Адвокатура в системе правового государства и судебная власть
Для понимания адвокатуры важно, что Конституция РФ 1993 г. на принципиально новой основе закрепила не применяемые ранее теоретические положения, понятия и принципы, которые позволяют выстроить концепцию и практику взаимоотношений адвокатуры, государства и судебной власти. И таким важнейшим краеугольным понятием явилась характеристика современного Российского государства как правового, закрепленная в ст. 1 Конституции РФ: "Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления".
Правовым государством является государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение справедливости, прав и свобод человека.
Правовое государство — это высокий уровень авторитета государственности, реальный режим господства права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической и державной сферах, пишет М. В. Баглай1.
Создание правового государства предполагает единство факторов существования системы гарантий от беспредельного административного вмешательства в саморегулирующееся гражданское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным методам осуществления судебной власти.
Конституция РФ утверждает характеристику современной России как правового государства. Однако раскрытие содержания этого понятия принадлежит правовой науке. По общепринятому мнению, понятие "правовое государство" включает:
• господство права во всех сферах общественной жизни и верховенство закона, выражающего правовые принципы об-, щества;
• верховенство не просто закона, а правового закона;
• связанность законом самого государства, всех его органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан;
• незыблемость свободы личности, ее прав и интересов, чести и достоинства, их охрана и гарантированность;
1 См.: Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998. С.115.
п Адвокатура в системе правового государства
• взаимная ответственность государства и личности;^
• наличие эффективных форм контроля и надзора за осу-пествлением законов и других нормативно-юридических актов;
• разделение властей в государстве на законодательную,
исполнительную и судебную'.
Понятие правового государства многомерно. По мнению исследователей, оно включает все то, что охватывается понятием конституционного демократического государства. Различные исследователи выделяют разные признаки правового государства. Наиболее часто принято отмечать следующие основные признаки:
" • высший приоритет прав и свобод человека и гражданина;
• независимость суда как главного механизма* гарантий прав и свобод;
• верховенство конституции;
• приоритет международного права.
Закрепление в Конституции РФ положения о том, что Россия — правовое государство, следует рассматривать как цель, задачу, направленную на построение такого государства.
Правовое государство означает его самоограничение правом. Господство права есть высший принцип правового государства. Этот принцип предполагает, прежде всего, верховенство закона, т. е. урегулйрованность основных общественных отношений во всех сферах жизни именно законом, а не подзаконными актами. Основой российской правовой системы является Конституция, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ.
Характерными чертами правового государства помимо верховенства закона являются:
• наличие ценностной системы законодательства;
• закрепление равенства всех граждан перед законом;
• внедрение в жизнь принципов социальной справедливости;
• служение государственных органов всему обществу, а не его части;
• обязательность опубликования всех законов.
•-м.: Кудрявцев В. Н., Лукашева Е. А. Социалистическое правовое госу-P^so // Социалистическое правовое государство: проблемы и суждения. М., 1989. С. 17—22.
10 Глава 1 Адвокатура в современном общес-i
Необходимым условием становления правового государе ства является проведение правовой реформы, параметры ко< торой были определены Указом Президента РФ от 6 мая 1995 | "О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации". В качестве основных направлений этой реформ! установлены:
• законодательное обеспечение системы прав человека;
• упрочение основ и защита конституционного строя;
• реформирование государственного управления;
• создание целостной правовой базы организации и дея<| тельности судебной системы и органов юстиции; '
• обеспечение координации нормотворческой деятельное^ ти федеральных органов государственной власти и органов го-1 сударствённой власти субъектов Российской Федерации; i
• формирование правовой базы реформы правоохранитель-1 ных органов;
• конкретизация основ федерализма;
• осуществление реформы местного самоуправления;
• системное правовое обеспечение развития экономики; *
• развитие системы правового воспитания, в том числе юридического" образования и юридической науки, и др.
