Методические указаниями по изучению дисциплины для курсантов и слушателей. Развитые идеологические системы, идейно-философские течения явились своеобразными секулярными религиями

Вопрос 1.

Развитые идеологические системы, идейно-философские течения явились своеобразными секулярными религиями, пытавшимися дать целостную непротиворечивую картину мира и человеческого бытия. Политико-философская мысль подверглась политизации в рамках идеологий, подчинилась императивам системного конфликта. Разделительная линия в этом конфликте была проложена еще в начале ХХ века в процессе формирования и более или менее четкого разграничения двух магистральных направлений политико-философской мысли: реформистской (либерализма, консерватизма, социал-демократизма) и революционной (марксизма и фашизма), каждая из которых имела свои национальные, региональные и системные разновидности. Коммунизм представляет собой одно из крупных течений социально-философской мысли, включающее в себя воззрения по широкому комплексу общественно-экономических, политических, идеологических и множеству других проблем. Коммунизм – философская и общественно-политическая доктрина, сутью которой является критика капиталистических отношений с позиций коллективизма и отрицания частной собственности.

Теоретической основой этой идеологии выступает классический марксизм, который возник и развивался в общем русле европейской политико-философской мысли и в этом смысле явился детищем Анархизм – идеология и политическая философия, которая провозглашает целью освобождение личности от всех форм принуждения со стороны власти и прежде всего – со стороны государства.

Основой анархистского мировоззрения являются индивидуализм, субъективизм и волюнтаризм. Анархизм никогда не существовал как единая идеология. Анархо-коммунизм берет начало от идей Э. Реклю и П.А. Кропоткина. Основа этой доктрины – вера в естественную человеческую солидарность. Примечательно, что П.А. Кропоткин обосновал эту идею кругом научных изысканий – одна из наиболее известных его научных работ так и называлась «Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса». Доктрина анархо-коммунизма предусматривает, что будущее общество, освобожденное от государства, будет представлять собой систему свободных ассоциаций трудящихся. Либерализм ассоциируются с такими ставшими привычными для современного общественно-политического лексикона понятиями, как идея самоценности индивида и его ответственности за свои действия, идея частной собственности как необходимого условия индивидуальной свободы, принципы свободного рынка, свободной конкуренции и свободного предпринимательства, равенства возможностей, система разделения властей, сдержек и противовесов и т.д.

Либерализм – философское и общественно-политическое течение, содержащее установку на обеспечение свободы личности и других гражданских и политических прав индивида и ограничение сферы деятельности государства. Консерватизм как идеология – вечный оппонент либерализма и революционных доктрин. Скажем, если либерализм всегда выступает за изменения и нововведения, то консерватизм подчеркивает важность сохранения верности обычаям и традициям, опыту предков. Консерватизм – разновидность идейно-политического течения, выдвигающего в качестве основных требований сохранение морального порядка и естественно-правовых устоев, лежащих в основе семьи, религии, собственности.

Вопрос 2

Необходимо отметить, что природу государства В.И. Ленин полагал сугубо классовой. Классовость - врожденная, внутренне присущая, неотъемлемая и всеопределяющая черта такого социального установления, как государство. В государстве воплощается антагонизм социальных классов, расколовший общество со времени утверждения в нем частной собственности и начала эксплуатации человека человеком: "государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий". Государственный аппарат комплектуется, прежде всего выходцами из среды господствующего в обществе класса (например, класса феодалов-землевладельцев в феодальном обществе). Государственной машиной осуществляется политика, угодная и выгодная главным образом господствующему классу, отвечающая его коренным экономическим, политическим и социальным интересам.
Таким образом, государство в ленинской трактовке оказывается механизмом осуществления диктатуры господствующего класса: "Диктатура одного класса является необходимой... для всякого классового общества вообще". Диктатура определенного класса заключается е осуществлении им господства над всеми остальными социальными группами и отдельными членами общества, навязывании им своей воли, ценностей и интересов, мировоззренческой ориентации. Подобная диктатура прямо опирается на насилие, применяемое в самых разнообразных формах вплоть до чисто физической расправы над оппонентами). Класс-диктатор не может быть связан какими бы то ни было законами: "диктатура есть власть, опирающаяся непосредственно на насилие, не связанная никакими законами", Таким образом, В.И. Ленин утверждает, что государство, удовлетворяющее интересы господствующего класса, не только может, но и должно быть антиправовым и противозаконным.

