Понятие социальный институт

Термин «институт» происходи от латинского institutum – установление, учреждение. Понятие было заимствовано социологами из юриспруденции, где под институтом понимается определенный комплекс норм, регулирующих социально-правовые отношения в некоторой предметной сфере. Каждый из классиков социологии имел собственную точку зрения на социальные институты.

Основоположник социологии О. Конт первым указал, что общество состоит из ряда социальных институтов – семьи, государства, религии. Задача социологии, считал он, – выявлять функции социальных институтов.

Г. Спенсер считал, что всякий социальный институт складывается как выполняющая определенные функции устойчивая структура социальных действий. Он различал институты родства (брак, семья); экономические (распределительные) институты; регулирующие институты (религия, политика). Определяющими факторами в развитии социальных институтов английский социолог называл борьбу за существование с соседними обществами и борьбу с окружающей природной средой. Г. Спенсер ввел в социологию понятие «дисфункция социального института» и первым исследовал причины этого явления.

Э. Дюркгейм отстаивал необходимость анализа социологами структурного прошлого социальных институтов при определении области возможных структурных вариантов в будущем. Социальные институты, отмечал он, - это важнейшее средство самореализации человека. Профессиональные корпорации он называл особыми институтами для поддержания органической солидарности в условиях разделения труда.

М. Вебер полагал, что социальные институты должны изучаться в той форме, в какой они становятся значимыми для отдельных индивидов, в какой индивиды реально ориентируются на них в своих действиях. Естественной природе человека не свойственна рациональная, сугубо целенаправленная деятельность на увеличение капитала при существенном ограничении собственных потребностей. Но на подобную деятельность возникает запрос в обществе. И чем активнее этот запрос реализуется в деятельности религиозных, этических и политических институтов, тем естественнее человек постигает свое новое предназначение в служении делу процветания капиталистического общества. М.Вебер проанализировал институты экономики, политики (бюрократии), религии.

Т. Парсонс отстаивал понимание социальных институтов особым образом организованных «узлов» социальных отношений. Социальные институты – особые ценностно-нормативные комплексы, регулирующие поведение индивидов и образующие статусно-ролевую структуру. Они призваны обеспечивать социальный порядок в обществе, стабильность и интеграцию общества.

С. Липсет указывал, что социальные институты предполагают сознательно регулируемую и организованную форму деятельности массы людей, воспроизведение повторяющихся и наиболее устойчивых образцов поведения, привычек, традиций, передаваемых из поколения в поколение. Каждый социальный институт выполняет ряд общественно значимых функций.

Т. Веблен понимал социальные институты как различные обычаи, преобладающие стереотипы мышления, способы и методы деятельности, укоренившиеся в сознании людей. Эволюция социальных институтов и природы человека, утверждал он, происходит как естественный отбор наиболее приспособленного образа мыслей и типа поведения.

По мнению У. Гамильтона, социальные институты – словесный символ для лучшего описания группы общественных обычаев, постоянный способ мышления или действия, который стал обычаем для народа. Мир обычаев и привычек, к которому мы приспосабливаем свою жизнь, представляет собой сплетение и непрерывную ткань социальных институтов.

Дж. Хоманс отстаивал бихевиористский подход: социальные институты – это относительно устойчивые модели социального поведения, на поддержание которых направлены действия многих людей.

Если обобщить все эти точки зрения, то можно предложить такое определение. Социальный институт – целесообразная устойчивая форма организации социальной деятельности и социальных отношений, совокупность нормативно-ценностно обусловленных ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей, устойчивое социальное образование, обеспечивающее гарантированную реализацию данных потребностей.

Социальный институт имеет как внешнюю, так и внутреннюю стороны. Внешняя сторона социального института – социальные группы, социальные организации. Внутренняя сторона социального института – ценности, нормы, стандарты поведения.

Социальные институты выполняют роль инстинктов в человеческом обществе. Они помогают бороться за существование и успешно выживать не только отдельному человеку, но и всему обществу.

Институционализация – процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности.

Процесс институционализации, т.е. образования социального института проходит несколько последовательных этапов: 1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий; 2) формирование общих целей; 3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок; 4) появление процедур, связанных с нормами и правилами; 5) институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение; 6) установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях; 7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Финалом процесса институционализации можно считать создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социального процесса. Без институционализации, без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может.

Социологи по-разному понимают внутреннюю структуру социальных институтов. Одни считают, что главными в социальном институте выступают «статусы» и «роли». Другие уверены, что в первую очередь речь идет о системе норм и предписаний. Третьи выделяют значение моделей и образцов поведения, регулируемых механизмом социального контроля и т.д. Все эти точки зрения по существу верны, поскольку представляют разное видение одного и того же.

Можно выделить следующие элементы социального института: цели и задачи, которые относятся к явным функциям института, образцы или правила поведения, символические черты, утилитарные черты, устные и письменные традиции.

Все социальные институты подразделяются на главные (базовые, основные) и неглавные (неосновные). Они различаются также по времени своего возникновения и продолжительности существования (постоянно действующие и кратковременные институты). Социальные институты различаются также по жесткости санкций за нарушение правил, по наличию или отсутствию бюрократической системы управления и др.

Большинство социологов полагают, что базовых (фундаментальных) институтов в человеческом обществе всего пять, они призваны удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в целом. Базовыми социальными институтами считаются семья, религия, экономика, политика, образование. Все чаще в социологической литературе появляются предложения считать новым базовым социальным институтом науку.

В главные (основные) институты входят неглавные (неосновные) институты, которые называют также «социальными практиками» или обычаями. Например, базовый институт семьи включает такие неосновные институты как знакомство, ухаживание, помолвка, свадьба и пр.

Наши рекомендации