. Примером подобной постройки может служить дошедший до нас в развалинах замок Шато Гайар на Сене (XII в.).

В Италии прекрасным памятником романской архитектуры является соборный ансамбль в Пизе (XII-XIV вв.). В него входит грандиозная пятинефная базилика с плоским перекрытием, знаменитая «Падающая башня», а также баптистерий, предназначенный для крещения. Великолепным памятником является также церковь Сант-Амброджо в Милане, имеющая простой и вместе с тем впечатляющий фасад.

В Германии романская архитектура развивается под влиянием французской и итальянской. Ее наивысший расцвет приходится на XII в. Наиболее замечательные соборы оказались сосредоточенными в городах Среднего Рейна: Вормсе, Майнце и Шпейере.

Помимо архитектуры романский период в искусстве характеризовался очень энергичным стилем как в скульптуре, так и в живописи. Живопись продолжала по существу следовать византийским иконографическим традициям по наиболее распространенной церковной тематике - Страшный суд и сцены из жизни Христа. В иллюминированных рукописях, среди которых наиболее богато украшенными произведениями этого периода были библия и псалтырь, представлены великолепные миниатюры. Значительные памятники романского стиля в живописи XI - XII веков созданы во Франции, которая была центром формирования нового искусства. В убранстве интерьера романского храма, большое место принадлежало фреске. Цикл фресок церкви Сен-Савен сюр Гартан в Пуату (конец XI – начало XII века) привлекает увлекательным рассказом, содержащим множество изображений эпизодов библейской истории (например, «Постройка Вавилонской башни»). Художники этого периода не соблюдали пропорции, не знали перспективу.

Именно в этот период стали широко использоваться витражи, но их сохранность оставляет желать лучшего. Самые древние из известных на сегодняшний день фрагментов средневековых живописных витражей сделаны в X веке. Самыми ранними полностью сохранившимися рисунками являются изображения пяти пророков в окнах собора в Аугсбурге, датированные концом XI века. Известен так же витраж Голова Иисуса Христа, около 1070 г. из Лоршского монастыря (Германия).

Изобретённые в этот период тимпаны (заполнение ниш над порталами в средневековой архитектуре), используемые в главных порталах церквей, содержали скульптурные композиции на библейские сюжеты. В то время как в Византии скульптура, ассоциировавшаяся с язычеством, была отвергнута церковью, в романском искусстве монументальная скульптура (особенно рельеф) получает большое распространение и около 1100 года вступает в полосу расцвета. Она использовалась в основном во внешнем оформлении собора.

С развитием городов и распространением ересей в соборную скульптуру проникли образы крестьян, кузнецов, акробатов в их рабочей одежде, занятых повседневным трудом; появились персонажи из древней и средневековой истории, из народно-сатирических произведений (рассказов о похождениях Ренара-лиса); наконец, образы народной фантазии: химеры, демоны, полузвериные, получеловеческие маски, наделенные острой выразительностью, насмешливые фантастические лики с гримасами - воплощение темных дьявольских сил. Романская скульптура тяготела к образам чудовищного и безобразного.

Драгоценности в изделиях этого периода имели очень высокий статус. Изделия из металла, оссуарии для хранения мощей, хорошо сохранились. Самым известным является реликварий трёх царей из Кёльнского собора работы Николая Верденского (около 1180-1225), также Ставелотский триптих и реликварий святого Мавра.

В украшении замков активно используется гобелен или шпалеры, - один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную. Самым известным романским гобеленом является ковёр из Байё, представляющий собой вышивку по льняному полотну шириной 48/53 см и длиной 68,38 м. Изображает сцены подготовки нормандского завоевания Англии и битвы при Гастингсе, создан в конце XI века, так жена нем изображено появление кометы Галлея в 1066 году.

Готика - период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV-XVI века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Но готика охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, витраж, фреску и многие другие.

Готика зародилась в середине XII века на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше - вплоть до XVI века.

Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

Церковь монастыря Сен-Дени, созданная по проекту аббата Сугерия, считается первым готическим архитектурным сооружением. При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены, и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими церквями. В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний (пламенеющая готика).

Готическая архитектура представляет собой органическое единство двух составляющих - конструкции и декора. Суть готической конструкции состоит в создании особого каркаса, или скелета, обеспечивающего прочность и устойчивость здания. Если в романской архитектуре устойчивость постройки зависит от массивности стен, то в готической — от верного распределения сил тяжести. Готическая конструкция включает три главных элемента: 1) свод на нервюрах (арках) стрельчатой формы; 2) система так называемых аркбутанов (полуарок); 3) мощные контрфорсы (вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном). Своеобразие наружных форм готического сооружения заключается в использовании башен с остроконечными шпилями. Что касается декора, то он принимал самые различные формы. Поскольку стены в готике перестали быть несущими, это позволяло широко использовать окна и двери с витражами, открывавшие свободный доступ света внутрь помещения. Цветные витражи вызывают волнующую игру окрашенного света в интерьере готических соборов. Наряду с витражами готические постройки украшались скульптурами, рельефами, абстрактными геометрическими узорами, растительным орнаментом. К этому следует добавить искусную церковную утварь собора, прекрасные изделия прикладного искусства, подаренные богатыми горожанами.

