Правовое государство и судебная власть 95 в системе конституционных гарантий

область государственного управления, согласовывал бы его как е законами, так и с теми политическими директивами, которые исходят от народных представителей и поддерживаются общественным мнением страны"1. Речь идет о правительстве.

Законодательная власть определяет меру возможного и необходимого, исполнительная власть служит тому, чтобы эти возможность и необходимость стали действительностью. Управление основывается на законе, и в силу этого исполнительная власть имеет своим назначением направление государственной жизни в определенное законом русло.

Для конституционного государства характерно, что управление осуществляется в тех пределах, которые установлены для него законом, и в этом смысле исполнительная власть является подзаконной.

Однако сводится ли роль правительства, всей системы исполнительной власти к пассивному исполнению закона, к осуществлению юридических норм, продиктованных законодателем? В период ломки абсолютистского государства политико-правовая доктрина отвечает на этот вопрос обычно утвердительно. В основе такого ответа – стремление возвысить народное представительство и расширить возможности его воздействия на процессы общественного развития. Конституционное законодательство устраняет зависимость народного представительства от исполнительной власти.

Этим во многом объясняется запрет на совмещение депутатского мандата с должностью в системе исполнительной власти, поскольку в противном случае должностные лица исполнительной власти были бы также представителями народа и, обладая его доверием, могли быть выведены из-под контроля законодательной власти. Политическая история убедительно свидетельствует, что основания для подобных опасений и поиска надежных гарантий народного представительства имеются. Рецидивы абсолютизма были обычным явлением для истории становления едва ли не всех конституционных государств. Не об этом ли свидетельствует закрепленный в Конституции России порядок формирования Совета Федерации?!

Однако по мере утверждения конституционного государства подобные представления о правительстве как простом исполнителе законов и не более постепенно уступают свое место иным взглядам: об исполнительной власти, действующей в

^Алексеев АЛ. Министерская власть в конституционном государстве. Ее основы, роль и современное положение. Харьков, 1910. С.9.

96 II- КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - ВЫСШИЙ ОРГАН СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ ПО ЗАЩИТЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

соответствии с законом, но обладающей широкими полномочиями и самостоятельно отстаивающей интересы государства в предоставленной ей сфере государственной жизни. Если сказанное представить в схематическом виде, можно утверждать, что в процессе становления конституционного государства самодержавие монарха или бюрократической элиты (если иметь в виду опыт нашей страны) сменяется самодержавием органов народного представительства и только затем в результате ряда политических кризисов, протекающих по-разному в различных странах, происходит оптимальное распределение полномочий между органами законодательной, исполнительной и судебной власти, удовлетворяющее основные социально-политические силы общества и сопрягающееся с потребностями организации власти и управления. Словом, исполнительная власть теперь – это такая государственная деятельность, которая, осуществляясь в соответствии с законами и оставаясь в их пределах, не определяется только ими, но обладает значительной самостоятельностью в решении стоящих перед государством задач.

Гарантией соблюдения установленных законодательной властью границ служит суд. Коль скоро, однако, принцип законности относится ко всем сферам государственной жизни, судебный контроль распространяется на акты не только исполнительной, но и законодательной власти. В целом ряде случаев контроль за законностью актов в сфере государственного управления осуществляется судами общей юрисдикции, а контроль за актами законодательства – специальными органами конституционного правосудия, оценки которых основываются только и исключительно на конституции. Контроль за конституционностью законов и иных актов законодательной власти не есть посягательство на функции законодателя, а контроль за актами исполнительной власти не вторгается в сферу государственного управления. Суд не может и не должен входить в оценку целесообразности проверяемых на оселке конституционности актов или их соответствия общественным чаяниям и ожиданиям; его роль ограничена обеспечением соответствия закона конституции и актов исполнительной власти – закону и конституции.

Таким образом, проблема правового обеспечения имеет едва ли не доминирующее значение в теории и практике конституционного государства. Социальное назначение гарантий – обеспечить фактическое функционирование институтов и учреждений государства в соответствии с принципами наро-

Наши рекомендации