Методические рекомендации по изучению дисциплины. И организации самостоятельной работы студентов

И организации самостоятельной работы студентов

Студент, приступающий к изучению курса «Основы финансового менеджмента» должен обладать соответствующими знаниями по дисциплине: «Экономика», «Основы бухгалтерского учета и финансово-экономического анализа».

Основная цель дисциплины: изучение основных закономерностей функционирования финансового механизма и особенности организации финансовых отношений в России на уровне предприятий.

Основными формами учебного процесса являются лекции, индивидуальная и самостоятельная работа студентов, практические занятия (семинары), контрольные работы.

В лекциях освещаются наиболее важные и сложные вопросы, используется новый фактический материал, приводятся примеры из зарубежной и российской практики, что позволяет соединить теоретические знания и навыки практических расчетов. Это материал используется студентами в процессе индивидуальной и самостоятельной работы.

Индивидуальная работа студента предполагает самостоятельное составление конспекта и изучение рекомендуемой литературы. Работу следует начинать с прочтения материала с целью уяснения его содержания, основной идеи, выделения выводов и аргументов автора. Конспектировать рекомендуется лишь при повторном чтении.

При подготовке к семинарам рекомендуется изучить предлагаемую учебно-методическую, учебную и научную литературу. Целесообразно использовать следующий порядок подготовки к семинарским занятиям:

1) внимательно прочитать материал, усвоить его;

2) законспектировать наиболее важные для понимания изучаемой темы материалы.

Для контроля над самостоятельной работой студентов используются письменные (контрольные) работы, зачёт.

Тему письменной (контрольной) работы студент выбирает самостоятельно или её устанавливает преподаватель. Зачёт проводится в устной форме в виде ответа на вопросы билета. Примерная тематика письменных работ и примерные вопросы для зачёта даны в настоящем учебно-методическом комплексе. В качестве интерактивной формы работы со студентами предполагается их участие в конференции.

Содержание занятий в активной и интерактивной форме

Задание 1

Руководство предприятия намерено увеличить выручку от реализации на 10%, не выходя за пределы релевантного диапазона. В настоящее время выручка от реализации составляет 40 млн. руб., общие переменные издержки 31 млн. руб., постоянные издержки 3 млн. руб. Определить: 1) сумму прибыли, соответствующую новому уровню выручки от реализации традиционным способом и с помощью операционного рычага; 2) запас финансовой прочности предприятия.

Как и почему изменяются сила воздействия операционного рычага и запас финансовой прочности предприятия по мере удаления от порога рентабельности?

Задание 2

ООО «Студент» реализует тетради по 3,5 руб. за штуку. Эти тетради приобретаются у оптовика по 2,1 руб. за штуку, непроданные - возвращаются за полную стоимость. Аренда торгового места составляет 700 руб. в неделю. Определить:

1. Порог рентабельности?

2. Каким станет порог рентабельности, если арендная плата повысится до 1050 руб. в неделю?

3. Каким будет порог рентабельности, если удастся увеличить цену реализации с 3,5 руб., до 3,85 руб. за шт.?

4. Каким будет порог рентабельности, если закупочная цена повысится с 2,1 руб. до 2,38 руб.?

5. Сколько тетрадей должно быть продано для получения прибыли в сумме 490 руб. в неделю?

6. Какую прибыль можно ожидать при различных уровнях продаж?

7. Какой запас финансовой прочности имеет ООО «Студент»?

8. Какой будет порог рентабельности ООО «Студент», если будут продавать два вида товара: 400 штук обычных тетрадей и 500 штук общих тетрадей по цене реализации 6,0 руб. за шт., закупочная цена которых 3,92 руб. за шт.?

9. Постройте график порога рентабельности при наличии ассортиментной структуры.

Задание 3

Выручка от реализации предприятия составляет 1500 тыс. руб., переменные издержки – 1050 тыс. руб., прибыль – 150 тыс. руб., собственные средства предприятия – 600 тыс. руб.. предприятие получило долгосрочный банковский кредит на сумму – 150 тыс. руб., и краткосрочный – 60 тыс. руб. средняя расчетная ставка процента по заемным средствам составляет 20% годовых. Определить:

1. Сколько процентов прибыли удастся сохранить предприятию, если выручка от реализации сократится на 25%?

2. Процент снижения выручки, при котором предприятие полностью лишается прибыли и вновь встает на порог рентабельности.

3. На сколько процентов необходимо снизить постоянные издержки, чтобы при сокращении выручки на 25% и при прежнем значении силы воздействия операционного рычага, предприятие сохранило 75% ожидаемой прибыли.

