Другие социальные институты могут использовать компоненты (результаты) и методы социального института журналистики.
Задачи социального института журналистики:
- Повышать степень взаимодействия между всеми субъектами информационного поля.
- Социализация личности
- Тесный контакт журналистики с политическими организациями.
-Журналистика как СИ (социальный институт) является практически организационной формой консолидации общества.
- Политизация личности (Журналистика включает человека в политическую сферу).
По Олешко:
Журналистское произведение станет фактом общественного значения, а по большому счету, «фактом культуры» лишь тогда, когда «включится в процесс реального ее функционирования в обществе, дойдет до той или иной части населения, окажет определенное (положительное или отрицательное) воздействие на умы и души людей». Поэтому массово-коммуникационный процесс во всей его совокупности может рассматриваться как бесконечный диалог между создателями продукции СМИ и их аудиторией. Диалог, как точно подметил Л.Н.Коган, - это «не только вопросно-ответная форма мышления, как он подчас трактуется в словарях, не только способ усвоения информации, не только авторский прием, но и само реальное бытие культуры», а если брать более узкое значение - способ реализации функций журналистики. Диалог журналиста (индивидуального коммуникатора) с самим собой как с другим, с аудиторией (учитывая всю ее многомерность) характеризует творчество, несовместимое с прямолинейностью, догматизмом. Именно в диалоге происходит выбор наилучшего варианта, наиболее оригинальной формы выражения смысловой позиции, взглядов, чувств, установок журналиста или СМИ в целом. Причиной нарушения обратной связи с аудиторией, следовательно, может быть, во-первых, несовпадение мировоззренческих, смысловых, эстетических и других позиций журналиста и конкретного читателя, радиослушателя, телезрителя или даже целой группы аудитории, а во-вторых, принципиально разная оценка «ситуационного фона» массово-коммуникационной деятельности. И говоря о плюрализме мнений как необходимом условии естественного развития журналистики, нельзя забывать о том, что в демократическом обществе одной из характеристик диалогизма как принципа взаимоотношений СМИ и аудитории является избирательность. Естественно то, что человек пытается найти свои газеты, журналы, каналы электронных СМИ, «своих» журналистов, какие-то отдельные произведения, как кажется, адресованные только ему. Таким образом, сделаем вывод, диалогичность является необходимым атрибутом, собственно говоря, условием жизнеспособности системы массово-коммуникационного обмена информацией в обществе.
Журналистика не существует без «обратной связи». Журналист производит продукт, который необходим для различных социальных групп, что определяет (особый) характер отношений между ним и реципиентом. Эти отношения могут носить характер (в идеале) сознательного содействия или, наоборот, давления социума в целях общественного или политического самоопределения реципиентов. Задача журналистов - включить индивидуума в информационного поле, т.е. сделать его продуктом социума. Отношение социального института журналистики с реципиентом определяется активностью последнего. Реципиенты противостоят журналистике как СИ, и как организованные представители своих социальных групп, и как субъекты, и как аудитория. Поскольку журналистика является системой СМИ, то она объективно (помимо собственной воли) оказывает консолидирующее (объединяющее) воздействие на аудиторию, состоящую из социально обособленных и территориально разрозненных индивидуумов. Журналистика – мощное средство интеграции аудитории - способна обращаться к общечеловеческим ценностям и является актуальной для аудитории. Журналистика с точки зрения ее функций является универсальной для каждого социального института (науки, религии, образования). Реципиент (как субъект информационной деятельности) в своей повседневной жизни пользуется услугами журналистики как СИ, который должен способствовать его существованию в социуме. Критерии «водораздела» между социальной и общечеловеческой стороной коммуникации, журналистикой и реципиентом определяется способностью журналистики обращаться к общечеловеческим ценностям, а реципиента воспринимать их адекватно.
По Олешко:
Практика выхода на наиболее актуальные для реципиента темы с помощью тех, для кого материалы будут предназначены, была характерна для думающих журналистов во все времена. Но слишком долго в теории журналистики считалось, что едва ли не единственным каналом такой связи являются письма в редакцию. Но высказать свое мнение по животрепещущим вопросам удавалось не каждому (причины организационного характера: не умею писать такие письма, не сумел высказать в письме все, что хотел, не хватило времени). Демократизация общества, уходи от традиций моноидеологизма предполагают и рождение принципиально новых технологий организации оперативной, прямой связи с аудиторией СМИ, которые позволяли бы учитывать не только отдельно выраженное мнение, но и совокупность мнений, суждений. Одной из наиболее популярных форм такой работы стали сеансы телефонной связи реципиентов с редакцией и приглашенными специально для этого компетентными, авторитетными собеседниками. Чаще всего эти сеансы называются: «Горячий телефон», «Прямая линия», «Вас слушают», «Диалог в прямом эфире» и т.д. Приоритет введения «Прямой линии» в практику работы отечественных журналистов в середине 80-х гг. принадлежит «Комсомольской правде». Хотя, в начале 60-х в США огромную популярность имели радиотелефонные передачи (диалоги слушателей с радиостанцией в прямом эфире – «Открытая линия»). Конечно, технические «аксессуары» подобных программ за 3 десятилетия изменились. Сегодня норма на радио и ТВ становится компьютерное обеспечение прямого эфира. Но главное заключается в том, чтобы найти тему разговора, созвучную раздумьям людей.
