Структура общества в полисах

Возникновение древнегреческой цивилизации

В VIII–VI вв. до н. э. на территории Древней Греции окончательно оформились многие элементы социально‑экономической, политической и культурной жизни общества, которые составили специфику греческой цивилизации по сравнению с другими древними цивилизациями. Так, в это время оформились: классическое рабовладение, система денежного обращение, полис, как основная форма политической организации древнего общества, характерная для полиса активная форма землевладения, идея суверенитета народа и демократическая форма правления . Все это стало возможным благодаря разнообразным культурным потокам, которые заложили основы процветания цивилизации Эллады в конце архаической – классической эпохах. К ним можно отнести воздействие древних культур Эгейской области (минойской, киклидской и элладской); воздействие (хотя и не прямое) культуры Древнего Египта; цивилизаций Месопотамии, Передней и Малой Азии; культуры дорийцев.

Несмотря на многочисленные источники внешнего влияния, в эпоху архаики в Греции сложился принципиально новый культурно‑цивилизационный комплекс, характеризуемый рациональным подходом к пониманию мира (перенесение поиска первоосновы мировых процессов с неких внешних (мифологических) причин на структуру самого мироустройства); подходом к человеку как к самостоятельной, самоценной, рациональной и эстетической личности, человеку‑государству, человеку‑миру, включенному в систему мироздания (в отличие от людей‑профессионалов Востока); своеобразным социальным и политическим устройством (человек‑микрокосм не противопоставлялся миру‑макрокосму, но составлял с ним единое целое, что отразилось в греческой модели упорядоченного, противостоящего хаосу космоса – полисе); агонистикой во всех сферах жизни (агон – спор, состязание (философский диалог, Олимпийские игры) как условием самосовершенствования; антропоцентризмом как принципом, определяющим отношение к мирозданию: человек воспринимался как прообраз, олицетворение всего сущего; калокагатией – принципом сочетания в человеке внутренней и внешней красоты (к чему необходимо стремиться как к прообразу мировой гармонии).

В экономической сфере греки способствовали созданию системы регулярной международной торговли, которая стала основой не только взаимозаменяемого сотрудничества, но и всестороннего культурного обмена между народами Средиземноморья. Система металлических денег, зародившаяся в Малой Азии, была превращена греками в систему всеобщего экономического эквивалента. В политической сфере древние греки сделали ряд открытий, используемых до сих пор. Греческий полис представлял собой гражданскую общину, характеризуемую в период своего классического развития: взаимосвязью прав собственности на основной ресурс государства – землю – и гражданских прав (равноправием граждан); совпадением политической и военной организаций; принципом автаркии (самообеспеченности) как залогом экономической и политической свободы; демократией, защищающей не только жизнь и имущество граждан, но права и свободу личности.

Европейская личность зародилась в условиях полисной культуры, когда ценность совместного проживания людей была дополнена человеческой самоценностью (решение вопросов в полисе осуществлялось совместными усилиями, но каждый мог выдвинуть и отстоять свое мнение). Греческая цивилизация (искусство, литература, философия, политика, способ мышления и самосознания) сформировалась в своеобразных условиях Эллады, но стала основой европейской (западной) культурно‑исторической традиции, существующей по сей день.

Колонии Древней Греции

В архаическую эпоху (VIII–VI вв. до н. э.) широкое развитие получает феномен греческой колонизации. Решающим фактором стало социально‑экономическое развитие полисов. Усиление власти полисной аристократии сопровождалось концентрацией в ее руках земли с одновременным обезземеливанием свободных граждан. Ограниченность ресурсов каждого города‑государства и постоянный рост населения, в условиях, когда землевладение было доминирующей тенденцией в обществе, привели к необходимости эмиграции. Таким образом, основным контингентом колонизации становились мелкие и средние землевладельцы, утратившие наделы.

Ранние греческие колонии носили характер земледельческих поселений, имевших тесные связи только с метрополией. Однако по мере развития колоний, они становились торговыми и ремесленными, в экономическом плане обретая все большую самостоятельность. Колонии, расширяя границы эллинского мира, способствовали укреплению связей с другими народами, активизации морской торговли и мореплавания, росту товарного производства как в метрополиях, так и в самих колониях.

Как правило, колонии располагались на морском побережье и были невелики. В основном они были политически независимы и представляли собой свободные полисы, отношения с метрополией ограничивались союзом самостоятельных государств.

Греческая колонизация VIII–VI вв. до н. э. развивалась одновременно по многим направлениям, увеличивая новые и укрепляя старые связи с другими народами, от Понта Эвксинского (Черное море) до Геркулесовых столбов (Гибралтарский пролив).