Собор Парижской Богоматери (XII-XIII вв.) стал подлинным шедевром ранней готики. Достигнутое в соборе Парижской Богоматери развивают соборы Амьена и Реймса (XIII в.), а также Верхняя церковь Сент-Шапель (XIII в.), служившая церковью для французских королей и отличающаяся редким совершенством форм.

В Германии готика получила распространение под влиянием Франции. Одним из самых знаменитых памятников здесь является собор в Кельне (XIII-XV вв.). Английская готика также во многом продолжает французские модели. Здесь признанными шедеврами являются Вестминстерское аббатство (XIII-XVI вв.), где находится усыпальница английских королей и выдающихся людей Англии: а также капелла Королевского колледжа в Кембридже (XV-XVI вв.), представляющая позднюю готику.

Эпоха позднего Средневековья характеризуется расцветом городской культуры, развитием торговли, ремёсел. С середины XIII века начинается строительство зданий светского назначения - городских ратуш, рынков, цеховых домов, а также роскошных замков знати. Все элементы экстерьера и интерьера сооружений подчинялись готической архитектурной форме. Одним из крупнейших европейских замков эпохи является Авиньонский папский дворец (1334-1364).

Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора. Во Франции она оформляла в основном его наружные стены. Десятки тысяч скульптур населяют собор. Мастера стремились к большей естественности в изображении человеческого лица и тела, поз и жестов. Как и в романскую эпоху, каменные статуи и рельефы, украшающие фасады и интерьеры храмов, надгробия, распятия, статуэтки, скульптуру резных деревянных алтарей раскрашивали. Важный раздел в готической скульптуре Франции со времен Людовика IX составили надгробия.

Одним из основных направлений готической живописи стал витраж, который постепенно вытеснил фресковую живопись. Техника витража осталась такой же, как и в предыдущую эпоху, но цветовая палитра стала гораздо богаче и красочней, а сюжеты сложнее - наряду с изображениями религиозных сюжетов появились витражи на бытовые темы. Кроме того в витражах стали использовать не только цветное, но и бесцветное стекло.

На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр.) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (около 1411—1416).

Развивается жанр портрета - вместо условно-отвлечённого изображения модели художник создаёт образ, наделённый индивидуальными, присущими конкретному человеку чертами. Завершается почти тысячелетнее господство византийских канонов в изобразительном искусстве. Джотто ди Бондоне в цикле фресок Капеллы Скровеньи изображает людей в профиль, помещает на первом плане фигуры спиной к зрителю, нарушая табу византийской живописи на любой ракурс кроме фронтального. Он заставляет своих героев жестикулировать, создаёт пространство, в котором движется человек. Новаторство Джотто проявляется и в его обращении к человеческим эмоциям. На грани эпох работал французский живописец Жан Фуке, выдающийся портретист и миниатюрист, автор миниатюр «Часослова Этьена Шевалье» и миниатюр к рукописи «Больших французских хроник».

Книжная миниатюра послужила образцом для грандиозного цикла (общим размером 5,5х144 м) шпалер «Анжерский апокалипсис» (ок. 1380 года) - памятника готического декоративно-прикладного искусства. Шпалеры, заказанные парижским ткачам мастерской Николя Батая, Людовиком I Анжуйским, были созданы по иллюстрациям испанской рукописи X века «Комментарий к Апокалипсису» Беатуса из Льебаны.

Крупнейшим лирическим поэтом средних веков является Данте Алигьери, автор «Божественной комедии». На грани эпох творил другой известный поэт Франческо Петрарка, автор известных сонетов, многих из которых посвящены его возлюбленной – Лауре.

Первым университетом Западной Европы часто называют Болонский университет, основанный в 1088 году. В 1208 году был основал Парижский университет - Сорбонна. Первоначально он имел 4 факультета: вольных искусств, канонического права, медицины и теологии. Уже в XIII веке университет стал одним из крупнейших в Европе. После забастовки 1229—1231 годов университет получил право местной автономии, подчиняясь непосредственно папе.

В 1257 году теолог Робер де Сорбон, духовник короля Людовика IX Святого, основал в Париже богословский коллеж для детей из бедных семей; через 50 лет известность коллежа затмила многие богословские заведения Европы.

С последней четверти XIV века в изобразительном искусстве Европы господствует стиль, названный позднее интернациональной готикой. Этот период явился переходным к периоду Ренессанса.

Тема 5.Возрождение.

Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; «снова» или «заново» «рожденный») эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи: начало XIV - последняя четверть XVI века и в некоторых случаях - первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Отличительная черта эпохи Возрождения - светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» - так и появился термин.

