Эффективного взаимодействия с заинтересованными сторонами.

Термин «заинтересованная сторона» (stakeholder), появившийся впервые во внутреннем меморандуме в Станфордском исследовательском институте в 1963 г., относится к «тем группам, без поддержки которых организация прекратила бы свое существование»[28]. Появление системной теории заинтересованных сторон было связано с выходом в 1984 г. работы Э. Фримена «Стратегический менеджмент: концепция заинтересованных сторон», в которой автор предложил к рассмотрению оригинальную модель организации как совокупность заинтересованных в ее деятельности сторон, интересы и требования которых должны приниматься во внимание.

Фрименом и Ридом было выделено два основных подхода к пониманию «заинтересованная сторона»[29].

«Заинтересованная сторона» в широком смысле – любые поддающиеся идентификации группа или лицо, которые могут повлиять на достижение поставленных организацией целей. В этом смысле заинтересованными лицами являются объединенные общими интересами общественные группы, правительственные организации, профобъединения, конкуренты, союзники.

«Заинтересованная сторона» в узком смысле – любые поддающиеся идентификации группа или лицо, от которых зависит дальнейшее выживание организации. В этом смысле заинтересованными сторонами являются рабочие и служащие, группы покупателей, поставщики, основные правительственные организации.

Для успешной компании характерны налаженные отношения со многими группами стейкхолдеров. Как правило, стейкхолдеров классифицируют по их расположению относительно компании: внутренние группы, действующие в ее рамках, и внешние группы интересов, которые могут как содействовать, так и конкурировать с компанией на рынке (рис. 13). Кроме того, выделяют первичных и вторичных стейкхолдеров. Первичные группы обычно связаны с компанией формальными контрактами. К ним относятся акционеры, сотрудники, управленческий персонал компании. Вторичные группы – СМИ и группы специальных интересов, не связаны с организацией формальными контрактами.

собственники и акционеры, персонал и профсоюз, менеджеры  
Поставщики и бизнес-партнеры
Конкуренты
P sSXH81MlZ4hU1xW6lgEHREld0uUFSmT7valT+wYm1bhHUpRBjBPjo3JhqIYk8XJ1ErOy9TMKAnYc CBxg3HQWflHS4zCU1P/cMxCUqI8GRV3l83mcnmTMF+9maMClp7r0MMMRqqSBknG7DePE7R3ItsOX RoaMvcNGaGTSKKY8ZnXMHxs+sXEczjhRl3aK+v0L2bwAAAD//wMAUEsDBBQABgAIAAAAIQClxMky 3QAAAAkBAAAPAAAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sTI9NT8MwDIbvSPyHyEjcWLqxD1aaTmgI7cKFAnev MW21JqmSdEv/PebEjvb76PXjYpdML87kQ+esgvksA0G2drqzjYKvz7eHJxAhotXYO0sKJgqwK29v Csy1u9gPOlexEVxiQ44K2hiHXMpQt2QwzNxAlrMf5w1GHn0jtccLl5teLrJsLQ12li+0ONC+pfpU jUbBu06Hfb1Kp+oVN/7bj1PEw6TU/V16eQYRKcV/GP70WR1Kdjq60eogegWb+ZJJBY+rLQjOF+uM F0cGs+UWZFnI6w/KXwAAAP//AwBQSwECLQAUAAYACAAAACEAtoM4kv4AAADhAQAAEwAAAAAAAAAA AAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQA4/SH/1gAAAJQBAAAL AAAAAAAAAAAAAAAAAC8BAABfcmVscy8ucmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQCE0kBVQQIAAIoEAAAO AAAAAAAAAAAAAAAAAC4CAABkcnMvZTJvRG9jLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQClxMky3QAAAAkB AAAPAAAAAAAAAAAAAAAAAJsEAABkcnMvZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABADzAAAApQUAAAAA " strokecolor="white [3212]">
Потребители и клиенты
Ассоциации, союзы, общественные организации
/H b2g2PMeWHM5PlZwhUrJX6FoGHBAldUnnFyiR7Q+mTu0bmFTDHitV5kh/ZHxQLuyrfZJ4kcSJclS2 PqAgYIeBwAHGTWfhNyU9DkNJ/a8tA0GJ+mRQ1EU+ncbpScZ0djtBAy491aWHGY5QJQ2UDNt1GCZu 60C2Hb40MGTsPTZCI5NGr1kd88eGT2wchzNO1KWdol5/IasXAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEA UijoldsAAAAHAQAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbEyPwU7DMBBE70j8g7VI3KhDCSWEOBUqQr1w IcB9Gy9J1NiObKd1/p7lBMfRjGbeVNtkRnEiHwZnFdyuMhBkW6cH2yn4/Hi9KUCEiFbj6CwpWCjA tr68qLDU7mzf6dTETnCJDSUq6GOcSilD25PBsHITWfa+nTcYWfpOao9nLjejXGfZRhocLC/0ONGu p/bYzEbBm077XXufjs0LPvgvPy8R94tS11fp+QlEpBT/wvCLz+hQM9PBzVYHMSoospyTCu74ANvr Tf4I4qAgLwqQdSX/89c/AAAA//8DAFBLAQItABQABgAIAAAAIQC2gziS/gAAAOEBAAATAAAAAAAA AAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADj9If/WAAAAlAEA AAsAAAAAAAAAAAAAAAAALwEAAF9yZWxzLy5yZWxzUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAHOY/8RFAgAAigQA AA4AAAAAAAAAAAAAAAAALgIAAGRycy9lMm9Eb2MueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAFIo6JXbAAAA BwEAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAAnwQAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPMAAACnBQAA AAA= " strokecolor="white [3212]">
Органы власти
Местное сообщество
Инвесторы
КОМПАНИЯ (внутренниестейкхолдеры)
Внешние стейкхолдеры




