Российский цивилизационный 8 страница

Сказанное подводит к заключению о наличии правил:

1) своеобразных географических пульсаций панидей (покрываемых ими пространственных контуров), ритмические расширения и сжатия которых не периодичны, сопровождают процессы построения или разрушения на них (контурах) сверхдержав —

империй

2) своеобразных сопряженных отношений как между покрываемыми панидеями пространственными контурами (а), так и внутри последних (б). Мысль уточняют суждения: а) непосредственное пространственное соприкосновение панидей в повышательной державной фазе конфликтогенно (войны, силовые пикировки) б) фрагменты пространства, изначально не входящие в географические контуры панидей, не подпадающие под их духовную юрисдикцию, но впоследствии с ними ассоциированные, неустойчивы, коллаборационистичны относительно аутентичных ядер. (а) Предопределяет необходимость (при тяготении к стабильному МП) избегать пространственного соприкосновения панидей, разделять их буферными зонами. Современная редакция восстановления римской панидей (теории, как отмечалось, еще предстоит высветить проступающую во времени устойчивую тягу — plus frt que la mrt — к единению расчлененных, но прежде целостных пространственных контуров панидей) — перекрытие атлан-

тизмом сферы стратегического предполья с расширением НАТО на Восток. Современная редакция восстановления туранской панидей — попытка установить (события в Косово, Дагестане, Чечне, активизация крымских татар, экспорт ваххабизма) геополитическую дугу от Ядрана (через Крым, Кавказ) до Алтая и Синьцзяна (с заходом в Поволжье), фланкировать Россию враждебными сателлитами.

Опять-таки это не имеет концептуального, но имеет опытное обоснование: римская, туранская панидей при попытке потеснить русскую панидею, выдворить ее из подведомственного ей пространственного ареала неизменно терпят поражение. Задача в том, следовательно, чтобы, умерив экспансионизм, не доводить до взрывоопасного пространственного соприкосновения взаимодействия фундаментальных панидей. В связи с этим актуализируется геополитическая проблематика хинтерланда и лимитрофов. Но об этом позже.

(б) Обусловливает необходимость сугубой, повышенной осторожности в отношениях исходных ядер (почва и кровь — сочетания пространства, духа народа) к ассоциируемым с ними пространственно-народным областям. В некотором смысле об этом ранее не задумывались, но первоисточные географические контуры панидей с соответствующим этническим материалом становятся для них органичными впоследствии присоединяемые к ним пространственные сферы с располагающимися на них этническими массами так или иначе исходным ядрам неорганичны. В составе Великобритании повышенно деструктивны Шотландия, Северная Ирландия, Уэльс — наименее романизированные участки пространственного контура римской идеи. Аналогична ситуация с пребыванием в составе России Польши, Финляндии, стран Балтии.

Какова внутренняя связь панидей с географией — интригующий предмет, достойный обстоятельного специального изучения.

"География — единственная константа международной политики", — обращал внимание Бисмарк. Мы уже имели случай указать на многочисленные данные, корректирующие данную в известном смысле классическую схему. Стержень нашей мысли составляет соображение, что теллурический период международной истории завершен. Мировое сообщество вступило в горизонт поставляющего существования, фабрикации. Последнее отменяет канонический императив "расширение — это все" (С. Роде), трансформируя его в требование "культивация — это все". Важна не реальность сама по себе, а освоенная, одействованная, окультуренная реальность. Богатство наций определяют не территории


6.1. Природа явления

VI. Мировой порядок





как таковые, но гуманизированные, адаптированные к жизнепо-рождающим процессам территории.

К. Болдуин вводит понятие "степень потери силы", выражающее величину, на которую совокупная сила государства уменьшается по мере удаления от его территории1. Государства, следовательно, крепки скоростью воздействия на ситуацию в любой произвольно взятой точке. Отсюда быстрота реагирования, отлаженность коммуникаций, влияние на расстояние становятся фактором силы. Не территории, а отстаивание интересов на территориях, способность вступать в реакции через территории оказываются индикаторами могущества. Оперативность, эффективность, динамичность, как никакие иные параметры, отличают продвинутость в развитии. В первую очередь империй.