Утверждению и развитию культуры Возрождения способствовали и многие другие события и явления. К их числу в первую очередь относятся великие географические открытия - открытие Америки (1492), открытие морского пути из Европы в Индию (XV в.) и т.д., после которых уже нельзя было смотреть на мир прежними глазами. Огромное значение имело изобретение книгопечатания (середина XV в.), положившего начало новой, письменной культуре.

Возрождение делят на 4 этапа: Проторенессанс (2-я половина XIII века - XIV век); Раннее Возрождение - кватроченто (начало XV - конец XV века); Высокое Возрождение (конец XV - первые 20 лет XVI века); Позднее Возрождение - маньеризм (середина XVI - 90-е годы XVI века).

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма - общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов. В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви.

Истинным родоначальником эпохи Возрождения в литературе принято считать итальянского поэта Данте Алигьери (1265-1321), который раскрыл сущность людей того времени в своем произведении «Божественная комедия». В литературе Возрождения наиболее полно выразились гуманистические идеалы эпохи, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Любовные сонеты Франческо Петрарки (1304-1374) открыли глубину внутреннего мира человека, богатство его эмоциональной жизни. Джованни Боккаччо (1313-1375) автор поэм на сюжеты античной мифологии, психологической повести «Фьямметта», пасторалей, сонетов. Главное произведение «Декамерон» - книга новелл, проникнутых гуманистическими идеями, духом свободомыслия и антиклерикализма, неприятием аскетической морали, жизнерадостным юмором, многоцветная панорама нравов итальянского общества.

Никколо Макиавелли (1469-1527), итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель, автор политического трактата «Государь», в котором рассуждал о политике и политиком, прообразом идеального правитель выступает Чезаре Борджиа (1475 - 1507). Наиболее яркими представителями французского Возрождения являются Франсуа Рабле (автор «Гаргантюа и Пантагрюэля») и Пьер де Ронсар, возглавивший группу поэтов под названием «Плеяда». В Испании работал Мигель де Сервпнтес Сааведра, автор романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский».

В поэзии становится наиболее характерной формой сонет (строфа из 14 строк с определенной рифмовкой). В числе писателей того времени оказываются и коронованные особы. Стихи пишет герцог Лоренцо Медичи, а Маргарита Наваррская, сестра короля Франции Франциска I, известна как автор сборника "Гептамерон".

Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и «книжную» античную литературу, поэтому часто рациональное начало сочеталось в ней с поэтической фантастикой, а комические жанры получили большую популярность. С эпохой Возрождения связано появление национальных литератур - в отличие от литературы средних веков, создававшейся преимущественно на латыни.

Широкое распространение получили театр и драма. Театр эпохи Ренессанса родился в Италии, в Риме возродили античный римский театр. И, поскольку латынь была понятна не всем, вскоре появились переводы древнеримский авторов на итальянский язык. Существовали две формы итальянского театра - античные комедии в итальянских переводах и мистерии на мифологические сюжеты. На рубеже XV-XVI веков появились первые театральные коллективы (труппа).

В Италии появилась - Комедия дель арте (итал. commedia dell'arte), или комедия масок - вид народного (площадного) театра, спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров, одетых в маски, наиболее широко известные такие персонажи - маски, как Арлекин, Пьеро, Коломбина, Полишинель, Труффальдино и т.д. Комедия дель арте, благодаря постоянным гастролям итальянских артистов, с конца XVI и на протяжении всего XVII века, стала популярна в Испании, Франции, Англии и Германии.

В эпоху Ренессанса в Италии зародились также опера и балет. В 1637 году в Венеции был открыт первый оперный театр. Первыми оперными композиторами были Якопо Пери, Клаудио Монтеверди и другие. Первые балеты ставились при дворе для развлечения придворной знати. Первые балеты включали не только танцы, но и разговоры и элементы драмы. Постепенно танец вытеснил из балета элементы драмы. Во Франции балет сформировался как отдельный жанр. Балетные представления теперь давали не только при дворе, но и в театрах.

В XVI веке в северной Италии появились грандиозные представления- spectaculi. Они включали не только танцы, но и конные представления и битвы. Екатерина Медичи принесла интерес к танцам во Францию. Она же была первым спонсором балетов, и устраивала грандиозные spectaculi. Самыми известными драматургами этого времени стали Уильям Шекспир (1564-1616, Англия) и Лопе де Вега (1562-1635, Испания).

В эпоху Возрождения (Ренессанса) профессиональная музыка теряет характер чисто церковного искусства и испытывает влияние народной музыки, проникается новым гуманистическим мироощущением. Высокого уровня достигает искусство вокальной и вокально-инструментальной полифонии в творчестве представителей «Ars nova» («Нового искусства») в Италии и Франции XIV в. В Италии расцветает искусство изготовления смычковых инструментов (виолы, скрипки). Эпоха Возрождения завершается появлением новых музыкальных жанров - сольной песни, кантаты, оратории и оперы.

Первые предвестники искусства Возрождения появились в Италии в XIV веке. Художники этого времени, и в первую очередь Джотто (1267-1337), при создании полотен традиционной религиозной тематики отталкивались от традиции интернациональ<

Наши рекомендации