Определение понятия Социальный институт
1. Совокупность лиц, организаций, учреждений, материальных средств, которые обеспечивают удовлетворение определенной общественной потребности (комплекса потребностей);
2. Система норм, правил, образцов поведения, регулирующая человеческую жизнедеятельность и организующая их в систему статусов и социальных ролей.
Первичная и вторичная социализация
Первичные и вторичные институты социализации:
— Первичные институты — неформальные объединения, обеспечивающие формирование личности.
— Вторичные — формальные институты, обеспечивающие усвоение личностью социальных ролей, связанных с разделением труда.
Типология семьи
Форма семьи:
— нуклеарная (состоящая из взрослых родителей и зависящих от них детей).
— расширенная = нулеарная + родственники.
Форма брака:
— моногамия (от греч. monos — один) — брак одного мужчины с одной женщиной (в одно время)
— полигамия (греч. poly — много) — более одного партнера в супружестве виды полигамии
Формы полигамии:
— групповой брак — несколько мужчин и несколько женщин находятся одновременно между собой в брачных отношениях (например, на Маркизских островах)
— полиандрия — многомужество (например, в некоторых племенах Южной Индии и Тибета)
— полигиния — многоженство (например, в мусульманских странах)
Выбор предположительного партнера:
— экзогамия (правила регулирования браков вне определенных групп)
— эндогамия (правила, регулирующие браки внутри определенных групп)
Правила ведения родословной и наследования имущества
— мужская линия,
— женская линия.
Мезальянс
— Социальный (сословный),
— культурный,
— этнический,
— возрастной.
Полная и неполная семья
Феномен сиротства
Отношения общества, государства и семьи в европейской традиции
Античность — семья и государство. Роль государства в регулировании рождаемости, воспитании детей.
Средневековье — семья и церковь, община. Роль церкви в регулировании рождаемости, воспитании детей.
Семья в утопических учениях. Разрушение семьи, общность жен. Попытки реализации.
Современность — семья и органы опеки.
ЛИТЕРАТУРА
Краткий словарь по социологии. — М., 1998
Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969
Осипов Г.В. Институциональная социология. М., 1993
Харчев А. Г., Мацковский М. С. Современная семья и её проблемы. М., 1978
Капитонов Э.А. Социология XX века: История и технология. — Ростов на Дону, 1996
Платон. Государство
Плутарх. Ликург.
Библия: Бытие, Исход, Второзаконие, 3 Царств, Песнь Песней, Евангелия от Матфея, Луки
Гросрихард Алэн. Структура гарема М., 1979
Гиббон Э. История упадка и крушения Римской Империи. М., 1994
Карамзин Н.М. История Государства Российского. Т. I, гл 9
Законы XII таблиц. Хрестоматия по истории древнего мира. Под ред. В. В. Струве. Том III. Древний Рим. М.: Учпедгиз, 1953 г. Док. №8
Коран. 4. Женщины
Гомер. Илиада. Песнь XXII
Гомер. Одиссея.
Маркс Карл, Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т. 4, с. 419–459
Томмазо Кампанелла Город Солнца. М.-Л. 1947
XIII. ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Внешние признаки института образования
Институт образования в современной России
Функции образования
1. ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ В ИСТОРИИ ЕВРОПЫ. АНТИЧНОСТЬ
1.1. Ценности, нормы, формируемые институтом образования
1.2. Методы воспитания и обучения
1.3. Образцы поведения, реализующие социальные ценности
1.4. Нормативная цель государственной системы образования
1.4.1. Воспитание воина-патриота
1.4.2. Националистическая составляющая образования
1.5. Высшее образование
2. ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ В ИСТОРИИ ЕВРОПЫ. СРЕДНИЕ ВЕКА
2.1. Начальное образование. Семь свободных искусств
2.2. Монастырские школы
2.2.1. Внутренние школы
2.2.2. Внешние школы
2.3. Образование феодалов.
2.4. Образование женщин
3. УНИВЕРСИТЕТЫ. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА И В НОВОЕ ВРЕМЯ
3.1. Отличия монастырской школы от университета.
3.2. Формат обучения
3.3. Хроника университетского образования
3.4. Статистика:
3.5. Образ жизни университета
3.6. Форма занятий.
3.7. Ученые степени
3.7. Студенческая жизнь
4. МЕСТО ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
ВВЕДЕНИЕ
Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.