Quot;Повесть временных лет" (XII век)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

ПРАКТИКУМ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

Учебное пособие

для студентов

всех специальностей и форм обучения

Тема «Древняя Русь»

ОМСК


Семинар ДРЕВНЯЯ РУСЬ

План

1. «Повесть временных лет» и российские историки о происхождении Древнерусского государства.

2. Зарождение и особенности развития феодальных отношений на Руси.

Список литературы

История России в документах и материалах (IХ-ХIХ вв.): Учеб. пособие. Омск, 1993. Кн.1. С. 4-8, 16-24, 37-43, 57-60.

Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней: Учеб. пособие / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. М., 1999. С. 13-18, 45-55.

Политическая история России: Хрестоматия: В двух частях. Ч. I / Сост.: В.И. Коваленко, А.Н. Медушевский, Е.Н. Мощелков. М., 1995. С. 9-26.

Нагаев А.С., Огнев В.П. Практикум по истории СССР с древнейших времен до конца ХVIII в. Вып.1. М.: Просвещение, 1984. С. 34-50.

История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов /

Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.Б. Кобрин, В.А. Федоров; Под ред. Н.И. Павленко. М., 1998. С. 35-46, 90-92.

Отечественная история: История России с древнейших времен до 1917 года.: Энцикл.: В 5 т./ Редкол.: В. Л. Янин (гл. ред.) и др. - М.: Большая Рос. энцикл., 1994.

Шефов, Н. А. Тысячелетие русской истории: Хроника истории рос. с крат. описанием знаменат. событий / Н. А. Шефов. - М.: Вече, 2001. - 564 с.

История России IX-XIX в.: [Электрон. ресурс]/ Н. М. Карамзин, И. Н. Костомаров, С. Ф. Платонов и др. - М.: МГДБ, 2000. - 1 CD-ROM: ил. - (Классика). - (Русская история). - С-22.

Энциклопедия истории России, 862-1917: [Электрон. ресурс]. - М.: Коминфо, 1998. - 1 CD-ROM: ил. - (Интерактивный мир).

Вернадский, Г.В. История России. Киевская Русь/ Г. В. Вернадский; Е. П. Беренштейн, Б. А. Николаев; Под ред. Николаева Б. А. - Тверь: ЛЕАН, 2000. - 445 с.

Франклин, С. Начало Руси, 750-1200/ С. Франклин, Д. Шепард; М. Буланин, Н. Л. Лужецкая; Под ред. Д. М. Буланина; Пер. с англ. Д. М. Буланина, Н. Л. Лужецкой. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. - 624 с.: карты, орн.

Гумилев, Л.Н. От Руси до России: Очерки этн. истории/ Л. Н. Гумилев. - М.: ДИ-ДИК, 1994. - 554 с.: ил, карты.

Платонов, С.Ф. Полный курс лекций по русской истории/ С. Ф.Платонов. - СПб.: Кристалл, 2000. - 837, [2] с.

Темы рефератов

1. Роль природно-географического фактора в истории Руси.

2. «Повесть временных лет» как исторический источник.

3. Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский - выдающиеся российские историки.

4. Норманская теория происхождения древнерусского государства.

5. Л.Н. Гумилев о взаимоотношениях Древней Руси и степных народов. Русь и Степь.

6. Экономическая жизнь Древней Руси.

7. «Русская правда» как исторический и юридический источник.

8. Община в системе социальных отношений на Руси.

9. Древнерусский город в системе социальных отношений.

10. Политическое устройство древнерусского государства.

11. Культура Киевской Руси.

12. Крещение Руси.

13. Православная церковь и ее роль в жизни Древней Руси.

14. Русские земли в период политической раздробленности.

15. Новгородская республика.

16. Русь в период монголо-татарского нашествия.

17. Роль монголо-татарского нашествия и золотоордынского ига в русской истории.

18. Русь и Византия.

Методические указания

Первый вопрос. Опираясь на отрывок из «Повести временных лет», покажите процесс образования Древнерусского государства. На землях каких славянских племен оно возникло? Как летопись описывает образ жизни и занятия славян? Откуда на Руси появились варяги? Что означает, и откуда произошло слово «Русь»? При знакомстве с источником обратите внимание на даты событий. Учтите, что расхождение между современным календарем и календарем летописца составляет 5508 лет.

Что такое норманская теория, когда и кем она была выдвинута? На последний вопрос рекомендуется ответить более подробно при помощи заранее подготовленного сообщения. Сравните описание процесса образования Древнерусского государства, данное в работах российских историков

Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского. Кто из них показывает данный процесс с точки зрения становления самодержавной власти? У кого главным является развитие родового начала? Какой историк подчеркивает военно-промышленный характер возникновения Киевской Руси? Опираясь на учебник, покажите современную точку зрения по вопросу о происхождении древнерусского государства.