Вначале были колонизированы острова на побережьях Ионического и южной части Адриатического морей, затем началось интенсивное освоение Южной Италии (спартанский Тарепт, кимские Кумы и др.). По преданию, в 735 г. халкидянами был основан Наксос – первая колония в Сицилии. В течение VIII и в VI в. до н. э. колонизация Сицилии и Южной Италии приняла настолько широкий размах, что уже в VI в. за этими территориями утвердилось название Великая Греция. Именно здесь наблюдалась особо жестокая экспансия, сопровождаемая военными конфликтами, как с местным населением, так и среди самих колоний. Крупным центром дальнейшей колонизации в западном направлении стала фокейская Массалия.

Наиболее значимыми южными колониями стали Навкратис в дельте Нила и Кирена в Ливии. Союз полисов во главе с Киреной («пятиградие») охватил целую область – Киренаику – и стал крупнейшим экспортером зерна в греческие города.

Южное побережье Черного моря, берега Геллеспонта (Дарданелл) и Прохонтиды (Мраморного моря) осваивались в основном малоазиатскими городами уже с VIII в. до н. э.

По мере развития колоний в них происходят те же общественные процессы, что и в коренных греческих городах, приводившие к новым виткам колонизации.

На протяжении VII–VI вв. до н. э. доминирующим процессом в колониях стало формирование государственной структуры. Торгово‑ремесленные слои требовали записи действовавших законов в условиях обострившейся борьбы с крупными землевладельцами; как и в метрополиях, в новых полисах происходили политические перевороты. Тирания, ставшая характерным явлением для городов Великой Греции, к V в. достигла внушительных масштабов: так возникали и крупные государственные образования (Сиракузы).

Хозяйственно‑политический механизм колонии основывался на юридически оформленной системе земледелия, так как, несмотря на широкое развитие мореплавания и торговли, греческий мир оставался миром земледельческих полисов на всем протяжении архаического периода. Таким образом, широкие массы крестьян и ремесленников были заинтересованы в освоении новых земель.

Греческая община – полис

Важнейшими событиями, происшедшими в Древней Греции в архаический период (VIII–VI вв. до н. э.), были возникновение и быстрое развитие полисного строя, греческая колонизация Средиземноморского бассейна.

Экономический подъем, начавшийся в VIII в. до н. э., практически не прекращался до конца V в. и затронул все основные отрасли производства. В Греции выделяются очаги экономической активности: Эвбея, Этна, Самос, Родос, города Коринф, Мегара, Милеет, Эфес; нередко ими становятся и религиозные центры. Чтимые в Греции святилища (например, Дельфы) становились центрами общегреческих отношений; сами храмы брали на себя некоторые хозяйственные функции.

Одним из важнейших культурных достижений стало введение греческого алфавита, который представлял собой несколько видоизмененный финикийский с существенным дополнением – введением гласных.

В VIII–VI вв. до н. э. продолжаются процессы социально‑имущественной дифференциации, породившие серьезные изменения во всем строе общественных отношений. В условиях усугубляющегося расслоения общин возникает собственность знатных родов, постепенно перерождающаяся в частную.

Социально‑политическое устройство греческого общества также претерпевает ряд существенных изменений. Древние формы объединения родов, составляющие общину‑полис гомеровской эпохи (филы и фракийцы), уступают место новым делениям, основанным на территориальных и имущественных признаках. Основным процессом в VIII–VI вв. до н. э. становится синойкизм, т. е. слияние обособленных общин, находящихся в непосредственной близости. Отличительной особенностью развития Греции было совпадение возникновения товарно‑денежных отношений и процесса становления рабовладельческого общества. В ходе борьбы между аристократией и демосом были окончательно сформированы общество и государство, основанные на новых формах социально‑экономической организации – полис .

Первыми греческими городами, вступившими на путь социально‑политического переустройства, стали малоазийские города. Происходившие в этих городах перевороты сопровождались перераспределением общинного земельного фонда, отменой долговых обязательств, применением политического устройства, власть переходила в руки наиболее зажиточных слоев демоса (в некоторых городах власть переходила к единоличным правителям (тиранам)), пользующимся поддержкой народа. Таким образом, результатом этих реформ стало создание некой организации общины, основанной на имущественных и территориальных признаках. Сугубо греческим феноменом было возникновение тирании как промежуточной формы политического развития в VII–VI вв. до н. э., ведущей от аристократии к республиканским формам государственного строя. Наиболее яркими примерами тиранических режимов были: тирания Кипсела в Коринфе, Поликрата на Самосее, Писистрата в Афинах. В результате реформ тиранов были ликвидированы привилегии родовой аристократии.

