Сущность и структура мирового политического процесса
Мировой (международный) политический процесс представляет собой ядро международной жизни, аккумулирующее все многообразие отношений ее субъектов. Мировой политический процесс - это совокупность взаимосвязанных политических явлений, событий и действий, отражающих статусы и роли субъектов международной жизни, тенденции и перспективы ее развития. По сути мировой политический процесс представляет собой политические взаимосвязи, взаимодействия и отношения субъектов международной жизни, динамические изменения в их
поведении и исполнении своих ролей, разнообразные транссЬоо-мации всех элементов мирового политического пространства
Содержание мирового политического процесса состав ляют политические явления, события и действия, приводящие к стабилизации или дестабилизации международной и региональ ной обстановки, революционным или контрреволюционным эволюционно-реформистским или консервативно-реформисте^ ким, демократическим преобразованиям и изменениям в мире и регионах. Его составляют также борьба народов и государств за национальную независимость и суверенитет, защиту и реализацию жизненно важных интересов, статус и положение в мире; противоборство политических конкурентов на международной арене; сотрудничество и взаимодействие государств и народов, международных объединений и организаций в обеспечении международной и региональной безопасности, в решении глобальных проблем человечества. Результатом содержания мирового политического процесса является объективно-усредненная совокупная деятельность всех участников международной жизни. Часто такой результат называют международной политической обстановкой.
Мировой политический процесс представляет собой вполне самодостаточное структурное образование международной жизни с определенной спецификой. Он функционирует, в основном, по тем же принципам и правилам, что и менее масштабные национальные политические процессы, но в отличие от них имеет свои особенности. Во-первых, при политическом взаимодействии субъектов международной жизни не существует единого легитимного центра принуждения, отсутствует верховная централизованная власть, способная навязать свою волю акторам политических отношений. Во-вторых, основным регулятором поведения субъектов международного политического процесса **«™"" интересы и нормы международного права, ^третьих, ^^ тивность правовых регуляторов мирового политического процесса зависит не столько от их поддержки ^^^от^^-зациями и институтами, сколько от позиций и влияния обладаю
щих значительными экономическими и военными ресурсами конкретных государств, их блоков и союзов. В-четвертых, содержание, характер и направленность функционирования и развития мирового политического процесса определяются балансом сил между его субъектами. В-пятых, в мировом политическом процессе действуют чрезвычайно неоднородные социально-политические силы с многообразными, порой трудно совместимыми интересами, с различными социокультурными и ценностно-нормативными представлениями о необходимом мировом порядке, о совместном решении общечеловеческих, мировых проблем.
Международный политический процесс стал формироваться еще в Древнем мире как следствие стремления людей жить сообща, их взаимодействия между собой при решении общих дел. В последующем, по мере формирования и развития государств, отношения и взаимодействия между ними постепенно стали приобретать наднациональный, международный характер. Их институционализация и превращение в самостоятельное мировое политическое явление стали возможными в результате реализации принципов политической организации мира, определенных Вестфальским договором . Кроме того, на становление, оформление и утверждение феномена мирового политического процесса оказали влияние складывание мировой системы хозяйства и мирового рынка с характерным для них способом распределения богатств и ресурсов, развитие средств международной коммуникации, расширение форм и методов взаимоотношений народов и стран.
Вестфальский договор заключен 24 октября 1648 г. между участниками Тридцатилетней войны в Европе (1618 - 1648): Священной Римской империей и ее союзниками, с одной стороны, и Швецией с союзниками -с другой. В договоре юридически закреплены принципы послевоенного политического устройства Европы: национальный суверенитет, равновесие и баланс сил в мировой политике, уважение интересов всех участников международного сообщества, согласованность целей и действий субъектов международных отношений, ставшие основой межгосударственного сотрудничества и взаимоотношений на континенте.
