Духовная грамота как памятник деловой письменности XVII – XVIII вв

Введение

Духовное завещание является важнейшим документом в жизни человека – записями в приходской книге скорее фиксируются факты о том, что был такой человек, родился, женился и его не стало. А духовная – это иное, это итог жизни, своеобразный слепок человека. В ней можно увидеть судьбу и характер, через долги и отписания – видно то, чем жил человек, какие у него были ценности материальные и этические. Более того, виден язык, которым говорил завещатель, его отношения к объектам физического мира и людям. Завещание всегда пишет человек состоявшийся, завершенный. Это своеобразная кульминация земного пути. Таким образом, духовная грамота является знаковым элементом материальной культуры и необычайно интересным объектом исследования.

Проблематика курсовой работы состоит в описании языковой картины мира писца на материале памятников деловой письменности Северной Руси XVII-XVIII вв. Оно направлено на решение важнейших проблем лингвокультурологии новейшего времени: исследование конкретной лингвокультурологической ситуации Русского Севера XVII-XVIII вв. Это позволяет через лексическое значение слов выявить влияние культурного контекста на лексику, особенности социально-экономической и духовной культуры поморов XVII-XVIII вв. Кроме того, исключительно важным является источниковедческий аспект, связанный с определением лингвистической ценности разных групп памятников. Деловая письменность XVII – XVIII вв. представляет собойсотни разновидностей (жанров) документов, различающихся по целевой установке, содержанию и языковым особенностям. Всестороннее описание этих жанров с точки зрения их пригодности для решения разных лингвистических задач (а не только их лексической содержательности) является важнейшей задачей лингвистического источниковедения.

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы используя для сравнительной характеристики отдельные фрагменты указанных памятников, отражающие нажитое имущество завещателей, их отношения с другими людьми и материальным миром, выявить, каким образом представлена в них языковая картина мира; аннотировать данный вид деловых документов в качестве источника для исследований по исторической стилистике русского языка.

Поставленные цели определяют решение основных задач работы:

1. собрать необходимый для работы лингвистический материал;

2. описать специфику жанра духовной грамоты;

3. представить духовную грамоту как лингвокультурологический источник;

4. выявить ход и содержание лингвокультурологической обработки исследуемого материала;

5. определить то, каким образом отражена в духовной грамоте языковая личность писца

Научная новизна курсовой работы обусловлена недостаточной изученностью духовных грамот как отдельного, самостоятельного жанра деловой письменности.

Структура работы

Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.

Первая теоретическая глава обозначена как «Духовная грамота как памятник деловой письменности XVI – XVIII вв.». Она структурирована следующим образом:

1.1. Духовная грамота как жанр деловой письменности

1.2. Теоретические аспекты языковой картины мира и субъекта текста

1.3. Духовная грамота как лингвокультурологический источник

1.4. Диахронный аспект исследования языковой картины мира писца в начальный период формирования русского национального литературного языка

Вторая глава – практическая. Её заголовок звучит как «Фрагменты языковой картины мира писца в духовных XVII – XVIII вв.».

2.1. Общая характеристика источников исследования XVII века

2.1.1. Духовная Семена Лязгина 1649 года

2.1.2. Духовная Федосьи Меркурьевой 1677 года

2.2. Общая характеристика источников исследования XVIII в.

2.2.1. Духовная Тяпрингина 1732 года

2.3. Фрагменты языковой картины мира писца (на примере источника - “Духовная Тяпрингина 1732 года ”)

2.4. Сравнение языковой картины мира Семена Лязгина и Пелагеи Тяпрингиной

В качестве приложения даются тексты следующих духовных:

1. Духовная Семена Лязгина 1649 года

2. Духовная Федосьи Меркурьевой 1677 года

3. Духовная Пелагеи Тяпрингиной 1732 года

Основным материалом для исследования послужили рукописные документы, хранящиеся в Государственном архиве Архангельской области и опубликованные документы Череповецкого краеведческого музея и Государственного архива Вологодской области.

При написании данной работы были использованы сравнительно-исторический, сопоставительный и описательный методы.

Духовная грамота как памятник деловой письменности XVII – XVIII вв.

В данной работе рассмотрены памятники деловой письменности – архангельские и вологодские духовные грамоты XVII– XVIII вв. Эти территории расположены на Европейском Севере России. В указанный период они входили в состав двух различных епархий – Вологодской и Архангелогородской и Холмогорской, и, соответственно, хранились в их архивах.

Документы XVII– XVIII вв. написаны обычной для того времени скорописью. Так, в рукописях наблюдаются многочисленные варианты начертания одних и тех же букв, одинаковое написание разных букв (обычно ъ и ь). Широко используется вынос знаков и их сочетаний над строкой. [Копосов 2000: 11] Многие употребительные в деловых текстах слова пишутся сокращенно: алтнъ (алтын), днга (деньга), днь (день), дрвня (деревня), мнстрь (монастырь), ннҌ (ныне), стои (святой) и др.

Наши рекомендации