Социологическое исследование

Е гг.

Говоря о состоянии российско-германских политических отношений, нельзя не отметить следующее существенное обстоятельство: начиная с 1994 года, немецкие политики, эксперты, журналисты настойчиво, хотя и с различной интенсивностью, вели кампанию, которая преследовала цель создания в германском обществе устойчивого представление о том, что России, независимо от ее политического строя, имманентно присущи имперские амбиции и агрессивные устремления в отношении своих соседей, а неспособность обеспечить порядок внутри страны порождает угрозы техногенного и иного характера для всего континента. Нередко к этой кампании подключались немецкие идеологические центры, а порой и спецслужбы. Так, например, ими была инсценирована афера с контрабандой плутония, организация публикации о деятельности "русской мафии" и т.д. В недружественном для России ключе обычно подавались материалы о ее отношениях со странами СНГ, а российско-белорусские отношения освещались в исследуемые годы в откровенно враждебном тоне.

С окончанием эры Г.Коля в ФРГ и с приходом ему на смену в августе 1998 года канцлера Г.Шредера в российско-германских отношениях наступил новый этап, который первоначально ознаменовался спадом в динамике сотрудничества. Лидер СДПГ Шрёдер предпринял попытку по-новому расставить акценты в отношениях между ФРГ и Россией. Уже в первых выступлениях Шредера в качестве федерального канцлера прозвучали слова о необходимости проводить в отношении России «более жесткую прагматическую политику».

В июле 1998 года на межправительственных консультациях в Бонне обсуждались состояние двусторонних отношений, вопросы европейской безопасности, политики в области финансов, борьба с организованной преступностью, проблемы «трофейного искусства».

Первый визит Шредера в Москву в феврале 1999 года и его встреча с Ельциным носили подчеркнуто формальный характер. Были рассмотре­ны проблемы задолженности Российской Федерации, вопросы охраны ок­ружающей среды и кооперации в деле военного сотрудничества.

При освещении визита немецкая пресса особо выделяла высказывания федерального канцлера о нежелательности предоставления России дальнейших кредитов. Германские СМИ констатировали, что период "дипломатии без галстуков" в российско-германских отношениях завершился.

18 ноября 1999 г. в Москве прошла международная научная конференция «10 лет трансформации: сравнительный анализ немецкого и российского развития». Ее организаторами стали Центр германских исследований Института Европы РАН и Московское представительство Фонда имени Фридриха Эберта (Германия). В конференции приняли участие видные российские и немецкие ученые, экономисты, политологи, которые в весьма содержательных дискуссиях обсудили комплекс вопросов, связанных с основными особенностями трансформационных процессов в двух крупнейших европейских державах России и Германии.

Г.

Определенный перелом в лучшую сторону наметился с назначением Путина в самом начале 2000 года исполняющим обязанности президента России и с последующим его избранием на этот пост. В немецких политических и деловых кругах распространилось мнение, что В.В.Путин сможет навести порядок в государстве и гарантировать выполнение законов на всей территории России, а это является одной из главных предпосылок для нормального российско-германского сотрудничества, особенно в сфере экономики. С этого момента появилась явная интенсификация контактов и связей между нашими странами, особенно на высшем уровне. В 2000 и 2001 годах состоялись четыре встречи руководителей России и ФРГ вБерлине, Москве и Санкт-Петербурге. Согласно официальным оценкам, эти встречи позволили преодолеть наблюдавшийся спад в российско-германских отношениях.

Значительным событием в российско-германских отношениях стал визит президента России Путина в Берлин 15-16 июня 2000 г. В ходе визита президент РФ встретился с канцлером Г.Шредером, министрами иностранных и внутренних дел, обороны, экономики, финансов, культуры и сельского хозяйства. В программу пребывания В.В.Путина в Германии вошли также встречи с федеральным президентом Й.Рау, президентом бундестага Тирзе, председателем ХДС Ангелой Меркель, премьер-министром Баварии Э.Штойбером и др. деятелями немецкого государства, в том числе с представителями деловых и политических кругов ФРГ.

Были предметно обсуждены перспективы стратегического партнерства Германии и России в Европе, вопросы разоружения и контроля над вооружениями, разработка конкретных договоренностей в этой связи. Не были обойдены вниманием вопросы расширения НАТО и ЕС на Вос­ток, европейской безопасности и оборонной политики, вступление России в ВТО. Одновременно Президент РФ В.В. Путин поставил вопрос об облегчении долгового бремени от немецких кредиторов. Общая задол­женность России Германии составляла в этот период 75 млрд. немецких марок, причем около 50 млрд. марок из этой суммы приходится на долю немецких кредитов по линии Парижского клуба.