Мировой политический процесс, как самостоятельный фено
мен, имеет свою структуру. Ее основными элементямГ^па"
ют: субъекты мирового политического процесса; международные
политические отношения, их состояние и ДИ„амика;ХеГ„о^ъ
субъектов мирового политического процесса; объекты мирового
политического процесса. »ри»«л о
Щ Субъекты мирового политического процесса являются веду щим элементом его структуры. К ним относятся: государства их группы и союзы, международные и региональные объединения и организации, народы мира и отдельных стран. Государства которых в настоящее время в мире насчитывается более 200, - это наиболее могущественные и организованные субъекты мирового по-лкгического процесса, сосредоточившие основные средства воздействия на международную жизнь. Они представляют на мировой арене интересы целых народов, обладают необходимыми возможностями и средствами для обеспечения суверенитета, безопасности и территориальной целостности стран. Это единственный общенациональный институт, имеющий легитимные полномочия вступать в отношения с другими субъектами мирового политического процесса, заключать договоры, объявлять войны.
Каждое из государств, действующее на мировой арене, имеет свой политический вес, в соответствии с которым оно может влиять на ход и исход тех или иных международных событий. Особая роль среди них принадлежит государствам, обладающим значительной экономической, научно-технической, социально-политической и военной мощью, занимающим выгодное геополитическое положение в мире. Для решения некоторых международных проблем, затрагивающих интересы нескольких государств, они образуют кратковременные и долговременные союзы и коалиции.
К важным субъектам мирового политического процесса относятся международные и региональные объединения и организации. Это - различные политические, военно-политические, политико-экономические, профессиональные и другие союзы, блоки и коалиции, основу которых составляют совпадающие интересы и Дели их участников. Они являются организаторами общения государстви народов, вступают в международные отношения не только от имени государств и других институтов и организаций, входящих в их состав, но и как самостоятельные субъекты. Международные и региональные объединения и организации подразделяются на два типа: межгосударственные (межправительственные) и негосударственные (неправительственные). Их деятельность связана с различными аспектами международных политических отношений, проявляется на различных уровнях мировой политики.
Международные межгосударственные (межправительственные) объединения и организации как субъекты мирового политического процесса представляют собой стабильные образования, формируемые на основе международного права, многосторонних и двусторонних договоров. Они обладают определенной, согласованной их участниками компетенцией, имеют постоянные органы с формально фиксированными правами и обязанностями.
Самым значительным современным международным объединением является Организация Объединенных Наций (ООН). Ее деятельность направлена на выработку механизма политического взаимодействия государств в целях поддержания всеобщего мира и безопасности, содействия социально-экономическому прогрессу народов. В состав ООН сегодня входит более 190 государств мира, что свидетельствует о ее универсальности. За время своего существования ООН неоднократно проявляла себя в качестве эффективной силы, способной содействовать стабилизации международных отношений, урегулированию конфликтов, ослаблению конфронтации между государствами.
Глобальными по уровню и характеру воздействия на отно~ шения в мире являются и международные финансово-экономические организации, такие как Международная организация труда (МОТ), Международный валютный фонд (МВФ), Международная торговая палата (МТП), Всемирная торговая организация (ВТО), транснациональные корпорации. Международные экономические организации способствуют политическому регулированию финансовых отношений в мире и развитию международной торговли, а транснациональные корпорации, обладая огромнымиэкономическими ресурсами, во многом определят полигаче
скую стратегию в области мирового экономтеского раз" "
сотрудничества. Р<ивития и
Существенную роль в мировом политическом процессе иг рают региональные и надрегиональные межгосуодственные (межправительственные) объединения и организации. П™"! нальному принципу сформированы: Совет Европы (СЕ) Оогани зация американских государств (ОАГ), Организация по безопа! ности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Содружество Независимых Государств (СНГ), Организация африканского единства (ОАЕ), Лига арабских государств (ЛАП, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и др. Большинство государств -экспортеров нефти из разных регионов - образуют надрегиональ-ную межгосударственную организацию ОПЕК. Исламские государства участвуют в деятельности надрегиональной структуры -Организации Исламской конференции (ОИК). К надрегиональ-ным образованиям относится и Организация Североатлантического договора (НАТО).
