Консервативные утопии Платона в диалогах Государство и Законы

Платон происходил из очень знатного афинского рода.

В молодости (407 – 399 гг. до н. э.) был слушателем и учеником Сократа, оказавшего на него огромное влияние.

После казни Сократа много путешествовал. Основал свою школу академ, которая просуществовала почти 1000 лет.

Его утопические идеи государств связаны с его теорией мира идей.

Эта теория состоит в том, что «истинное бытие – это некие умопостигаемые и бестелесные идеи», данные же ощущению эмпирические тела, вещи и явления не истинны, поскольку вообще относятся не к бытию, а к чему-то подвижному, становлению. Мир явлений для связан с миром идей и представляет собой искаженную копию второго.

Истинное познание – это познание бытия, т. е. мира идей. Оно доступно лишь «редким людям» – философам.

Идеальное государство трактуется Платоном в диалоге «Государство» как максимально возможное воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни – в полисе.

В «Государстве» Платон, конструируя идеальное справедливое государство, исходит из того соответствия, которое, по его представлениям, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой.

Трем началам (или частям) человеческой души – разумному, яростному и вожделеющему аналогичны в государстве три схожих начала – совещательное, защитное и деловое, а этим последним соответствуют три сословия – правителей, воинов и производителей (ремесленников и земледельцев).

Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела.

Кроме того, справедливость требует, по П., соответствующей иерархической соподчиненности этих начал во имя целого: способности рассуждать (т.е. философам) подобает господствовать; яростному началу (т.е. воинам) – быть вооруженной защитой, подчиняясь первому началу; оба этих начала управляют началом вожделеющим (ремесленниками, земледельцами и другими производителями).

Полис – это совместное поселение, обусловленное общими потребностями, и для наилучшего удовлетворения этих потребностей нужно разделения труда между гражданами государства.

Для обоснования вводимой иерархии среди граждан идеального государства должен распространяться «благородный вымысел» о том, что, хотя все они – братья, но бог, вылепивший людей, в тех из них, кто способен править, примешал при рождении золота, в их помощников – серебра, а в земледельцев и ремесленников – железа и меди.

Лишь в тех случаях, когда от золота родится серебряное потомство, а от серебра – золотое и т.д., П. допускает переход членов одного сословия в другое.

Чтобы стражи постоянно были на высоте своих задач, их быт и вся жизнь организуются на началах общности, равенства и коллективизма. Никто не должен обладать никакой частной собственностью. Вводится даже общность жён и детей.

Необходимые припасы стражи получают от третьего сословия. Живут и питаются стражи сообща, как во время походов. Им запрещается не только пользоваться, но даже прикасаться к золоту или серебру.

Женщины в идеальном государстве уравнены в правах и возможностях с мужчинами.

Семьи для двух первых сословий не существует. Детей воспитывает государство. Вопросы регламентации брака, быта, собственности, труда, людей третьего сословия Платон оставляет на усмотрение властей идеального государства.

Платон – против крайностей богатства и бедности, за умеренность, средний достаток.

Главное социально-экономическое отличие проектируемого идеального государства от всех прочих государств в том, что в нем преодолен раскол на богатых и бедных, тогда как каждое обычное государство представляет собою множество государств (одно – бедняков, другое – богачей; и в каждом из них опять-таки множество государств)

Идеальное государство Платона – справедливое правление лучших.

Идеальное государство как правление лучших и благородных – аристократическое государственное устройство. Но оно может реализоваться двояко: если среди правителей выделится кто-нибудь один, то правление будет царской властью, если – несколько правителей, тогда правление будет аристократией.

П. верит в возможность реализации своего проекта, хотя и признает трудности его осуществления. Но если даже идеальное государство будет создано, оно все равно не будет вечным и в силу неизбежной порчи человеческой натуры сменится другими формами правления.

Понимая изменение и смену различных общественно-государственных форм как круговращение внутри определенного цикла.

Идеальному (аристократическому) государственному устройству Платон противопоставляет четыре других, каждый из которых всё дальше от идеального.

Вырождение идеальной аристократии приводит к появлению частной собственности на землю и дома, превращению свободных в рабов. Вместо разумного начала в государстве господствует яростный дух. Это тимократия, под которой Платон имеет в виду критско-спартанский тип государственного устройства. Такое государство будет вечно воевать. Между тем война, по Платону, – «главный источник частных и общественных бед, когда она ведется». Особенно ненавистны Платону войны между эллинами.

Порча поглощенного войной и раздорами тимократического государства приводит – в результате скопления значительного богатства у частных лиц – к олигархии. Этот строй основан на цензе. У неимущих зреет ненависть против алчных и никчемных богачей, приводящая к перевороту в государстве и установлению демократии.

В целом демократию Платон расценивает как строй приятный и разнообразный, но не имеющий должного управления. Равенство при демократии уравнивает равных и неравных. В демократии ненасытно стремятся к свободе, что губит данный строй.

Так, согласно Платону, демократия опьяняется свободой в неразбавленном виде, и из нее вырастает ее продолжение и противоположность – тирания. Чрезмерная свобода обращается в чрезмерное рабство. Тиран добивается власти как «ставленник народа». Тирания – наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие.

В «Законах» Платон рисует «второй по достоинству» государственный строй.

Основное отличие второго государства от первого, изображенного в «Государстве», состоит в следующем. 5040 граждан второго государства по жребию получают земельный участок и дом, которыми пользуются на правах владения, а не частной собственности.

