Формы выражения правового нигилизма. Правовой нигилизм- негативно отрицательное и равнодушное отноше­ние к праву, основанное на юридическом невежестве и правовой не­воспитанности основной массы

Правовой нигилизм- негативно отрицательное и равнодушное отноше­ние к праву, основанное на юридическом невежестве и правовой не­воспитанности основной массы населения.

В современном российском обществе выделяются различные формы про­явления правового нигилизма.

Прямое сознательное нарушение законов и подзаконных актов: умышленные уголовные преступления, гражданские, административные, дисциплинарные правонарушения, осуществление преступной деятельности в организованных формах, сращивание преступного мира и части госаппарата, распространение криминальных отношений в обществе (рэкет и т. д.), контроль организованной преступности за частью бизнеса, давление, шантаж, заказные убийства представителей частного бизне­са и государственных структур.

Массовое неисполнение и нарушение правовых норм: незнание либо игнорирование права гражданами на бытовом уровне, неисполнение законодательства госорганами, прибегание гражданами к неправовым способам споров.

Распространение антиправовой психологии: появление в обществе признаваемых значительной частью населения особых социальной норм, оправдывающих антиправовое поведение, эстетизация преступности, появление большого количества художе­ственной литературы, кинофильмов, воспевающих преступность, сознательная либо неосознанная пропаганда СМИ жестокости, наси­лия, преступного образа жизни.

«Война законов»: создание параллельной системы законодательства (например, допол­нительное регулирование регламентированных законом отношений различными ведомственными актами, носящими "правозаменительный" характер, правовое противостояние между федеральным центром и некоторыми субъектами федерации (например, Татарстан, Башкортостан), издание взаимоисключающих актов органами различных ветвей власти.

Нарушение законов и подзаконных актов в угоду "целесообразности"- при­нятие неправовых решений во имя достижения тех или иных целей го­сударственными чиновниками, работниками милиции, прокуратуры, иных государственных, в том числе правоохранительных органов.

Массовое нарушение прав и свобод человека: повседневное нарушение прав и свобод человека государственными органами, особенно при осуществлении правоохранительной деятель­ности, частая невозможность законными средствами защитить свои права и свободы, незащищенность и негарантированность права на жизнь (гибель около 30 тысяч человек в год от рук преступников, 5 тысяч в год в мирное время в Вооруженных Силах РФ, около 100 тысяч - в Чечне, большое количество различных аварий, несчастных случаев).

Низкий авторитет суда и иных правоохранительных органов, который возникает в результате: длительной бюрократической волокиты при рассмотрении судебных споров (некоторые споры рассматриваются годами), больших материальных затрат, необходимых на ведение процесса (по­шлины, труд адвокатов), косного, равнодушного отношения к людям со стороны многих работников судебно-правоохранительных органов, большого количества судебных ошибок, неправосудных приговоров, распространенности нарушения прав человека при правоохранитель­ной деятельности и исполнении наказаний, слабости исполнительного аппарата судов, высокого процента нераскрытых преступлений и иных причин.

Теоретические формы правового нигилизма:ряд положений марксистско-ленинского учения, культивируемого в советском обществе, отрицающих и искажающих роль и значение пра­ва (например, право - средство угнетения народных масс), отсутствие единых подходов к праву в отечественной правовой науке, новейшие и старые правовые учения, разделяющие "писаное" и "непи­саное" право, ошибочное понимание права рядом теоретиков и лиц, осуществляю­щих преподавание права.

Основными причинами, способствовавшими появлению и развитию пра­вового нигилизма в российском обществе,считаются: особенности исторического развития (монголо-татарское иго, оприч­нина Ивана Грозного и др.), самодержавный, деспотический характер власти, крепостное право, отсутствие развитых демократических и правовых традиций, распространенность неправовых способов решения споров, репрессивный характер права на протяжении как дореволюционной эпохи, так и советского времени, теория и практика диктатуры пролетариата (ее неограниченность рам­ками права), сталинские репрессии, распространенные в советскую эру административно-командные ме­тоды в экономике и политике, фактическое преобладание подзакон­ных актов над законами, трудности современного переходного периода, несовершенство и недостаточная эффективность судебно-правоохранительной системы, повсеместное нарушение прав и свобод граждан и отсутствие их реаль­ных гарантий, несовершенство правовой системы.

Признаками современного российского правового нигилизма являются:широкая распространенность и повсеместность (в быту, среди различ­ных классов и социальных групп - чиновников, сотрудников правоох­ранительных органов и др.), многообразие форм проявления (бытовые, на высшем государствен­ном уровне, открыто, тайно), многообразие форм проявления (бытовые, на высшем государствен­ном уровне, открыто, тайно), высокая степень агрессивности и неподконтрольности, оединение правового нигилизма с формами социального и иного про­теста (особо жестокие антиправительственные выступления, перекры­тие железных дорог), усиление правового нигилизма нигилизмом иных сфер жизни (религиозным, нравственным и др.), эстетизация (широкий и повсеместный показ правового нигилизма в кинофильмах, художественной литературе, печати, теленовостях как должного и имеющего свои преимущества явления).