Международные негосударственные (неправительственные) объединения и организации в отличие от межгосударственных (межправительственных) менее формализованы, но имеют более сложную структуру. Они могут быть чисто неправительственными или смешанными, то есть включать правительственные структуры и общественные организации и даже индивидуальных членов. К международным негосударственным объединениям и организациям относятся, например, Социалистический интернационал, Конфедерация свободных профсоюзов, Всемирный совет мира, Римский клуб, «Гринпис», Пагуошское движение, Всемирный совет церквей, различные профессиональные объединения и другие. По некоторым подсчетам, сегодня в мире Д^™ ло 40 тысяч негосударственных объединении и Ч™™^ Они занимают свою нишу в мире, присущими им средствами,
~См,Политол^г^че^ I Л.Ю. Мепьвильи ЬрШ МГИМО (Университет) МИД России: Изд-во «Проспект», 2005. С. |
методами и приемами воздействуют на конкретные сферы и аспекты международных отношений, на состояние и эволюцию мирового политического устройства.
|| Безусловными субъектами мирового политического процесса выступают также человеческая цивилизация в целом, народы различных стран, граждане отдельных государств. Им по праву должна принадлежать решающая роль в выработке основных принципов международных отношений, перспективных направлений мирового общественного развития.
Политические отношения, их состояние и динамика, как компонент мирового политического процесса, характеризуют политическую ситуацию в мире, выражающую соотношение политических сил, их возможности и роль в международной жизни. В состоянии и динамике политических отношений определяются глобальные и региональные лидеры-государства, содержание и характер межгосударственного взаимодействия, противоречия международной политической жизни, тенденции и направленность ее развития. Основными историческими формами мировых политических отношений являются мир и война. При этом война всегда представляет собой насильственный способ решения возникающих проблем в политических отношениях. С помощью войн достигаются те цели субъектов мировой политики, которые не могут быть реализованы в условиях мира. Вместе с тем в современных условиях такой вид войны, как ядерная, большинством субъектов мирового политического процесса считается неприемлемой формой их отношений, так как она ведет к гибели человечества. Мир как состояние международных политических отношений традиционно способствовал и способствует сохранению и укреплению отношений взаимного сотрудничества, доверия между субъектами мирового политического процесса.
В современных условиях основу политических отношении в мире, их развития и совершенствования составляют как исторически сложившиеся нравственные регуляторы (гуманизм, справедливость, взаимное уважение и доверие и т.д.), так и выработанные международным сообществом во второй половине XX в.
принципы международного гюавя ^л,
ООН. Однако значительные н^^П2^Г,Ыв В УСТаВе сил в мире, происшедшие в конце XX * расстановке и балансе мировой системы социализма, привели кТ РШЯВД1 СССР и
рии регулирования международных полТич^ГоТноГ" „а основе собственных ценностных с»^^
сообщества, эти государства оформили свои притязания в систему собственных правил международного поведения Эти пра вила предусматривают и оправдывают их вмешательство под разными предлогами, без санкции мирового сообщества, в дела суверенных государств, применение вооруженной силы'против мирного населения. Игнорирование принципов международного права и общечеловеческих нравственных регуляторов, навязывание своих стандартов в международных политических отношениях ведущими западными странами вызывают решительное противодействие со стороны большинства субъектов международного политического процесса, что оказывает существенное влияние на его современное состояние, динамику и характер функционирования и развития.