4. Уровень эффекта финансового рычага.

Задание 4

Предприятие производит три вида изделий:

Показатель Изделие А Изделие В Изделие С
Объем реализации, тыс. шт.
Цена, руб./шт.
Переменные издержки, руб./шт., в том числе      
- материалы
- зарплата

Средние трудовые затраты на изготовление каждого вида продукции составляют 1080 руб./час. Затраты физического труда при изготовлении изделия А — 1 час/шт., В — 0,5 час/шт., С — 0,2 час/шт. Затраты машинного времени следующие: А — 1 час/шт., В — 0,5 час/шт., С — 0,1 час/шт. На основе этих данных получены расчетные показатели валовой маржи на человеко-час и машино-час. Проценты за кредит, относимые на себестоимость, у предприятия составляют 63,2 млн. руб. Чистая прибыль на акцию равна 20 000 руб. В следующем году планируется 10-процентное увеличение выручки от реализации.

Определить наиболее выгодный для предприятия вид продукции и чистую прибыль на акцию в следующем году.

Задание 5

Предприятие производит 100 тыс. шт. изделий типа А. Цена изделия — 2570 руб.; средние переменные издержки — 1800 руб./шт.; постоянные издержки — 38,5 млн. руб.

Провести анализ чувствительности прибыли предприятия к 10 % изменениям основных элементов операционного рычага:

1. Цена изменяется на 10%. Как изменяется прибыль? На сколько единиц продукции можно сократить объем реализации без потери прибыли?

2. Оценить влияние 10-процентного изменения переменных расходов на прибыль.

3. Оценить влияние 10-процентного изменения постоянных расходов на прибыль.

4. Оценить влияние 10-процентного увеличения объема реализации.

Задание 6

Фирма «Радуга» специализируется на производстве канцелярских товаров. В 2005 г. при объеме реализации 60 270 тыс. руб. (включая косвенные налоги — 23%) фирма несет убытки в размере 1520 тыс. руб. Конъюнктурные исследования показали, что аналогичные предприятия, работающие в тех же условиях и по тому же принципу, имеют прибыль на уровне 5% оборота. С целью достижения прибыли в размере 5% выручки от реализации, руководство фирмы наметило четыре альтернативных выхода из кризисной ситуации:

1. Увеличение объема реализации.

2. Сокращение издержек.

3. Одновременное увеличение реализации и сокращение издержек.

4. Изменение ориентации реализации (выбор более рентабельных изделий, более выгодных заказчиков, более прибыльных объемов заказа и путей реализации).

Переменные издержки: сырье и материалы - 18 300 тыс. руб., производственна зарплата – 10 820 тыс. руб.; начисления на производственную зарплату 4 330 тыс. руб.; прочие переменные издержки – 1800 тыс. руб. Постоянные издержки: зарплата 6 000 тыс. руб.; начисления на зарплату 2 400 тыс. руб.; аренда 800 тыс. руб.; амортизация 600 тыс. руб.; прочие постоянные издержки 5 470 тыс. руб.

Зарплата мастера, контролирующего выпуск определенного вида продукции — 1785 тыс. руб. (с начислениями в сумме 2500 тыс. руб.).

Основные виды продукции, выпускаемые фирмой, тыс. руб.

Показатель Линейки Карандаши Ручки
Выручка от реализации (без косвенных налогов)
Переменные издержки: 11 530
материалы
оплата труда
начисления
прочие издержки
Зарплата мастера с начислениями

Провести анализ чувствительности прибыли к изменениям для каждого из четырех направлений увеличения рентабельности. Характеризуя четвертое направление выхода из кризиса (изменение ассортиментной политики), использовать данные по основным видам продукции фирмы.

Задание 7

Фирма (см. задание 6) решила полностью прекратить выпуск наименее рентабельной продукции и сосредоточить свое внимание на производстве карандашей и ручек. Маркетинговые исследования показали, что расширить реализацию ручек без соответствующего снижения цены практически невозможно; в то же время, на рынке наиболее рентабельной продукции — карандашей — платежеспособный спрос значительно превышает предложение. Фирма сняла с производства линейки и резко увеличила производство карандашей. Прибыль должна составить 2,45 млн. руб., объем реализации ручек не изменился. Провести оценку перечисленных в предыдущем задании направлений выхода из кризиса.

