Xvii - xviii вв. история зарубежной литературы xvii - xviii вв.

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИ­НЫ

Студент должен знать:

• основные сведения из биографий крупнейших писателей изученного кур­са;

• имена ведущих переводчиков, исследователей,; наиболее авторитетные издания, серии, учебные пособия и справочники]

• литературно-критические труды представителей изучаемой эпохи («По­этическое искусство» Н.Буало, «Рассуждение о науках и искусствах» Ж.- Ж. Руссо, «Лаокоон» Г.Э. Лессинга, «Письма об эстетическом воспита­нии» Ф.Шиллера и др.);

• базовую терминологию, основные понятия и термины, их использование при анализе художественного произведения и литературного процесса в целом.

Студент должен уметь-.

• рассматривать литературный процесс ХVП-ХVШ веков в культурном контексте эпохи; ,

• анализировать литературные произведения, относящиеся к разным жан­рам литературы эпохи Просвещения (литературная сказка, философская повесть, роман-воспитание, готический роман, мелодрама, бюргерская трагедия и т.п.);

• прочитать наизусть 5 стихотворений/фрагментов (на выбор);

• самостоятельно подготовить к зачету ряд вопросов, не освещенных в лекционном курсе;

• ответить в письменной форме на контрольные вопросы по курсу;

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

1. поэзия кавалеров
2. барокко
3. классицизм, просветительский классицизм
4. просвещение, просветительство
5. сентиментализм
6. предромантизм
7. рококо
8. руссоизм, «естественный человек»
9. «буря и натиск», «бурный гений»
10. жанр, жанровая разновидность
11. религиозно-философская драма
12. классицистическая трагедия
13. бюргерская трагедия
14. комедия - балет
15. «слезная комедия»
16. комедия дель арте
17. фьяба
18. философская повесть
19. эпистолярный роман
20. «готический» роман
21. конфликт драматический
22. композиция
23. архитектоника
24. характер литературный
25. характер-маска (доминанта)
26. герой-резонер
27. аллегория
28. асиндетон
29. анафора
30. буффонада
31. гротеск
32. концепт
33. оксюморон
34. условность
35. фантастика

СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ

1. Донн Д. Сонет XIX.

2. Гонгора Л. Тщеславная роза.

3. Бернс Р. Любовь и бедность.

4. Гете В. Ночные песни путника.

5. Шиллер Ф. Перчатка.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО КОНСПЕКТИРОВАНИЯ

1. Лихачев Д.С. Барокко и его русский вариант // русская литература, 1962, № 2 или Лихачев Д.С. развитие русской литературы X-XVII вв.: эпохи и стили. – Л., 1973 - гл. «Барокко в русской литературе XVII в.».

2. Луков В.А. Комедия Ж.Б. Мольера «Мещанин во дворянстве» (проблема художественного метода и комедийного мастерства) // практические задания по зарубежной литературе. – М., 1981. – с.83-90.

3. Адан А. Театр Корнеля и Расина // Театр французского классицизма. – М., 1970. – с. 5–18.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ

а) основная литература

Художественные тексты:

а. Кальдерон П. Жизнь есть сон.

3. Корнель П. Сид.

4. Расин Ж. Андромаха. Федра.

5. Мольер Ж.Б. Мещанин во дворянстве. Тартюф. Дон Жуан.

6. Буало Н. Поэтическое искусство.

б. Перро Ш. Спящая красавица. Красная шапочка, Синяя Борода.
Мальчик с пальчик и др. сказки.

7. Дефо Д. Робинзон Крузо. |

8. Свифт Д. Путешествия Гулливера.

9. Филдинг Г. История Тома Джонса, найденыша.

10. Стерн Л. Сентиментальное путешествие.

11. Вольтер Ф. Кандид.

12. Бомарше П. Севильский цирюльник. Женитьба Фигаро.

13. Лессинг Г.-Э. Эмилия Галотти. Лаокоон (предисловие, гл.1 - 2.)

14. Гете И.- В. Лирика. Страдания юного Вертера. Фауст.

15. Шиллер Ф. Лирика. Коварство и любовь.

16. Гольдони К. Трактирщица. Слуга двух господ (на выбор).

17. Гоцци К. Король-олень. Турандот. Любовь к трем апельсинам (на выбор).

18. Зарубежная литература XVIII века. Хрестоматия: в 2-х т. /Под.ред Б.И.Пуришева. М., «Высшая школа», 1988.

Критическая литература

1. Луков, В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней: Учебное пособие. - М., 2003.

2. Мартынова О.С. История немецкой литературы: Средние века - эпоха Просвещения: Конспект-хрестоматия: учеб.пособие. М., 2007.

3. Михальская Н.П. История английской литературы: Учебник для студ. филол. и лингв, фак. высш. пед. учеб. заведений. ,М., 2007.

4. Очерки истории французской литературы: учеб.пособие: Пер. с франц./К.Ловерна-Гарнье, А.Попер, И.Сталлони и др.; Под ред. Д.Бергеза. М., 2007.

5. Черноземова Е.Н. История английской литературы. Практикум. - М.: «Флинта»; «Наука», 1998.

6. Зарубежные писатели: Библиографический словарь: В 2-х ч. /Под ред.

7. Пахсарьян Н.Т. История зарубежной литературы XVII - XVIII веков:

Учебно-методическое пособие. М., 2001.

8. Папсуев В.В. Три великих английских романиста эпохи Просвещения:

Дефо, Свифт, Филдинг. М., НОУ «Полярная звезда», 2002.