Вопрос 3

Необходимо отметить, что проблемы демократии являются наиболее актуальными для современного общества вообще, для России - в частности по целому ряду причин.

Во-первых, исторический опыт показал, что страны с демократическими режимами, как правило, добиваются больших экономических успехов, чем страны с режимами авторитарными. Это связано с тем, что именно демократия создаёт наилучшие условия для проявления инициативы, без которой невозможно эффективное производство.

Во-вторых, правительства стран с демократическими режимами обычно совершают меньше ошибок в управлении, не говоря уже о злоупотреблениях властью и преступлениях против личности. Другими словами, демократия - это своеобразный защитный механизм общества от узурпации власти. Не зря говорят: власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно. Демократия не всегда способна выполнить эту защитную функцию. В условиях кризисов дают сбои и демократические механизмы, однако это всё же исключения из правила.

В-третьих, для современного человека демократия всё более становится самостоятельной ценностью. Люди не хотят быть колёсиками и винтиками какой бы то ни было, пусть даже хорошо отлаженной системы, предпочитают сами решать свои проблемы хотя бы и ценой ошибок.

В-четвёртых, в России проблема демократии стоит особенно остро, поскольку страна, повидимому, переживает начало длительного и сложного периода формирования демократических форм правления, периода, который обычно сопровождается попытками установления авторитарных режимов как леворадикального (неосталинского) толка, так и правого (неопиночетского) характера. Ситуация осложняется очень широким распространением в массовом сознании стереотипов авторитарно-патриархальной культуры, выработанных историей России в досоветское и советское время. Термин "демократия" (в переводе с греческого - народовластие) весьма многозначен. В современной социологии и политологии им обозначается: а) форма государства (прежде всего такие её элементы, как форма правления и политический режим); б) принцип организации политической жизни и политических институтов, обеспечивающий активность и равноправие участников; в) те виды социальных движений, которые в политическом спектре занимают позиции либерализма, но не имеют чёткой социалистической ориентации. Термины "право" и "лево" употребляются здесь в общепринятом в политической науке всего цивилизованного мира значении: "право" означает ориентацию на большее социальное неравенство, "лево" - на большее социальное равенство. При таком подходе либералы оказываются в центре политического спектра, социал-демократы, а тем более коммунисты - левее, неоконсерваторы - правее, неофашисты занимают крайне правые позиции.

Вопрос 4

Необходимо отметить, что известные в истории формы реализации демократической модели управления отличаются большим разнообразием. Однако ещё более разнообразны концепции демократии, которые могут классифицироваться по самым различным основаниям: от научных парадигм до политической ориентации авторов. В зависимости от преобладающей ориентации на прямую или представительную демократию можно выделить две большие группы теорий:

· идентиторные, плебисциторные (чаще говорят - плебисцитарные);

· репрезентативные (представительные).

Первые ориентируются непосредственно на волю народа и общественное благо, отвергают легитимность конфликта интересов. При этом предполагается, что воля народа выражается непосредственно на народных собраниях или в результате всеобщего голосования, а реализовать её может не обязательно сам народ, но уполномоченный им вождь или партия. Вторая группа теорий понимает демократию как компетентное и ответственное перед народом представительное управление. При этом в парламентской демократии видят защиту от сиюминутных массовых настроений и увлечений, иррациональных и эгалитарных (уравнительных) тенденций массового сознания. Эффективность управления связывается с разделением труда и компетентностью специалистов.

Другая классификация теорий демократии основывается на различных в понимании её центральной проблемы: субъект или механизм.

