Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов - совокупность всей самостоятельной деятельности обучаемых как в отсутствие преподавателя, так и в контакте с ним, в учебной аудитории и за ее пределами (в том числе и в ходе учебных занятий). При изучении данной дисциплины целесообразно использовать следующие формы учебной работы:
- обзорные лекции;
- самостоятельная работа студентов с учебной и методической литературой;
- выполнение контрольных заданий (упражнений, тестов, задач).
Планируя время на изучение дисциплины, студентам можно руководствоваться предложенным учебно-методическим планом (смотри таблицу 2), где указано распределение времени, отведенного на изучение дисциплины, между лекциями, семинарами и самостоятельной подготовкой.
В ходе самостоятельной работы студентам необходимо разбираться с изучаемым вопросом, используя учебники (смотри список основной литературы) и материалы лекций. Для подготовки докладов к семинарским занятиям, или для углубления знаний по той или иной теме, целесообразно воспользоваться дополнительной литературой (смотри список дополнительной литературы). Учебники и другую литературу можно взять в библиотеке.
При подготовке докладов, сообщений можно воспользоваться Интернет-ресурсами. При этом следует обратить внимание на то, чтобы используемая информация была актуальна и достоверна. Студенты должны уметь
пользоваться основными правовыми базами, такими как «Кодекс» и «Гарант» и др.
При подготовке докладов следует выписывать полные ссылки из тех источников, которыми воспользовались. Это позволит преподавателю проверить качество выполненной работы.
Для проверки знаний можно использовать тестовые материалы или вопросы для самостоятельной подготовки, предложенные в УМК.
Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрен зачет. Вопросы к зачету приведены в разделе «Контрольные вопросы по дисциплине в целом».
Ниже приводится описание последовательности действий, целесообразной при изучении каждой темы дисциплины, и краткий обзор материала.
Введение
Дисциплина «Правоведение» имеет не только познавательное, но и практическое значение для студентов всех специальностей. Значение данной дисциплины для последующей профессиональной деятельности выпускника вуза определяется ролью права в обществе, в производственной и иных сферах деятельности человека. Указанные обстоятельства позволяют говорить об особой роли и особом значении дисциплины «Правоведение» для изучения, не только всего блока гуманитарных и социально-экономических наук, но и общепрофессиональных.
В условиях построения в России правового демократического государства каждый гражданин должен обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, проявлять глубокое уважение к закону, бережно относиться к социальным ценностям правового государства, обладать профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, высоким нравственным сознанием, неотъемлемой составной частью которого должно стать правосознание.
В российском обществе не должно быть места «правовому нигилизму», черты которого к сожалению, иногда отчетливо проявляются среди молодежи в форме неверия в закон, в справедливость, отсутствия чувства защищенности.
Дисциплина «Правоведение» призвана показать, какие имеются законные средства для защиты своих конституционных и иных прав и интересов, каков их конституционный и личный правовой статус, как в Российской Федерации с помощью правовых норм регулируются общественные отношения, в том числе и в сфере будущей профессиональной деятельности.