б) дополнительная литература

Художественная литература

1. Кальдерон П. Дама-невидимка.

2. Корнель П. Гораций.

3. Гонгора Л. Стихи.

4. Донн Д. Стихи.

5. Лафонтен Ф. Басни.

6. Мильтон Д. Потерянный_рай.

7. Ларошфуко Ф.де., Паскаль Б., Лабрюйер Ж.де. Суждения и афоризмы.М., Изд-во политической литературы, 1990.

8. Перро Ш. Кот в сапогах. Сказки. Перевод И.С.Тургенева.

9. Дефо Д. Молль Флендерс. Роксана.

10. Свифт Д. Сказка о бочке.

11. Голдсмит О. Векфильдский священник.

12. Стерн Л. Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена.

13. Прево А. История кавалера де Грие и Манон Леско.

14. Лакло Ш.де. Опасные связи. .

15. Лесаж А.Р. Хромой бес. Похождения. Жиль Бласа из Сантильяны.

16. Вольтер Ф. Микромегас. Задиг.

17. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании. Исповедь. Новая Элоиза.

18. Лессинг Г.-Э. Мисс Сара Сампсон. Гамбургская драматургия.

19. Бюргер Г.А. Удивительные приключения барона Мюнхгаузена.

20. Уолпол Г., Казот Ж., Бекфорд У. Фантастические повести. М., 1967.

Критическая литература

1. Артамонов С.Д. История зарубежной литературы 17-18 века. М., 1988.

2. История зарубежной литературы 18 в. Под ред. З.И. Плавскина. М.,
Высш.шк., 1991.

3. История всемирной литературы (ИВЛ). Т.4.М., 1987.

4. Де Санктис Ф. История итальянской литературы /Под ред. Михальчик.- Д.Б. Т. 1-2. М., 1963.

5. XVII век в мировом литературном развитии. М., 1989.

6. Жирмунский В.М. Очерки по истории классической немецкой литературы. Л., 1972.

7. Кеттл А. Введение в историю английского романа. М., 1966.

8. Елистратова А.А. Английский роман эпохи Просвещения. М.,1966.

9. Виппер Ю.Б. Творческие судьбы и история. М., 1990.

10. Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. М., 1973.

11. Практические занятия по зарубежной литературе. М., 1981.

12. Западноевропейская художественная культура XVIII века. М., 1980.

13. Барт Р. Расиновский человек// Барт Р. Избранные работы. Семиоти- ка. Поэтика. М., 1989.

14. Ладыгин М.Б. Предромантизм в мировой литературе. М., НОУ «Поляр­ная Звезда», 2000.

15. Мориак Ф. Жизнь Жана Расина; Нерваль Ж.де. Исповедь Николя; Виньи А. де. Стелло, или Синие демоны. М., Книга, 1988.

16. Мультатули В.М. Мольер: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1988.

17. Типология стилевого развития Нового Времени. Классический стиль. Соотношение гармонии и дисгармонии в стиле. М., Наука, 1976

18. Байкель В.Б. Мещанская драма эпохи Просвещения. Тюмень, Тюмен­ский университет, 1990.-

19. Ингер А.Г. Из истории английской литературы XVII - XVIII вв. Колом­на: Б.К., 1996.

20. Васильева Т.Н. Английская сатира ХУ111 века. Споры и решения. Ки­шинев, Штиинца, 1991.

21. Ерохин А.В. Драматургия Веймарской классики. Учебно-метод. посо­бие. Ижевск, Изд-во Удмуртского ун-та, 1996. I

22. Пашигорев В.Н. Роман воспитания в немецкой литературе 18-20 вв. Са­ратов, СГУ, 1993.

23. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Галантный век.Буржуазный век. М., «Терра-Тегга», Изд-во «Республика», 19196.

24. Английская лирика первой половины XVII века. /Сост. А.Н.Горбунов. М.: Изд-во МГУ, 1989.

25. Французская литературная сказка XVII - XVIII веков. М.: Художест­венная литература, 1991.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

ТЕМА: Из истории литературы Востока XVII века.

Япония.

Изучение темы предполагает самостоятельную предварительную подготовку студента в виде составления устного сообщения на один из предложенных преподавателем вопросов с использованием учебной и научной литературы.

ПЛАН:

1. Поэтически школы в Японии XVII века.

2. Жанр танка. История возникновения и функционирования.

3. Жанр хокку (хайку):

а) Структура и жанровые признаки хокку.

б) История становления хокку (хайку) в Японии.

4. Творчество Басё (Мацуо Муэфуса, 1644-1694). Стиль сёфу.

5. Поэзия Камидзима Оницура (1664-1738).

6. Творчество Ёса бусон 91716-1783).

7. Поэзия Кобаяси Исса (1763-1827).

ТЕРМИНЫ: поэтическая школа Тэймон, поэтическая школа Данрин, танка, хокку (хайку).

ЛИТЕРАТУРА:

1. Боронина И.А. Поэтика японской «танка» // Народы Азии и Африки. 1965. № 5.

2. Бреславец Т. И. Традиция в японской поэзии: Классический стих танка / Т.И. Бреславец. - Владивосток: Изд-во Дальневост.ун-та,1992.-120с.

3. Луков Вл.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней: уч. пособ./ Вл. А. луков. - 3-е изд.. испр. и доп. - М.: «Академия», 2006.

4. Японика, Сайт о японской культуре.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

ТЕМА: Из истории литературы Востока XVII - XVIII века.

Китай.

Изучение темы предполагает самостоятельную предварительную подготовку студента в виде составления устного сообщения на один из предложенных преподавателем вопросов с использованием учебной и научной литературы.