Согласно официальной оценке российской стороны, "встречи в Берлине позволили преодолеть определенный спад в российско-германских отношениях. Была достигнута договоренность о завершении в ближайшее время работы над межправительственными соглашениями о сотрудничестве в исследовании космического пространства и в области молодежной политики. Была намечена работа над расширением договорно-правовой базы двусторонних отношений.

Знаменательным событием явился тот факт, что Путин и Г. Шредер пришли участие в учредительном заседании российско-германского форума общественности «Петербургский диалог», идея создания которого была инициирована президентом России и федеральным канцлером в сентябре 2000 года. Это начинание («биржа идей»), по нашей оценке, открывает новую страницу неформального общения гражданских обществ двух стран.

Как на этих встречах, так и на различных конференциях и совещаниях обсуждались проблемы поАфганистану, Ираку, борьбе с терроризмом.

Глубокое символическое звучание в контексте исторического при­мирения между российским и германским народами имело совместное посещение Президентом и федеральным канцлером Пискаревского мемориального кладбища и возложение общего венка к монументу Родины-матери. Путин и Г. Шредер приветствовали присутствовавших па кладбище российских ветеранов Великой Отечественной войны. Канцлер ФРГ подчеркнул, что в интересах мира в Европе преступления фашизма не должны предаваться забвению.

Необходимо подчеркнуть, что встречи руководителей двух государств проводились в 90-е годы и в наступившем XXI веке регулярно.

Г.

В Германии вопрос выстраивания отношений с Россией постоянно находился в поле зрения политиков, ученых, дипло­матов. Примечателен в этой связи был семинар, проведенный в апреле 2001 г. в г. Липштадте фондом К.Аденауэра и Федеральным институ­том по исследованию стран Восточной Европы имеждународных про­блем (г, Кёльн), на котором рассматривалось положение дел в России на современном этапе и российско-германские отношения, динамика их раз­вития,

По общему мнению участников семинара, его проведение стало весьма полезным и позволило им в известной мере более подробно пред­ставить себе общую картину российско-германских отношений как в не­далеком прошлом, так и на перспективу.

Бывший министр иностранных дел ФРГ Г.-Д. Геншер опубликовал в октябре 2001 г. статью, в которой в частности утверждал, что в начале XXI столетия речь идет о создании нового многополярного мироустройства, основанного на равноправии и равноценности. Для этого взаимодействие с Рос­сией просто необходимо.

Кандидат на пост федерально­го канцлера ФРГ от ХДС/ХСС Э. Штойбер в своей книге «Мера вещей» заявил, что в будущем, возможно, и будет существовать НАТО без России, но безопасности в Европе без России быть не может.

10-11 апреля 2001 года в Санкт-Петербурге прошли полномасштабные российско-германские переговоры на высшем уровне. Канцлера ФРГ и президента России сопровождали не только ведущие министры, но и представители политической элиты обеих стран, ведущие бизнесмены, деятели науки и культуры. Российская пресса, по преимуществу, посчитала результаты переговорил достаточно скромными: подписаны всего два соглашения - о сотрудничестве п области исследования космического пространства и о повышении квалификации руководящих российских кадров в Германии, не было принято удовлетворительного для Российской стороны решения в вопросе о российских и советских долгах, федеральный канцлер уклонился также от осуждения американских планов создания ПРО.

В июле 2001 года в Берлине состоялись очередные российско- германские консультации. Стороны рассмотрели широкий круг вопросов безопасности в Европе и мире, остановились на отдельных момен­тах подготовки встречи «большой восьмерки»в Генуе 20-22 июля 2001 года.

Немецкие обозреватели акцентировали внимание на том, что В.В.Путин является первым российским лидером за последние 100 лет, который проводит чисто прагматичную политику. Другие, начиная с последнего царя Николая II и включая Ленина, Сталина, вплоть до Ельцина, были верующими, идеалистами или просто фанатиками. Рос­сия за все это заплатила очень высокую цену. В.В. Путин, в отличие от них, как утверждалось, преследует одну единственную цель - модернизи­ровать Россию в экономическом и военном смысле. Благодаря внешней политике Путина, авторитет России за рубежом упрочился. И Западу есть чему поучиться у Путина.

