Тема 10. Информационные социально-политические технологии
Вопросы для обсуждения
1. Специфика политических коммуникаций в менеджменте.
2. Структура и этапы политической коммуникации.
3. Функции политической коммуникации.
4. Особенности неформальной коммуникации в политическом менеджменте.
Литература
- Дмитрачков И.В. Роль массмедиа и журналистики в pr–деятельности органов государственной власти// Политическая экспертиза. 2007.№ 3.
- Ненашев Д.А. Лоббирование посредством компьютерных сетей: инструмент политического влияния // Политическая наука. 2002. №1.
- Овчинников Б.В. Виртуальные надежды: состояние и перспективы политического Рунета// Полис. 2002. №1.
- Песков Д.Н. Интернет в российской политике: утопия и реальность // Полис. 2002. №1.
- Песков Д.Н. Интернет-пространство: состояние премодерна? // Полис. 2003. №5.
- Поцелуев С.П. Double binds, или двойные ловушки политической коммуникации//Полис. 2008. № 3.
- Соленикова Н.В. Политический Интернет в российских избирательных кампаниях (Тенденции развития) // Общественные науки и современность. 2007. № 5.
- Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии. М., 2003.
Примерная тематика рефератов
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
- Типы социально-политических технологий.
- Технологии политического менеджмента.
- Политическое решение как инструмент политической деятельности, технология формирования политического решения.
- Методы принятия и типы реализации политических решений.
- Принятие решений: российский и зарубежный опыт.
- Политический риск: понятие и характеристика.
- Типология систем политического воздействия.
- Психология политического воздействия.
- Манипуляция сознанием при демократическом и тоталитарном режиме.
- Манипуляция сознанием и общественные институты.
- Демократия и участие граждан в политической системе.
- Прямые и опосредованные формы реализации властных полномочий.
- Лоббистская деятельность в политике, технологии лоббирования.
- Лоббирование в тоталитарном и демократическом обществе.
- Переговорный процесс в политике, переговорные стратегии.
- Основные концепции политического маркетинга.
- Контролируемые и неконтролируемые факторы на рынке политических услуг.
- Политическое консультирование как технология политического управления.
- PR в системе государственного управления.
- PR в системе социально-политического управления.
- Организация и структура службы PR в органах исполнительной власти.
- Информационная политика органов государственной власти и управления.
- Интернет и политика: компьютеры как инструмент политических технологий.
- Опыт применения Интернета в сфере политических технологий в России и за рубежом.
- Личностно-психологические аспекты и технологии формирования имиджа политического лидера.
- Избирательная кампания как технология политического управления.
- Избирательные технологии и антитехнологии.
- Избирательный процесс и электоральное поведение в Ростовской области.
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Анохин М.Г. Политический лоббизм: сущность, формы и методы. М., 1996.
2. Аравина Т.И., Кузнецов Ю.Ю. Лоббизм: национальные образцы и степень социальной приемлемости // Социологические исследования. 2000. № 9.
- Ахременко А.С. Пространственное моделирование электорального выбора: развитие, современные проблемы и перспективы // Полис. 2007. № 2.
- Балдин К.В., Воробьев С.Н., Уткин В.Б. Управленческое решение. Рек. УМО. М., 2007.
5. Березной А. Мировая индустрия управленческого консалтинга на пороге XXI века // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 9.
6. Бианки В.А., Серавин А.И. Убрать конкурента: PR-атака. СПб., 2007.
7. Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? М., 1990.
8. Браун Л. Имидж – путь к успеху. СПб., 2006.
9. Вылегжанин Д.А. Введение в политическую имиджелогию: Учебное пособие. М., 2008.
- Государственное управление. Основы теории и организации / Под ред. В. А. Козбаненко. 2-е изд. М., 2010. Т. 1-2.
11. Гринберг Т.Э. Политическая реклама: портрет лидера. М., 1995.
- Дилигенский Г.Г. О политическом рынке и рациональном выборе в российских условиях // Полис. 2000. №2.
- Дмитрачков И.В. Роль массмедиа и журналистики в pr–деятельности органов государственной власти// Политическая экспертиза. 2007. № 3.
14. Доти Д. Паблисити и паблик рилейшнз. М., 1996.
15. Дурдин Д.М. «Образ» политического лидера и возможности его изменения // Полис. 2000. № 2.
16. Егорова-Гантман Е., Плешаков К. Политическая реклама. М., 1999.
17. Зиновьев А..П., Морозов С.А., Морозова Е.В. Политический менеджмент: Учебное пособие. М.; Краснодар, 2003.
- Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. М.,1999.
- Избирательный процесс: теория и практика // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. 1998. №4; 1999. №1.
- Ильясов Ф. Политический маркетинг. М., 2002.
- Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2010.
22. Киктева Е.А. Динамика образов Г. Явлинского и В. Путина в президентской кампании // Полис. 2000. № 4.
23. Ковлер А.И. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт. М., 1995.
- Котлер Ф. Основы маркетинга. Международное издание. М., 2000.
25. Кудинов О.П. Основы организации и проведения избирательных кампаний в регионах России. Калининград, 2000.
- Леванский В.А. Позитивные и негативные образы политических лидеров // Моделирование в социально-политической сфере (научный альманах). 2007. № 1.
- Литвак Б. Г. Разработка управленческого решения: Учебник. 7-е изд.,испр. и доп. М., 2008.
28. Литвинова А.В. Короче афоризма, умнее заголовка. Успех рекламы начинается со слогана. М., 1997.
29. Лукичева Л.И. Управленческие решения: Учебник. Рек. УМО / Л. И. Лукичева, Д. Н. Егорычев ; под ред. Ю. П. Анискина. 3-е изд., стер. М., 2008.
- Нэх В.Ф. Политические переговоры: организация и процедура проведения // Вестник МГУ. Сер. 12. Политические науки. 1995. №4.
- Овчинников Б.В. Виртуальные надежды: состояние и перспективы политического Рунета // Полис. 2002. №1.
- Овчинников Б.В. Электоральная эволюция: пространство регионов и пространство партий в 1995 и 1999 годах // Полис. 2000. №2.
33. Ольшанский Д.В. Политический PR. СПб., 2003.
34. Панов П.В. Выборы в России: институциональная перспектива // Полис. 2008. № 5.
35. Перегудов С.П. Политическое представительство интересов: опыт Запада и проблемы России // Полис. 1993. №4.
- Песков Д.Н. Интернет в российской политике: утопия и реальность // Полис. 2002. №1.
- Песков Д.Н. Интернет-пространство: состояние премодерна? // Полис. 2003. №5.
- Политологическая наука на Юге России: итоги двадцатилетнего развития: Сборник материалов международной научно-практической конференции, 11-12 марта 2009г. Ростов н/Д, 2009.
- Политологический словарь / Под ред. В.Н. Коновалова. Ростов н/Д, 2002.
- Понеделков А.В. Политическая наука в элитологическом измерении. Ростов н/Д, 2010.
- Поцелуев С.П. Double binds, или двойные ловушки политической коммуникации//Полис. 2008. № 3.
- Почепцов Г.Г. Имиджелогия: теория и практика. Киев, 2008.
- Почепцов Г.Г. Профессия: имиджмейкер. Киев, 2008.
44. Преснякова Л.А. Теория политической социализации // Политическая наука. 2002. № 2.
45. Притчин А.Н., Теременко Б.С. Миф и реклама // Общественные науки и современность. 2002. № 3.
- Пушкарёва Г.В. Политический менеджмент. М., 2006.
- Пшизова С.И. Демократия и политический рынок в сравнительной перспективе // Полис. 2000. № 2-3.
- Самоуправление на Дону. Двадцать три века истории выборов / Под ред. С.В.Юсова. Ростов н/Д, 2002.
- Смирнов Э. А. Управленческие решения М.: ИНФРА – М, 2001.
- Сморгунов Л.В. Сетевой подход к политике и управлению // Полис. 2001. №3.
- Соленикова Н.В.Политический Интернет в российских избирательных кампаниях // Общественные науки и современность. 2007. № 5.
- Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии. М., 2003.
53. Страхов А.П. Изучение электорального поведения россиян: социокультурный подход // Политические исследования. 2000. № 3.
- Структура и динамика российского электорального пространства (круглый стол) // Полис. 2000. №2.
- Федоров А. В. Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946—1991) до современного этапа (1992—2010). М., 2010.
- Формирование системы цивилизованного лоббизма в России: GR и проблемы эффективности взаимодействия общества и власти / Под ред. В.И. Быкова, Л.Н. Галенской, Л.В. Сморгунова. СПб., 2006.
- Холодковский К.Г. Парламентские выборы 1999 года и партийное структурирование российского общества // Полис. 2000. №2.
- Холодковский К.Г. К вопросу о политической системе современной России // ПОЛИС. 2009. № 2.
59. Цуладзе А.М. Большая манипулятивная игра. М., 2000.
60. Цырендержиева Т.Б. Q-методология и возможности ее применения в политическом анализе // Политическая наука. 2002. № 2.