ПЛАН:

1. Экономическая, политическая и социокультурная ситуация в Китае в XVII – XVIII вв.

2. Китайский классический роман XVII – XVIII вв.:

а) «Сон в красном тереме» Цао Сюэ-циня как вершина китайского классического романа. Жанровая сложность романа. Особенности композиции. Роман как «энциклопедия жизни» старого Китая.

б) Китайская героико-авантюрная проза исторического характера в XVII веке и роман Чэнь Чэня «Последующее повествование о речных заводях».

в) «Цветы в зеркале» Ли Жу-чженя – завершение развития классического китайского романа. Смысл названия романа, его антиконфуцианская направленность.

3. Драматургия. Творческий подъем в период упадка:

а) Хун Шин «Дворец бессмертия».

б) Кун Шан-жень «Веер с персиковыми цветами».

ТЕРМИНЫ: жанр, композиция, роман, драма.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Генис А. Билет в Китай / А. Генис. - СПб., 2001.– С. 153.

2. Кравцова М.Е. Поэзия вечного просветления / М.Е. Кравцова. – СПб., 2000. – С. 83.

3. Бадылкин Л.Е. О классической пейзажной лирике // Народы Азии и Африки, № 5, 1975.

4. История всемирной литературы. Т. 3. – М., 1985.

5. Фишман О.Л. Китайский сатирический роман / О.Л. Фишман. – М.,1966. – С. 42-43.

6. Воскресенский Д.Н. Сага о большой семье / Д.Н. Воскресенский // Цао Сюэ Сон в красном тереме/ Цао Сюэ. – М., 1995.

7. Тан И. Об исторической достоверности действительности, отражённой в романе «Сон в красном тереме» / Тан И // Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока: Тезисы докладов науч. конф. – Л.;М., 1980.

8. Воскресенский Д.Н., Воскресенский А.Д. Литературный Китай в XVII веке: судьбы истории, философии и социального бытия в китайской классической литературно-художественной традиции / Д.Н.Воскресенский, А.Д.Воскресенский. – М.: Аспект Пресс, 2009.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

ТЕМА: Проблема барокко в современном литературоведении.

Философская драма Кальдерона «Жизнь есть сон».

]

ПЛАН:

1. Барокко в западноевропейских литературах ХУ11:

а) происхождение и значение термина;

б) политические и философские предпосылки;

в) концепция мира и человека;

г) образно-тематические лейтмотивы;

д) стилистические особенности.

П. Драма Кальдерона «Жизнь есть сон»:

1. Политическая концепция драмы (сообщение).

2. Философские основы произведения (христианство, неоплатонизм, неостоицизм) и авторский выбор.

3. Своеобразие композиции:

а) принцип контраста в основе построения:

б) деление внутри хорнад, определяемое тремя парами основных персонажей.

4. Изображение характеров:

а.) Сехизмундо контраст в основе психологической характеристики персонажа: духовное преображение героя: символичность образа :

б) образ Росауры как женскаяпараллель образу глазного героя:

в) образ шута (Кларин) иего значение для развития идейной и художественной линии драмы.

г) Клотальдо как тип дворянина, верного королю и принципу чести;

д) другие персонажи (Басилио, Астольфо, Эстрелья).

5. Стилистические особенности драмы (метафоризм, контраст, антиномия и т.п.).

ТЕРМИНЫ: философское произведение, характер литературный.

|

ЗАДАНИЯ:

1. Ознакомьтесь с термином «характер литературный». Отвечают ли герои Кальдерона требованиям, предъявляемым к этому понятию?

2. Докажите, что драма «Жизнь есть сон» Кальдерона является философ­ской. Для этого особое внимание обратите на место действия, имена, по­строение, философские идеи, пары персонажей.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Лихачев Д.С. Барокко и его русский вариант/ «Русская литература». 1969. №2

2. Морозов А.А. Проблемы европейского барокко/ «Русская литература». 1968. № 12.

3. Голенищев-Кутузов И.Н. Романские литературы. М., 1968.

4. Краткая литературная энциклопедия. Т.2, статья «Барокко».

5. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987, статья «Барокко».

6. Виппер Ю.Б. О разновидностях стиля барокко в западноевропейских ли­тературах ХУ11 века/ Виппер Ю.Б. Творческие судьбы и история. М., Худ. литература, 1990, с. 147-159.

7. Пастушенко Л.И. «Жизнь есть сон» Кальдерона и «История жизни прой­дохи по имени дон Паблос» Кеведо/ Сб. Лепка. Кальдерон и мировая культура. Отв. ред. Степанов Г.В. АН СССР, Л., «Наука», 1986.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

ТЕМА: Трагедия французского классицизма

ПЛАН:

1. Классицизм как литературное направление XVII века:

а) происхождение термина;

б) политические предпосылки и философские ориентации;

в) основные категории;

г) нормативность искусства классицизма.

П. Трагедия героического действия. «Сид» Корнеля.

1) Основной конфликт и его развитие.

2) Концепция героя в трагедиях Корнеля. Изображение человеческой
души в борьбе, столкновении двух начал: чувства и долга.

3) Отступления от норм классицизма. Как их объясняет сам автор?
(см. предисловие).

Ш. Психологическая трагедия Расина «Андромаха».

1) Изменение политических ориентаций и его воздействие на трагедию.

2) Основной конфликт и его развитие.

3) страсть как основная структурная единица персонажа. Появление нового типа героя. Сближение трагического и повседневного.