Рост империй, замечает Такер2, резонансен революциям в коммуникациях. Лошадь, парус, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель, последовательно сменяя друг друга, решали капитальнейшую для империй проблему экспансии (расширение). Наши дни, актуализируя роль коммуникативных единств, вносят принципиальные коррективы в традиционные обстояния. Прочность, конкурентоспособность имперских тел задается не частичными (водными, сухопутными) носителями экспансионизма, а совокупной мобильностью, адаптированное-тью (культивированность). Эффективными границами империй с наших дней пребывают не контингенты (армии), а мобильные коммуникации.

Понятие значимости транстерриториалъных форм оперативного, мобильного контроля поверхности планеты оказывается полезной исходной платформой для понимания природы современного МП.

Двухосевая конструкция мира на базе классической конкуренции теллуро- и таллассократий себя изживает. Упрочается многоосевое устройство на базе мобильных коммуникативных единств, становящихся как системы сопряженных, гомогенных, реципрокных по жизневоспроизводству пространств-регионов. Динамику современного МП определяет тенденция — от национальных к региональным корпорациям.

Указанная тенденция находит дополнительное солидное обоснование в языке глобалистики. Критерием глобализма в нашем прочтении, как отмечалось выше, выступает острота проявления

Bulding К. Cnflict and Defence. N.Y., 1963. Tucker Y. Histry f Imperialism. N.Y., 1920.

проблематики. Ослабление роли национального государства предопределяется необходимостью заявления, проведения корпоративных интересов по части снятия острейших проблем безопасности, обеспечения жизневоспроизводства в целом. Суверенитет, входя в противоречие с корпоративностью, отступает. Грядущая общечеловеческая революция будет революцией всемирного корпоративизма с ущемлением роли национального государства. Практическое свидетельство сказанному — возникновение надгосударственных региональных образований — Европейской объединенной империи (Европейское единство) Американской объединенной империи (Американское единство) (Америка — трансатлантическая проекция европейских движений). Обозначается, следовательно, транснациональная цивилизационная корпорация под эгидой римской идеи. Сходное движение с другой стороны света отличает корпоративные процессы под эгидой ту-ранской идеи — консолидированный аннексионизм Востока, претендующий (через экспорт ваххабизма, этнизацию анклавов — Косово, Крым, Кавказ) на установление (восстановление) своего имперского пространства.

Нетрудно видеть: наличный МП до мозга костей имперский, империалистичный. Только формой империи в отличие от канонической выступает не национальное государство, а регион типом современного империализма является корпоративный ре-гионализм.

В силу цивилизационного отставания России в понижательной фазе (какую она теперь проходит) региональный корпоративизм выражен в ее державной линии минимально. Стратегическая сверхзадача текущего момента для России — сохранить себя в качестве достойной единицы международных отношений. В ожидаемой же повышательной фазе произойдет реванш: упущенное наверстается. Как, когда, какой ценой это случится — неведомо, но что будет так — несомненно.

Итак, скрытую сущность наличного МП составляет региональный империализм на базе транснациональных корпоративных панидей. Взаимодействия последних через приданные им пространственные контуры обусловливают причинные, субстанциальные связи действительности — конфигурация союзничества — соперничества динамика миротворчества, поддержание мира мироустройство "постконфликтного" общества. Общая ситуация для сдавленной расширяющимися и укрепляющимися римской и ту-ранской панидеями русской идеи неблагоприятна. Денонсация Союзного договора (8 декабря 1991 г.) с последовавшим форсированным распадом СССР отбросила Россию с территорией 17 млн км2


6.J. Природа явления

VI. Мировой порядок





и населением 150 млн человек к черте XVII в. Геополитические реалии для России обусловлены:

— потерей державного влияния в мире

— утратой былого могущества на пространстве бывшего СССР (харгленд)

— вытеснением из важнейших участков европейского и азиатского материка

— отчуждением от традиционных соседей

— сужением выхода к стратегическим водным артериям (теплые моря)

— образованием (по западному, юго-западному, южному, юго-восточному периметру госграниц) очагов потенциальных и реальных конфликтов (этнические, конфессиональные, экономические противоречия)

— территориальными претензиями, которые в том или ином виде предъявляли или предъявляют Япония, Китай, Монголия, Эстония, Латвия, Норвегия, Финляндия

— дестабилизирующей линией Запада (НАТО) и Востока (Япония, Китай, Пакистан, Турция), не заинтересованных в существовании мощной, конкурентоспособной, процветающей России

— кризисом государственности — универсальной формы задания порядка в Евразии

— утратой вынесенных за границы страны оборонительных рубежей

— развалом системы коллективной безопасности на Европейском континенте

— ослаблением военного могущества (разрушение первого стратегического эшелона обороны, объединенной системы противовоздушной обороны, единой системы управления ВС, утрата РЛС, объектов ПВО, ПРО, мобилизационных арсеналов и т.д.).

