Этапы и элементы системы качественного взаимодействия с заинтересованными сторонами

(Диаграмма на стр. 30)

Внешний круг диаграммы:

0 Обязательство быть подотчетным

1 Определить заинтересованные стороны

2 Первоначальное определение существенных вопросов

3 Определить и сформулировать цели и области взаимодействия

4 Разработать план и график взаимодействия

5 Определить и сформулировать достаточно эффективные формы взаимодействия

6 Наращивать и укреплять потенциал

7 Изучить существенные аспекты. Определить перспективы и риски.

8 Внедрять и усваивать полученные знания

9 Измерять, контролировать и оценивать результативность деятельности

10 Оценивать и корректировать формулировки и схемы

Внутренний круг диаграммы:

11 Существенность

12 Полнота

13 Готовность реагировать

14 Осмысление и планирование

15 Взаимодействие с заинтересованными сторонами

16 Реагирование и измерение

17 Подготовка и взаимодействие

Б.3. Особые требования, предъявляемые к элементам системы

Осмысление и планирование

Б.3.1 Определить заинтересованные стороны

Организация должна разработать методику и систематические процедуры определения и составления карты-схемы сторон, заинтересованных в ее деятельности, и в дальнейшем выстраивать отношения с ними (при наличии у нее необходимых для этого средств) таким образом, чтобы это способствовало и повышению отчетности организации перед заинтересованными сторонами, и повышению результативности ее деятельности, в целом. Организация должна представить заинтересованным сторонам составленную ею карту-схему заинтересованных сторон.

Организации следует определить и составить карту-схему заинтересованных сторон с учетом всех осуществляемых ею видов деятельности, а также производимых продуктов и оказываемых услуг. Такая схематизация должна помочь выработать общую стратегию управления отношениями с заинтересованными сторонами. Конкретные планы взаимодействия следует разрабатывать на основе этой стратегии.

Заинтересованными сторонами называются группы, оказывающие влияние на деятельность организации или, напротив, способные испытывать на себе влияние от ее деятельности, производимой ею продукции или оказываемых ею услуг. Исходя из этого определения, выявление сторон, заинтересованных в работе организации, следует производить на основе ряда критериев.

Ответственность. Перед этими заинтересованными сторонами организация имеет или может иметь в будущем юридические, финансовые и производственные обязательства, зафиксированные в нормативных актах, контрактах, программах и правилах работы (например, служащие, местные органы власти).

Влиятельность. Заинтересованные стороны обладают влиянием на организацию или уполномочены принимать решения (например, местные органы власти, акционеры, группы давления).

Близость. С этими заинтересованными сторонами организация взаимодействует больше всего. Таковы, например, внутренние заинтересованные стороны (руководство внештатными сотрудниками, местные сообщества и др.), стороны, с которыми организацию связывают длительные отношения (деловые партнеры и др.), а также стороны, от которых зависит повседневная деятельность организации (местные органы власти, местные поставщики, местные коммунальные предприятия и др.).

Зависимость. Заинтересованные стороны прямо или косвенно зависят от деятельности организации в экономическом или финансовом плане (например, единственный работодатель в районе или единственный покупатель товаров) либо в плане принадлежности к региональной или местной инфраструктуре (например, школы, больницы). В эту группу также входят заинтересованные стороны, зависящие от организации потому, что она прямо или косвенно отвечает за удовлетворение их основных потребностей (например, медицинские, водо- и энергоснабжающие организации).

Представительство. Заинтересованные стороны, в силу действующих норм, исторических или культурных традиций, могут законно заявлять о своем праве представлять интересы избирателей (например, НГО, группы влияния, в том числе представляющие интересы «не имеющих голоса» – неспособных самостоятельно заявить о себе людей или субстанций, таких, например, как окружающая среда или будущие поколения, а также представители профсоюзов, депутаты местных советов и руководители местных общественных организаций).

Политические и стратегические намерения. Заинтересованные стороны, к которым организация постоянно прямо или косвенно обращается в своих программах и заявлениях (например, потребители, местные сообщества, внештатные сотрудники, предприятия, фирмы, торгующие товарами на льготных условиях), включая те стороны, которые могут заранее предупредить о возникающих проблемах и рисках (местные активисты, организации гражданского общества, научное сообщество и т.д.).

Наши рекомендации