ТЕРМИНЫ: классицизм, трагедия, конфликт, характер-маска (характер-доминанта).

ЛИТЕРАТУРА:

1. Н. Буало. Поэтическое искусство (песня 3; - в кн.: Манифесты западноев­ропейских классицистов. МГУ, 1980. С.432-439 или Артамонов С.Д. Хре­стоматия по зарубежной литературе 17-18 веков. М., 1982, с. 129-133).

2. Адан А. Театр Корнеля и Расина // в кн.: Театр французского классицизма. Сер. БВЛ., М., 1970. С.5-18.

3. Д. Обломиевский. Французский классицизм. М., 1968 (главы 1, 2).

4. Н.П.Козлова. Классицизм Корнеля //П. Корнель. Пьесы. М., «Московский рабочий», 1984. С. 5-20.

5. В.Кадышев. Расин. М., «Наука», 1990. С.59-89.

6. История французской литературы. (Под ред. Л. Андреева). МГУ, 1987. С.161-166, 199-205.

7. Практические занятия по зарубежной литературе. М., 1981. С.75-83.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

ТЕМА: Комедия Ж.-Б.Мольера «Тартюф»

ПЛАН:

1. Мольер о смысле и назначении комедии (на основе «Предисловия» к «Тартюфу» и «Первого прошения королю по поводу “Тартюфа”»),

2. Особенности композиции произведения.

3. Проблема художественного метода в комедии:

1) типология конфликта;

2) принципы создания характера (гротеск как способ обрисовки характе­ра);

3) контраст между цинизмом поступков и ханжескими поучениями Тар­тюфа как источник комизма пьесы Мольера.

4. Система образов в комедии.

5. Жизненная правда и художественная условность в произведениях Молье­ра. Злободневное и вечное в комедии. Почему имя Тартюфа стало нари­цательным?

ТЕРМИНЫ: комедия, «ученая комедия», герой-резонер, фарс, сатира.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Литературная энциклопедия. Т. 2. — 1929.

2. Нусинов И. М. Вековые образы. М., 1937.

3. Булгаков М.А. Жизнь господина де Мольера. - М.: Молодая гвардия, 1991.

4. Бояджиев Г.Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. - М.: Просвещение, 1988. С. 134.

5. Смирнов А.А. Из истории западноевропейской литературы: Образ Дон Жуана у Мольера. – М., Л.: Художественная литература, 1965. с. 281.

6. История зарубежной литературы XVII века. / Под ред. М.В. Разумовской. – М.: Высшая школа, 2001. С. 115.

7. Бояджиев Г.Н. Гений Мольера // Мольер ПСС в 4-х т.т. - М., 1965-67. Т. 1. С.27

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

ТЕМА: Жанр сказки и его место в литературе XVII – XVIII века

ПЛАН:

I. Салонный литературный быт и распространение волшебной сказки.

II. «Истории, или Сказки былых времен» Ш. Перро (1697).

1) Вопрос об авторстве «Сказок Матушки Гусыни».

2) Фольклорные истоки и литературная природа «Сказок».

3) Спор «древних» и «новых» и причины обращения Ш. Перро к жанру
сказки.

4) Сказка «Спящая красавица» как наиболее полное воплощение основных черт нового типа сказки:

а) композиция сказки;

б) место и характер фантастики в сказке;

в) своеобразие сюжетного развития.

III. «Волшебные сказки» Мари Катран д' Онуа (1698)

1) Литературная деятельность графини д' Онуа, родоначальницы французской волшебной сказки.

2) Сказка «Желтый карлик» как образец галантной волшебной сказки, характерной для эпохи рококо:

а) соединение фольклорных мотивов с литературными традициями;

б) удвоение сюжета;

в) двуплановость сказки, возникающая благодаря магическому смыслу и ироничной игре.

ТЕРМИНЫ: композиция, сюжет, условность, фантастика, рококо, литературная сказка.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ш. Перро. Сказки Матушки Гусыни (неадаптированное издание).

2. М.К. д' Онуа «Желтый карлик» //Французская литературная сказка ХУП- ХУШ веков. М„ 1991.

3. История всемирной литературы. М., 1987. Т.4. С. 175-177.

3. Зарубежная литература для детей и юношества в 2-х частях. М., 1989. 4.1. С.106-108.

5. Шаров А. Волшебники приходят к людям. М., 1985. (гл. о Перро). 7. Комментарий А. Строева в сб. Французская литературная сказка (см. пункт № 2).

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

ТЕМА: Д. Дефо «Робинзон Крузо»

ПЛАН:

1. Творческая биография Дефо.

2. Образ Р. Крузо.

3. «Образ» природы в романе.

4. Основной конфликт и особенности его развития.

5. Жанровое своеобразие книги.

ТЕРМИНЫ: роман, реализм.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Учебник.

2. Аникст А. Даниэль Дефо: очерк жизни и творчества. - М., 1957.

3. Урнов Д. Дефо. - М., 1990.

4. Урнов Д. Робинзон и Гулливер: судьба двух литературных героев. - М., 1973.

5. Елистратова А. Дефо // Елистратова А. Английский роман эпохи Просвещения. - М., 1966.

6. Миримский И. Реализм Дефо // Миримский И. Статьи о классиках. - М., 1966.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

ТЕМА: Особенности сатиры Джонатана Свифта в «Путешествиях Гулливера»

ПЛАН:

1. История создания произведения.

2. Особенности композиции (художественные задачи, поставленные в пре­дисловии; соотнесение частей).