Критическая ситуация России в мире усугубляется эскалацией национального кризиса, инициируемого влияниями извне и изнутри. Внешние влияния: мировой терроризм (Крым, Кавказ), идеологическое ангажирование, индоктринация этнических элит. Следствия: межэтническое противостояние, региональная автаркия, территориальный сепаратизм. Внутренние влияния: доктри-нальные просчеты, деформирующие госстроительство, — искажающее национальные интересы космополитичное "новое мышление" государственная суверенизация входящих в Россию административных единиц (национально-территориальная автономия)

коренизация в формировании местных политико-культурных элит привилегии, преференции в отношении национально-территориальных субъектов Федерации и т.д. Следствия: этнократия, этно-диктатура, рост центробежных тенденций, дезагрегация государства, усиление опасности сецессии.

Соблюдение и проведение национальных интересов требует нейтрализации и элиминации деструктивных воздействий и влияний. Дабы не сделаться ископаемым животным, Россия должна занять приличествующее ей место в МП. Определенный шанс создать стратегию реализации этого позволяет сознательное преодоление бытовавших в прошлом у нас предрассудков, догм, предубеждений, провоцировавших сомнительные импровизации саморазвития. Используя слог Б. Чичерина, делу поможет прямое и трезвое смотрение на вещи, видение различных их сторон, избегание односторонних увлечений. Проявление мудрости и смелости в очерчивании перспектив обновления России — учет требований цивилизационных императивов исторически выработанных всеобщих форм организации жизни на пространствах Евразии. Действование по историческому уму, народной мысли обязывает принять в расчет:

1. Принципиально не прав В. Соловьев, утверждая, будто христианский мир представляет "одну активную часть исторического человечества, все более и более втягивающую в свою жизненную сферу все прочие народы Земли. Некоторое относительно твердое сопротивление этому европейскому влиянию оказывает пока один только Китай, который и составляет... единственную и действительную, хотя, разумеется, лишь временную противоположность... общечеловеческой христианской культуре"1. Суть в том, что а) христианство — не фактор интеграции человечества (универсализации христианства как подобного фактора сопротивляются не единственно и действительно только китайцы) б) ци-вилизационное тело России генетически сложилось в противовес западному христианству. В XIV в., когда Москва соперничала с Вильно за общерусское влияние, вероятность оформления национального центра в Литве была крайне высокой. Воспрепятствовала случайность: на польский престол избирается литовский князь Ягайло в 1385 г. подписывается объединяющая Польшу и Литву Кревская уния в конце XIV в. осуществляется переход велико-княжеского литовского дома в католичество. Невозможность объединения Руси под эгидой Литвы конституируется кон-

1 Соловьев B.C. Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 542.



VI. Мировой порядок


6.1. Природа явления




фессионально. Москва, избавившись от стратегического западного соперника, усиливает ориентальный вектор своей активности. Ориентация на Восток с последующим державным поглощением монголо-татарской орды предопределила конфессионально-союзнические отношения православной Руси с буддистами-монголами и мусульманами-татарами. Цивилизационно Россия перестала быть христианской. Она стала вселенской, "миром миров".

2. "Вся история России есть борьба между центростремительным, созидающим тяготением и центробежным, разлагающим между жертвенной, дисциплинирующей государственностью и индивидуализирующимся, анархическим инстинктом"1, — указывает И. Ильин. Рост свободы и возможность сохранить империю (которая только и поставляет возможность сохранить Россию) традиционно не совмещались в нашем национальном прошлом. Искомое решение находится в одном — утверждении собственно народной империи. Закон нашей возможной Конституции, отмечает Тютчев, "чем народнее самодержавие, тем самодержавнее народ".

3. "Прошло то время, когда идеализировали и мечтали о всякого рода правлениях, и умные люди, обольщенные формами, бывшими у других народов, горячо проповедовали: одни — совершенную демократию, другие — монархию, третьи — аристократию, четвертые — смесь всего вместе, пятые — потребность двух борющихся сил в государстве... Наступило время, когда всякий более или менее чувствует, что правление не есть вещь, которая сочиняется в головах некоторых, что она образуется нечувствительно, сама собой, из духа и свойств самого народа, из местности — земли, — на которой живет народ, из истории самого народа", — подчеркивает Н. Гоголь. Почва, история российского народа — сильная государственность, ввиду отсутствия иных упорядочивающих форм обеспечивающая порядок, гармонию традиций, культур, конфессий в Евразии. Государство в России — фундаментальная инстанция, которую нельзя ослаблять.

4. Обновление России, в чем убеждает многострадальный опыт, — от "внутренних процессов в русском народе" (Бердяев), а не от сферы отвлеченной мысли. Чем народоотстраненнее реформа, тем она для страны пагубнее. Рельефные тому подтверждения — безнадежно запоздалые прозрения наших прожектерствующих устроителей Отечества — "не сметь командовать".

Илъин H.A. Наши задачи. М.,1992. Т.1. С. 245.

Вселенскость, цивилизационный универсализм, народная ударственность суть факторы расширения границ процветания осени, восстановления искомых ее мировых кондиций. Конди-ий не планетарной гегемонии, а собственной совершенности, :онкуренто- и кредитоспособности.

На одной стороне — нация-государство, на другой стороне — крытый регионализм. Какие из текущих тенденций НМП созадут основу нарождающейся реальности? Каким будет домини-»ующий фактор мировой политики? Перебирая модели вероятных »ядущих конфигураций, мы отвергаем версии, связанные с ентрированием соперничества наций-государств и конфликтнос-цивилизаций. Наиболее принципиальные напряжения гло-альной политики, на наш взгляд, определятся двоякой тенден-ей: а) взаимодействием панидей и сцепленных с ними геогра-»ических контуров б) взаимодействием рас, стимулируемых региональным влиянием. Разломы в отношениях единиц человечества пройдут не по конфессиям, не по цивилизациям, не по национальным государствам, а по духу в сцепке с почвой и кровью.

Вековая привычка воевать инициировалась вначале противоречиями между государями, затем между нациями-государствами, настоящий момент национально-государственная конфликт-юсть теснится регионально-корпоративной. Это не значит, что ль национального государства упраздняется. Отнюдь. Это значит лишь, что его роль изменяется. Национальное государство сохранит и даже усилит свою роль в вопросах суверенитета, отстаивания, предоставления, соблюдения гарантий культивации, эксплуатации территориальных, природных, ценностных богатств, завещанных народам их предками. По части ручательств, обязательств институт национального государства неколебим. Но он утрачивает активы, отступает перед натиском региональной (экономика, коммуникация, культура без границ) расовой (антропологическая, традиционная близость) корпо-

Механизм цивилизации, как мы пытаемся убедить, в качестве остова жизневоспроизводственной деятельности относительно космополитичен, иррадиирован, толерантен, завязан на универсальные параметры систематизации и интеграции продуктивно-репродуктивных процессов поддержания существования, верше-ния истории, социотворчества (общность индустриальных, гражданских, экзистенциальных технологий).

Механизм региональной, расовой корпорации частичек, концентрирован, агрессивен, дезагрегирует согласованные циви-







лизационные поля привносимой идентификацией. Цивилизации утрачивают монолитность, поляризуются, расслаиваются неорганичными внешними (не связанными с базовыми жизнепорождаю-щими структурами) воздействиями.Блоковая, биполярная система прошлого мира с фиксированным балансом сил как военно-силовым (это не тавтология) понятием обеспечивала стабильность. Наличная ситуация многополюсного полицентричного мира, обесценив конфронтацион-ную систему сдержек и противовесов (взаимоустрашение — паритет), породила уязвимый, неравновесный, неопределенностный, неустойчивый, турбулентный миропорядок, сделав его прозрачным, ценностно проницаемым. В противовес четко очерченной зонной конфигурации сложилась конфигурация политического "шведского стола": влияя, все подходят, берут. Вопрос, "кто" подходит и "что" берет, — не радикален. Радикальна сама возможность "подходить" и "брать". Открытость, прозрачность, проницаемость мира как следствие разблокированное™ означают в национально-государственной плоскости разгосударствление, детерриторизацию, а в цивилизационной плоскости — мозаиза-цию мира.