Рисунок 13 – Внутренние и внешние стейкхолдеры

Для корпоративного менеджмента анализ поведения стейкхолдеров является наиважнейшей задачей. Он подразумевает идентификацию и оценку преследуемых ими целей, сбор и обработку соответствующей информации и ее использование в процессе стратегического управления. Решающим для менеджмента служит определение приоритетов в оценке разных групп интересов по признаку их значимости для компании. Выверенная оценка степени влияния различных стейкхолдеров позволяет выстроить необходимую корпоративную стратегию, и поэтому в исследованиях по заказам корпораций их часто ранжируют по отношению друг к другу. Те группы стейкхолдеров, которые оказывают наибольшее влияние на коммерческую организацию, пользуются наивысшим приоритетом при стратегическом планировании. Например, компания Intel, производитель микропроцессоров для компьютеров, в первую очередь отдает приоритет IBM, Dell и другим крупным покупателям. Небольшая фирма скорее всего обратит внимание на клиентов и кредиторов, поскольку начинающий бизнес обычно имеет проблемы с наличным оборотом средств.

Инструментарий управления нефинансовыми рисками, исходящими от стейкхолдеров, может состоять из следующего набора:

ü определение и ранжирование стейкхолдеров,

ü составление «карты стейкхолдеров»,

ü выявление и мониторинг рисковых ситуаций,

ü сценарный анализ поведения и взаимодействия компании со своими стейкхолдерами,

ü разработка проектов компании, направленных на стейкхолдеров и конструктивное или нейтрализующее взаимодействие с ними,

ü внедрение ежегодной открытой нефинансовой отчетности, включающей и освещающей проблемы и успехи взаимодействия компании со всеми заинтересованными сторонами.

Морсинганд и Шульц рассматривают три модели отношений со стейкхолдерами: стратегия информирования, стратегия реагирования и стратегия вовлечения (рис. 14).