3. «Путешествия Гулливера» как сатирическое, памфлетно-аллегорическое изображение действительности:

а) политическая сатира (ч.1, ч. 3);

б) сатира на историю (ч. 2, ч. ; в) сатира на нравы (ч. 2);

г) сатира на науку (вопрос о соотношении науки и жизни, часть 3); Г) сатира на социальное устройство общества (антиу топия в части 4):

4. Теория «естественного человека», ее воплощение в романе:

а) прием остранения и его роль:

б) соотношение героя и автора.

5 Приемы сатирического изображения в романе (фантастика, парадокс, гротеск, ирония, пародия).

ЛИТЕРАТУРА:

1. Дж. Свист. Путешествия Гулливера.

2. Ингер А. Джонатан Свифт. Предисловие к кн.: Свифт Дж. Сказка бочки. Путешествия Гулливера. М.. 1976 (БВЛ).

3. Муравьев В. Джонатан Свифт. М., 1988 (гл. 5).

4. Урнов Д.М. Робинзон и Гулливер. М., 1973.

5. Дубашинский И.А. «Путешествия Гулливера» Д. Свифта. М., 1968.

6. История зарубежной литературы 18 века. / Под ред. Плавскина З.И. М., 1991. С. 54-58.

7. История всемирной литературы. Т. 5. С. 41-44.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9

ТЕМА: Сентиментально-юмористический роман Англии

(Л.Стерн «Сентиментальное путешествие»)

I

ПЛАН:

1. Философские и эстетические воззрения Стерна. Роль Стерна в формиро­вании английского сентиментализма.

2. Своеобразие композиции романа:

а) поступательно-отступательное движение;

б) принцип ассоциативности.

3. Принципы создания образа главного героя:

а) символическое имя персонажа;

б) характеристика пастора Йорика как доброго чудака, «конек» героя;

в) отношение автора к герою.

4. Разрушение иллюзорного представления о добродетели человека (юмор в отношении носителя сентиментального чувства).

ТЕРМИНЫ: сентиментализм, композиция, ассоциативность, пародия, юмор.

ЗАДАНИЯ:

К вопросу 2:

1) какой принцип композиции становится у Стерна определяющим? (глава 22 кн. 1 романа «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена». Где помещено предисловие? Как можно объяснить подобное расположение материала автором?

2) Прочитайте главы «Париж», «Версаль» с подзаголовками «Паспорт-*. «Скворец», «Узник».

Какой принцип лежит в основе соединения глав? Найдите в тексте примеры ассоциаций по сходству и по контрасту.

К вопросу 3:

1) Обратитесь к главе 8 кн. 1 «Тристрама Шенди». Что автор подразумевает под «коньком» героя? Какой «конек» у пастора Йорика? (доказать). Приве­дите примеры чувствительности героя.

2) Всегда ли совпадают автор и герой в своих рассуждениях? Найдите примеры иронического отношения автора к Йорику.

К вопросу 4:

1) Проследите, как проверяются автором основные свойства сентиментального человека (милосердие, сострадание, любовь (с точки зрения интуитивной ре­акции прекраснодушного «я»)). Для этого проанализируйте следующие эпизо­ды:

- встреча и разлука с дамой в Кале ^

- любовное письмо

- перчаточница и маркезина

- эпизоды с горничной

- первая сцена с монахом и эпизод в каретном сарае

- плач крестьянина над трупом осла

- Мария из Мулен

- раздача милостыни («Монтрей»)

- вторая сцена с монахом

- «Парижская гостиница» и «Узник»

ЛИТЕРАТУРА:

1. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.Кожевникова, П.Николаева. - М., 1987.

2. Краткая литературная энциклопедия в 7 т. / Под ред. Суркова А.А.- М.: "Советская энциклопедия", 1964.

3. Успенский Б.А. Поэтика композиции. - М., 1970.

4. История всемирной литературы: B 9 т. T.5 / Под ред. Тураева С.В. - М.: "Наука", 1988.

5. А.Елистратова. Английский роман эпохи Просвещения.- М.: "Просвещение", 1966.

6. А.Елистратова. Вступ. ст.//Стерн. Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена. Сентиментальное путешествие по Франции и Италии. - М., 1968.

7. Шкловский В. О занимательности докучных сказок.- Битва с белым медведем. Стерн и Вольтер. Стерн и Локк, или Остроумие и рассудительность. О скромности. О позах и жестах. Слуга вытесняет хозяина. Несколько слов о делении романов на главы. Время в романе. Клетка Стерна//Шкловский В. Художественная проза. Размышления и разборы. - М.: "Советский писатель", 1960.

8. Шкловский В. О теории прозы. - М., "Советский писатель", 1983.

9. Шкловский В. Повести о прозе. - М., 1966.

10. История зарубежной литература XVIII века/Под ред. З.И.Плавскина. - М.: "Высшая школа", 1991.

11. История зарубежной литературы XVIII века/Под ред. В.П.Неустроева. - М., 1974.

12. Атарова К.Н. Монография. Лоренс Стерн и его сентиментальное путешествие. - М.: "Высшая школа", 1980.

13. Атарова К.Н. Стерн и европейский роман первой четверти 20 в. // Писатель и жизнь. - М., 1987.

14. Максютенко Е.В. Особенности художественного воплощения образа Йорика в "Тристраме Шенди"и "Сентиментальном путешествии"Лоренса Стерна // Актуальнi проблеми лiтературознавства. T.2. -Днiпропетровськ, 1997. - C.44-49.

15. Аникст А. История английской литературы. - М., 1956.

16. Кочеткова Н. Сентиментализм и Просвещение//Русская литература. - 1983. - № 4.