Особое место в структуре мирового политического процесса
занимает конкретная политическая деятельность его субъек
тов. Она включает дипломатическую работу, образование и
обеспечение функционирования блоков, союзов и ^ашт^
сударств, региональных и международных объединений и ор«
низаций переговоры, диалоги, "4™°^^^^
вращение шу,*у*ш*~-^^
заговоры, демонстрацию с"к^вПРмирового политического
правленная деятельность суоъектов ? лиоудая в мировой
процесса на международной арене «^ ^ человечества в
политике, призванной реализовывать ^ р^ политика, миро-
целом или его отдельных чаете* ^ сферой ^^
вая политика является хотя и своео"Р сопеШШЧество и согла-отношений, в которой осуществляются соперни
сование ценностей, интересов и целей государств и других уча стников международных отношений, распределение ресурсов" определяются правила и порядок организации международной жизни. Современная мировая политика - это зона повышенного риска, в которой каждый участник политического взаимодействия вынужден нередко исходить из непредсказуемого поведения других. Глубокие изменения в мире во второй половине XX -начале XXI в. диктуют необходимость новых подходов в мировой политике, новых средств ее реализации. Ни одно государство, ни другие субъекты мирового политического процесса в связи с наступлением «ядерного века» в развитии человечества не могут обеспечить свою безопасность без скоординированных действий на международной арене, взаимного учета интересов и установления сбалансированных отношений между собой. Особую опасность для человечества представляет использование в мировой политике военно-силовых методов.
Главным в содержании политической деятельности субъектов мирового политического процесса является внешнеполитическая деятельность государств. Внешняя политика - это деятельность государства и других политических институтов общества по реализации своих потребностей и интересов на международной арене, это продолжение внутренней политики. Она направлена на обеспечение благоприятных внешних условий для развития страны и реализуемого государством политического курса. Основу внешней политики государств составляют национальные (национально-государственные) интересы как осознанные народом и выражаемые государством жизненные потребности населения страны в его сохранении и развитии, обеспечении своей безопасности, подержании стабильности общественных и государственных институтов. В исторической ретроспективе каждое государство всегда стремилось реализовать свои национальны
1 Цели, приоритеты и направления внешней политики России в с временных условиях изложены в Концепции внешней политики К< сийской Федерации. (См.: Международная жизнь. 2000. № 8 - 9).
интересы в международных отношениях нел. I
ресам других, и прежде всего слабых гпо' Р ^ В ущеРб инте-
Русский философ XIX в. Й^^Г
на словах и на деле не заботится так м *" никто и
своих национальных и государственных ^^ аНгличане> о вестно, как ради этих интересов ^«^„"2^^ ^ чане морят голодом ирландцев, давят индусГнГм ЗНГЛИ-ляют опиумом китайцев, грабят Египет К.™ насильн° отрав-дела внушены заботой о национальное^^р^Г' "* ™ ных же условиях достижение главной цели мирово^Г/тиГ" обеспечение выживания человечества { возможно лиТши проведении такой внешней политики каждым государством другими субъектами мирового политического процесса которая не наносит ущерба национальным интересам отдельных государств и народов. Внешняя политика государств, деятельность других субъектов мирового политического процесса являются основным фактором политических изменений в мире, определяющим тенденции и перспективы их развития.
Объект мирового политического процесса и одновременно элемент его структуры составляют разнообразные глобальные и региональные образования, явления и события. В самом общем плане им являются мир в целом, его устройство, человеческое сообщество. К объекту мирового политического процесса правомерно отнести и современные глобальные проблемы человечества. Эффективное воздействие на объект мирового политического процесса и его преобразование в необходимом для человечества направлении достигаются целеустремленными и последовательными действиями всех субъектов мировой политики.
Мировой политический процесс - ^^^^
щееся явление, его содержание и структура п
к новым,
ся, эволюционируют от старых отживш народной жизни,
более совершенным, адекватным реалиям совре
потребностям человеческой цивилизации. В
«Цит.по:Но^ы7м^81№ 1. С 208 - 209.
менный мировой политический процесс характеризуется новыми чертами, в его функционировании и развитии обозначились особые тенденции, определились новые приоритеты.
Основные черты