Важным ориентиром для построения правового государства в России являются общепризнанные принципы и нормы международного права. В качестве примера приведем Доку< мент Копенгагенского совещания второй конференции СБСЕ:
по человеческому измерению, принятый 35 странами в июни 1990 г. и зафиксировавший следующие элементы правового государства:
• обеспечение проведения свободных выборов путем тай-^ ного голосования или равноценной процедуры свободного го-Й лосования и условий, обеспечивающих на практике свободное" выражение мнения избирателями при выборе своих представ вителей;
• осуществление представительной по своему характерэ формы правления, при которой исполнительная власть подотчетна избранным законодательным органам или избирателям^
• обязательное соблюдение правительством и государственными властями конституции и осуществление деятельности согласно закону;
• четкое разделение между государством и политическими партиями, в частности политические партии не должм сливаться с государством;
о Адвокатурав системе правового государства 11
• осуществление деятельности правительства и админи-тпации, а также судебных органов в соответствии с системой, гтановленной законом. Уважение такой системы должно быть
обеспечено,
• нахождение под контролем гражданских властей и подотчетность им вооруженных сил и полиции;
• гарантированность законом прав человека и основных свобод в соответствии с обязательствами по международному
праву,
• публикация законов, принятых по завершении соответствующей гласной процедуры, и административных положений обеспечивающая условия их применения. Эти тексты должны быть доступны для всех;
• равенство всех людей перед законом, исключение какой бы то ни было дискриминации, право на равную защиту со стороны закона. В связи с этим запрещение законом любой дискриминации и гарантированность всем лицам равной и эффективной защиты от дискриминации по какому бы то ни было признаку,
• обеспечение каждого человека эффективными средствами правовой защиты против административных решений с тем, чтобы гарантировалось уважение основных прав и осуществление ненанесения ущерба правовой системе;
• полная обоснованность административных решений, направленных против какого-либо лица, и обязательное содержание в них указаний на имеющиеся обычные средства правовой защиты,
• обеспечение независимости судей и беспристрастное функционирование государственной судебной службы;
• признание независимости адвокатов, их защищенность, в частности при приеме их на работу и в их адвокатской практике,
• четкое содержание в нормах, касающихся уголовного процесса, определений компетенции в отношении разбирательства и мер, которые предшествуют такому разбирательству и сопровождают его,
• обеспечение каждого арестованного или задержанного по уголовному обвинению лица правом, защиты с тем, чтобы можно было вынести решение относительно законности его ареста или задержания, доставления его в срочном порядке ^дье или другому должностному лицу, уполномоченному законом осуществлять такую функцию;
12 Глава 1. Адвокатура в современном общеста
• предоставление каждому человеку права при рассмотрев нии любого предъявленного ему уголовного обвинения или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое открытое разбирательство ком| петентным, независимым и беспристрастным судом, созданный на основании закона; • I
• создание необходимых условий любому лицу, пресле-| дуемому в судебном порядке, и предоставление ему права зая щиты себя лично или через посредство выбранного им самт| защитника или, если это лицо не располагает достаточными средствами для оплаты услуг защитника, на безвозмездной получение таких услуг, когда этого требуют интересы правей судия; ;
• исключение обвинения или осуждения за какое-либо уго^ ловное преступление, если только оно не предусмотрено за-| коном, который ясно и четко определяет элементы этого пре^ ступления; t
• обеспечение действия презумпции невиновности, пока1 виновность не будет доказана согласно закону;
• обеспечение верховенства закона на национальном уровне, что является важным вкладом международно-правовых инструментов в области прав человека. Государства-участника подтвердили, что они рассмотрят вопрос о присоединении и Международному пакту о гражданских и политических пра«[ вах, Международному пакту об экономических, социальны! и культурных правах и к другим соответствующим между» народно-правовым инструментам, если они еще не сделал» этого; ,
• в дополнение к внутренним мерам правовой защиты I для лучшего обеспечения уважения государствами-участни^ ками принятых на себя международных обязательств государ-»^ ства-участники готовы рассмотреть вопрос о присоединении id региональной или универсальной международной конвенции,! касающейся защиты прав человека, такой, как Европейская конвенция о правах человека или Факультативный протокол N Международному пакту о гражданских и политических пра< вах, которые предусматривают процедуру правовой защить отдельных лиц в международных органах'.
Многое из того, что здесь упомянуто, имеет прямое от< ношение к организации и деятельности адвокатуры. .1
' См.: Азаров А. Я Права человека. Новое знание. М., 1995. С 42—44
S 3 Юридическая природа адвокатуры