Конституция - основа правовой системы республики башкортостан

Т.С.Шакиров,

начальник кафедры гражданско-правовых дисциплин УЮИШДРФ

Среди федеративных государств мира Российская Федерация занима­ет, пожалуй, уникальное положение - в ней самоебольшое число субъек­тов - восемьдесят девять.

Современныйроссийский федерализмнаходится в стадий становле­ния: идет поиск и формирование его концепции.

Как известно, одним из основных признаков федеративного устройст­ва является разделение власти между Центром и составными частями го­сударства - субъектами Федерации. Именно этот вопрос оказался ключе­вым в становлении Российского Федерализма. Становится очевидным, что ни Федеративный договор ни Конституция российской Федерации не от­разили в полной мере взгляды Центра и составных частей России на оп­тимальную модель разделения власти по вертикали. Следствием этого яв­ляется принятие субъектами Российской Федерации многих нормативных правовых актов, противоречащих федеральному законодательству, налицо несогласованное развитие регионального законодательства по вопросам совместного ведения Федерации и ее субъектов, Отмечены факты, когда в федеральных актах ущемляется конституционный статус субъектов Феде­рации, прежде всего республик.

Из известных мировой практике способов конституционного разгра­ничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами россий­ская Конституция закрепляет так называемый принцип трех сфер полно­мочий. Федеральная Конституция устанавливает закрытый перечень во­просов по предметам исключительного ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Исключи­тельная же компетенция субъектов Федерации конкретно не определена. А к третьей сфере относится все то, что не вошло в первые две. При этом по предметам совместного ведения верховенство имеет Федеральный закон, а по предметам ведения субъектов Российской Федерации приоритет перед федеральными законами -~ нормативные правовые акты субъектов Феде­рации (части 5 и 6 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В условиях перехода от старой формы государственного устройства к новой, истинно федеративной модели открылась возможность использо­вать в практике государственного строительства модели и алгоритмы, выдержавшие проверку временем, показавшие реалистичность и прагма­тизм, позволяющие гармонично сочетать интересы Центра и субъектов Федерации.

Реальное пользование республики своими конституционными пол­номочиями, попытку ограничить вмешательство федеральных органов в компетенцию и законную деятельность субъектов Федерации вызывает раздражение отдельных должностных лиц Центра.Это является отголо­сками прежней практики взаимоотношений российского центра с респуб­ликами, Реальный характер, прямое действие как федеральной, так и рес­публиканскойКонституций, в силу традиций не всегда воспринимаетсяадекватно.

Социально-политические изменения в стране привели к подписанию Федеративного договора с Приложением от Республики Башкортостан, принятию новой Конституции Республики Башкортостан.

Конституция Республики Башкортостан представляет собой основной источник конституционного права и вообще всего права в Республике Башкортостан. Вместе с тем складывающееся в нашей республике консти­туционное право в силу ряда причин имеет более сложную систему источ­ников, чем та, к которой традиционно привыкли исследователи.

Для конституционного права Республики Башкортостан первосте­пенное значение имеют нормы Конституции Российской Федерации.Этоопределено тем, что Республика Башкортостан, будучи суверенным демо­кратическим правовым государством, является субъектом обновленной Российской Федерации. В соответствии со статьей 5 Конституции Рос­сийской федерации республика в составе Российской Федерации является государством и имеет свою Конституцию и законодательство. Здесь же определено, что республикаявляется субъектомРоссийской Федерации. Статья 11 закрепляет, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной вла­сти, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами власти Российской Федерации и органами власти ее субъектов осуществ­ляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договороми иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Источником конституционного права Республики Башкортостан яв­ляются и законы Российской Федерации, именно те, которые приняты по вопросам, добровольно переданным Республикой Башкортостан в ведение Российской Федерации, и которые являются обязательными на территории Республики Башкортостан,

Развитие системы законодательства Республики Башкортостанза по­следние годы является очевидным свидетельством существенных измене­ний в ее государстаенно-правовом статусе, отношениях с федеральным центром.

За последниевосемь лет РеспубликаБашкортостан добилась серьез­ных результатов в этой области. Законодательство, которое существует в республике, практически несравнимо с тем законодательством, которое было у Башкирской АССР - ни по числу законов, ни по их содержанию, ни по предмету регулирования. Сферы общественных отношений, которые

могли регулироваться тогда законодательством автономной республики, были чрезвычайно ограниченными. Законодательство республики на деле не отражало ни коренные интересы многонационального народа респуб­лики ни очевидные особенности республики.

Рассматривая право республик Российской Федерации на собственное правотворчество, прежде всего на издание законов, следует обратить вни­мание на то, что необходимость в собственном правотворчестве возникает прежде всего тогда, когда интересы республик, их населения в должной мере не урегулированы федеральным законодателем, Чаще всего это яв­ляется следствием неполноты федерального правового регулирования.

Успех в развитии законодательства республики полностью базируется на договоренностях с Российской Федерацией. Еще в Приложении к Фе­деративномудоговору от Республики Башкортостанбыло закреплено, что республика имеет самостоятельную систему законодательства, которая обеспечивает «правовое регулирование всех вопросов, крометех, которые добровольно переданы соответствующим органам государственной вла­стиРоссийской Федерации». В Конституции республики формула Прило­женияк Федеративному договору трансформировалась в следующую нор­му статьи 126: «РеспубликаБашкортостан имеет самостоятельную систе­му законодательства,обеспечивающую правовое регулирование всех об­щественных отношений,кроме тех, регулированиекоторых добровольно передано Республикой Башкортостан поДоговору в ведение Российской Федерации». ВДоговоре Российской Федерации и Республики Башкорто­стан к ведению республики также отнесено «создание системы законода­тельства Республики Башкортостан». Все это коренным образом изменило прежнююпрактику законотворческой работы республиканского Парла­мента.

Сегодня Республика Башкортостан является уверенным демократиче­ским правовым государством в составе Российской Федерации, имею­щим свою Конституцию и развитую систему законодательства. Действует профессиональный Парламент - Государственное Собрание Республики Башкортостан, призванный обеспечить правовое регулирование осущест­вляемых республикой преобразований.

Качество республиканского законодательства должно постоянно по­вышаться. Практическое приведение демократических реформ в стране и а республике требует постоянного внимания к согласованию федерального и консгитуционного законодательства. К сожалению, федеральный центр не всегда учитывает практику законотворчества в республиках. Представ­ляется, что процесс согласования Основных Законов республик с Консти­туцией Российской Федерации должен идти на основе взаимопонимания и сотрудничества.

Наши рекомендации