Причины и характер первой мировой войны. Крах II Интернационала.
РОССИЯ В УСЛОВИЯХ I МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Основные вопросы:
- Причины и характер первой мировой войны. Крах II Интернационала.
- Классы и партии России в первой мировой войне.
- Назревание революционной ситуации в ходе мировой войны.
Соперничество великих держав, боровшихся за раздел и передел мира, в августе 1914 г. привело к мировой войне. По своему характеру она была несправедливой, антинародной. Ее действительная цель состояла в захвате новых земель, покорении и грабеже чужих народов, отвлечении трудящихся от революционной борьбы.
Интересы трудящихся были брошены в топку войны. Во всех воюющих странах были перечеркнуты социально-экономические завоевания трудящихся, достигнутые в рамках буржуазной демократии.
В рабочем движении наступил новый этап. Произошло размежевание революционного направления с реформаторским в связи с отношением к войне и революции. Под натиском социал-шовинизма рухнул II Интернационал. Одновременно на новом этапе борьбы рабочего движения нарастала борьба трудящихся масс против войны и ее последствий, за демократические свободы и национальную независимость, борьба, вылившаяся в революционное выступление против существующего строя. В Европе созревала революционная ситуация.
В данной лекции ставится цель: рассмотреть причины и характер первой мировой войны; показать интересы различных классов, позиций партий России в мировой войне; проанализировать назревание революционной ситуации в ходе войны.
Причины и характер первой мировой войны. Крах II Интернационала.
Первая мировая война началась 19 июля (1 августа) 1914 года и вскоре приобрела невиданные до того времени масштабы. В ней участвовало 38 государств с населением 1,5 миллиарда человек, что составляло три четверти населения земли. Общее число мобилизованных в армию во всех странах за время войны составило почти 74 млн. человек. Война продолжалась 4 года, 3 месяца и 10 дней. Она привела к катастрофическим разрушениям: 10 млн. погибших, 20 млн. раненых, расхищение национальных богатств воюющих государств, дальнейшее обнищание и разорение трудящихся и обогащение монополий во всемирном масштабе — таков ее итог. Лишь прямые военные расходы стран-участниц войны составили 208 млрд. долларов, превысив в десять раз затраты мирового сообщества на ведение войн с 1793 по 1907 гг. А масштабы человеческих жертв сопоставимы с потерями за предшествующую тысячелетнюю историю европейских войн.
Поводом к войне послужило убийство 15 (28) июня 1914 г. в Сараеве (Босния) сербскими националистами наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда. 10 (23) июля Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум и, несмотря на согласие сербского правительства выполнить почти все его требования, 12 (25) июля разорвала с ней дипломатические отношения, а 15 (28) июля объявила войну. В ответ на мобилизацию России Германия 19 июля (1 августа) объявила ей войну. 21 июля (3 августа) Германия объявила войну Франции и Бельгии. 22 июля (4 августа) войну Германии объявила Англия. 10 (23) августа Япония объявила войну Германии.
Причины войны скрывались в сущности того периода развития капиталистических стран, который в научной литературе начала XX в. получил название «империализма». На этом этапе могущество страны в сознании правящих кругов связывалось с территориальными приобретениями, захватом новых земель. Почти все капиталистические страны имели свои колонии, бывшие для них источниками сырья и дешевой рабочей силы. В колониях проживало около 65% населения земного шара.
В начале XX века капитал стал интернациональным и монополистическим. Мир был поделен между великими державами. Так, Англия, Россия, Франция, Германия, США, Япония к 1914 г. с населением в 400 - 450 млн., с площадью около 17 млн. кв. километров имели колонии с населением более полумиллиарда и площадью более половины земного шара. К этому надо прибавить еще то, что Япония, Англия, Франция, Германия и Россия раздирали на части Китай, Турцию, Персию. Только Англия, Франция, Германия поместили за границей не менее 70 млрд. рублей капитала, с которого получали ежегодно доход свыше трех миллиардов рублей. Так было организовано ограбление горсткой великих держав около миллиарда населения земли.