1. Стратегия информирования.При данной стратегии связь является односторонней: от компании к стейкхолдерам. Основной целью является распространение объективной информации о деятельности организации. Такая информационная модель предполагает, что стейкхолдеры являются достаточно влиятельными, они могут как поддержать организацию (лояльностью, потребительскими привычками), так и причинить ей вред (через демонстрации, забастовки, бойкоты). Поэтому компания и должна информировать о своих хороших намерениях, решениях и действиях для того, чтобы обеспечить себе поддержку стейкхолдеров. Таким образом, одна из основных задач данной стратегии заключается в эффективной передаче сообщений о решениях компании в области КСО.

Модели взаимодействия со стейкхолдерами
Стратегия информирования односторонняя связь: компания - стейкхолдеры
Стратегия реагирования воздействие бизнеса на мнение стейкхолдеров
Стратегия вовлечения диалог со стейкхолдерами

Рисунок 14 –Основные модели отношений компании со стейкхолдерами

2. Стратегия реагирования.Данная стратегия основана на двусторонней асимметричной коммуникационной модели, в отличие от двусторонней симметричной модели в случае стратегии вовлечения. В обеих моделях информация движется как к публике, так и от нее. Основное различие между моделями заключается в том, что асимметричная модель предполагает отсутствие равновесия в отношениях с общественностью, так как компания не меняется в результате подобного взаимодействия. Вместо этого она старается изменить общественное отношение и поведение. Отдел по корпоративным коммуникациям в этом случае будет проводить опросы, рыночные исследования для наблюдения за тем, где компания улучшила или могла бы улучшить свои действия в области КСО. Взаимодействие воспринимается в форме обратной связи в виде результатов исследований о том, что публика примет. Стейкхолдеры рассматриваются влиятельными, но лишь пассивно реагирующими на инициативы корпорации. Получается, что компания в своих попытках понять потребности стейкхолдеров рискует услышать лишь эхо своего послания, так как компания задает вопросы в рамках, подразумевающих заранее определенные ответы, которые она хочет услышать.

3. Стратегия вовлечения.Данная стратегия подразумевает диалог со стейкхолдерами. Как организация, так и стейкхолдеры имеют шанс убедить своего оппонента измениться. В идеале измениться к лучшему должны обе стороны - в результате вовлечения в симметричную модель коммуникации. Компании должны стремиться не только оказывать влияние на стейкхолдеров, но и подвергаться такому влиянию с их стороны. Например, вместо того чтобы сразу действовать в рамках определенной социальной инициативы, при данной стратегии компании следует провести переговоры со своими стейкхолдарами по поводу их отношения к данной инициативе и принять определенные изменения в данной инициативе, если они будут признаны необходимыми. Стратегия вовлечения согласуется с двумя другими рассмотренными выше в вопросе влиятельности стейкхолдеров, однако отличается тем, что находит информирование и проведение опросов необходимым, но не достаточным, предполагает систематический взаимовыгодный диалог между компанией и ее стейкхолдерами.

Эффективное и стратегически выверенное взаимодействие со стейкхолдерами позволяет:

– обеспечить лучшее управление рисками и репутацией,

–объединить ресурсы (знания, кадры, деньги и технологии) для решения проблем и достижения целей, которые не могут быть достигнуты организацией в одиночку,

– привести к более справедливому и устойчивому социальному развитию, предоставляя тем, кто имеет право быть услышанным, возможность стать участниками процесса принятия решений,

– комплексно оценивать внешнюю среду бизнеса, включая развитие

рынков и определение новых стратегических возможностей,

– получать от стейкхолдеров информацию, которая может привести к совершенствованию корпоративного продукта и корпоративных бизнес-процессов;

– информировать, воспитывать, влиять на стейкхолдеров и на деловую среду с целью улучшения процесса принятия решений и осуществления действий, которые воздействуют и на компанию и на общество,

– обеспечить доверие между компанией и ее стейкхолдерами.


Наши рекомендации