Постиндустриальное общество, характер и основные черты
Обрабатывающее информацию, знания.
Определяющие факторы – социальный и культурный, в отличие от экономического в индустриальном.
Компьютеризация всех сфер.
Это было предсказано Марксом. В этом обществе впервые дифференцируется власть и собственность: люди, занятые индивидуальным трудом, определяют развитие и функционирование общества. Менеджеры, инженеры, руководители компаний…
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ ЛЮДЕЙ. ПРОБЛЕМЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
Род, народ, нация - это крупные устойчивые объединения людей, обнаруживающие общие черты жизни, материальной и духовной культуры, языка, психологии и т.д.
Коллективности людей. Нет общности, если нет совместной жизни и совместного труда. Труд меняется – меняется общность.
1. П – род, племя. Кровное родство, вместе производят и потребляют. Язык, культура, верования. Матриархат (собирательство) – патриархат (высшая стадия и начало разложения, мотыга меняется на плуг с волом). Остается продукт, происходит разделение труда, умственная деятельность.
2. Р, Ф – народность. Язык, культура, верования. Территория. Узкие социальные связи (остаточный продукт – на рынок). Все в своем обществе. Не взаимодействуют друг с другом, радиус общения мал. Один язык, но несколько диалектов, рыхлое общество, области.
3. К. – нация. Стираются границы, более тесные отношения. Появляется только в капитализме. Возникает единая национальная культура, самосознание, т.к. стираются границы, развивается производство. К нациям примыкают менее крупные общности.
В современном обществе существует множество национальных проблем.
Национализм: склонен преувеличивать национальные особенности. Происходит восхваление национального, но в то же время пренебрежение к другим нациям и народностям.
Шовинизм – крайняя форма национализма. Ненависть к другим национальностям, стремление уничтожить другие народы как вид.
Часто национализм сочетается с расизмом.
Космополитизм: игнорирует всякие национальные особенности, отвергает их существенное значение. Это своего рода навязывание своего образа жизни другим странам.
Но существует и такое понятие как интернационализм, который проявляется во взаимном уважении национальных особенностей любых народностей.
Существует 2 модели интеграции полиэтнического населения:
1. ассимиляционная (интеграционная) модель: одно государство – одна нация. Люди, приезжающие в страну, могут влиться в общество, если они усвоят национальную культуру.
2. мультикультурная модель. Оставляет право национальным меньшинствам иметь свои национальные особенности.
КЛАССЫ И КЛАССОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
Задумывались сразу: теория насилия, божественная и т.п.
Античность: неравенство способностей Ч (Платон, Аристотель, затем Гегель).
Современное: способность работать с информацией. Низшие не могут требовать передела, как то было до.
Подготовка классов в П (непримиримые противоречия): рабовладельцы и рабы. Государство призвано их умерять. Разделение труда – главная причина появления классов.
Марксу принадлежит в исследовании классов:
1) существование связано с формациями. Сегодня труд становится универсальным – исчезновение классов.
2) диктатура пролетариата исходит из классовой борьбы
3) сама диктатура – переходный период к построению общества без классов.
«Великий почин», Ленин:
Класс – большие группы людей, которые отличаются по их месту в исторически определенной системе общественного производства:
1) отношении к средствам производства (собственник или наемный),
2) по роли в организации производства
3) по доле и способам получения общественного богатства.
Такие группы, из которых один может подчинить другого.