Наименование модуля: Историко-политологические дисциплины
Наименование дисциплины модуля: Политология Социально-психологические аспекты политики | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ тем | Лекционные занятия | Семинарские, практические, лабораторные занятия (лабораторный практикум) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Темы и вопросы содержания дисциплины модуля | Объем в часах | Темы и вопросы содержания дисциплины модуля | Объем в часах | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 Объект, предмет, методы политологии. Роль и значение политологии. 1.1 Определение предмета политологии, ее возникновение и становление. 1.2 Изучение методологических основ и задач политологии. 1.3 Анализ содержания основных парадигм и школ политологии. Психологическая, бихевиористская парадигма. | 1 час | 1. Объект, предмет, методы политологии. Роль и значение политологии. 1.1 Предмет, объект политологии. 1.2 Функции политологии 1.3. Основные парадигмы политологии. Психологические бихевиористская парадигмы | 1 час | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Основные этапы становления и развития политической мысли. 2.1 Политические идеи Древней Греции и Древнего Востока (Конфуций, Аристотель, Платон). 2.2 Политические взгляды деятелей Просвещения (Локк, Гоббс, Монтескье, Руссо, Макиавелли, Вебер). 2.3. Развития политических взглядов на территории Казахстана (Аль-Фараби, Ж. Баласагун, А. Байтурсынов, А. Букейханов, М. Дулатов). | 2 часа | 2. Основные этапы становления и развития политической мысли 2.1 Политические идеи мыслителей Древнего Китая и Древней Греции (Конфуций, Аристотель, Платон). 2.2 Политические взгляды мыслителей Нового времени (Локк, Гоббс, Монтескье, Руссо, Макиавелли, Вебер). 2.3 Психологические аспекты теорий Нового времени, оказавшие влияние на развитие демократических и либеральных взглядов | 1 час | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Политическая элита и политическое лидерство 3.1 Понятие элита. Теории политических элит. 3.2 Механизм отбора элиты. Система гильдий и антрепренерская. 3.3 Понятие политического лидерства. Типология политического лидерства. 3.4 Специфика и проблемы формирования политической элиты в Казахстане. Правовые механизмы формирования политической элиты в Казахстане. 3.5 Психологические аспекты политического лидерства | 1 час | 3. Политическая элита и политическое лидерство 3.1 Понятие «элита». Основные теории политических элит Парето, Михельса, Моски. 3.2 Типологии и функции политического лидерства. Заполните таблицу классификаций политического лидерства по М. Веберу, Херманн М., Такеру
3.3Психологические аспекты политического лидерства | 1 час | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Политика суверенного государства РК на этапе ускоренной модернизации в свете ежегодных посланий Президента народу Казахстана 4.1 Определение основных приоритетов внутренней политики РК 4.2 Определение типов, критерий, путей модернизации 4.3 Послание Президента: основные направления, задачи с учетом программ развития Казахстана 4.4 Программы по модернизации экономики Казахстана. Программа индустриально-инновационного развития. | 1 час | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Власть как отношение и процесс: генезис, сущность, источники, ресурсы. 5.1 Исследование генезиса, сущности, парадигм власти. 5.2 Определение содержания, функций, основных элементов системы политической власти. Распределение власти в современном обществе. 5.3 Природа политического господства, классификации. Легитимность, легальность власти 5.4 Социально-психологические аспекты власти. Власть как межличностное отношение | 1 час | 4. Власть как отношение и процесс: генезис, сущность, источники, ресурсы. 4.1 Сущность и содержание власти. Структура власти: ресурсы, источники, субъект, объект. 4.2 Основные парадигмы (концепции) определения власти. Заполните таблицу:
4.3 Психология власти. Власть как межличностное отношение | 1 час | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Политическая система. Политический режим и его типы. 6.1 Определение сущности и структуры политической системы. 6.2 Выявление специфических функций и задач политической системы в структуре общества. 6.3 Понимание сущности политических режимов, а также основополагающих различий между их видами. 6.4 Определение понятия, типов политических режимов, а также многообразия их проявления в современном мире 6.5 Психологичесаие аспекты власти в авторитарных и тоталитарных режимах. | 1 час | 5. Политическая система. Политический режим и его типы. 5.1 Понятие, структура, типология политических систем. Понятие политической системы по Алмонду. 5.2 Политические режимы. Заполните таблицу:
5.3 Психологичесаие аспекты власти в авторитарных и тоталитарных режимах. Занятия проводится по кейс – технологии (смотрите отдельный файл) | 1 час | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Теории и модели современной демократии 7.1. Определение демократии. Многообразие подходов определения демократии. 7.2 Специфика представлений о демократии в Античности и Средневековье. 7.3 Классические концепции демократии, определение их различий и сходства. Историческое значение классических концепций демократии. Экономические основы классических теорий демократии 7.4 Модели демократии: сообщественная, теория полиархии, делегативная, партисипаторная, элитарная. Современная политическая практика демократических государств. 7.5 Современная модель демократии в Казахстане Особенности переходного периода: политико-правовой аспект. 7.6 Демократия и личность. | 2 часа | 6. Теории и модели современной демократии. Модель демократии в Казахстане 6.1 Современные модели демократии. Заполните таблицу:
6.2 Модель демократии в Казахстане в соответствие с типологизацией. Специфика переходного периода. Эссе на одну из предложенных тем: - Формирование социальных основ становления демократического общества в Казахстане; - Пути демократизации в Казахстане (социально-психологический аспект). (письменная сдача эссе) Методические рекомендации по выполнению задания: 1. Сформулировать социальные механизмы формирования демократического общества; 2. Обратить внимание на психологические особенности формирования демократическо образа жизни 3. Выявить социально-психологические аспекты демократических методов управления в казахской государственности, возможности их возрождения в современном Казахстане. (Объем задания 2-3 страницы) | 1 час | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Избирательные системы. Избирательная система Республики Казахстан. 13.1 Избирательная система: виды, принципы, цензы 13.2 Пропорциональная и мажоритарная системы. Избирательная кампания. Особенности применения пропорциональной и мажоритарной избирательной системы. 13.3 Избирательная система в Казахстане: эволюция, современное состояние. 13.4 Социально-психологические особенности проявления ксенофобии в избирательных системах в различных политических режимах | 1 час | 1 час | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Формы правления и государственное устройство 9.1.Формы правления. Республика и монархия. Их проявления в современном мире. Соотношение монархической формы правления и демократических методов правления. 9.2 Разновидности республик. Типы республик в системе сдержек и противовесов. Исторические особенности различных типов республик. 9.3 Формы государственного устройства. Позитивные и негативные стороны унитарного, федеративного устройств. Тенденции эволюции государств в контексте форм государственного устройства. | 1 час | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. Правовое государство и гражданское общество 10.1 Теории происхождения государства. Проблемы становления государственности на территории Казахстана. 10.2 Определение сущности и основных принципов правового государства. 10.3 Необходимость становления гражданского общества как инструмента развития демократии, многообразие видов его проявления. 10.4 Специфика становления гражданского общества и правового государства в Казахстане: политико-правовой аспект. 10.5 Социально-психологические аспекты правового государства и формирования гражданского общества. | 1 час | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. Политические партии, партийные систем и общественные движения. Формы взаимоотношения государства и гражданского общества в Казахстане. Партийная система в РК 11.1. Определение сущности, функций, типов партий. 11.2 Анализ различий между типами партийных систем. 11.3 Анализ становления многопартийности в Казахстане. Проблемы и перспективы. Особенности формирования партий в Казахстане. 11.4 Общественно-политические движения в Казахстане, их роль в развитии гражданского общества. 11.5 Проблемы формирования социально благоприятного имиджа полититических партий | 2 часа | 7.1 Политические партии, партийные систем и общественные движения. Формирование гражданского общества в Казахстане. Партийная система в РК 7.1 Определение политической партии. Сущность и разновидности партийных систем. 7.2 Заполните таблицу:
7.2 Проблемы формирования социально благоприятного имиджа полититических партий (письменная сдача эссе) Методические рекомендации по выполнению задания: 1. Сформулировать особенности формирования политических партий в Казахстане 2. Обратить внимание на социально-психологические аспекты взаимоотношений партий и электората 3. Наметить векторы изменения политического сознания граждан в целях формирования социально ответственного отношения к партиям и партийным программам (Объем задания 2-3 страницы) | 1 час | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12. Политическая идеология. Политическая культура Национальная идея Республики Казахстан 12.1 Определение политической культуры 12.2 Типология политических культур 12.3 Политическая идеология. Виды политической идеологии. Современные типологии политической идеологии 12.4 Формирование национальной идеологии в суверенном Казахстане (по работам Н.Назарбаева, Стратегии развития Казахстана - 2030) 12.5 Социально-психологические аспекты влияния политической культуры на развитие общества. | 2 часа | 8. Политическая идеология. Политическая культура Национальная идея Республики Казахстан 6.1 Понятие политической культуры. Типология Алмонда, Вербы. Функции политической культуры. 