17. Верцман И.Е. Лоренс Стерн / /Из истории реализма на Западе. - М.: Изд-во АН СССР, 1941. - С.133-188.

18. Тронская М. Романы Лоренса Стерна. - М., 1940.

19. Лоренс Стерн. Сентиментальное путешествие. Воспоминания. Письма. Дневник. Пер. и примеч. А.Франковского. Пред. И.Верцмана. -М., Гослитиздат, 1940.

20. Соколянский М.Г. Западноевропейский роман эпохи Просвещения: Проблемы типологии. - Киев; Одесса, "Вища школа", 1983.

21. Писатели Англии о литературе. - М., 1981.

22. Атарова К.Н. Жанровое новаторство Лоренса Стерна и его влияние на европейскую литературу: Автореф. дис.... канд. филол. наук. -М., 1976.

23. Пахсарьян Н.Т. Роман рококо и романтический роман: к типологии жанра//От барокко до постмодернизма. - Днепропетровск, 1997. -C.54-59.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10

ТЕМА: Философская повесть Вольтера «Кандид»

ПЛАН:

1. Философские взгляды Вольтера. Отношение писателя к теории «предус­тановленной гармонии» (Лейбница - Поупа).

2. Философская повесть как жанр эпохи Просвещения. Основные черты.

3. Особенности композиции повести:

а) реальный план повествования:

- условность сюжета;

- обличение пороков существующего феодального уклада жизни (войны, упадок культуры, разоблачение деятельности духовенст­ва) и его основные художественные приемы (гротеск, ирония, фантастика и др.);

- утопический идеал автора;

б) философский план повести:

- критика беспочвенного оптимизма и его опровержение жизнью (исто­рия злоключений Панглоса и Кандида):

- критика философии пессимизма:

- особенности финала (идейный смысл).

4. Значение Вольтера в истории развития мировой литературы.

ТЕРМИНЫ: повесть, условность, фантастика, гротеск, ирония, архитектони­ка.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Вольтер. Кандид, или Оптимизм (любое издание).

2. Моруа А. Литературные портреты. М., 1970. С. 39-53.

3. История французской литературы. М., 1987. С. 235-240.

4. История зарубежной литературы 18 века. Под ред. З.И. Плавскина. М., 1991 (Вольтер).

5. Бахмутский В.Я., Божор О.И., Виппер Ю.Б. История зарубежной литера­туры 18 в. МГУ. 1977 (Вольтер).

6. Исаак Паси. Перевоплощение оптимизма. Ф. Вольтер «Кандид» //И. Паси Литературно-философские этюды. М., 1974, с. 97-|123.

Артамонов С. «Вольтер» (вступительная статья) // Вольтер. Орлеанская девственница. Магомет. Философские повести. М., 1971. С.5-26 (серия БВЛ).

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11

ТЕМА: Бюргерская трагедия Германии 18 века

ПЛАН:

1. Отличие бюргерской трагедии от трагедии классицизма.

2. Трагедия Лессинга «Эмилия Галотти»:

а) основной конфликт трагедии (этапы развития);

б) нравственно-эстетический идеал автора и его воплощение в характерах героев (Эмилия, Одоардо Галотти, граф Аппиани);

в) психологическая усложненность образов (Эмилия, графиня Орсина, принц);

г) композиционные особенности произведения.

3. Штюрмерская мещанская трагедия (Шиллер «Коварство и любовь»):

а) литературные источники пьесы;

б) развитие конфликта (этапы; отличие решения конфликта у Шиллера и у Лессинга);

в) особенности характеров героев у Шиллера (Луиза, Фердинанд, Миллер, леди Мильфорд); роль внесценических персонажей.

ТЕРМИНЫ: конфликт (внешний, внутренний, психологический, социаль­ный), характер (индивидуальное, типическое), трагедия.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Лессинг Г.Э. Эмилия Галотти. Шиллер Ф. Коварство и любовь.

2. История немецкой литературы в 5-ти томах. Т.2. М.. 1962. <В.Р.Гриб «Лессинг»).

3. История немецкой литературы в 3-х томах. Т. 2. М., 1985. С. 260-273.

4. Фридлендер Г.А. Лессинг. Очерки творчества. М., 1957.

5. Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. М., 1982, вып.7. С.139-160.

6. Берковский Н.Я. Театр Шиллера //Берковский Н.Я. Статьи о литературе. М.-Л., 1962. С. 131-203.

7. Ланштейн П. Жизнь Шиллера. Пер. с нем. М., 1984.

8. Фридрих Шиллер. Статьи и материалы/ Под; ред. Р.М.Самарина и С.Б.Тураева. М., 1966.

9. Либинзон З.Е. «Коварство и любовь» Фридриха Шиллера. М., 1969. Ю.Лозинская Л.Я. Фридрих Шиллер. М., 1960.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 12

ТЕМА: Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро»

ПЛАН:

1. Творческая биография Бомарше.

2. Образ Фигаро.

3. Образ графа Альмавивы.

4. Женские образы в комедии.

5. Основной конфликт и особенности его развития.

6. Жанровая природа пьесы.

ТЕРМИНЫ: пьеса, комедия.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Артамонов С. Бомарше: очерк жизни и творчества. - М., 1960.

2. Грандель Ф. Бомарше. - М., 1979.

3. Финкельштейн Е. Пьер Огюстен Бомарше (1732-1799). - М. – Л., 1967.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 13

ТЕМА: Сентиментальный роман Германии

«Страдания юного Вертера» Гёте

ПЛАН:

1. Движение «бури и натиска» в немецкой литературе XVIII века: этапы, группировки, эстетические принципы (сообщение).