1. Концепции, для которых главным является вопрос о том, кто правит. Родоначальником таких концепций принято считать Платона, который дал следующую классификацию политических форм: царская власть - правление одного; аристократия - правление небольшой части лучших и благородных; демократия - правление всех свободных граждан. Исторический парадокс состоит в том, что к этой группе концепций склонялись как аристократические мыслители, так и наиболее радикальные демократы. Первые (от Платона до Ортега и Гассета) требовали ограничения прав "черни", которая губит общество; вторые же во имя демократии для народа считали необходимым ограничение прав высших классов (французские революционеры - якобинцы, революционное крыло социалистовутопистов, Чернышевский и Добролюбов - в России). Для радикальных демократов основной ценностью было равенство, во имя которого они готовы были в чём-то поступиться индивидуальной свободой.

2. Теории, главным для которых является вопрос о том, как осуществляется управление, как функционирует власть, правит ли закон и одинаков ли он для всех. По политической принадлежности это главным образом либеральные концепции демократии. Здесь основной ценностью признаётся индивидуальная свобода, "свобода от": от вмешательства государства в экономику, в частную жизнь человека и т.п. Другие характерные ценности либерализма индивидуализм и неотчуждаемые права.

Именно в рамках либерального направления были разработаны концепции "естественных прав человека" и правового государства, ставшие элементами классической теории демократии. (Таким образом, в СССР, а затем в России, в условиях кризиса оказались перевернутыми представления не только о правых и левых в политике, но так же о либерализме и демократии: отечественные "радикальные демократы" - на самом деле по современным западным понятиям - неоконсерваторы; напротив, действительными радикальными демократами являются те, кто стремиться создать гарантии участия в управлении для наименее обеспеченных слоёв граждан). Принципы классической теории демократии остаются основополагающими для функционирования политических систем в наиболее развитых странах Запада. Однако созданная на основе этих принципов модель управления обществом - это отнюдь не некий идеал, а, скорее, наименьшее зло. Уже в ХIХ веке классическая теория демократии подвергалась критике, как со стороны правых либералов, так и со стороны левых радикалов.

Темы рефератов

· Либерализм как политическая идеология.

· Современные политические теории.

· Консерватизм: понятие и типология.

· Идеология и политика в посткоммунистической России.

· Либеральные ценности в сознании россиян.

· Либерализм против хаоса (Основные интенции либеральной идеологии на Западе и России).

· Конец русской идеологии (Новый курс или новый Путь?).

Вопросы для самопроверки (самоконтроля)

1. В чем сущность понятия политической идеологии, каковы ее структура и функции?

2. Дайте характеристику основных идеологических течений: либерализма, консерватизма, социализма, фашизма, национализма и анархизма. Какие из них сохраняют свое значение сегодня?

3. Есть ли в современной России доминирующая идеология?

4. Какие политические ценности преобладают в политическом сознании россиян?

5. Прокомментируйте п. 2 ст. 13 Конституции РФ: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной». Какие идеологии из ныне действующих в РФ вы могли бы назвать?

6. Назовите представителей различных идеологических течений в царской России конца XIX – начала XX в.?

7. На какие традиционные русские ценности опирался марксизм-ленинизм? Что он заимствовал из западной традиции?

8. Каковы могут быть перспективы анархистских идей в эпоху глобализации?

9. В чем можно обнаружить черты различий и сходства между крайне правыми и крайне левыми идеологиями?

а) основная литература:

1. Бельский В.Ю, Бороздин А.Н. Сацута А.И., Шикунов Д.В. Политология в схемах и таблицах. – М.: Мосу МВД РФ, 2011.

2. Малько А.В., Соломатин А.Ю. Политология для юристов. – М.: ИД: Юрайт, 2010.

3. Политология: учебник для студентов вузов. Под ред. В.Н.Лавриненко. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити -Дана, 2010.

4. Политология: учебник для студентов вузов. Под ред. В.Ю. Бельского, А.И.Сацуты. – М.: Юнити -Дана, 2009.

б) дополнительная литература:

1. Мухаев, Р. Т. Политология [Текст]: учебник / Р. Т. Мухаев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 495 с. Гриф МО.

2. Политология: учебное пособие. В 2-х ч./ Под ред. А. И. Сацуты. – М.:МосУ МВД России, 2009.

Наши рекомендации