Экономической основой возникновения первой мировой войны явились крупные монополии, которые приобрели решающую роль в хозяйственной и политической жизни империалистических стран.
Борьба монополий за рынки сбыта и источники сырья, за увеличение колониальных владений путем передела уже поделенного мира — неотъемлемая отличительная черта империализма, отличающая этот период от капиталистического развития конца XIX—XX века. Она обуславливалась действием закона неравномерности развития капиталистических стран. Существо этого закона в том, что развитие отдельных стран в то время шло неодинаковыми темпами, неравномерно, скачкообразно, и это приводило к быстрой смене одних лидеров капиталистического мира другими, к нарушению соотношения экономических и военных сил между крупными державами или их коалициями.
Именно так произошло накануне первой мировой войны. Капиталистический мир раскололся на два враждебных лагеря: Четверной союз (коалицию государств во главе с Германией, куда входили Австро-Венгрия, Турция, а позднее и Болгария) и Антанту (коалицию, возглавляемую Англией, Францией, Россией, куда затем вошло 34 государства).
Важной причиной возникновения войны явилось резкое обострение борьбы между Германией и Англией за колонии и сферы влияния в мире. Помимо этого основного противоречия, сказались и противоречия между Германией и Францией из-за Эльзаса и Лотарингии, между Германией и Россией из-за Константинополя и проливов, между Россией и Турцией из-за Армении и Константинополя, между Австрией и Россией из-за преобладания на Балканах.
Предвестниками войны были международные кризисы и региональные войны: конфликты между Францией и Германией из-за Марокко (1906 и 1911 гг.), Боснийский кризис 1908 - 1909 гг. между Россией и Австро-Венгрией, аннексировавшей Боснию и Герцеговину; Первая и Вторая Балканские войны 1912 - 1913 гг. и т.д. Стремительно росли военные расходы во всех ведущих странах Европы.
Вступая в мировую войну, каждая из воюющих стран имела свои собственные захватнические цели. Виновниками войны явились господствующие классы и правительства всех воюющих стран, хотя непосредственным зачинщиком ее была Германия.
Мировая война имела не только экономические, но и социально-политические причины. В предвоенные годы развитие общественных процессов в странах Европы происходило в условиях углубления противоречий. Высокий уровень цен, гнет предпринимателей вызывали невиданное обострение экономической борьбы. Гонка вооружений и реакционная внешняя политика капиталистических стран создавали в тогдашней Европе такой «социальный мир», который больше всего походил на бочку с порохом. Буржуазии противостояло крепнущее рабочее движение. Оно было направлено не только на завоевание тех или иных уступок со стороны предпринимателей и властей, но и все настойчивее преследовало цель изменить положение рабочего класса в обществе. Приближалось решительное столкновение трудящихся масс с установившейся системой буржуазно-помещичьего господства. Усилению антиимпериалистической, демократической тенденций способствовало пробуждение вступающих на путь революционной борьбы народов зависимых и колониальных стран.
В этой обстановке правящие круги великих держав рассчитывали использовать вооруженное столкновение для того, чтобы отвлечь рабочий класс, трудящиеся массы от борьбы за свои классовые интересы, ослабить прогрессивные политические партии и демократические организации, международную солидарность трудящихся, антиимпериалистическое, антивоенное движение.
Всесторонний анализ причин возникновения первой мировой войны и целей господствующих классов воюющих государств позволяет сделать вывод о том, что война, развязанная монополистической буржуазией во имя ее классовых интересов, по своему характеру не могла быть иной, как грабительской, несправедливой, захватнической.
Противостоять готовившейся войне, по расчетам социалистов, должен был международный рабочий класс. Он насчитывал свыше 150 млн. человек и имел свое международное политическое объединение — II Интернационал. В эту организацию входили 27 социалистических партий и рабочих партий из 22 стран. На международных конгрессах, в частности в 1910 г. в Копенгагене и в Базеле, они принимали резолюции, требовавшие не допустить мировой войны и угрожавшие правящим кругам всеобщей стачкой рабочих.