Задание 8

Сумма кредита по кредитному соглашению составляет 1 000 000 руб., договорная ставка 16|%, норматив отнесения процентов на себестоимость — (13% +0,3%). Определить стоимость краткосрочного банковского кредита с учетом налоговой экономии (в рублях и в процентах).

Задание 9

Предприятие производит товар А, реализуя 400 шт. в месяц по цене 250 тыс. руб. (без НДС). Переменные издержки составляют 150 тыс. руб./шт., постоянные издержки предприятия — 35 000 тыс. руб. в месяц.

Выберите и обоснуйте вариант действий руководства предприятия:

1. Увеличить расходы на рекламу на 10 000 тыс. руб. в месяц, что должно дать прирост ежемесячной выручки от реализации на 30 000 тыс. руб.

2. Использовать более дешевые материалы, позволяющие экономить на переменных издержках по 25 тыс. руб. на каждую единицу продукции. Однако это приведет к снижению качества изделия и может вызвать снижение объема реализации до 350 шт. в месяц.

3. Снизить цену реализации на 20 тыс. руб. и одновременно довести расходы на рекламу до 15 000 тыс. в месяц. Отдел маркетинга прогнозирует в этом случае увеличение объема реализации на 50%.

4. Перевести сотрудников отдела сбыта с окладов (суммарный месячный фонд оплаты 6000 тыс. руб.) на комиссионное вознаграждение 15 тыс. руб. с каждой проданной плиты. Предполагается, что рост объема продаж на 15%.

5. Снизить отпускную оптовую цену, чтобы стимулировать сбыт и довести увеличение ежемесячного объема оптовых продаж на 150 плит. Какую следует назначить оптовую цену, чтобы прибыль возросла на 3000 тыс. руб.?

Задание 10

Предприятие изготавливает запасные части к автомобилям и реализует их по 10 тыс. руб. за шт. Переменные издержки на единицу продукции — 3,6 тыс. руб. Квартальный объем продаж — 250 000 шт. Постоянные издержки предприятия составляют 975 000 тыс. руб. Порог рентабельности перейден. Поступает коммерческое предложение продать дополнительно 20 000 деталей по 5,25 тыс. руб. Выполнение этого заказа связано только с возрастанием переменных издержек на 72 000 тыс. руб. Постоянные издержки не изменятся. Стоит ли принять предложение?

Задание 11

Предприятие производит детали А и В. В прогнозируемом периоде может быть отработано 20000 человеко-часов. При этом за один человеко-час можно изготовить либо одну деталь А, либо три детали В. Цена реализации деталей А – 15 тыс. руб., деталей В – 20 тыс. руб.; переменные издержки на единицу деталей А – 6 тыс. руб., деталей В – 16 тыс. руб. Определить какие детали выгоднее производить предприятию?

Задание 12

Наибольшая из сумм расходов предприятия пришлась на январь 2011 г. и составила 18 млн. руб., самая низкая — на март (15 млн. руб.); максимальная сумма дохода, соответственно, была равна 25 млн. руб., минимальная — 20 млн. руб. Определить структуру затрат предприятия.

Задание 13

Предприятие выпускает технически сложную продукцию, производство которой требует значительного количества комплектующих деталей. Предприятие может покупать эти детали по цене 100 тыс. руб./шт. или производить их у себя. Порог рентабельности предприятие прошло. Себестоимость производства деталей на самом предприятии: Прямые переменные издержки – 85 тыс. руб./шт.; постоянные накладные расходы - 20 тыс. руб./шт. Определить, что более выгодно для предприятия покупать или производить эти детали.

Задание 14

Предприятие располагает следующими источниками средств:

Привилегированные акции (средняя стоимость источника средств - 20%). Заемные средства, включая кредиторскую задолженность (средняя стоимость источника средств - 20%). Обыкновенные акции и нераспределенная прибыли (средняя стоимость источника средств - 30%).

Рассчитать средневзвешенную стоимость капитала.

Задание 15

Предприятие специализируется на производстве деталей. Основными являются три вида продукции: А, Б, В. Косвенные издержки распределяются по изделиям пропорционально затратам труда на их изготовление: книжные полки — 0,2 час/шт., набор дачной мебели — 0,6 час/шт., набор кухонной мебели — 0,9 час/шт.

Показатели деятельности предприятия, млн. руб.

Показатель Детали
А Б В
Прямые издержки 91,5 66,5 88,5
Выручка от реализации 148,5

Определить наиболее рентабельный вид продукции на основе: 1) калькулирования по полной себестоимости, 2) списания издержек по сокращенной номенклатуре затрат, 3) количественного ограничения изменений производственной программы.