К основным направлениям борьбы с правовым нигилизмом относятся:укрепление режима законности в стране (соблюдение всеми государственными органами, должностными лицами, гражданами Конститу­ции РФ, законов и подзаконных актов), реальное обеспечение верховенства Конституции РФ и законов, гарантированнрсть прав и свобод человека, совершенствование правовой системы, повышение авторитета суда и иных правоохранительных органов через их совершенствование и придание им большей эффективности, обеспечение в стране правопорядка, правовое воспитание.

Основными методами борьбы с правовым нигилизмомявляются: убеждение, поощрение, принуждение, наказание.

Иванников:Правовой нигилизм, т. е. отрицательное отношение к праву, закону н правовым формам организации общественных отношений. В России ниг имеет глубокие корни. «Правовая необеспеченность исконно тяготела над народом. Несправедливость одной половины его законов научила его ненавидеть и другую; он подчиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности. Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает правительство». Большой вред развитию правовых начал в обществе нанесла марксистско-ленинская идея об отмирании государства и права при социализме.

Правовой нигилизм имеет 2 формы — теоретической: (идеологической) и практической. В первом случае имеет место теоретическое обоснование правового нигилизма, когда ученые доказывают, что есть гораздо более важные ценности (например, мировая пролетарская революция), чем право вообще, а тем более право отдельного человека. Во втором случае происходит реализация указанных взглядов и учений на практике, что часто выливается в террор государства против своего народа.

В тех обществах, где правовой нигилизм воспроизводится самим государством в соответствующих масштабах, очень трудно, почти невозможно воспитать сколько-нибудь позитивное отношение к праву и среди населения, поскольку под правом неверно понимаются тот порядок, те предписания, которые устанавливаются законами и ведомственными нормативными актами. И тогда в обществе складывается широко распространенный среди населения обыденный, массовый правовой нигилизм. Кроме того, установленные государством предписания не соблюдаются государственными же органами, ведомственными и должностными лицами, чему тоже находятся соответствующие объяснения и оправдания («в интересах народа», и т. д.). В последнем случае в обществе складывается ведомственный правовой нигилизм.

В одном ряду с правовым нигилизмом находится прямо противоположное явление — правовой идеализм или романтизм, одним словом, преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы. Платон наивно считал, что главным средством осуществления его замыслов строительства идеального государства будут идеальные законы, принимаемые мудрыми правителями. В эпоху Просвещения считалось достаточным, уничтожив старые законы, принять новые, и царство разума будет достигнуто. Сегодня многие люди и даже политики ошибочно возлагают на закон слишком большие надежды в деле переустройства нашего общества. Думается, что лишь достаточный политический и правовой опыт может развеять иллюзии правового идеализма.

80. Функции права: понятие и классификация.

Функции права — это основные направления правового воздейст­вия, выражающие роль права в упорядочении общественных отноше­нии.

С помощью понятия функции права можно познать предназначе­ние права в обществе, его динамику, действие.

Функции права рассматривают в двух плоскостях в зависимости от того, освещаются ли они в рамках специально-юридических (узких) или в общесоциальных (более широких). Если следовать ши­рокому смыслу функций права, то среди них можно выделить, напри­мер, такие, как экономическая (право упорядочивает производствен­ные отношения,-закрепляет формы собственности и т.п.), политичес­кая (регламентирует политические отношения, регулирует деятель­ность субъектов политической системы и пр.), воспитательная (отражает определенную идеологию, оказывает специфическое педа­гогическое воздействие на лиц, связана с формированием у субъектов мотивов правомерного поведения), коммуникативная (выступает спо­собом связи между субъектом и объектом управления).

На специально-юридическом уровне право выполняет регулятив­ную (развитие общественных отношений) и охранительную функции.

Регулятивная функция имеет первичное значение, носит творчес­кий характер, ибо право с помощью ее призвано содействовать разви­тию наиболее ценных для общества и государства социальных связей. Подобную функцию обеспечивают, как правило, правовые стимулы — поощрения, льготы, дозволения, рекомендации и т.п. Данные средства способствуют удовлетворению интересов лиц, открывая простор для их активности, инициативы, предприимчивости.

Охранительная функция осуществляется с помощью правовых ог­раничений — обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений — и имеет вторичный характер. Она производна от регулятивной функ­ции и призвана ее обеспечивать, ибо охрана и защита начинают дейст­вовать тогда, когда нарушается нормальный процесс развития тех или иных социальных связей, когда ему препятствуют конкретные поме­хи. Для того чтобы убрать с пути данные препятствия, и используются правовые ограничения, охраняющие и защищающие интересы лиц.

Наши рекомендации