Однако, когда началась война, многие лидеры партий II Интернационала ничего не сделали для претворения в жизнь антивоенных решений конгрессов. Напротив, они стали помогать буржуазии натравливать рабочих и крестьян воюющих государств друг на друга. Так, с началом войны в соглашательской среде партий II Интернационала возникло социал-шовинистическое течение, представители которого проповедовали «классовый мир» с буржуазией своей страны, призывали к «войне до победного конца».
Одной из первых на путь социал-шовинизма встала парламентская фракция германских социал-демократов. 4 августа 1914 года она проголосовала за финансирование империалистической бойни. Голосуя за военные кредиты, фракция социал-демократической партии Германии мотивировала занятую ею позицию необходимостью укрепления обороны страны от нападения такого реакционного государства, как царская Россия, и защиты завоеваний германского рабочего класса.
Такую же позицию заняли в парламентах своих стран некоторые социалистические лидеры Англии, Франции, Бельгии и др. Вскоре после начала войны в состав своих буржуазных правительств вошли: в Англии — А. Гендерсон, во Франции — Ж. Гед, М. Самба, А. Тома, в Бельгии — Э. Вандервельде.
Империалистическую политику царской России поддержала значительная часть меньшевиков. Идеологом этого направления стал Г.В. Плеханов. «Пролетарии стран, атакованных Германией и Австрией, — писал он, — ведут международную классовую борьбу тем самым, что с оружием в руках противятся осуществлению эксплуататорских планов австро-германских империалистов». Он и его единомышленники призывали на время войны к сотрудничеству классов, поддержке правительства, отказу от каких бы то ни было революционных выступлений.
Подобный открытый переход на позиции «классового сотрудничества» теоретически оправдывали и прикрывали центристы в социалистических партиях. Например, в Германии — К. Каутский, Г. Гаазе, во Франции — Ж. Лонге, в Англии — Д. Макдональд, в Италии — Ф. Турати, в России — Н.С. Чхеидзе и другие. Центристы советовали отложить классовую борьбу на послевоенное время, отказывались от противодействия войне. Тем самым они поддержали тактику открытых сторонников «классового мира» во время войны, подчиняли ей широкие массы трудящихся.
Таким образом, партии II Интернационала в своем большинстве оказались во враждебных лагерях. Интернациональная солидарность и связи были грубо нарушены, разорваны. Не могли действовать международные органы социалистического движения. Непримиримость этих позиций явилась основной причиной идейно-политического и организационного крушения II Интернационала.
Но в рабочем движении нашлись силы, которые выступили решительно против мировой империалистической войны и ее организаторов. В их числе были К. Либкнехт, Р. Люксембург, К. Цеткин, Д. Благоев, В. Коларов, Д. Вайнкоп, А. Мак-Манус и другие. Болгарская рабочая социал-демократическая партия (тесные социалисты) выпустила антивоенный манифест, голосовала против военного положения в стране. Партия отвергла идеи Г.В. Плеханова, призывавшего болгар выступить против Германии, а также Парвуса (А.Л. Гельфанда), призывавшего болгар выступить против России и осудила империалистические цели воюющих коалиций.
Заметим, что не одни большевики думали о создании нового Интернационала, эта идея уже зрела в революционном движении. Левые из социалистической партии Англии в лице А. Мак-Мануса заявили, что II Интернационал умер и социалисты должны сделать так, чтобы в новом Интернационале А. Гендерсон и его компания не нашли себе места. Лидер голландских трибунистов Антони Паннекук публично заявил, что II Интернационал потерпел позорный крах и что социалисты должны начать все сначала на революционной основе.
Социалисты-интернационалисты выступили в первые месяцы войны и в других странах. Отход лидеров социалистических партий от предвоенных лозунгов и решений пробуждал в сердцах всех интернационалистов стремление к очищению партий рабочего класса, сплочению революционных сил. Инициативу в объединении противников войны взяли на себя итальянские социалисты и партия большевиков в России.