Задание 16

Предприятие располагает следующими источниками средств:

Собственные средства – 1000 тыс. руб.

В том числе:

Привилегированные акции – 100 тыс. руб.

Обыкновенные акции и нераспределенная прибыль – 900 тыс. руб.

Заемные средства

В том числе:

Долгосрочные кредиты – 100 тыс. руб.

Краткосрочные кредиты – 300 тыс. руб.

Кредиторская задолженность – 100 млн. руб.

Мобилизация средств с помощью привилегированных акций обходится предприятию в 40%, с помощью обыкновенных акций - обходится в 23,3%. Долгосрочный кредит предоставлен под 22% годовых, краткосрочный кредит под договорную ставку в 21% годовых обходится с учетом налоговой экономии в 13,3%. Кредиторская задолженность теряет свой бесплатный характер за счет пени и обходится предприятию в 1%. Кроме того, предприятию удается получить дополнительно краткосрочных кредитов на 200 тыс. руб. под 23% годовых сроком на 1 год и нарастить кредиторскую задолженность еще на 100 тыс. руб. (без пени).

Предприятие получило государственную поддержку в форме льготного кредита под 6% годовых сроком на 1,5 года. Норматив отнесения процентов по краткосрочному кредиту на себестоимость равен (14% + 0,3%).

Определить средневзвешенную стоимость капитала предприятия до и после предоставления ему государственной поддержки форме льготного кредита для каждого из трех вариантов:

1. После предоставления льготного кредита продолжается выплата дивидендов как по привилегированным, так и по обыкновенным акциям.

2. Выплата дивидендов осуществляется только по обыкновенным акциям.

3. Дивиденды не выплачиваются вообще. Мобилизация средств с помощью привилегированных акций обходится предприятию в 400 % (т.е. уровень дивиденда по ним 400 %; мобилизация средств с помощью обыкновенных акций.

Задание 17

Стартовая стоимость объекта лизинга — 3 млн. 600 тыс. руб. Период полной амортизации — 12 месяцев, равномерно по месяцам. Учетная ставка Банка России — 20% годовых. С учетом вышеуказанной ставки, а также комиссионных лизингодателя и других расходов, ежемесячные отчисления в покрытие издержек по оказанию кредитных и других услуг составят 2% в месяц от фактически задействованных финансовых средств.

Составьте график лизинговых платежей и определите общую сумму расходов лизингополучателя. Определить, что выгоднее предприятию: получение оборудования по лизингу или приобретение его за счет кредита под процент на уровне учетной ставки Банка России.

Задание 18

Стоимость предмета лизинга соответствует 900 долл. США. Расчетной валютой выступает доллар США, а валютой платежа - рубль. Курс рубля к доллару США — 30 руб. Кредитная ставка — 2,2% годовых. Комиссионные — 0,8% годовых. Составьте график лизинговых платежей и определите общую сумму расходов лизингополучателя. Определить, что выгоднее предприятию: получение оборудования по лизингу или приобретение его за счет кредита под процент на уровне учетной ставки Банка России.

Задание 19

Производственные издержки предприятия составляют 120 тыс. руб./шт., цена — 200 тыс. руб./шт., переменные издержки на сбыт — 14 тыс. руб./шт., средние постоянные издержки — 8 тыс. руб./шт. (отнесены на себестоимость единицы продукции пропорционально трудозатратам). В настоящее время предприятие выпускает 10 000 изделий. Поступает предложение

о закупке 1000 изделий по цене 140 тыс. руб./шт. Определить следует ли руководству предприятия принять данное предложение?

о закупке 5 000 изделий. Если это предложение будет принято, то постоянные затраты возрастут на 10 млн. руб. и предприятию придется отказаться от изготовления 2000 шт. изделий в основном производстве. Оценить минимально приемлемую цену, на которую могло бы согласиться руководство предприятия.

Задание 20

Эластичность спроса от цен на продукцию предприятия равна 1,75. Определить последствия снижения цены на 1000 руб., если до этого снижения объем реализации составлял 10 000 шт. по цене 17,5 тыс. руб./шт., а общие затраты были равны 100 млн. руб. (в том числе постоянные — 20 млн. руб.) на весь объем производства.

Выгодно ли было бы предприятию снижение цены на 1000 руб./шт., если бы уровень постоянных издержек составлял 50% от общих расходов?

Содержание занятий в активной и интерактивной форме на ПЭВМ

Наши рекомендации