Обоснование абсолютизма в России в произведениях В. Ф. Прокоповича и В. Татищева.
Более систематизированное идейно-политическое обоснование абсолютизма дается в трудах архиепископа Феофана Прокоповича(1681-1736 гг.). Страстный сторонник петровских нововведений, он энергично выступил за просвещение, против закоренелой старины, резко критиковал католическую церковь за обскурантизм, за отрицание и преследование научных достижений. Образованнейший человек своей эпохи, прекрасно владевший несколькими языками, Прокопович при разработке своей политической теории обращался к трудам античных и современных западноевропейских мыслителей, отечественным источникам.
В учении Прокоповича естественно-правовые теории сочетаются с догматами богословия как при обосновании процесса происхождения государства, так и при определении абсолютного монарха. С одной стороны, «монархи боги суть», с другой – неограниченность власти самодержца проистекает из соглашения, по которому народ отказывается от своей воли и передает её верховной власти. По Феофану, государство существовало не всегда, ему предшествовало естественное свободное состояние, которое он вслед за Гроцием и Пуфендором характеризовал как эпоху хаоса, войн и кровопролитий, когда люди превращались «в неукротимых зверей». Но божественное провидение, даровав людям разум, подсказало им, как выйти из этого состояния и найти спасение – объединиться в союзы. Затем народ заключает договор с отдельным лицом, которое на его основе становится государем.
Таким образом, государство возникло на основе договора, при заключении которого народ отказывается от своих прав и свобод, от своего суверенитета и передает их одному лицу – монарху, говоря: «Ты владеешь нами к общей пользе нашей». Народ отдает свою волю государю по Божественному убеждению и поэтому обязан «хранить его повеления, законы и уставы без всякой оговорки». Договор трактуется односторонне, абсолютистски, он обязателен только для народа, который рассматривается лишь как субъект обязанностей и подчинения.
Но за народом Прокопович оставляет право выбора формы правления: монархии, аристократии, демократии или той, которая «смешанный состав имеет». Лучшей из них он считал наследственную абсолютную монархию как более устойчивую, так как замещение престола специально подготовленным для этого лицом делает её защищенной от случайностей и неожиданностей. При этом Прокопович, исходя из «дела царевича Алексея», считал необходимым предоставлять монарху широкие возможности в выборе себе наследника по собственному усмотрению. Наследником не обязательно должен быть кровный родственник, а то лицо, которое, по мнению правящего монарха, может наилучшим образом продолжить его дело, «с великой пользой для отечества царствовать бы мог».
Характерно, что и этот вывод Прокопович пытается обосновать положениями Святого писания, ссылками на авторитет Гроция, на Устав Юстиниана, на первоначальный договор о создании государства и назначении правителя, в содержание которого Прокопович включает обращение народа к властителю: «Ты же сам впредь да оставляешь нам наследственного правителя».
Таким же сочетанием богословских и рационалистских идей Прокопович обосновывал обязанности верховной власти. Осуществляя долг служения народу, идею «общего блага», монарх одновременно реализует божественное призвание и требование естественного права: обеспечивает государственную безопасность, мир, внутренний порядок, правосудие, народное просвещение, заботится о развитии производства.
Прокопович – сторонник законности во всех сферах и формах государственной жизни. Отрицать необходимость законов для общества – значит, как полагал он, желать «погибели человеческой». Но государя он ставит над законом, утверждая, что действия монарха нельзя ни оспаривать, ни критиковать, ни даже хвалить, ибо монархи – это боги.
По-новому разрешил Прокопович и проблему взаимоотношений церкви и государства. Он не допускал даже мысли о превосходстве духовной власти над светской или о неподчинении государству духовенства и монашества. В Духовном регламенте Прокопович доказывает справедливость ликвидации патриаршества и учреждении Синода как органа коллегиального (соборного) управления всеми звеньями церковной организации. Такой подход не только юридически подчинял церковь светской власти, государству, но и раскрепощал духовную культуру России, высвобождал литературу, науку, искусство из-под опеки духовенства, что было прогрессивным явлением для того времени. Но процесс приспособления православной церкви к новым условиям протекал болезненно. В религиозной среде многие десятилетия фактически существовала политическая оппозиция этим нововведениям, смыкавшаяся со светской, консервативной боярско-аристократической оппозицией.