Г.

Многосторонние контакты осуществлялись в исследуемые годы ме­жду Россией и Германией на уровне ведущих политических лидеров раз­личной партийной принадлежности. Так, например, 8 февраля 2002 года Министр иностранных дел Российской Федерации Иванов принял председателя Христианско-демократического союза (ХДС) Германии А. Меркель. В ходе беседы подробно обсуждались состояние и перспективы российско-германских отношений, которые, как отметил И.С. Иванов, не подвержены конъюнктурным колебаниям, развиваются устойчиво и ста­бильно. Было выражено удовлетворение их высокой динамикой, уровнем взаимного доверия и взаимодействия на международной арене. По словам председателя ХДС, принципиальные подходы германского правительства к развитию тесных партнерских отношений с Россией разделяют все ве­дущие политические силы ФРГ. По просьбе А. Меркель, Иванов изложил подходы России к наиболее актуальным проблемам международной повестки дня. В ходе беседы затрагивались вопросы состояния и перспектив развития отношений Рос­сии с Евросоюзом, в т.ч. в сфере политики безопасности, формирования нового механизма взаимодействия с НАТО в формате «двадцатки». Со­стоялся обмен мнениями по ситуации на Балканах и др.

Наши исследования показали и другие эффективные формы совмест­ного сотрудничества России и Германии. Так, например, в феврале 2002 г. было отмечено 30-летие регулярного воздушного сообщения между Россией и Германией.

Г.

В конце февраля 2003 года состоялась 16-я по счету встреча Президента России и Канцлера ФРГ. В результате переговоров В.В.Путина и Шредера, происходивших в момент усиления напряженности вокруг Ирака, проявились, на наш взгляд, новые формы совместного сотрудни­чества в мировых делах. В этой связи Россия поддержала усилия Герма­нии и Франции по поиску мирного решения иракского кризиса, а три ев­ропейских государства заявили, что «альтернатива войне еще имелась» путем продолжения и усиления режима инспекций ООН в Ираке. Эти принципиальные положения были вновь подтверждены в Москве 26 фев­раля 2003 года. Президент России объявил также о беспрецедентном шаге - разрешении для Германии - страны блока НАТО, осуществлять железнодорожные перевозки по территории Российской Федерации для снабжения частей бундесвера, находившихся в Афгани­стане. Одновременно были обсуждены и другие важные политические проблемы.

Г.

Известно, что осенью 2005 г. в Германии пришли, внеочередные выборы п парламент, в результате которых ни одна из партий не смогла одержать победы. После долгих переговоров было создано коалиционное правительство. Новым канцлером впервые в истории Германии стала представительница блока ХДС—ХСС Ангела Меркель.

Вскоре в Санкт-Петербурге состоялся четвертый раунд российско-германских межгосударственных консультаций, проходивших под председательством Президента Российской Федерации В.В.Путина и Федерального канцлера Федеративной Республики Германии Г. Шредера. Правительства двух стран были представлены министрами иностранных и внутренних дел, обороны, экономики, финансов, культуры, а также заместителями министров сельского хозяйства. Встречи в Санкт-Петербурге подвели итог проделанной, после предыдущего раунда консультаций (июнь 2000 г., Берлин), совместной работы. Стороны констатировали, что российско-германский политический диалог за этот период значительно уплотнился, стал более активным и насыщенным. Заметное развитие получили контакты по линии партнерских министерств и ведомств двух стран, динамичнее стало взаимодействие в политической, торгово-экономической, финансовой и культурной сферах.

На наш взгляд, сходным пунктом такого партнерства является официальная позиция обеих стран, согласно которой, совместная деятельность является стратегической и имеет в Европе приоритетный характер. В обоснование данной позиции государственные деятели и политики ФРГ приводят целый набор аргументов.