Второй вопрос. Прежде чем приступать к подготовке ответа на данный вопрос, вспомните, что такое феодализм и как шло складывание системы феодальных отношений в Западной Европе и мире (краткая характеристика генезиса и развития феодального строя дана в учебнике на стр. 27-30).

Проанализируйте «Русскую Правду» как источник по истории социальных отношений Древней Руси. Какие статьи данного документа говорят о формах собственности на землю? Обратите внимание на ст. 46 Пространной редакции, в которой названы основные формы земельной собственности в Киевской Руси. Какие группы населения называют обе редакции «Русской Правды»? О чем свидетельствуют различные размеры штрафа за убийство в Краткой и Пространной редакциях? Дайте характеристику положения челяди и холопов. Что было общего и различного в положении смердов, закупов и рядовичей и что это за категории населения? Почему в Пространной редакции появились статьи, защищающие жизнь боярских зависимых людей? Перечислите виды классовой борьбы, о которых упоминается в источнике. Какое заключение о характере общественного строя Киевской Руси можно сделать на основании «Русской Правды»? Дает ли содержание этого источника основание говорить об особом варианте русского феодализма и если да, то в чем его отличительные черты?

ВВЕДЕНИЕ

При изучении темы следует обратить внимание на проблемы происхождения восточных славян, роль географического фактора в становлении общества, образования Древнерусского государства с центром в Киеве. Отрывки из работ русских историков Н. М. Карамзина (1766-1826гг.), С. М. Соловьева (1820-1879гг.), В. О. Ключевского (1841-1911гг.) и историка советского времени Л. Н. Гумилева позволяют проследить различные оценки этими авторами проблем становления Древнерусского государства, реформ и личностей Ивана Грозного и Петра I.

В заключение раздела даны фрагменты труда Н. Я. Данилевского (1822-1885гг.), рассматривавшего место России в мировой цивилизации, считавшего ее и славян самостоятельным культурно-историческим типом и особой цивилизацией.

quot;Повесть временных лет" (XII век).

Перевод с древнерусского.

Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля.

Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. И от этих славян разошлись славяне по земле <... >

Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами... Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Семи, и по Суле и назвались северянами.

Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра - волок до Ловоти, а по Ловоти, входят в Ильмен, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт моря [Черное море], в которое впадает Днепр река. <... >это море слывет Русским <... >

Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами;

<...>И были три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий - Хорив, а сестра их была Лыбедь. И построили городок во имя старшего своего брата, и назвали его Киев. Был кругом города лес и бор велик, и ловили там зверей. Вот кто только говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами. А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, мерь, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печора, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливонцы, - эти говорят на своих языках <... >

Все они (эти племена) имели свои обычаи и законы своих отцов и предания, и каждые - свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливый перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями: перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводят ее накануне, а на следующий день приносят за нее - что дают. А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски, убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не было, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и снохах. И браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же они по две и по три жены. И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах при дорогах

<... > Вслед за тем, по смерти братьев этих (Кия, Щека и Хорива), поляне были притесняемы древлянами и иными окрестными людьми. И нашли их хазары сидящими на горах этих в лесах и сказали: "Платите нам дань". Поляне, посоветовавшись, дали от дыма по мечу.

В год 6367. Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со славян, и с мери, и с всех кривичей, а хазыри брали с полян, и с северян, и с вятичей, - брали по серебряной монете и по белке от дыма <... >

В год 6370. Изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали они себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью подобно тому, как другие называются свеи (шведы), а иные норманы и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти прозывались. Сказали руси чудь, славяне, кривичи, и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами и взяли с собою всю русь, и пришли к славянам, и сел старший Рюрик в Новгороде, а другой - Синеус - на Белоозере, а третий - Трувор - в Изборске. И от тех варягов прозвалось Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были славяне. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: "Чей это городок ?". Тамошние же жители ответили: "Были три брата Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам". Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же в это время княжил в Новгороде.

В год 6387. Умер Рюрик и, передав княжение свое Олегу - родичу своему, - отдал ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал <... > В год 6390. Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов<... > И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де "Мы купцы, идем к грекам от Олега и княжиче Игоря. Придите к нам, к родичам своим". Когда же Аскольд и Дир пришли, все спрятанные воины выскочили из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: "Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода", а когда вынесли Игоря, добавил: "Вот он сын Рюрика". И убили Аскольда и Дира. И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: "Да будет матерью городам русским". И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся Русью. Тот Олег начал ставить города и установил дани славянам, и кривичам, и мери, положил и для варягов давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава<... >

В год 6406. <... > А славянский народ и русский един, от варягов ведь прозвались Русью, а прежде были славяне <... >

Повесть временных лет. М. -Л. , 1950. Ч. 1. С. 207-219.

Наши рекомендации