Надел считается общей собственностью государства. Он переходит по наследству лишь к одному из детей. В зависимости от величины имущества граждане делятся на четыре класса. Предусматривается предел бедности и богатства. Никто из частных лиц не имеет права владеть золотом или серебром. Ростовщичество запрещено. Исключается всякая роскошь. В число граждан (5040) не входят рабы и иностранцы, которые занимаются земледелием, ремеслами и торговлей.

Граждане будут снабжены достаточным по мере сил количеством рабов. Но часть, предназначенная для господ, ничем не должна быть обильнее остальных двух частей, предназначенных для рабов, а равным образом и для чужеземцев.

Быт второго государства, как и первого, пронизан стремлением повсюду насаждать единомыслие и коллективистские начала. Индивидуальная семья признается, но воспитание находится в руках многочисленных должностных лиц. Женщины равноправны с мужчинами, хотя и не входят в число высших правителей. Политическими правами обладают только граждане.

Граждане равноправны, но сам принцип равенства трактуется Платоном аристократически – т.к. для неравных равное стало бы неравным, если бы не соблюдалась надлежащая мера.

Во главе государства стоят 37 правителей, избираемых путем многоступенчатых выборов. Возраст правителей колеблется от 50 до 70 лет. Находиться у власти можно не более 20 лет. Главная роль – они стражи законов.

Значительная власть у выборного Совета, который состоит из 360 членов, по 90 человек от каждого класса.

Мало говорится о народном собрании, причем к посещению его обязываются (под страхом наказания) лишь граждане первого и второго классов (для других необязательно).

Предусматривается также избрание множества гражданских и военных должностных лиц. Все кандидаты на должности проходят проверку правомерности их претензий.

Также он предлагает создать еще один, по существу, надгосударственный орган – особое «ночное собрание» из 10 самых мудрых и престарелых стражей, которым вручается судьба государства.

Платон в «Законах» различает два вида государственного устройства: один – где над всем стоят правители, другой – где и правителям предписаны законы. Причем речь идет о справедливых законах – установленных ради общего блага всего государства в целом, а не ограниченной группы, захватившей власть.

Законы в таком государстве детальные и суровые, скрупулезно и жестко регламентируют публичную и частную жизнь людей, определяя распорядок дня и ночи. На страже законов стоит надлежаще устроенное правосудие.

Большое значение уделяется идеологической обработке.

Аристотель о политике

Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.), которому принадлежйт крылатые слова: «Платон мне друг, но истина дороже». А. – один из самых универсальных мыслителей в истории.

Много путешествовал, основал свою школу – ликей.

Политико-правовая тематика подробно освещается в таких сохранившихся его работах, как «Политика», «Афинская полития» и «Этика» (много работ утеряно).

Предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Политика у него тесно связана с этикой. Этика у него – введение к политике.

Государство – продукт естественного развития, как семья и селение, но это высшая форма общения, включающая остальные формы общения. Человек по своей природе существо политическое, и в государстве завершается становление природы человека.

Варвары ещё не достигли политической формы жизни.

Отношения господина и раба – это элемент семьи, а политическая власть исходит из отношений свободы и равенства.

Для А. как и для Платона государство состоит из множества элементов, но нельзя как П. пытаться сделать государство чрезмерно единым (т.е. общность имущества, жён, детей), иначе это приведёт к уничтожению государства. поэтому он защищал частную собственность (которая коренится в природе человека, его любви к себе).

Определение государства как формы зависит от того, кого считать гражданином. По А. каждой форме государства соответствует своё понятие гражданина, с изменением понятия гражданина меняется понятие государства.

По форме государства отличаются в зависимости от того сколько человек находится у власти (один, немногие, большинство).

Также различал правильные (где правитель действует ради общей пользы) и неправильные (где правитель действует только для своего блага) формы. Правильные:монархия, аристократия, полития. Неправильные: тирания, олигархия, демократия.

Самая правильная – полития (соединение лучших сторон олигархии и демократии, но свободна от их недостатков). Правит большинство в интересах общей пользы. Это средняя форма государства, средняя во всём: в нравах – умеренность, в имуществе – средний достаток, во властвовании – средний слой.

Наихудшая – тирания.

Резко критикует крайнюю демократию, т.к. верховная власть принадлежит демосу, а не закону; одобряет цензовую демократию.

Основной причиной возмущений и переворотов в государстве видит в отсутствии надлежащего равенства (должно быть относительное равенство и политическая справедливость).

Население должно быть достаточным и легко обозримым.Территория должна быть хорошо ориентирована к морю и материку.

В идеальном государстве большое количество рабов. Гражданских прав лишены ремесленники, матросы, торговцы.

Земля делится на две части: одна в общем владении, другая в частной собственности (плоды в общем пользовании).

Люди делятся на тех кто по природе раб и тех, кто свободен по природе. Война это охота на тех кто раб по природе, т.е. новые рабы не появляются. Но выступает против войны, т.к. она нужна главным образом для того, чтобы самим не попасть в рабство.

Право у А. политическое, т.е. его не может быть в неполитических формах (деспотических).

Политическое право делится на естественное и условное (волеустановленное). Естественное не зависит от признания или непризнания его и оно везде одинаковое. Условное – позитивное право – это законы (писанные и неписанные, т.е. правовые обычаи) и всеобщие соглашения. В основе всякого закона – право, т.е. право – это справедливость, которая находит выражение в законе.

Политическое правление – это правление закона, а не людей.

Наши рекомендации