Близкую к Прокоповичу позицию занимал и Василий Никитич Татищев(1686-1750 гг.), правда, в его трудах богословские идеи не играют решающей роли. Его мировоззрение носит вполне светский характер и основывается на теории естественного права. Но процесс образования государства, теорию общественного договора он дополняет обстоятельными историческими фактами и аргументами патриархальной теории.
Образование государства Татищев представляет как естественно-исторический процесс развития известных человеческих сообществ и заключения нескольких договоров. Первым сообществом была семья – заключается договор супружества. По мере увеличения семьи возникает родовое сообщество и второй договор – между родителями и детьми. Затем рост народонаселения привел к складыванию «домовного» сообщества, в котором заключается договор между господами и слугами. Необходимость обороны и защиты, рост экономических связей заставляет «домовные» сообщества объединяться с другими, что привело к образованию «гражданского общества», созданию государства «общенародия» для всеобщей пользы.
Суть власти на всех ступенях общежития одинакова – это «узда неволи». Она может быть уздой «по природе», «по своей воле», «по принуждению». Последнюю он считает противоправной. Власть родителей над детьми и монарха над подданными – это «узда по природе». Она основана на естественных законах. Отношения монарха с его подданными он уподобляет взаимоотношениям отца с детьми и подчеркивает, что монарх, получивший власть «с согласия всех подданных», должен заботиться о них, «яко отец о гадах и господин дома».
Наличие и выбор формы правления Татищев ставил в зависимость от состояния и обстоятельства каждого сообщества: от размеров территории страны, степени обеспечения её внешней безопасности, численности населения и др. Русское государство, полагал он, в значительной мере деформировалось внешним фактором. Без обеспечения государственной не зависимости и руководства просвещенного помещика ленивый и невежественный мужик неизбежно погибнет. «Была бы ему, – писал он, –воля гибелью».
И все-таки в этом, не совсем логичном умозаключении основная мысль выражена предельно однозначно: вольность несовместима с монархией, на пути к достижению вольности стоит монархия, т.е. в данном случае нет аргументов, оправдывающих целесообразность монархии: она оказывается на пути главного, что могло бы обеспечить процветание государства –вольности.
Серьезным изъяном абсолютистского правления Татищев считал то, что государством четко не определены права и обязанности каждого сословия, их юридический и экономический статус. На почетное место в государстве должно быть поставлено купечество: оно, по Татищеву, подобно сердцу в человеческом теле. «Когда купечество богато, то все государство богато, сильно и почтенно». Особо настаивал он на расширении сословных привилегий дворянства, повышении его роли в управлении государством. «Дворянство... есть главный и честнейший стан государства, – писал он, – оно есть природное для обороны государства воинство и для расправы министерство или градоначальство».
Татищев – страстный поборник просвещения, развития науки. Темнота, невежество, по его мнению, одна из причин распрей, возмущений и бунтарских выступлений. Поскольку «народ никакого просвещения не имеет и в темноте суеверий утоплен», его легко обманывать всяким «коварным плутам». А с развитием и распространением наук напрямую связывал промышленное и экономическое процветание страны.
Меры, идеи, предлагавшиеся Татищевым, будь они своевременно реализованы, были бы весьма благотворными для поступательного развития русского общества. Но как это часто случалось, их выслушивали, подчас с интересом, но не спешили воплощать в жизнь. Многие работы Татищева не были известны общественности вплоть до середины XIX в. И каждая новая публикация открывала еще одну область, сферу знаний, где Татищев был либо зачинателем, либо специалистом, стоящим вполне на уровне своего времени, а нередко опережающим его.
Знаток XVIII столетия Д.А. Корсаков не преувеличивал, давая общую оценку деятельности Татищева: «Наряду с Петром Великим и Ломоносовым он являлся в числе первоначальных зодчих русской науки. Математик, естествоиспытатель, горный инженер, географ, историк и археолог, лингвист, юрист, политик и публицист и вместе с тем просвещенный практический деятель и администратор, Татищев, по своему обширному уму и многосторонней деятельности смело может быть поставлен рядом с Петром Великим».