6.2 Цивилизационная классификация политических культур (мусульманская, западная конфуцианско-буддйская) Занятие проводится в форме круглого стола Студентам разбиться на подгруппы и подготовить материалы по одному из видов политических культур: мусульманская политическая культура, православная политическая культура, конфуцианско-буддийская политическая культура. При подготовке освятить следующие вопросы: Религиозная основа, морально-нравственные основания, экономические стимулы культуры, социально-психологические основания, основные приоритеты, негативные аспекты, успехи и результаты. | 1 час | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13. Имидж политического лидера и социально-психологические особенности его влияния на отношение электората 13.1 Феномен политического лидерства 13.2 Основные социально-психологические типологии лидерства 13.3 Социально-психологические аспекты проболемы политического имиджа 13.4 Анализ восприятия политических лидеров различными группами электората | 1 час | 9 Имидж политического лидера и социально-психологические особенности его влияния на отношение электората 13.1 Основные подходы к изучению феномена политического лидерства 13.2 Основные социально-психологические типологии лидерства 13.3 Социально-психологические аспекты проболема политического имиджа 13.4 Факторы, влияющие на восприятие электората. Анализ восприятия политических лидеров различными группами электората | 1 час | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 Социально-психологические аспекты политической модернизации 14.1 Сущность политической модернизации. Трудности реформирования 14.2 Роль образования и положение женщин 14.3 Проблема политического руководства (социально-психологические аспекты) 14.4 Индексы человеческого развития. | 2 часа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15. Социальная политика современного Казахстана 15.1 Понятие социальной политики: категории, принципы 15.2 Демографические аспекты социальной политики 15.3 Этнографические аспекты современной социальной политики 15.4 Социальная политика Казахстана: проблемы пенсионного обеспечения, жилищная реформа, охрана здоровья | 1 час | 10. Национально-государственные интересы Казахстана в новой геополитической конфигурации мира. 10.1 Геополитика. Основные концепции геополитики 10.2 Студентам разбиться на 2 подгруппы, подготовить и публично защитить один из предложенных проектов (использовать видеоматериалы, статистические данные): 1. Соотношение национальной психологии и политики государственных интересов в отношениях между Казахстаном и Китаем 2. Развитие казахстанско-российских отношений: социально-политическое сотрудничество. Занятие проводится в форме круглого стола | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16. Основные приоритеты внешней политики, внешнеполитические инициативы Казахстана в обеспечении безопасности и устойчивого развития в Центрально-Азиатском регионе и в мире. 16.1 Основные приоритеты внешней политики РК 16.2 Внешнеполитические инициативы Казахстана в обеспечении безопасности и устойчивого развития в Центрально-Азиатском регионе 16.3 Международные организации, сотрудничающие с Казахстаном в рамках обеспечения безопасности и устойчивого развития в Центрально-Азиатском регионе: перспективы сотрудничества. 16.4 Внешнеполитические инициативы Казахстана. Их роль и влияние на развитие Казахстана. | 1 час |
Тематический план выполнения и сдачи заданий СРСП и СРС
Наименование дисциплины модуля: Политология. Социально-психологические аспекты политики | ||||||||||||||||||||||
№ тем | СРСП | СРС | ||||||||||||||||||||
Темы и вопросы содержания дисциплины модуля | Сроки сдачи (неделя и объем в часах) | Форма проведения | Темы и вопросы содержания дисциплины модуля | Сроки сдачи (неделя и объем в часах) | Форма контроля | |||||||||||||||||
1. Объект, предмет, методы политологии. Роль и значение политологии 1.1 Письменно подготовить и прокомментировать различные определения и высказывания о политике, соотношение психологии политики. 1.2 Заполнить таблицу по методам политологии
Методические рекомендации к выполнению задания: 1. В раскрытии содержании метода обратить внимание на основании данного метода (в приведенном примере – основании составляет институты власти); 2. при определении значения обратить внимание на сущностное значение использования данного метода. | 1 час, 3-я неделя | Конспект, устный опрос | Сдача эссе | |||||||||||||||||||
2. Основные этапы становления и развития политической мысли 2.1 Заполнить таблицу (Конфуций, Платон, Аристотель, Макиавелли, Гоббс, Локк, Монтескье, Маркс, Вебер)
Методические рекомендации к выполнению задания: 1. При заполнении графы № 2 (период жизни) указывать не года, а название эпохи, что важно для понимания соотношения эпохи и основных направления общественной мысли 2. При заполнении четвертой графы (Значимость достижений) вывести общее значение для эпохи, а также значение с точки зрения сегодняшней политической практики. | 1 час, 4-неделя | 1. Основные этапы становления и развития политической мысли 1.1 По теме каждому студенту письменно подготовить 20 тестов. Методические рекомендации к выполнению задания При составлении тестов рекомендуется: 1. Ознакомление с трудами Платона, Аристотеля, Гоббса, Локка и др.; 2. Тесты не должны содержать информацию о биографических данных мыслителей. 