61. Чудновская С.Н. Управленческие решения: Учебник для вузов: Рек. УМО. М., 2007.
62. Чумиков А.Н., Брискин А.Я. Политическое консультирование: когда вероятное неочевидно // Социологические исследования. 2000. № 10.
Дополнительная
1. Амелин В.Н., Дегтярев А.А. Опыт развития прикладной политологии в России // Политическая наука в России. М., 2000.
2. Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э. М. Короткова. М., 2001.
3. Борисов Б.Л. Технологии рекламы и PR. М., 2001.
4. Быченков Д.В. Политический риск: проблемы дефиниции и классификации // Общественные науки и современность. 2008. № 3.
5. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. СПб., 2001.
6. Гончаров В. Э. Идеологический брендинг «Единой России» // ПОЛИТЭКС. 2010. № 1.
7. Государственная служба / Отв. ред. А. В. Оболонский. М., 2000.
8. Государственное управление. Основы теории и организации / Под ред. В. А. Козбаненко. 2-е изд. М., 2000. Т. 1-2.
9. Даль Р. О демократии. М., 2000.
10. 3еркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. Ростов н/Д, 2000.
11. Иванов В.Н., Матвиенко В.Я. и др. Технология политической власти. Зарубежный опыт. Киев, 1994.
12. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. М.,1999.
13. Избирательные реформы: опыт, проблемы, перспективы. М., 1993.
14. Ильясов Ф. Политический маркетинг. М., 2000.
15. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей, Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. М., 1992.
16. Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России. Теоретико-правовые основы взаимодействия. М., 2002.
17. Кудинов О.П. Основы организации и проведения избирательных кампаний в регионах России. Калининград, 2000.
18. Макиавелли Н. Государь. М., 2000.
19. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. М., 2001.
20. Пронкин С.В., Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных стран: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2001.
21. Пушкарева Г.В. Политический менеджмент. М., 2002.
22. Рябушкина В. Современные квазидемократии // ПОЛИТИЯ. 2008. № 4.
23. Связь с общественностью – «паблик рилейшнз» – государственной власти и управления. Алматы, 1997.
24. Сергеев В.М. Демократия как переговорный процесс. М., 1999.
Вопросы к ЗАЧЕТУ
1. Предмет и задачи дисциплины, субъект и объект современных социально-политических технологий.
2. Методы и функции современных социально-политических технологий в системе государственного управления современной РФ.
3. Роль политических технологий в контексте современного политического процесса.
4. Типы и виды социально-политических технологий.
5. Политический консалтинг как современная политическая технология.
6. Политический маркетинг: предмет и функции.
7. Технологии политического лидерства.
8. Характеристики, специфика и необходимость использования политических технологий.
9. Причины и условия возрастания роли социально-политических технологий в современном обществе.
10. Способы формирования и этапы социально-политических технологий.
11. Рынок социально-политических технологий в мире и в России.
12. Технологии процесса формирования решений в управлении.
13. Специфика реализации политических решений.
14. Эффективность социально-политических технологий в принятии решений.
15. Основные формы и методы лоббирования.
16. Позитивные и негативные стороны лоббистской деятельности.
17. Специфика лоббизма в России.
18. Манипуляция массовым сознанием как одна из проблем современного общества.
19. Роль СМИ и политической рекламы в манипуляциях общественным сознанием.
20. Административные технологии как манипуляционные технологии.
21. Стратегия, тактика и функции менеджмента в избирательной кампании.
22. Основные подходы к оценке эффективности политической кампании.
23. Коммуникация в избирательной кампании.
24. Избирательные технологии и антитехнологии.
25. Специфика и принципы создания имиджа политика.
26. Эффективные технологии формирования имиджа.
27. Особенности российского имиджмейкинга.
28. PR-технологии в управлении.
29. Направления PR-деятельности в политическом менеджменте.
30. Организация и структура службы PR в органах власти.
31. Специфика политических коммуникаций в менеджменте.
32. Структура и этапы политической коммуникации.
Тесты
1. Политика – это...
а) совокупность применяемых субъектами знаний и способов деятельности, направленных на оптимальную и эффективную реализацию стоящих перед ними конкретных целей в сфере государственной власти;
б) процесс усвоения стандартов сложившейся политической культуры общества, ведущий к формированию у человека свойств и умений, позволяющих ему адаптироваться в конкретной политической системе и выполнять там определенные функции;
в) способ формирования органов власти и управления с помощью выражения по определенным правилам политической воли граждан;
г) деятельность социальных групп и индивидов по осознанию и представлению своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти.