Задачи для самостоятельного решения. Требуется оценить достоверность разности между двумя относитель­ными и средними величинами.

Требуется оценить достоверность разности между двумя относитель­ными и средними величинами.

Вариант I В детской больнице А из 1600 оперированных умерло 16 больных, в детской больнице Б из 1800 оперированных умерло 24 боль­ных.

Вариант 2 При изучении заболеваемости по обращаемости в районе Н. с численностью населения 250000 человек, по полу получены следую­щие данные: показатели заболеваемости у мужчин составили 504,7 на 1000 населения, у женщин — 529,4 на 1000 населения.

Вариант 3 Показатели послеоперационной летальности в двух боль­ницах (р! и Р2), где распределение больных по видам операций было при­мерно одинаковым, составили

в больнице А — 2,0% (m1 = ± 0,3%)

в больнице Б — 1,5% (m2 = ± 0,2%)

Вариант 4 Частота кариеса зубов среди населения, использующего питьевую воду с пониженным содержанием фтора, составила 380 случаев на 1000 человек (m =± 10%о), в то время как пораженность кариесом зубов населения, потребляющего воду с нормальным содержанием фтора, со­ставляет 200 случаев на 1000 населения (m = ± 15%о).

Вариант 5 Максимальное артериальное давление у студентов до сда­чи экзаменов в среднем составило 127,2 мм рт. ст. (m1= ± 3,0 мм рт. ст), после сдачи экзамена 117,0 мм рт. ст. (m2= ±4,0 мм рт. ст.) Можно ли на основании этих данных считать, что действительно до сдачи экзамена у студентов отмечается некоторое повышение максимального артериального давления?

Вариант б В стационаре лечилось 40 больных с анемией. До лечения препаратами железа среднее количество гемоглобина в крови было 92,3 ± 2,2 г/л. После лечения препаратами железа среднее количество гемоглоби­на в крови стало 124,7 ±5,6 г/л.

Можно ли на основании этих данных считать, что действительно по­сле лечения больных анемией препаратами железа отмечается повышение количества гемоглобина в крови?

Вариант 7 При изучении частоты пульса у детей 3-х лет двух детских садов обнаружено, что в детском саду А частота пульса в среднем состави­ла 80,0 ± 2,0 ударов в минуту, а в детском саду Б — 78,0 ± 2,0 ударов в ми­нуту.

Можно ли на основании этих данных говорить о большей частоте пульса у детей детского сада А?

Занятие 3 -РАЗДЕЛ 8

МЕТОДЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ

В практической и научно-практической деятельности врачи любой специальности при изучении какого-либо явления, закономерностей и осо­бенностей его распространения в различных совокупностях используют сравнение интенсивных показателей. Это относится, например, к сравне­нию показателей заболеваемости населения двух районов города, или про­изводственного травматизма среди рабочих двух цехов, или летальности в двух больницах и т.д. При этом важно не только констатировать больший или меньший уровень одного из показателей, но и выяснить причины этой разницы. И прежде всего надо иметь в виду, что нередко состав совокуп­ностей, для которых рассчитаны сравниваемые показатели, отличаются по какому-либо признаку (пол), возрасту, профессии, стажу работы и др.), что в свою очередь, может повлиять на различие показателей. Установить это и позволяет метод стандартизации.

Метод стандартизации применяется при сравнении интенсивных по­казателей, рассчитанных для совокупностей (групп), отличающихся по своему составу по какому-то признаку (полу, возрасту, профессии и т.д.).

Сущность метода стандартизации состоит в том, что он позволяет устранить возможное влияние различий в составе совокупностей по како­му-либо признаку на величину сравниваемых интенсивных показателей.

Это достигается путем условного уравнивания составов этих совокупно­стей по данному признаку и расчета при этом стандартизованных показа­телей.

Стандартизованные показатели — это условные величины, не дающие представления об истинном размере явления, а указывающие лишь на то, какова была бы величина сравниваемых интенсивных показа­телей, если бы они были бы вычислены для однородных по своему составу (по данному признаку) совокупностей.

Существуют различные способы расчета стандартизованных показа­телей: прямой, косвенный, обратный. Наиболее распространенным являет­ся прямой метод стандартизации.

Наши рекомендации