3. Тест должен отражать существенные стороны политических представлений мыслителя. Пример теста: В чем различие взглядов Локка и Гоббса по вопросу происхождения государства: А. Локк придерживался договорной, а Гоббс патриархальной модели государства. В. Локк считал причиной происхождения государства понимание совместного проживания людей как разумный шаг, Гоббс считал причиной происхождения государства страх людей друг перед другом; С. Локк обосновывал происхождение государства врожденным стремлением жить в обществе; Гоббс причиной государства считал внешний фактор (войны) 1.2 Написать эссе на одну из предложенных тем: «Правила политического искусства Конфуция», «Сравнительный анализ политических взглядов Локка и Гоббса», «Сравнительный анализ политических взглядов Платона и Аристотеля», «История развития теории разделения ветвей власти: от Аристотеля до современности», «Считаете ли вы взгляды Макиавелли современными», «Политическое наследие аль-Фараби». | 7 часов, 7-я неделя | |||||||||||||||||||
3 Политика суверенного государства РК на этапе ускоренной модернизации в свете ежегодных посланий Президента народу Казахстана 3.1Основные векторы внутренней политики РК 3.2 Приоритетные задачи внутренней политики РК 3.3 Приоритетные задачи в области социальной политики. Программы социально-экономического развития. Занятие проходит в форме круглого стола. Студентам разбиться на 3 подгруппы, каждая из которых готовит материал по основным положениям одной из программ развития Казахстана (Программа – 2030, Стратегия индустриально-инновационного развития Казахстана, Послание Президента) Задание готовится в форме видеоматериалов, необходимо использование статических данных по уровню ВВП, демографические данные, инвестиции Проведение кейсового занятия (отдельный файл). | 1 час, 5-неделя | Конспект | 2. Власть как отношение и процесс: генезис, сущность, источники, ресурсы. 2.1 Составить глоссарий по теме к следующим терминам: политика, субъект политики, объект политики, источники власти, ресурсы власти, власть, парламент, правительство, государство, страна, политический институт, интервенция, глобализация, справедливость, этатизм, экспансия, тирания, патернализм, патриархальное государство, деспотия, разделение ветвей власти, диктатура, гегемония, геноцид, анархизм, власть, легитимность, легальность, традиционная легитимность, харизматическая легитимность, рациональная легитимность, идеологическая легитимность, форма государственного устройства, политический режим, авторитаризм, тоталитаризм, политическая система, политический режим, тимократия, олигархия, аристократия, бюрократия, райтократия, партократия, медиакратия, геронтократия, технократия, плутократия, демократия, теократия, автократия, бихевиоризм, институциональный метод, натуралистическая парадигма, социальная парадигма, элита, железный закон олигархических тенденций. Методические рекомендации к выполнению задания 1.При составлении глоссария уделять внимание наиболее существенным признакам понятий; 2. Глоссарий составлять как можно более кратким, понятным и доступным языком. Студент, который не проработает термин, получит только 50 % Пример глоссария: Медиакратия – власть СМИ; возникла в связи с ростом научно-технического прогресса; присуща только демократическим режимам; четвертый вид власти; носит публичный характер; основана на формировании общественного мнения; содержит большой преобразующий потенциал. | 7 часов, 8-я неделя | ||||||||||||||||||
4. Власть как отношение и процесс: генезис, сущность, источники, ресурсы. 4.1 Заполните таблицу:
(аристократия, бюрократия, райтократия, партократия, медиакратия, геронтократия, технократия, плутократия, демократия, теократия, автократия) Методические рекомендации к выполнению задания: 1. Во второй графе выделить сущностные основания власти (например, для аристократии основанием является правовое закрепление привилегированного положения, с отменой которого власть аристократии не имеет формальной силы) 2. В графе третьей (период функционирования) важно выделить причину возникновения данной власти. Например, возникновение аристократии связывают с государством, поскольку в государстве закрепляется их особый статус. | 1 час, 5-неделя | Конспект Сдача в интерактивном режиме (Интернет - ресурс) | 3. Политическая система. Политический режим и его типы. 3.1 Составить 20 тестов по теме. Методические рекомендации к выполнению задания: 1. тесты должны отражать содержательные аспекты проблемы; 2. уделить внимание на различие между политическими режимами. Пример теста: Найдите правильное соотношение политического режима и его принципа: А. Тоталитаризм – наличие системы сдержек и противовесов В. Авторитаризм - полное отсутствие прав и свобод граждан В. Демократия – надзор за инакомыслием С. Тоталитаризм – отсутствие разделения ветвей власти, концентрация власти в руках исполнительной | 7 часа, 8-я неделя | ||||||||||||||||||
5 Политическая система. Формы государственного устройства. 5.1 Заполните таблицу:
5.2. Подготовить небольшой научный проект на одну из предложенных тем: 1. «Плюсы и минусы различных форм государственного устройства» 2. «Соотношение принципов демократии и форм правления» 3.«Социально-психологические перспективы различныех форм государственного устройства» 4. «Республики Казахстан: перспектива унитаризма или федерализма: социально-политический аспект» Наши рекомендации
|