Политическая социализация может осуществляться двумя основ­ными путями

Первый — это передача новым поколениям политичес­кого опыта предшествующих поколений, опыта, воплощенного в нор­мах политической культуры. Такая передача происходит в процессе семейного воспитания, обучения в школе, через СМИ.

Второй путь — это приобретение личностью новых, ранее неизвестных политических знаний, усвоение нового, ранее неизвестного политического опыта. В реальной жизни оба эти направления переплетаются.

Социализация может быть прямой — политические собрания, ми­тинги, избирательные кампании, политическая пропаганда, изучение политической жизни по школьной (вузовской) программе, и косвен­ной — например, невольное подражание детей родителям в полити­ческих предпочтениях.

В западной социологии на основе характера политических цен­ностей и норм, предписывающих индивидам определенные образцы политического поведения, выделяется несколько типов политической социализации.

Гармонический тип политической социализации предполагает на­личие культурно однородной среды, зрелых демократических традиций и гражданского общества, которые обеспечивают уважительный диалог индивида и власти. Предполагается, что подобная степень культурной однородности характерна для британо-американской культуры. Власть и индивид в ней привержены общепринятым идеалам, нормам и ценнос­тям, что позволяет новым поколениям безболезненно входить в полити­ческую жизнь. Хотя следует признать, что однородность данной куль­туры нередко преувеличивается.

В странах материковой Западной Европы преобладает плюралисти­ческий тип политической социализации, которому свойственен опосре­дующий характер взаимодействия личности с властью. Наличие значи­тельного числа разнородных субкультур предполагает первоначальную политическую социализацию индивида в границах идеалов и ценнос­тей своей культурно-этнической группы. Однако конфессионально-культурное многообразие не препятствует достижению консенсуса участников политического взаимодействия благодаря высокому уров­ню жизни большинства социальных групп, наличию многочисленного среднего класса, а также существованию единого культурного «кода». Он представлен ценностями либеральной цивилизации (свобода, част­ная собственность, индивидуализм, права человека, демократия, плю­рализм и т. д.).

Общества незападной цивилизации характеризуются конфликтным типом политической социализации. Высокий уровень нищеты боль­шинства населения, жесткая приверженность индивида местническим ценностям клана, рода, племени затрудняли достижение согласия меж­ду носителями различных ценностей и властью. Значительная культур­ная неоднородность является основой существования в этих обществах высокой степени политического насилия. В качестве примера можно привести ситуацию в Афганистане, где ориентация на племенные цен­ности фактически расколола его на два государства: на севере — таджикско-узбекское, и на юге — пуштунское.

Западные авторы выделяют гегемонистский тип политической со­циализации, предполагающий вхождение человека в политику исключи­тельно на основе ценностей какого-либо класса (например, буржуазии или пролетариата), определенной религии (например, ислама) или поли­тической идеологии (например, коммунизма, национализма, фашизма и т. д.). Этот тип политической социализации характерен для закрытых политических систем, которые критически относятся к ценностям иных систем. Такой тип политической социализации существовал в России в советское время, а также в странах социалистической системы.

Этапы политической социализации

В западной политической социологии на основе эмпирических ис­следований, проводившихся в США и других странах, как правило, вы­деляются три важнейших этапа политической социализации.

Первый — в возрасте от 3-5 до 12-13 лет — характеризуется тем, что первоначально ребенок идентифицирует себя с родителями, ко­торые принимаются за образец, являются примером для подражания. В возрасте 7-13 лет ребенок начинает понимать и воспринимать более абстрактные (безличностные) политические символы. В этом возраст­ном промежутке увеличивается политическая информированность.

Важное место на первом этапе социализации личности принадле­жит семье. Свой вклад в политическую социализацию вносят школа, система образования в целом, церковь, государство, политические партии и общественные движения. В современном обществе сущест­вуют специальные системы политической социализации — политиче­ское воспитание и политическое образование, поддерживаемые, т.е. финансируемые государством, ориентированные прежде всего на мо­лодежь. На личностном уровне политическая социализация осущест­вляется в малых и больших социальных группах, в которые включен индивид. Процессы политической социализации нередко описывают в терминах социальной психологии: заражение, внушение, подражание, идентификация. На внутриличностном уровне механизмами полити­ческой социализации выступают мотивы, ценности, ценностные ори­ентации, установки.

Замечено, что наиболее прочные ценности, нормы и политические предпочтения приобретаются под воздействием преобладающих в се­мье настроений. Семья оказывает сильное влияние на формирование базовых политических ориентаций у детей. В зарубежной научной ли­тературе она рассматривается как ключевой агент, через который поли­тическая культура передается от одного поколения к другому. Вместе с тем отмечается и то, что социализирующая и политизирующая роль семьи во многом зависит и от того, насколько активно в процессе по­литической социализации участвуют другие институты и организации общества.

Во-первых, семья передает подросткам, как правило, прежде всего одобряемые ею политические ценности путем примера и непосредс­твенного обучения.

