Реформы местного самоуправления.

  1. СОЗДАНИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ – ЗЕМСТВ.

Причины проведения:

    • Желание возместить для дворян утрату прежней власти
    • Отвлечь активную часть общества от «политических мечтаний», заставить заниматься хозяйственными проблемами

В апреле 1860 г. Н. А. Милютин представил Александру 2 Записку «о временных правилах» местного управления, которое строилось по принципу выборности и бессословности.

Новый министр внутренних дел П. А. Валуев этот принцип не смог отменить в условиях революционной ситуации.

1 января 1864 г. –введено «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» - создание в уездах и губерниях новых выборных органов местного управления – земств– в 34 губерниях.

Избиратели делились на 3 курии:

1. землевладельцев 2. городские избиратели 3. выборные от сельских обществ
Если есть 200 десятин земли или другой недвижимости на 15 тысяч рублей, владельцы торговых, промышленных предприятий с доходом 6 тысяч рублей в год Кто имел купеческие свидетельства, владельцы предприятий с оборотом 6 тысяч рублей или недвижимости от 600 до 3600 рублей Многостепенные Сельский сход Волостной сход Уездный сход Губернский сход

По 1 курии избиралось такое же количество гласных в земства, как и по остальным двум, что обеспечивало господство дворянства.

Земские органы – распорядительные – земские собрания – во главе – предводитель дворянства – из представителей всех сословий – гласных (депутатов), на 3 года, созывались ежегодно на сессии, рассматривали отчеты управ, утверждали план земского хозяйства, расходы, доходы. Вознаграждения за службу не получали.

Выбирали исполнительные органы – земские управы – на 3 года, действовали постоянно, получали жалованье.

Земства решали местные хозяйственные дела:

- строительство путей сообщения

- сооружение и содержание школ, больниц,

- развитие местной торговли, промышленности

- содержание тюрем.

За законностью действий земств следил губернатор. Земства получали право содержать на своем жаловании земских врачей, учителей, статистов.

Основой земского бюджета был специальный налог, которым облагалось недвижимое имущество на практике – основные сборы с крестьян, а расходы до 80 % - на содержание земских учреждений и полицию.

ЗЕМСТВА БЫЛИ ЛИШЕНЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ.

Сами земства не обладали исполнительной властью, для выполнения своих постановлений обращались к местной полиции.

Главным требованием земцев-либералов было создание центрального земского учреждения – Земского Собора.

Земская реформа НЕ РАСПРОСТРАНЯЛАСЬ: на Сибирь, Архангельскую, Астраханскую, Оренбургскую губернии, т. к. дворянское землевладение здесь незначительное, на национальные окраины – Польшу, Литву, Кавказ, Казахстан, Среднюю Азию.

недостатки Достоинства
  • Непоследовательно выдержан принцип всесословности
  • Куриальная система выборов фактически строилась по сословному признаку
  • Круг вопросов решаемых земствами ограничен
  • Указы 1866, 1868-1874 гг. ставили земства в большую зависимость от губернатора
  • Важный шаг на пути формирования гражданского самосознания
  • Подняли уровень образования и народного здравоохранения
  • Улучшили дороги
  • Организован мелкий кредит через ссудо-сберегательные товарищества
  • Устроены почты

КОНСПЕКТ

Земская реформа (1864 г.)

К началу 60-х гг. прежнее управление на местах показало свою полную несостоятельность.

1 января 1864 г. Императорским указом вводилось «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которое предусматривало создание в уездах и губерниях новых выборных органов местного управления – земств.

Распорядительными органами земств являлись уездные и губернские собрания, члены которых назывались гласными. Из состава гласных собрания избирали исполнительные земские органы – управы, в составе председателя и нескольких членов. Из числа гласных избирались также комиссии для разработки вопросов местного хозяйства.

Выборы в земства проходили один раз в 3 года. Правом голоса пользовались только мужчины. Избиратели делились на 3 курии (избирательные собрания): землевладельцев, собственников неземельных недвижимых имуществ и крестьян. Для участия в выборах по первым 2 куриям нужно было иметь определенный имущественный ценз. Мелкие собственники, не имевшие полного ценза, могли участвовать в выборах через уполномоченных, которых они выбирали на своих съездах. Число уполномоченных равнялось количеству полных цензов, которое давало сложение стоимости имущества мелких собственников. Выборы по крестьянской курии были многоступенчатыми. Сначала избирались кандидаты, которые затем из своей среды выбирали необходимое число гласных.

Гласных губернского земского собрания избирали уездные земские собрания из числа своих членов.

Но силами одних гласных нельзя было реализовать все поставленные перед земствами задачи, поэтому земства получили право приглашать на работу специалистов по отдельным отраслям хозяйства – врачей, учителей, агрономов …, которые получили название земских служащих.

Земства вводились только на уровне уездов и губерний, поэтому основным требованием земских гласных сразу же стало введение мелкой земской единицы (волостного земства) и центрального земского органа. Вопреки ожиданиям правительства земства не замкнулись на решении местных хозяйственных дел, а активно включились в политическую борьбу, став основой либерального движения в России.