2. Движение штюрмерства. «Страдания юного Вертера» как произведение «Бури и натиска»:

недовольство действительностью; повышенная эмоциональность;

новаторский характер (протест против общественного строя и бессилие этого протеста).

3. Жанровое и композиционное своеобразие романа.

4. Образ Вертера, его типологические особенности (выявить черты «бурного гения» путем сравнения с образами Геца фон Берлихингена и Прометея из одноименных произведений Гете).

5. Основные художественные средства анализа душевных переживаний ге­роя:

а) чтение героя на разных этапах его жизни;

б) лирический пейзаж (изменение пейзажа и его восприятия героем в соответствии с изменением его настроения);

в) близость Вертера к простым людям (дети, крестьяне, ремесленники), руссоизм, поэтизация патриархального быта;

г) прием упреждающих сцен, роль вставных эпизодов:

д) способность героя к самоанализу.

6. Любовная линия в романе (образ Лотты, история любви Вертера к Лотте).

7. Социальный конфликт в романе. Столкновение естественного человека с неестественным обществом.

ТЕРМИНЫ: сентиментализм, руссоизм, эпистолярной роман, литературное движение, «буря и натиск», «бурный гений» (штюрмер).

ЛИТЕРАТУРА:

1. И.-В. Гете. Страдания юного Вертера (любое издание).

2. История немецкой литературы в 5-ти тт. М., 1963, Т.2. С. 244-250.

3. Т.Манн «Вертер» Гете.// Т. Манн. Собр. соч. в 10-ти томах. М., 1961. Т. 10. С. 233-248.

4. Миримский И.В. Статьи о классиках. М., 1966. С. 69-78.

5. Конради Н. Гете. Жизнь и творчество. М., 1987. Т.^

6. Белоусов Р. Тайна Иппокрены. М., 1978. С. 99-119.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 14- 15

(коллоквиум, 4 часа)

ТЕМА: Трагедия И.-В. Гёте «Фауст».

ПЛАН:

1. Источники и жанровая характеристика произведения:

а) Понятие Мани и манихейства.

б) Народная книга о докторе Фаусте как литературный источник трагедии Гёте.

в) История легенды о докторе Фаусте.

г) Кристофер Марло «Трагическая история о докторе Фаусте» как литературный источник трагедии Гёте.

2. Творческая история «Фауста» Гёте.

3. Сущность спора между Богом и Мефистофелем в «Прологе на небе».

4. Причины душевного кризиса Фауста, отраженного в начале I части произведения.

5. Смысл противопоставления Фауст – Вагнер.

7. Причины, заставляющие Фауста заключить сделку с Мефистофелем

8. Образ Мефистофеля, его роль в судьбе Фауста.

9. Поиски смысла жизни (погребок Ауэрбаха, кухня ведьм).

10. Любовь в жизни Фауста. Образ Гретхен (Маргариты).

11. Символика II части.

12. Спор о человеке, его предназначение в жизни. Позиции в этом споре Фауста и Мефистофеля (проанализировать монолог Фауста «Болото тянется вдоль гор» - II часть, 5 акт).

13. Итог жизненных исканий Фауста.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Аникст А.А. Творческий путь Гете. – М., 1986.

2. Аникст А.А. «Фауст» Гете (литературный комментарий). – М., 1987.

3. Вильмонт Н. Гете и его «Фауст»// И.-В. Гете «Фауст». – М., 1970 (БВЛ).

4. Волков И.Ф. «Фауст» Гете и проблема художественного метода. – М., 1970.

5. Конради К.О. Гете. Жизнь и творчество. В 2-х т. – М., 1987.

6. Тураев С.В. И.–В. Гете. – М., 1951.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 16-17

ТЕМА: Традиции комедии дель арте во фьябах К. Гоцции и К. Гольдони.

Изучение темы предполагает самостоятельную предварительную подготовку студента в виде составления устного сообщения на один из предложенных преподавателем вопросов с использованием учебной и научной литературы.

ПЛАН:

1. Предромантизм в Италии. Предромантическая драматургия.

2. К. Гольдони - крупнейший драматург и реформатор итальянского театра XVIII века.

3. эволюция драматургии К. Гольдони от комедии дель арте к «комедии среды». Влияние Мольера.

4. Демократизм комедий К. Гольдони, их социальная и нравственная проблематика.

5. Жанр театральной сказки (фьябы).

6. К. Гоцци «Любовь к трем апельсинам», «Турандот»: их фольклорная основа.

7. Эстетическая полемика К. Гоции с комедиографией Гольдони. Проблема творческого метода К. Гоции.

ТЕРМИНЫ: драматургия, комедия дель арте.

ЛИТЕРАТУРА:

1 Гольдони К. Мемуары Карло Гольдони, содержащие историю его жизни и его театра, тт. 1–2. Л., 1933.

2. Реизов Б.Г. К.Гольдони, 1707–1793. Л. – М., 1957

3. Дзюба Т.К. Гольдони. Биобиблиографический указатель. М., 1959

4. Н. Томашевский. Итальянский театр XVIII века. - БВЛ, М., «Художественная литература», 1971

6. Мокульский С. С., История зап.-европ. театра, т. 2, М. — Л., 1949. .

7. Гоцци К. Сказки для театра: Пер. с ит. / Вступ. ст. Н. Томашевского; Коммент. С. Мокульского; Ил. Е. Катышева. - М.: Правда, 1989, с. 3-10).