Мозаицизм при наделении этого биологического конструкта социально-политическим смыслом характеризует присутствие в гомогенных цивилизационных тканях элементов с посторонней принадлежностью в качестве итога трансляции, инкорпорации чуждого жизнестроительного материала. Сопутствующие, ближайшие эффекты мозаицизма — цивилизационный гинандромор-физм и химеризм — неорганичное сочетание в жизневоспроизвод-стве признаков разных цивилизационных структур.

Тойнби говорил о наднациональности социокультурных движений, сопутствующих складыванию цивилизаций. Мы говорим о наднациональности социокультурных движений, сопутствующих их (цивилизаций) распаду.

Иллюстрацией мысли выступают примечательные тенденции прогрессирующей агрессивности взаимодействия панидей реванш колоний над метрополиями, Юга над Севером, Востока над Западом, третьего мира над первым и вторым миром.

Если превалирует первая тенденция — ослабленная Россия охватывается враждебными ассоциациями на базе римской и ту-ранской идей — срабатывает вариант нетрадиционного геополитического партнерства с Азией против Европы и Турции. Данный вид блоковости сплачивает стратегическое пространство России, Китая, Индии, Ирана с его несметным земельным, коммуникационным капиталом, людскими, технологическими ресурсами.

Консолидация Запада вокруг НАТО вызывает необходимость консолидации не-Запада вокруг иных центров планетарного масштаба, какими являются названные великие государства Евразии и Азии.

Если превалирует вторая тенденция, срабатывает вариант расового блока Европы, Евразии и США против Азии, Африки и Латинской Америки последние рассматриваются как великие проблемы будущего Старого, Нового Света и России.

Цивилизационные условия России, США и Европы различные, но угрозы у них сходные. Имеется в виду, в первую очередь, наступление аллохтонов на автохтонов. Процесс этот имеет двоякую выраженность: надвигание внутренних и внешних пришельцев.

Внутренние пришельцы. В России (странах СНГ) сельские аборигены идут на город, превращая урбанизацию в довольно формальное явление (дезурбанизированность районов проживания лимитчиков). В США, Европе мегаполисное цветное гетто идет на белую деревню, превращая фешенебельный частный пригород в claca maxima. В силу несимметричности цивилизацион-ного развития России, США и Европы движения разнонаправ-ленные, однако итог один: разрушение культуры, разложение жизни, впадение в хаос.

Внешние пришельцы. Скрытое просачивание, укоренение, закрепление вселенцев в лице этнических нелегалов, по причине своей причастности к иным системным связям разбалансируюших наличный порядок жизнепроизводства и жизневосстановления. По данным национального демографического института, к 2015 г. французы станут нацменьшинством, во Франции — на 100 рождающихся детей придется 56 потомков иностранцев. В Германии представительные турецкая и курдская общины потенциально способны дестабилизировать социум выяснением взаимоотношений. Национальные интересы США все более трудно согласуются с эгоистическими интересами эмигрантских, этнических диаспор. В России колоссальные территории отторгаются компактным заселением, концентрацией иммигрантов. При учете, что от Байкала до Тихого океана у нас проживают 8 млн, а со стороны Китая 320 млн человек, угроза дальнейшего отторжения территорий путем нелегального их заселения куда как реальна. Категорическим императивом существования продвинутых белых стран перед угрозой захлестывания инородными пришельцами предстает требование расового единства оставшись один на один с общим врагом — социальными маргиналами, этническими нелегалами,


6.1. Природа явления

VI. Мировой порядок





лизационные поля привносимой идентификацией. Цивилизации утрачивают монолитность, поляризуются, расслаиваются неорганичными внешними (не связанными с базовыми жизнепорождаю-щими структурами) воздействиями.

Блоковая, биполярная система прошлого мира с фиксированным балансом сил как военно-силовым (это не тавтология) понятием обеспечивала стабильность. Наличная ситуация многополюсного полицентричного мира, обесценив конфронтацион-ную систему сдержек и противовесов (взаимоустрашение — паритет), породила уязвимый, неравновесный, неопределенностный, неустойчивый, турбулентный миропорядок, сделав его прозрачным, ценностно проницаемым. В противовес четко очерченной зонной конфигурации сложилась конфигурация политического "шведского стола": влияя, все подходят, берут. Вопрос, "кто" подходит и "что" берет, — не радикален. Радикальна сама возможность "подходить" и "брать". Открытость, прозрачность, проницаемость мира как следствие разблокированности означают в национально-государственной плоскости разгосударствление, детерриторизацию, а в цивилизационной плоскости — мозаиза-цию мира. Мозаицизм при наделении этого биологического конструкта социально-политическим смыслом характеризует присутствие в гомогенных цивилизационных тканях элементов с посторонней принадлежностью в качестве итога трансляции, инкорпорации чуждого жизнестроительного материала. Сопутствующие, ближайшие эффекты мозаицизма — цивилизационный гинандромор-физм и химеризм — неорганичное сочетание в жизневоспроизвод-стве признаков разных цивилизационных структур.