Способы формирования массового сознания в журналистике разных типов социальных моделей. Понятие о регуляции как основе теории массовой информации. Возможность осуществления выбора модели поведения как основная задача творческой деятельности журналиста.
По В.В.Ворошилову: Генеральная функция современной публицистики состоит в формировании и развитии общественного сознания с целью образования в людях социально-психологических качеств, взглядов и убеждений, отвечающих требованиям гражданского общества, основанного на демократизации и рыночных отношениях, и превращения убеждений в практические результаты в области материальной и духовной жизни России. Однако интегрировать индивидуально сознание разных людей в общественное – задача весьма сложная. Во-первых, важнейшим условием формирования и развития нового сознания на обыденном уровне прежде всего выступают социально-экономические потребности и интересы. Во-вторых, плюрализм мнений и многопартийность привели к раздробленности политического сознания в российском обществе: исследователи выделяют западников и патриотов; обновленцев и государственников; обывателей, для которых главное – доступность товаров в магазинах, и зеленых, цель которых – чистота окружающей среды. Таким образом, своими публицистическими текстами, телевизионными передачами и радиосюжетами журналистика призвана содействовать развитию общественного сознания, которое проявляется в таких формах, как политика, экономика, мораль, искусство, наука, право, философия, религия.
По Г.В. Лазутиной. Массовое сознание – «инвариант общественного сознания» (камера эталонов), его общезначимый слой, противостоящий специализированному, групповому сознанию (в том числе и классовому). Тем самым оно обеспечивает необходимый уровень интеграции человечества, сохраняя его как целостную систему. Массовая информация питает блок общественного сознания: более или менее устойчивые и общепринятые знания, нормы и ценности общества, которые представлены в сознании каждого социально зрелого индивида, начинают действовать как важнейший узел самоуправления, саморегуляции общества в целом. 1 из функций массовых инф.потоков – самоопределение общественного мнения – оперативная программа реагирования общества на изменение условий существования.
Система различного рода реакций. Общественное мнение – выбор предпочтительных вариантов реакции на процессы. Пример: Колебание курса валют. Вариант поведения: 1) Бог с ним; 2) Прогноз падения курса. – Люди бегут в обменные пункты. Задача журналистики – предложить модель поведения или намекнуть. Это связано с явлениями регуляции. Социум при помощи регуляции массовых информационных потоков предлагает такой выбор модели поведения из «камеры эталонов», который оказывается наиболее выгодным для него. Таким образом, поддерживается необходимый уровень саморегуляции общества как киберсистемы. Ничего случайного не бывает. Именно 80 человек поступили на специальность «журналистика» в МПГУ в 2002 году (пример из лекций Колосса). Обмен информацией – необходимое условие жизни общества. Кому-то нужно формировать общественное мнение? Это Агенты – идеологи – журналисты.
По лекциям Л.В.Колосса: Результат творческой деятельности журналиста - формирование эталонов социального поведения. Пример: По каналу ИТАР-ТАСС приходит информация о пенсии к президенту. Информация попадает на ленты информационных агентств. Задача – выбрать информацию. Указываете модель поведения. Продвинув эту информацию, вызываете определенную модель поведения большей части пенсионеров. Администрация президента выбирает другую модель социальной реакции, которая предписывается журналистами определенных СМИ. Таким образом, формируется модель, предписывающая выбор определенного типа социального поведения. В конкретном примере было 3 варианта: 1) Проигнорировать, не заметить; 2) Спровоцировать социальную акцию; 3) Перевести стрелки на необходимых лиц, направить активную часть социума на других лиц.
+ лекция Л.В.Колосса, которая состоится 17.05.
Билет № 10
1. Функции журналистики как социального института. Понятие о едином информационном пространстве. Особенности информационного пространства России.
2. Методы сбора информации. Классификация. Планирование как одна из форм творческой деятельности журналиста. Виды планирования.