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Ренессансный реализм 17 века. Принципы жанра, сформулированные в «Новом руководстве к сочинению комедий» и отраженные в «Фуэнте Овехуне» Лопе де Вега.

2. «Фуэнте Овехуне» Лопе де Вега как народно-героическая драма (источ­ник сюжета, развитие конфликта, темы основные; характеры).

3. Барокко как главенствующий стиль в западноевропейских литературах 17 века (политические и философские предпосылки, концепция человека и мира, мотивы, жанры и т.п.).

4. «Жизнь есть сон» П. Кальдерона как философская драма.

5. Жанр и композиция романа Гриммельсгаузена «Симплиций Симплицис- симус». Антивоенная и антифеодальная направленность романа. Аллего­рии в романе.

6. Классицизм как литературное направление 17 века (политические пред­посылки, философские основы, эстетическая система).

7. Этапы развития классицизма во Франции 17 века. Трагедия героического действия в творчестве Корнеля (особенности героя, тип конфликта, по­нимание категории трагического на примере «Горация» или «Сида»).

8. Этапы драматического творчества Расина. Психологическая трагедия Ра­сина «Андромаха» (особенности героя, тип конфликта, сближение траги­ческого и повседневного).

9. Типология конфликта и принципы создания характера в комедиях Моль­ера. Сатирическая направленность комедий (прямой социальный адрес).

10. Соединение традиций ученой и народной комедии в «Мещанине во дво­рянстве». Сатирические и карнавально-комедийные средства изображе­ния действительности в комедии-балете.

11. Фольклорные истоки и литературная природа сказок Шарля Перро. «Спящая красавица» - новый тип сказки (особенности композиции, ха­рактер фантастики, своеобразие сюжетного развития).

12.Зарождение Просвещения. Этапы западноевропейского Просвещения. Основные положения просветительской литературы. Своеобразие просве­тительского движения в различных странах Западной Европы.

13.Особенности философской повести как жанра (основные черты, типы фи­лософских повестей, особенности героя, организации времени и про­странства).

14.Особенности композиции и система персонажей философской повести Вольтера «Кандид, или Оптимизм».

15.Особенности композиции «Путешествий Гулливера» Свифта. Сатириче­ское изображение действительности в романе.

16. Прием остранения и его роль в произведениях Вольтера «Кандид» и Свифта «Путешествия Гулливера».

17. Гротеск как основной средство сатирического изображения действитель­ности у Вольтера («Кандид») и Свифта («Путешествия Гулливера»).

18. Сентиментализм как литературное направление 18 века (политические и философские основы, концепция мира, героя, темы, жанра).

19. Политические, социальные и философские идеи Руссо: теория естествен­ного состояния» и «общественный договор», культ природы, педагогиче­ские идеи.

20. Композиционные принципы и авторский прием создания характера глав­ного героя в романе Стерна «Сентиментальное путешествие».

21. Юмор как новая форма отражения конфликта между человеком и миром: этическая система Давида Юма и ее роль в разрушении иллюзорного представления о добродетели человека) по роману Стерна «Сентимен­тальное путешествие»).

22. Проблема соотношения автора и героя в произведениях Свифта «Путеше­ствия Гулливера» и Стерна «Сентиментальное путешествие».

23. Движение «бури и натиска» в немецкой литературе 18 века: этапы, груп­пировки, эстетические принципы.

24.Особенности жанра и композиции романа Гете «Страдания юного Верте­ра». Социальный конфликт в романе.

25.Вертер как герой «бури и натиска». Приемы характеристики душевных переживаний персонажа. История любви Вертера к Лотте.

26.Отличительные черты бюргерской трагедии как жанра. Типы конфликтов в бюргерской трагедии. Теория драматического характера, выдвинутая Лессингом в «Гамбургской драматургии».

27.Особенности композиции и развитие конфликта в трагедии Лессинга «Эмилия Галотти».

28. Нравственно-эстетический идеал автора и его воплощение в характерах героев пьесы Лессинга «Эмилия Галотти». Ремарка как одно из ведущих средств создания психологической усложненности образов.

29.Усиление политической тенденции в драме Шиллера «Коварство и лю­бовь» (развитие конфликта, характеры, литературные источники пьесы).

30.Психологический роман аббата Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско» (тип героя, форма изложения, отличия от плутовского рома­на).

31. Жанровые формы романа 18 века. Движение романа от эпических форм к лирическим в литературе 18 века (показать проникновение лирических или драматических элементов на примере одного из романов).

32. Композиция, система персонажей и драматические элементы в романе Шодерло де Лакло «Опасные связи».

33. Просветительская концепция человека и образ главного героя в романе Дефо «Робинзон Крузо».

34. Жанровая природа и двуплановость структуры романа Дефо «Робинзон Крузо». Понятие робинзонады.

35.Образ автора в романе Филдинга «История Тома Джонса, найденыша».

36. Композиция произведения Гете «Фауст». Эстетическая программа автора
и философская идея произведения, выраженная в прологах.

37.Образ Фауста: истоки образа, смысл поисков героя, эволюция, взаимосвязь с другими образами произведения.

38. Концепция мира и человека в литературе предромантизма, философские основы, эстетические категории и жанровая система.

39. Готический роман в литературе предромантизма. «Черный» роман Горация Уолпола «Замок Отранто».

40. Рококо как стиль искусства и литературы на рубеже 18 века (основные принципы, жанры).

41. Развитие литературной сказки 18 века. Анализ одной из сказок (по выбору студента).

42. Традиции комедии дель арте во фьябах Гоцци и Гольдони.

Наши рекомендации