Тойнби говорил о наднациональности социокультурных движений, сопутствующих складыванию цивилизаций. Мы говорим о наднациональности социокультурных движений, сопутствующих их (цивилизаций) распаду.

Иллюстрацией мысли выступают примечательные тенденции прогрессирующей агрессивности взаимодействия панидей реванш колоний над метрополиями, Юга над Севером, Востока над Западом, третьего мира над первым и вторым миром.

Если превалирует первая тенденция — ослабленная Россия охватывается враждебными ассоциациями на базе римской и ту-ранской идей — срабатывает вариант нетрадиционного геополитического партнерства с Азией против Европы и Турции. Данный вид блоковости сплачивает стратегическое пространство России, Китая, Индии, Ирана с его несметным земельным, коммуникационным капиталом, людскими, технологическими ресурсами.

Консолидация Запада вокруг НАТО вызывает необходимость консолидации не-Запада вокруг иных центров планетарного масштаба, какими являются названные великие государства Евразии и Азии.

Если превалирует вторая тенденция, срабатывает вариант расового блока Европы, Евразии и США против Азии, Африки и Латинской Америки последние рассматриваются как великие проблемы будущего Старого, Нового Света и России.

Цивилизационные условия России, США и Европы различные, но угрозы у них сходные. Имеется в виду, в первую очередь, наступление аллохтонов на автохтонов. Процесс этот имеет двоякую выраженность: надвигание внутренних и внешних пришельцев.

Внутренние пришельцы. В России (странах СНГ) сельские аборигены идут на город, превращая урбанизацию в довольно формальное явление (дезурбанизированность районов проживания лимитчиков). В США, Европе мегаполисное цветное гетто идет на белую деревню, превращая фешенебельный частный пригород в claca maxima. В силу несимметричности цивилизацион-ного развития России, США и Европы движения разнонаправ-ленные, однако итог один: разрушение культуры, разложение жизни, впадение в хаос.

Внешние пришельцы. Скрытое просачивание, укоренение, закрепление вселенцев в лице этнических нелегалов, по причине своей причастности к иным системным связям разбалансирующих наличный порядок жизнепроизводства и жизневосстановления. По данным национального демографического института, к 2015 г. французы станут нацменьшинством, во Франции — на 100 рождающихся детей придется 56 потомков иностранцев. В Германии представительные турецкая и курдская общины потенциально способны дестабилизировать социум выяснением взаимоотношений. Национальные интересы США все более трудно согласуются с эгоистическими интересами эмигрантских, этнических диаспор. В России колоссальные территории отторгаются компактным заселением, концентрацией иммигрантов. При учете, что от Байкала до Тихого океана у нас проживают 8 млн, а со стороны Китая 320 млн человек, угроза дальнейшего отторжения территорий путем нелегального их заселения куда как реальна. Категорическим императивом существования продвинутых белых стран перед угрозой захлестьшания инородными пришельцами предстает требование расового единства оставшись один на один с общим врагом — социальными маргиналами, этническими нелегалами,


VI. Мировой порядок


6.2. Столкновение панидей




националистическими автономизирующимися меньшинствами, белые должны не дифференцировать, а консолидировать свои цивилизационные знаки.

И один и другой типы блоковое™ — ассоциация ради борьбы. Предпочтительнее иной вид блоковых отношений — ассоциация ради развития. По аналогии с геостратегическими интеграционными проектами типа проекта "Большой Китай" России надлежит выработать модель своей собственной перспективы. "У каждого народа, — говорит Ключевский, — своя судьба и свое назначение. Судьба народа слагается из совокупности внешних условий, среди которых ему приходится жить и действовать. Назначение народа выражается в том употреблении, какое народ делает из этих условий, какое он вырабатывает из них для своей жизни и деятельности"1. Судьба, назначение народа определяются условиями жизнедеятельности. Каковы они для России?

Наши рекомендации