В зависимости от степени победы демоса над родовой знатью в полисах устанавливался либо демократический, либо олигархический строй. Таким образом, в период с VIII по VI вв. до н. э. в Греции и экономически, и политически формируется особый тип города‑государства (полиса), представляющего собой гражданскую общину свободных землевладельцев. Политическое устройство полисов было разнообразным, но обязательным институтом в каждом из них было народное собрание полноправных граждан, воинов‑землевладельцев. Экономической основой полиса была античная форма землевладения, при которой собственником земли мог быть лишь гражданин, принадлежащий к данной общине. Тесное переплетение экономических, политических, религиозных, военных прав и обязанностей гражданина формировало полисную идеологию.

Структура общества в полисах

В период VIII–VI вв. до н. э. в Греции сформировалась особая форма социально‑экономической и политической организации общества – полис (город‑государство). Во всех полисах принадлежность к гражданской общине давала отдельным ее членам право собственности на основное средство производства – землю; однако далеко не все население, жившее не территории того или иного полиса, входило в состав общины и пользовалось гражданскими правами. Так, помимо лишенных абсолютно всех прав рабов, существовали различные категории лично свободного, но не полноправного населения.

По количеству свободных полноправных граждан, имеющих право непосредственного участия в политической жизни и управлении, все полисы можно разделить на два основных типа:

– олигархические, где реальная власть сосредоточивалась в руках верхних слоев граждан;

– демократические, в которых большинство граждан участвовало в управлении.

Достаточно четкая социальная структура полиса во многом определялась его небольшими размерами. Так, ядро любой гражданской общины составляли свободные граждане.

Гражданские права в Древней Греции были следующими:

– право вступать в законный брак;

– право владеть недвижимым и движимым имуществом;

– право лично защищать свое дело в суде.

Политические права заключались в праве присутствовать на народных собраниях, праве голоса на них, праве занимать гражданские должности. Гражданин мог быть лишен своих прав, что было одним из серьезнейших наказаний в полисе.

Основной обязанностью гражданина было несение военной службы. Все граждане полиса от 17 до 60 лет составляли народное ополчение.

Все афинские граждане по имущественному положению были разделены на четыре разряда, вне зависимости от их происхождения. Так, афиняне, обладавшие годовым доходом с земель в 500 медимнов зерна, вина или оливкового масла, т. е. крупные землевладельцы, были отнесены к первому разряду. Только они могли занимать должность архонта и другие важнейшие посты в государстве и армии. Обладавшие доходом в 300 медимнов или способные содержать боевого коня – ко второму разряду, имевшие доход в 200 медимнов – к третьему разряду, с доходом менее 200 медимнов – к четвертому разряду.

Как и в любом другом полисе, в Афинах люди, не принадлежавшие к числу граждан, составляли значительную прослойку. Свободные, но неполноправные жители полиса – метеки облагались всеми обычными налогами и служили в войсках, кроме того, они платили особую подать. Не имея права владеть земельной собственностью, они могли обладать движимостью и рабами; большинство из них занимались ремеслом и торговлей. Таким образом, даже в самых демократических полисах граждане, равноправные между собой, составляли замкнутую касту. Кроме того, политическая жизнь в Греции была сугубо мужским делом, исключавшим участие женщин.

В олигархических полисах различия между гражданами и другими слоями населения были еще более заметны. Так, в Спарте полноправными считались лишь обладатели клеров (земельных участков) – спартиаты дорийского происхождения. Лично свободные периэки были лишены политических прав, но могли владеть землей на пограничных территориях, они сосредоточивали в своих руках ремесло и торговлю, занятия, запрещенные (наряду с земледелием) для спартиатов. Особую группу населения Лакедемона составляли илоты, принадлежавшие всему государству; они обрабатывали клеры спартиатов, выплачивая натуральный оброк. Илотов нельзя было продавать, но их эксплуатация носила крайне жестокий характер, что вызывало постоянные и нередко крупные восстания.

Экономика полиса

Время развития полиса классического типа и расцвет греческой цивилизации в V в. до н. э. совпали с эпохой, когда экономической основой общества были мелкое крестьянское хозяйство и ремесленное производство свободных.

Основной базой экономики греческих полисов являлось земледелие. Полис, как организованная общность людей на определенной территории, был призван обеспечивать материальные условия своего существования. Греческий полис архаического периода вырос из укрепленных поселков гомеровского времени, восприняв их название. Таким образом, он являлся и совокупностью домохозяйств, земли и имущества, обеспечивающих достаточное материальное процветание.