Официальная аргументация германской стороны выглядит следующим образом:

- во-первых, именно ФРГ заинтересована в обеспечении политической стабильности России, поскольку опасное развитие в этой стране может привести к возникновению крупнейшего очага напряженности в непосредственной близости от Германии;

- во-вторых, для ФРГ, как крупнейшего кредитора СССР и РФ, исключительно важной является экономическая стабильность России, успех процесса трансформации в нашей стране гарантирует возврат предоставленных ей кредитов;

- в-третьих, «фундаментальный интерес» Германии заключается в том, чтобы была обеспечена преемственность Российской Федерации по договорам и соглашениям, ранее заключенным между ФРГ и Советским Союзом;

- в-четвертых, Германия, как ведущая тортовая держава, весьма заинтересована в развитии экономического сотрудничества с Россией, которая занимает место одного из главных поставщиков нефти и газа в ФРГ, российский рынок потенциально представляет исключительно большой интерес для Германии;

- в-пятых, одной из важных задач ФРГ в гуманитарной области является оказание помощи и поддержки этническим немцам, проживающим в странах СНГ, в этой связи, особое значение имеет восстановление государственности российских немцев и ФРГ проявляет готовность пойти на крупные финансовые затраты;

- в шестых, готовность объединенной Германии содействовать обеспечению стабильности в Восточной Европе и в Российской Федерации, в частности, будет способствовать укреплению международного авторитета ФРГ, подчеркивая ее роль, как одной из ведущих держав Европы.

В своей совокупности, перечисленные выше доводы в пользу всемерного развития российско-германского сотрудничества являются весьма весомыми.

Социологическое исследование

Определяя роль и место России в международном сотрудничестве с Германией за исследуемые годы, мы воспользовались социологическими исследованиями, проведенными в 2005-2006 гг.

Исследования показали, что российские граждане старше 60 лет проявляют более прохладное отношение к Германии, тем не менее общая тенденция значительного преобладания положительного отношения к этой стране имеет место среди респондентов всех возрастных групп. Од­новременно, весьма оптимистичными видятся большинству россиян и перспективы российско-германских отношений. При этом данные иссле­дований показывают, что этот оптимизм также имеет тенденцию к росту.

В этой связи необходимо отметить, что та же самая тенденция - роста оптимизма применительно к взаимоотношениям наших двух стран про­слеживается и в Германии. Так, согласно данным опроса, проведенного Институтом социологии Алленсбах в августе 2006 года, число немцев, считающих, что отношения между Россией и Германией в перспективе будут хорошими, возросло с 36% в 1996 г. до 55% в 2006 г.

Исследования выявили также образ Германии и немцев в россий­ском самосознании. Ка­ким же на сегодня предстает образ Германии и немцев в массовом сознании россиян? Не секрет, что еще несколько десятилетий назад немцы в обыден­ном сознании россиян не отделялись от фашистов. Теперь образ Германии и немцев приобретает новые черты. В этой связи одна из задач настоящего исследования состояла в том, чтобы выяснить, в какой мере в российском национальном самосознании память о войне соединяется с идеей немецкой вины за прошлое. Прямой вопрос на эту тему был сформулирован следующим образом: «Со времени окончания второй мировой войны прошло более полувека. Считаете ли Вы, что настало время для того, чтобы немецкий народ перестал испытывать чувство вины перед жертвами гитлеровской агрессии?».

Ответы на этот вопрос распределились так; во-первых. 50,9% - да, это время настало. Нынешнее и последующие поколения немцев не должны ощущать чувства вины за злодеяния гитлеровского режима; во-вторых, 32,7% - нет, чувство вины за злодеяния гитлеровского режима должны ощущать и нынешнее и последующие поколения немцев; в-третьих, 16,4%-затруднились ответить. Как видно, почти черта 60 лет после окончания войны, половина россиян полагает, что нынешнее поколение немцев не должно ощущать чувства вины за злодеяния гитлеровского ре­жима, но в то же время третья часть наших сограждан придерживается про­тивоположного мнения.

Кроме этого, Германия преж­де всего предстает для наших сограждан страной порядка и дисциплины, присутствует позитивная оценка экономических достижений страны; высокого уровня организации и культурного наследия.

При этом представители разных профессиональных групп обращают большее внима­ние на то, что им ближе. Так, значимость сотрудничества двух стран под­черкивают в первую очередь предприниматели и студенты (соответственно 32,8% и 31,5%); а вклад Германии в мировую науку и культуру чаше других отмечает гуманитарная и творческая интеллигенция (41,5%). При этом, интерес к культурному наследию Германии проявили более 20% россиян. Также одна пятая часть опрошенных уважает немецкое пиво и сосиски.

В целом исследование показало, что в российском массовом сознании преобладают позитивные установки по отношению к Германии и, в частно­сти, к немцам, что способствует развитию отношений между Германией и Россией как на межгосударственном уровне, так и на уровне всевозможных учреждений и личных контактов.

Наши рекомендации