О конституционных основах права частной собственности на землю
Г.Г.Файзуллин,
доцент юридического факультета БашГУ
РоссийскаяФедерация относится к той группе стран, где идет процесс становления рыночной экономики. На конституционном уровне признана многоукпадность экономики.
Если административно-командная система управленияэкономикойдля сохранения монополии одной формы собственности прибегает лишь к таким нормативным правовым актам, которыесквозят «запретами»,тоэкономические методы управления предполагают такуюправовую базу, вкоторой доминируют «дозволения».
; Главным регулятором становится рынок, который экономическими законамиспроса и предложения определяет развитие общественно необходимого производства, цену товара,его качество, потребительские свойства- Рынок гасит ненужное, нерентабельное, наконец, не конкурентоспособное производство.Он немыслимбез института частной собственности.
Частная собственность как созидательное начало экономики признана в законодательстве Российской Федерации и ее субъектах, в том числе и в Республике Башкортостан.
Во всех без исключения современных государствах для закрепления законодательно института собственности основополагающее значение имеет конституционное право,
Так, действующая КонституцияРеспублики Башкортостанособо подчеркивает, что в ней «признаются и обеспечиваются равной защитой все формы собственности» (статья 9). В соответствии со статьей 42 Конституции Республики Башкортостан признается и гарантируется право частной, коллективной, государственной, муниципальной, общественнойи конфессиональной собственности,
В период становления рыночнойэкономики особое значение приобретает введение института частной собственности на землю. Понятно,чтообщество, выходяиз командно-административной системы управления, должно прийти к решению расстаться с привычным стереотипом неизменности принципа государственной монополии на земельную собственность. Без демонтажа государственной собственности наземлю мы не
сможемсоздать соответствующие правовые и экономические условия для вхождения в сообщество наиболее развитых стран.
В то же время здесь хотелось бы акцентировать внимание на то, что сложившиеся земельные правоотношения в Республике Башкортостан не изменились и после принятия Конституции. Несмотря на то, что в статье 9 Основного Закона Республики Башкортостан подчеркивается равенство всех форм собственности, однако в следующей статье Конституции Республики из этого общего правила делается исключение. Здесь сказано, что земля, недра, природные богатства на территории Республики Башкортостан являются достоянием (собственностью) ее многонационального народа и что вопросы владения, пользования и распоряжения землей регулируются законодательством Республики Башкортостан (статья 10).
Рыночное хозяйство в Российской Федерации объективно требует единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, свободы предпринимательской деятельности вовлечения в гражданский оборот всех средств производства, в том числе и обрабатываемых земель. В этих условиях в целях действительного вхождения в рыночные отношения, создания оптимальных условий развития аграрного сектора в Республике Башкортостан необходимо отменить все юридические ограничения и запреты относительно частной собственности на землю. С одной стороны, нельзя утверждать, что мы идем к рыночной экономике (поскольку командно-административная система управления себя скомпроментировала), с другой, - законами запрещать частную собственность на землю. Запрещая частную собственность на землю, выйти на рыночные отношения в аграрном секторе невозможно,
Конечно, в законах Республики Башкортостан должны быть учтены особенности регионального и национально-культурного характера. Вместе с тем должны быть учтены и принципиальные для всей Российской Федерации положения. К ним как раз и относитсяположение, гарантирующее право частной собственности на землю.
В отдельных случаях законодательные органы власти Республики Башкортостан могут принимать постановленияоб особенности действия того илииного федерального нормативногоправового акта на территории Республики Башкортостан.Однако такие постановления должныбыть научно аргументированы.
На сегодня различия между федеральным и республиканским законодательством о земле, о крестьянских (фермерских) хозяйствах существенны и постепенно должны быть устранены. Самым важным противоречием остается то, что в Республике Башкортостан возможность ведения рыночного крестьянского хозяйств основывается только на пожизненном
наследуемом владении либо пользовании. Приведенная нормативная установка оказалась весьма существенной и в определенной мере явилась фактором, сдерживающим широкое развитие крестьянского (фермерского) уклада в Республике.
Государство должногарантировать права крестьян налюбую форму собственности. На практике немало случаев нарушения прав крестьян на собственность,на недвижимое имущество. Чиновники различныхуровнейпроизвольно вносят «вердикт» по изъятию земельных паев крестьян, мотивируя, что имисвоевременно не обрабатываются земельные участки. Местные органы властина местах неоказывают соответствующей финансовой и моральной поддержки крестьянам, крестьянских и фермерских хозяйств,хотя наэтот счет есть немало программ, решенийкак федерального, так и республиканского уровней. Без судебных решений отбирать земельные участки у крестьян и лишатьих последней надеждывыживать в условиях экономического кризиса недопустимо (земля отбирается без компенсации,т.е. без возмещения стоимости земли).
На наш взгляд, это прямо ведет к нарушению экономических прав крестьян, лишает их основного источника жизни (земли) вообще, в связи с чем во весь рост встает вопрос защиты конституционных прав крестьян на собственность.
В Республике Башкортостан, по нашему мнению, будут приняты законодательные меры, позволяющие крестьянам иметь обрабатываемые земли на основе права частной собственности. В этом направлении после введения в действие Конституции Республики Башкортостан уже приняты определенные меры. В частности, 7 декабря 1995 года принят Указ Президента Республики Башкортостан «О передаче гражданам в собственность земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, строительства и обслуживания индивидуального, жилого, дачного и гаражного строительства», что фактически затрагивает интересы более 1,5 млн. граждан республики. Большинство правоведов на федеральном и региональном уровнях настоящий нормативный правовой акт Президента Республики Башкортостан оценивают весьма высоко, квалифицируя его как правовой прорыв в направлении сближения двух уровней законодательства в федеративном государстве. Этот факт позволяет сделать вывод, что логика создания единого правового и экономического пространства в государстве - это не формальность, а объективная необходимость.
Нет сомнений в том, что принятый указ, во-первых, является серьезным началом для внесения соответствующих изменений в Земельный кодекс Республики Башкортостан. Во-вторых, учет принципа примата международного законодательств в отношении наделения крестьянства землей
является юридическим основанием признания института частной собственности на землю и в Башкортостане. В статье 16 Конституции Республики Башкортостан (так же, как и в статье 15 Конституции Российской Федерации) записано, что общепризнанные нормы международного права и международные договоры Республики Башкортостан являются составной частью ее правовой системы.
Такая запись в Конституции Республики Башкортостан обязывает положительно решить вопрос о предоставлении крестьянам прав на частную собственность на землю.
Неслучайно в Послании Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию «Новые ориентиры нашей государственной политики (О положении в республике и основных направлениях ее дальнейшего развития)» /1998 г./ подчеркивается: одна из ключевых задач экономической политики - реформирование агропромышленного комплекса, внедрение рыночных механизмов в земельные отношения.