Укрепление позиции полиса как города‑государства происходило путем отделения его от сельскохозяйственной округи и последующего подчинения ее. Данное укрупнение и политическое усиление полиса было связано и с естественным приростом населения, его основу составил синопкизм, объединивший общины на почве экономических и политических интересов.

В основе полиса лежали материальные отношения собственности, которые проявились в двуединой форме – частной и государственной. В общественном владении находились определенные категории земель и природных объектов (священные рощи, Лаврийские рудники в Аттике), остальная земля, поделенная на участки, была предметом частной собственности. Продавать и покупать землю могли лишь граждане, что фактически превращало данный тип собственности на землю в своего рода условное держание. Исключительные права в отношении землевладения для граждан полиса являлись фундаментальным принципом греческой гражданской общины. Этим объясняется публичность всех сделок, связанных с землей. Таким образом, полис как коллектив граждан являлся и верховным собственником, и гарантом земельной собственности отдельных граждан. Подобное отношение к землевладению сказывалось на всех сферах жизни древнегреческого общества. Так, политическими правами обладал только собственник земли.

Рассмотренный тип экономико‑политического устройства обусловил бурный экономический рост Греции в VII–VI вв. до н. э., расцвет в V – первой половине IV в. до н. э., победу в греко‑персидских войнах 500–449 гг. до н. э. Однако за расцветом греческой цивилизации уже в конце IV в. до н. э. ясно обозначился кризис полисной экономики. В V в. большую роль начинает играть рабский труд. Помимо домашних хозяйств рабы использовались в ремесленных мастерских – эргастериях и в сельском хозяйстве, на государственных работах.

Несмотря на то, что эксплуатация рабов была еще далека от норм римского рабовладения, рабы были полностью бесправны, и не воспринимались иначе, как орудия труда.

Основу полисной экономики составляли свободные работники (особенно в земледелии). Земледелие считалось почетным занятием, в общественных работах по перестройке афинского Акрополя также были заняты преимущественно граждане; специальные законы устанавливали зависимость между численностью граждан и земельных участков (законы Филолая в Фивах). Однако с дальнейшим развитием рабства, расцветом товарного производства и торговли основы полисного устройства оказались подорваны. Разорение крестьян и ремесленников создавало в полисах бедноту, не находившую применения в сфере экономики; скопление денег в руках метеков и даже вольноотпущенников разрушало замкнутые рамки полисного хозяйства; была подорвана военная мощь полиса: на смену народному ополчению пришли отряды наемников. Таким образом, можно утверждать, что с разрушением полисных принципов экономического устройства разрушались и другие сферы полисной жизни.

Пути развития полиса

Перед полисом стояла труднейшая задача, которая решалась по‑разному, в зависимости от тех или иных особенностей полисного организма. В VIII–VI вв. до н. э. все полисы были либо олигархическими (Спарта), власть в них принадлежала привилегированному меньшинству, либо демократическими (Афины), управление в которых осуществлялось большинством свободных граждан. Таким образом, тип полиса определялся в основном механизмом решения общеполисных проблем. Так, примером раннедемократического полиса можно считать государственное устройство Хиоса (VI в. до н. э.). Гражданскими правами было наделено все свободное население, причем граждане имели право апеллировать к народному собранию. Всю внутреннюю жизнь демократический полис регулировал посредством заказов, принимаемых с согласия и при участии всего свободного населения. Однако данный пример характеризует не только основные черты демократического устройства полиса, но и основные причины его возникновения. Хиос был крупным торговым центром своего времени, его жители были членами купеческой фактории в египетском Навкратисе. Именно поэтому Хиос, большинство граждан которого были материально обеспечены, сумел обойтись без острых общественных противоречий и олигархического строя.

Наиболее характерным примером демократического полиса были Афины. Интенсивный рост экономики, стремительное развитие морской торговли привели здесь к сравнительно раннему разложению общины. В результате борьбы между демосом и родовой аристократией к V в. до н. э. в Афинах рабовладельческое государство представляло собой демократический полис со сложной социальной структурой. После реформ Солона и Клисфена в VI в. до н. э. изменилось территориальное деление: вместо прежних родовых фил появились новые территориальные, подразделяющиеся на демы. Значительной была роль народного собрания. Государственные должности были выборными. Так, «совет пятисот» оттеснил родовой орган власти – ареопаг.

Совершенствовалась и судебная система. Существенную роль играл демократический суд присяжных. Все важные дела решались народным собранием. Собрание собиралось не менее сорока раз в год, если нужно было решить важные проблемы, например обсудить вопросы войны и мира, то собрание собиралось еще чаще. При Перикле Афины познали «золотой век» демократии. В ходе проведенных реформ демос получил доступ к занятию важных должностей, кроме должности стратега.

Наши рекомендации