Недостатки земской реформы:

    • Непоследовательно выдержан принцип всесословности
    • Распределение по куриям давало значительные преимущества дворянам
    • Круг вопросов, решаемых земствами, был ограничен

Создание земств было успехом сторонников конституционного правления.

  1. 1870 г. – городская реформа (по типу земской)

Подготовка реформы городского самоуправления началась в 1862 г.

К 1864 г. выработан проект. Самодержавие усилило реакцию после покушения на царя Д. Каракозова 4 апреля 1866 г. и ввело измененный проект.

В 509 городах вводились формально бессословные органы городского самоуправления – городские думы – на 4 года, во главе председатель. Дума избирала городскую управуво главе с председателем – городской головой.

Городская управа – исполнительный орган, действовал постоянно.

Правом выбора пользовались: 25 летние и платившие городские налоги. Избиратели делились на 3 курии по величине выплачиваемого городу налога:

Крупные плательщики, которые платили в казну 30% налогов Средние плательщики, которые платили 30% городских налогов Мелкие, которые платили 30% городских налогов

Каждая курия избирала равное число гласных городской думы, поэтому большинство членов думы – крупная финансовая и торгово-промышленная буржуазия.

Городское общественное самоуправление ведало хозяйственными вопросами:

- благоустройство города

- развитие местной торговли и промышленности, здравоохранения, народного образования

- содержание тюрем, полиции

- могло облагать сбором в 1% городскую недвижимость.

Основные расходы – на содержание аппарата и полиции.

Городская дума подчинялась Сенату, но губернатор осуществлял надзор за деятельностью Думы.

Избранный городской голова утверждался губернатором или министром внутренних дел в крупных городах.

Для контроля за деятельностью городского самоуправления создан специальный орган – губернское по городским делам присутствие.

Эта реформа способствовала приобщению широких слоев населения к решению вопросов управления, что служило предпосылкой для формирования в России гражданского общества и правового государства.

КОНСПЕКТ

Городская реформа (1870 г.)

В 1870 г. по типу земской была проведена городская реформа. Она заменила прежние сословные городские думы всесословными выборными городскими учреждениями – городскими думами и городскими управами.

Представительными органами городского самоуправления были городские думы, избиравшиеся на 4года из числа городских собственников – плательщиков городских налогов. Избиратели заносились в список по порядку уменьшения суммы налога, который они платят. Затем список делился на 3 равные части, от каждой из которых избиралась треть депутатов (гласных) в городскую думу. Лица, не имевшие собственности и не платившие городских налогов, в выборах не участвовали. Городская дума избирала членов городской управы и городского голову (исполнительные органы городского самоуправления).

При всей своей ограниченности городская реформа была шагом вперед – она способствовала приобщению широких слоев населения к решению вопросов управления,что служило предпосылкой для формирования в России гражданского общество и правового государства.

Судебная реформа (1864 г.)

Подготовка начата в 1861 г., во главе – министр юстиции и секретарь Государственного Совета С. И. Зарудный.

20 ноября 1864 г. – новые судебные уставы.

Новый суд строился на принципах буржуазного права:

· Бессословность – решение суда не зависит от сословной принадлежности обвиняемого, т. е. равенство всех сословий перед законом

· Независимость суда от административной власти

· Гласность – на заседаниях суда могла присутствовать публика, пресса могла сообщать о ходе судебного процесса

· Состязательность – устный характер суда, гласность, участие в судебном производстве прокурора (обвинения), адвоката (защита), 12 присяжных заседателей

· Выборность мирового судьи и присяжных

Созданы 2 системы судов:

мировые Общие
  • Рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела
  • Создавались в городах и уездах
  • Мировые судьи осуществляли правосудие единолично
  • Выбирались уездными земскими собраниями или городскими думами
  • Утверждались Сенатом
  • Для судей – ценз: не ниже среднего образования и недвижимости на 15 тысяч рублей или 400 десятин земли
  • Получал 2200-9000 рублей в год
  Мировой Волостной Окружной Судебная палата Сенат
Включали: - окружной суд: назначался императором по представлению министра юстиции, рассматривал сложные уголовные и гражданские дела. В уголовных делах участвовали 12 присяжных (25-70 лет, хорошая личная характеристика, 2 года оседлости, недвижимости на 2000 рублей). Списки присяжных утверждал губернатор.   Апелляционной инстанцией для окружного суда была Судебная палата. Апелляция по приговору, вынесенному судом присяжных, не допускалась.   Судебная палата рассматривала дела о должностных преступлениях.   Высшей судебной инстанцией был Сенат. Председатели и члены окружного суда и судебных палат утверждались императором, должны иметь высшее юридическое образование и стаж судебной практики 5 лет.

Реформа устанавливала гласность судебных процессов, на них допускалась публика. Принцип состязательности сторон обеспечивали прокурор и адвокат.

Присяжными не могли быть: духовные лица, военные, учителя. Обучение присяжных поверенных и их деятельность создали систему распространения правового сознания в народе.

В мировоззрение широких народных масс входило представление о неотъемлимых частных правах человека, отличных от его прав как гражданина, неотделимых от обязанностей перед государством.

Наши рекомендации