Во-вторых, семья развивает личность ребенка, воспитывая у него определенные нравственные качества: доброту, нежность, коварство, жестокость и др., которые при вхождении подростка в мир политики могут во многом предопределить его политическое поведение.

В-третьих, влияние семьи на ребенка особенно эффективно в по­литическом смысле, если родители и родственники имеют однородные социально-политические взгляды, придерживаются сходных полити­ческих ценностей.

Семья как социализирующий фактор выступает в качестве закреп­ляющей, но не всегда инициирующей структуры политической социа­лизации. Она передает политические установки, которые могут уже не соответствовать изменившимся обстоятельствам, мешают правильной ориентировке в текущий момент. Политическая социализация, осущест­вляемая семьей, имеет те недостатки, что не всегда учитывает изменения политических ориентаций со сменой поколений, которые часто соответ­ствуют и смене политических вех развития, а также политических пред­ставлений по мере социально-политического становления личности.

На втором этапе — в возрасте от 13 до 18 лет — формируется поли­тическое «Я». Эмоциональные чувства по отношению к политическим институтам, символам, властям дополняются знанием специфических ролей и функций, которые выполняют те или иные институты. Он еще называется подростковым этапом социализации и характеризуется тем, что разроз­ненная и отрывочная политическая информация начинает складываться в определенную систему, где уже есть место не только отдельным моментам политической жизни или отдельным общественным фигурам. Обычно в этом воз­расте в процессе обучения в школе и в ходе общения в семье у подростка формируется представление о политической жизни, о структуре власти, о целях общества и государства. В эти годы подростки, по крайней мере, наиболее продви­нутые в своем развитии, имеют представление об общей политической ситуации в стране. В их сознании находят отражение важнейшие события, происходящие в обществе. И наконец, в этом возрасте могут реализоваться первые попытки приобщения к деятельности общественных орга­низаций, в том числе имеющих и политическую ориента­цию. Именно в этот возрастной период шло приобщение к скаутским организациям, к комсомолу, к другим суще­ствующим общественно-политическим движениям.

Третий этап — с 18 лет — отличается тем, что человек вступает в та­кие же отношения с миром политики, как и старшие по возрасту люди. 18 лет считаются во многих обществах рубежом, с кото­рого начинается полноправное участие человека в поли­тической жизни. К этому периоду происходит не только его гражданское становление, но он приобретает все права и обязанности, которые вытекают из его положения как политического человека. Предполагается, что именно к совершеннолетию у человека складывается его миро­воззрение, с которым он вступает в жизнь и которым он собирается руководствоваться в будущем. К этому пери­оду у большинства молодых людей отчетливо проявляются политические симпатии или антипатии, а для некоторой части молодежи участие в политических процессах стано­вится одним из важных компонентов их взрослой жизни. Иначе говоря, к этому временичеловек становится полно­правным субъектом политического пространства. Являясь структурным элементом класса и нации, человек в то же время в зависимости от конкретных обстоятельств самосто­ятельно «включается» в политическую деятельность, оли­цетворяет ту или иную степень воплощения политических отношений общества.

Отметим, что, начиная с раннего детства, политическая социали­зация продолжается всю сознательную жизнь, поскольку раз приобре­тенные представления, ориентации, установки не остаются навсегда не­изменными; они могут корректироваться, меняться и в зрелом, и даже в преклонном возрасте. В этой связи следует обратить внимание на то, что в возрасте около 45 лет у человека происходит изменение поведен­ческой стратегии. Он переходит от инновационного к адаптивному по­ведению. Человек и даже целые социальные группы в процессе своей жизни могут менять свои политиче­ские ориентации и соответственно изменять формы, виды и направленность своей политической деятельности. Осо­бенно часто это происходит при изменении политиче­ского строя, режима и состава основных политических участников в стране, гражданами которой они являются.

Содержание и особенности политической социализа­ции зависят от многих факторов: а) макросреды — эпохи, международных отношений, государства, нации; б) мезосреды — социальной принадлежности к определенной группе населения, политической культуры, средств мас­совой информации и т.п.; в) микросреды — институциона­лизированных и неформальных общностей, школы, семьи, непосредственного окружения; г) индивидуальных особен­ностей человека и самовоспитания.

Сегодня процесс поли­тической социализации во многом определяется влиянием средств массовой информации, которые обеспечивают самый быстрый вариант такой социализации.Радио, телевидение, в последнее время и Интернет, оказывают существенное воздействие на индивидуальные и надиндивидуальные ценности, установки, стереотипы и нормы пове­дения. Они становятся в развивающемся открытом информационном обществе важными средствами социализации, и поэтому — объектом острой политической борьбы.

Но решаю­щую роль в политической социализации, которая вопло­щается в соблюдении прав и обязанностей граждан, отво­дится государству.

Таким образом, политическая социализация — это слож­ный, многоступенчатый и многогранный процесс приобще­ния к политической жизни, определения своего места в про­цессе взаимоотношений с обществом и государством.

Наши рекомендации